Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»
статья на тему

Сизова Татьяна Владимировна

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учеников

При умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Использование ИКТ78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»

2013 – 2014 учебный год

Добрый день, уважаемые коллеги! (Слайд)

Представляю вам опыт работы по теме:

«Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Вся жизнь – дорога к совершенству,

Тернистый путь на много лет.

Он стал для нас путём исканий,

Дорогой творческих побед.

Наименование опыта

Я работаю учителем начальных классов. В глазах учеников горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. (Слайд)

Уроки должны быть разные:

Хорошие, добрые, ласковые,

Красивые, милые, интересные

И, конечно, полезные.

Несомненно, главное – урок должен быть продуктивным. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. (Слайд)

Поэтому поиск эффективных методик и пройденные курсы привели  меня к новым компьютерным технологиям. Эта тема очень заинтересовала и воодушевила  меня.

(Слайд)

Условия формирования опыта:

 На формирование моего опыта по использованию ИКТ в процессе активизации  познавательной деятельности учащихся начальных классов оказали влияние следующие факторы:

  1. Информатизация учебного пространства.
  2. Курсы по темам:
  • «Интернет-технологии для учителя-предметника»
  • «Информационно-образовательная среда как средство реализации ФГОС»
  • «Проблемно-диалогическое обучение: теория, технология, применение»
  1. Внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода и проблемно-диалогического обучения для организации исследовательской работы учеников в рамках реализации ФГОС

Сегодняшнее поколение называют цифровым и, действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.

 Актуальность и перспективность.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека.

Чтобы в тайны жизни проникая,

Хоть одну из них осуществить,

Творчеством ребёнка вдохновляя,

Научить и верить, и любить.

Если человек творческий, то он может (слайд)

  • успешно адаптироваться в социуме;
  • противостоять негативным обстоятельствам;
  • находить позитивные выходы из сложных ситуаций;
  • способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.

Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования.

Изучая развивающую систему Л.В.Занкова и работая по ней третий год, становится понятным научное утверждение Л.С.Выготского, что (слайд)

 «...обучение может идти не вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования». Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

 В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие тех качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им самосовершенствоваться, что и предусматривает система обучения Л.В.Занкова.

 а развитие личности обучающегося "на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»

  (Слайд)

Технология опыта

В своей работе использую информационные технологии в разных направлениях. Особо хочу остановиться на трёх:   

  • демонстрация слайдов (использование презентаций);
  • работа над проектами
  • использование интерактивной доски или индивидуальных нетбуков

 

Работая в первом направлении, пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках  начальной школы

В своей практике я использую свои созданные или переработанныепрезентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.

При использовании презентаций в процессе открытия новых знаний достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, алгоритмы, которые содействуют формированию логических универсальных учебных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений).

(2 слайда с алгоритмом – Учимся писать безударную гласную в корне. Например, в начале урока ставим вопросы, по которым формулируется правило, а затем оформляется модель правила.

Также на уроке открытия нового знания при создании проблемной ситуации особый эмоциональный отклик вызывают слайды с видеофрагментами из любимых детьми мультфильмов.

(Слайд с видеофрагментами)

Маша и медведь. Нужно записать совет Маши. Задуматься: что такое НЕ – предлог или приставка? Как написать – слитно или раздельно?

Удав. Как измерить? В попугаях, в мартышках. Знакомство с новыми единицами длины.

Винни –Пух. Перед знакомством с новыми словарными словами, например, из группы съедобных.

Озорная семейка. Выполнить расчёты. Даётся задание с затруднением: среди решаемых примеров есть нерешаемый пример, т.е. с новым вычислительным приёмом, который детям ещё неизвестен и его предстоит открыть.

(Слайд) С целью формирования регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование) при подготовке к уроку закрепления изученного продумываю, как в презентации на первом слайде на уроке совместно с детьми выстроить план урока или составить карту путешествия. А в течение урока двигаться по плану или возвращаться к данному слайду, чтобы проследить свой путь, где побывали, что решили, что ещё предстоит узнать.

Например, закрепление по теме «Орфограммы-согласные» путешествуем по островам. (Слайд с гиперссылками)

Использование таких презентаций способствует эффективному решению задач, поставленных на уроке.

Второе направление работы – использование проектных форм (Слайд)

Даже младший школьник уже может выполнить простой  по содержанию проект в Microsoft Power Point. Тем более учимся этому на внеурочных занятиях.

В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель освоить необходимое предметное содержание, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и выступает со свей работой.

(Клик, детская презентация)

Тем самым у учащихся формируются общеучебные УУД – определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного и научного, публицистического и официально-делового стилей (Слайд)

Применение метода проектов в процессе преподавания школьного курса  дает возможность:

  • активизировать учебно-познавательную деятельность учеников;
  • обеспечить связь теоретического материала с его практическим применением;
  • формировать ключевые жизненные компетентности: умение учиться, общекультурную, гражданскую, предпринимательскую, социальную, информационно- коммуникативную и компетенцию сохранение здоровья;
  • значительно повысить результативность изучения конкретной темы.

Третье направление работы – использование интерактивной доски или индивидуальных нетбуков (слайд).

Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу.

Следует отметить, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, серьёзных навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку, поэтому на уроках удобно совмещать использование доски с презентацией и работать на слайдах.  

Особо хочу отметить, что интерактивная доска, как и индивидуальные нетбуки, помогает строить дифференцированное обучение. Для детей на доске предлагаю игру в шашки, дарц, а также интерактивные логические задачи.

(Слайд) В качестве подготовки к конкурсу «Русский медвежонок» мы пользуемся программой-тестом, в которой даны задания этого конкурса за предыдущие годы для разных классов, где количество набранных баллов выдаётся сразу. Дети любят обсуждать, спорить, доказывать, выполняя задания вместе (слайд-фото «Тест «Медвежонок», игра «Волк, коза, капуста»).

(Слайд) В индивидуальной работе  со слабыми учащимися для отработки вычислительных и орфографических навыков в детских нетбуках используется программа «Отличник», в которой при выполнении заданий по русскому языку, по математике на определённую тему ошибки детей программа сразу исправляет и выставляет отметку (Слайд-фото программы).

Современные дети быстро ориентируются в компьютере, поэтому быстро научились находить  свою фамилию, нужный урок и тему. Некоторые ребята даже сообразили, что ошибку можно удалить, набрать правильный ответ и получить «пятёрку». Поэтому пришлось организовать работу в парах. Парная работа важна не только ради контроля, но и для отработки навыка даже при наблюдении за работой товарища.

Новизна опыта.

 При умелом использовании , ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.

Через чувства и образ приводим в норму

Ребёнка интеллектуальное состояние.

Развиваем постепенно его воображение,

Помогаем сконцентрировать внимание.     

С применением ИКТ строятся особые отношения учителя и детей. Меняется традиционная цепочка передачи знаний от взрослого ребёнку. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. (Слайд)

Монитор компьютера  (экран) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

Компьютерное обучение несомненно, имеет преимущества перед традиционным (слайд):

  • классическое  объяснение  нового материала сочетается  с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;
  • электронные задания для индивидуальной работы можно успешно  использовать на этапе закрепления изученного материала;
  • электронные материалы можно использовать при проведении контроля  усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся;
  • использование электронных материалов на занятиях внеурочной деятельности.

 Однако применение ИКТ в образовании не приведет к желаемому эффекту, если в основе применения средств икт на уроке не лежат педагогические технологии. Следовательно, под интерактивной технологией на основе ИКТ мы понимаем совокупность методов, средств обучения, позволяющих осуществлять целенаправленное методическое руководство учебно-познавательной деятельностью. (Слайд)

Ведь творчество-радость и радость творчества – это и есть гармония образования и гармония в образовании, к чему стремится современный учитель   

Результативность опыта (слайд)

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию

(Слайд) В целом, использование компьютерных технологий

  •     повышает качество знаний
  •     продвигает ребенка в общем развитии
  •     помогает преодолеть трудности

Заканчивая своё выступление, хочу пожелать своим коллегам: (слайд)

Я желаю вам всегда

Находить время для работы – это условие успеха!

Находить время для размышлений – это источник силы!

Находить время для игры – это секрет молодости!

Находить время для дружбы – это условие счастья!

Находить время для мечты – это путь к звёздам!

Находить время для творчества – это муза души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

«Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства»

Теоретические основы активизации познавательной  деятельности  учащихся  начальных классов при использовании  дидактических игр на уроках изобразительного искусства: ха...

Проект «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Сегодня использование  ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышлени...

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов путём использования педагогических технологий в учебном процессе

Выступление на заседании школьного методического объединения в рамках обмена и обобщения опыта работы в начальных классах общеобразовательной школы....

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...

«Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов».

При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках использую следующие компьютерные программы: учебные, контроли...