Уровневая дифференциация обучения.
учебно-методический материал на тему

Шацкая Ольга Алексеевна

Механизм реализации уровневого дифференцированного обучения. Структура занятий с каждой группой учащихся. Характеристика учащихся по уровням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urovnevaya_differentsiatsiya_obucheniya.odt26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Уровневая дифференциация обучения

Психолого-педагогические исследования показывают, что дети осваивают знания и способы деятельности по-разному. Различен темп, уровень, тип мышления, долговременность сохранения знаний в памяти, их перенос в иную ситуацию. Различно и влияние знаний на развитие личности ребенка. Освоить же определенный минимум должен каждый обучающийся, реализовать требования стандарта – каждый учитель.

Здесь возникает очень сложная проблема – как учителю учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого? Решить эту проблему можно за счет уровневой дифференциации. Смысл ее в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика.

Механизм реализации таков: в течение ряда уроков идет образовательный процесс в обычном режиме. После учитель и ученики анализируют и оценивают, как усвоен материал, изученный в эту неделю, и как освоены способы деятельности. Результатом анализа и оценки становится  деление всех учащихся на три группы.

Первая группа – дети, усвоившие материал (дети «нормы»)

Вторая группа - дети, не усвоившие материал или частично его усвоившие; дети с проблемами в обучении, нуждающиеся в педагогической поддержке.

Третья группа – дети с высоким уровнем обученности и обучаемости, интеллектуально продвинутые, проявляющие способности в учебных дисциплинах; одаренные.

Структура занятий с каждой из трех групп включает три этапа:

Первый этап – интеллектуальная разминка.

Второй этап – актуализация, «выращивание», углубление знаний. Для детей с проблемами в обучении подбираются:

  1. задания из изученного, но базового материала;
  2. задания по теме, изучаемой в течение учебной недели.

Назначение этапа – усвоение знаний и способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта.

Для детей интеллектуально продвинутых подбираются задания, направленные на углубление и расширение знаний по изученным и изучаемой темам.

Третий этап – развитие умственной и эмоционально-волевой сферы. Учащимся предлагаются задания, обеспечивающие общее развитие: нестандартные, логические, повышенной трудности и др.

Важно отметить:

- распределение детей по группам является условным, так как группы динамические. В течение месяца ребенок может оказаться в каждой из трех групп. Это обеспечивает и сохраняет душевное здоровье, эмоциональное благополучие детей как необходимое условие успешности любой деятельности, особенно учебной;

- занятие с детьми второй малой группы дают ощутимый результат;

- в подборе материала для проведения интеллектуальной разминки (этап развития умственной и эмоционально-волевой сферы) принимают участие дети;

- учащимся третьей группы предоставляется возможность самостоятельно готовить и проводить один из этапов занятия; в режиме урока предусмотрено время для самостоятельной  деятельности ребенка.

При проведении интеллектуальной разминки используется фронтальная форма организации деятельности, на втором и третьем этапах – фронтальная, групповая и индивидуальная, включающая самостоятельную работу индивидуализированного характера.

Выбор формы проведения самого занятия предоставляется учителю, что закрепляет за ним право на изобретательность и творчество. В течение всех дней недели в один из уроков включается этап интеллектуального развития. Для этого нужны игры, познавательная литература, карточки с заданиями разного уровня сложности.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы зафиксировать уровень успешности учащегося, но и найти путь устранения трудностей, которые он встречает.

Номер группы

Характеристика учащихся по уровням

Фамилия, имя ученика

3

(высокий уровень)

Высокие учебные способности.

Ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач.

Умеют хорошо работать.

Уравновешенны процессы возбуждения и торможения.

Устойчивое внимание.

Успешно осваивают процессы обобщения.

Большой словарный запас.

2

 (средний уровень)

Выполняют задания первой группы, но с помощью учителя,

по опорным схемам.

Интеллектуальная работоспособность.

Учебная мотивация. Интерес.

Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

Для запоминания материала им необходимы многократные повторения.

Торопливы, эмоциональны, невнимательны и несобранны.

Трудны задания на обобщение, так как уровень аналитического мышления низок.

1

(низкий уровень)

Требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.

Низкая мотивация учения. Низкие показатели успеваемости.

Быстрая утомляемость. Большие пробелы в знаниях.

Ученики попадают в разряд слабых.

Медлительны, апатичны, не успевают за темпом класса.

При отсутствии индивидуального подхода теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя, на самом деле, могут учиться успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Индивидуализация и уровневая дифференциация обучения

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. У каждого из них свой набор познавательных способно...

Методический час на тему:" Уровневая дифференциация в обучении младших школьников"

Одно из направлений модернизации обучения в начальной школе - это уровневая дифференциация образования как средство реализации дифференцированного подхода в обучении.С психолого-педагогической точки з...

открытого урока литературного чтения в 4 классе c применением личностно-ориентированного обучения с уровневой дифференциацией и проблемного диалога, разработанную ею.

Открытый  урок  литературного  чтения  в 4-А классе c применением технологий уровневой дифференциации,  обучения  в  сотрудничестве, проблемного  диалога ,...

Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

Основным показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудност...

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Для значительной части школьников предъявляемый школой уровень требований оказывается недостижимым как вследствие индивидуальных неспособностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.Обязат...