Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ "Гимназия№5",г.Северобайкальск
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Формирование толерантности  средствами научно - исследовательской  деятельности учащихся начальной школы

 (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск)

 

«Какое наслаждение вопрошать природу, пытать ее. Какой рой вопросов, мыслей, соображений! Сколько причин для удивления, сколько ощущений приятного при попытке обнять своим умом, воспроизвести в себе ту работу, какая длилась века в бесконечных ее областях…»

                                                                                                              ( В.И. Вернадский 1884 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_na_nauchno-prakticheskuyu_konferentsiyu_2013.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пашинская Наталья Павловна, аспирант кафедры «Психология детства» БГУ, учитель начальных классов МБОУ Гимназия №5, г. Северобайкальск.

Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ Гимназия №5  

г. Северобайкальск)

Формирование толерантности  средствами научно - исследовательской  деятельности учащихся начальной школы

 (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск)

«Какое наслаждение вопрошать природу, пытать ее. Какой рой вопросов, мыслей, соображений! Сколько причин для удивления, сколько ощущений приятного при попытке обнять своим умом, воспроизвести в себе ту работу, какая длилась века в бесконечных ее областях…»

                                                                                                              ( В.И. Вернадский 1884 г.)

Формирование толерантности следует рассматривать в качестве важнейшей задачи в современном образовательном пространстве. Толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к различным условиям. По наблюдениям ученых, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

- внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что окружающие могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных точек зрения, с учетом разных факторов;

- внутренняя толерантность (к неопределенности) - способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты.

             Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при внешних изменениях. Устойчивость живых систем, существенно отличающихся от других систем, способностью  одновременно к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, саморазвитию.

             Понимание личности как системы означает признание существования ее различных характеристик: психических свойств, состояний, процессов, а также и психических отношений, причем последние являются одной из важнейших характеристик личности, так как представляют субъективную сторону ее связи с предметами, явлениями, ее внутреннее ядро. Устойчивость личности определяется особенностями связей между этими характеристиками, особенностями связей  между разными уровнями ее структуры. Можно говорить о психологической устойчивости во внешнем плане – сохранение организованности личной системы – и во внутреннем – адекватное соподчинение психических свойств, состояний и процессов.

             Рассмотрение устойчивости как характеристики личности с позиций системного подхода определяет устойчивость как относительно независимую от внешних воздействий и перемен, что не исключает развитие личности. Устойчивость выражает активности системы, подразумевая поддержание достигнутых ею состояний в ходе развития и сохранения самого процесса развития, т. е. активный характер устойчивости, раскрывает ее как результат и как процесс.

             С другой стороны, мы видим устойчивость как степень, уровень организованности, как личностное качество. Этот уровень более четко связан  и зависит от внутренних и внешних воздействий. Он поддается внутреннему и внешнему самоуправлению.

             Толерантность – это фактор, стабилизирующий систему (личность) изнутри, направляющий межличностные отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации.

             Изучением толерантности занимаются многие исследователи такие, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Л.Г. Федоренко и многие другие. Е.С. Рапацевич дает следующую характеристику младшего школьного возраста. Младший школьный возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в начальных классах современной отечественной начальной школы. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы в целом. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развитии психики детей на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением и т.д.  Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большое значения для ребенка начинают приобретать сверстники. Учитель выступает для младшего школьника образцом действий, суждений и оценок. Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников должна занимать научно-исследовательская деятельность. По мнению Е.С. Рапацевича участие в экспериментальной работе способствует формированию у детей аналитического мышления, и положительно влияет на формирование внутренней и внешней толерантности.

             В 1992 году в г. Северобайкальск впервые была открыта классическая гимназия. Цель работы учителей гимназии можно определить так: “От творчески работающего учителя к творчески развитому ученику”.

             Гимназия представляет собой государственное демократическое образовательное учреждение, дающее хорошее интеллектуальное развитие (на базе гуманитарной подготовки), включающее знание языков, музыки, серьезную подготовку по всем основным предметам.. Важной задачей гимназии является становление интеллектуальных способностей, обеспечивающих образованность личности, основными чертами которой являются: широкий гуманитарный профиль, эрудиция, стремление к самообразованию (самоусовершенствованию), сознательный выбор целей и средств своей деятельности, гражданская ответственность за последствия их реализации. В соответствии с этим образование в гимназии направлено на становление культуры умственного труда, навыков самообразования (самовоспитания), методов и средств научного познания. Неслучайно поэтому в ряду основных предметов видное место отводится психологии, введению в научно-исследовательскую деятельность, которые выполняют функцию “инструмента” мысли (ее доказанности, аргументированности, непротиворечивости и т.п.).

           Развитие этих способностей обеспечивает не только эрудированность, интеллигентность, широту и разносторонность мышления, его самостоятельность, но и особые личностные качества: избирательность в работе с материалами разного содержания, вида и формы; предпочтение к различным областям знания; осознанный выбор способов работы с материалом, их использование по собственной инициативе; умение работать с научной литературой, вести диалог, отстаивать аргументировано свою точку зрения, демонстрировать разные подходы к анализу учебного материала и т.д. Причем материал того или иного предметного содержания выступает для усвоения ее не как самоцель, а как средство развития мышления (“формального интеллекта”, по выражению Выготского Л.С.).

           Действительно, формирование вечного и преимущественно гуманитарного способствует развитию творческого начала в человеке, его интуиции, способности к инсайту, проницательности. Что лежит в их основе? Психологи ответили на этот вопрос четко – образ! – “подлинная основа и движущее начало творчества”. Замечу, что слово “интуиция” дословно переводится как “пристально, внимательно смотреть, созерцание”; инсайт – как “озарение”; проницательность – как “наблюдательность, предвидение”.

Можно строить длинную последовательность логических конструкций и посредством ее постепенно приближаться к истине. А можно это сделать мгновенно – увидев (конечно, после некоторой предварительной подготовки) решение. Отсюда становится понятным, почему есть сообразительные и несообразительные дети и как эту способность развивать. Сообразительные – те, кто легко и быстро создает пространственные образы. Соответственно, учить догадке – значит формировать способность их создавать. И если гимназист не может догадаться, то педагог должен помочь создать образ, адекватный ситуации. Не случайно П.А.Гольбах утверждал, что “Гений – это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта”. Очевидно, гуманитарное образование в большей степени ориентировано на формирование образов, а они “лежат в основе всех истинных достижений науки” (Луи де Бройль). Действительно, Д.И. Менделеев свою таблицу увидел во сне, Джеймс Уатт открыл принцип работы паровой машины, наблюдая за крышкой кипящего чайника. А Сент-Экзюпери утверждал, что “учиться нужно не писать, а видеть. Писать – это следствие”. Это же подчеркивал и Ч. Диккенс: “Я не сочиняю содержание книги, но вижу его и записываю”.

           Получается, что развитие образного мышления должно стать и целью, и средством обучения. Целью – в плане формирования вечного, средством – в плане условия продуктивного учения.

           Создавать образы гимназисты учатся на уроках литературы, истории, ИЗО, музыки; оперировать им – посредством решения интеллектуальных задач; ориентироваться в пространстве – выполняя графические, географические и астрономические задания. Но все эти три процесса имеют общий базис, зависящий не от содержания предмета, а от типа пространственных отношений, которые выстраиваются человеком при “работе” с образом или наглядным объектом.

           Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников

нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

          На педагогическом совете МОУ Гимназия №5 было принято положение о перечне компетентностей и процедур подтверждения уровня сформированности у учащихся. (Приказ №107\1 от 24.11.09). Настоящее положение разработано в рамках реализации комплексного плана формирования и реализации современной модели образования на 2009-2012 годы, утвержденного распоряжением правительства РФ от 17.11.08. №1662-р. реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».

          Основной задачей определения перечня образовательных компетенций учащихся является регламентация  комплексных процедур, в которых для каждого выделенного направления присутствует соответственная совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельный характер.

          Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, были выявлены комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.

         В качестве исходных нами были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

1. уровень сформированности нравственной культуры;

2. уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

3. уровень развития патриотических чувств;

4. уровень сформированности толерантности.

Оценка надпредметных понятий

          При оценке работы по показателю «надпредметные компетенции» следует уделить внимание не только количественным показателям их реализации в практике, но и тому эффекту, который получен учреждением от их внедрения.

          Говоря об уровнях существования толерантности, можно выделить: цивилизационный, международный, этнический, социальный и индивидуальный (по М.И. Рожкову). Развитие индивидуального и социального уровней существования толерантности приемлемо и необходимо в любом образовательном пространстве, потому-то ребенок растет и развивается как личность в определенном социуме.      

          Анализируя социальный паспорт МБОУ Гимназия №5, можно сделать вывод, что учащиеся имеют различные группы здоровья: 1 группа – 53,6%,  2 группа – 38,1%,  3 группа – 7,5%,  4 группа – 0,8%. Социальное положение семей: благополучные семьи – 88%, многодетные – 7%, малообеспеченные – 3%, семьи, где родители пенсионеры – 1%, семьи, где родители инвалиды – 1% Значимость этнического  уровня обусловлена  необходимостью конструктивного взаимодействия между людьми различных национальностей,  национальный состав учащихся очень разнообразен: буряты 8%, русские 80%, киргизы 3%, азербайджанцы 2%, украинцы 1%, узбеки 1%, киргизы 1%, эвенки 1%, башкиры 1%, белорусы 2%. Поэтому этнический уровень занимает особое место в исследовательской работе гимназистов.

           

          Каждый ученик является носителем определенной культуры, религии. В связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к таким детям, так у них заложены лишь такие понятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в данном возрасте не существует. Поэтому основная цель научно - исследовательской  деятельности в начальной школе – это знакомство детей с разнообразием мира, многогранностью его проявлений.

           Важность проблемы очевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.

          Программа организации научно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях МОУ Гимназия №5 г. рассчитана на учащихся 1 - 4 классов, охватывает всех детей без исключения.

          Актуальность и значение программы состоит в том, что она не только развивает интерес учащихся к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное она способствует воспитанию основных черт толерантной личности:

1. Терпимость к чужим мнениям.

2. Сотрудничество.

3. Отказ от причинения вреда кому-либо.

4. Расположенность к другим людям.

5. Снисходительность.

6. Терпение.

7. Чуткость.

8. Доверие.

9. Доброжелательность.

10. Умение владеть собой.

11. Умение не осуждать других.

12. Гуманизм.

13. Умение слушать собеседника.

14. Способность слушать собеседника.

15. Любознательность.

Уровни реализации программы:

1. Презентация проектов и исследовательских работ внутри класса

2. Гимназический конкурс проектов и исследовательских работ «Юнги» (по возрастным группам).

3. Городской конкурс исследовательских работ и проектов для младших школьников «Росток».

4. Межрайонная научно-практическая конференция для младших школьников «Росток».

5. Участие в дистанционных  российских, международных научно-практических конференциях.

            Успешность научно-исследовательской деятельности зависит от учета следующих принципов:

Принцип субъективности – требует опоры на активность самого ребенка, стимулируя его самовоспитание сознательного поведения в отношениях с окружающими людьми.

Принцип адекватности (связь толерантности с жизнью) – требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации.

Принцип индивидуализации (природосообразности) – предполагает определение индивидуальной траектории развития, выделение специальных задач, соответствующих особенностям  каждого ребенка.

Принцип  рефлексивной позиции (целенаправленности) – предполагает ориентацию на формирование осознанной устойчивой системы, отношения к значимой проблеме, вопросу.

Принцип создания толерантной среды - требует формирования гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде.

        Основной целью научно-исследовательской деятельности младших школьников является: формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности, жизненных взглядов, мировоззрения, индивидуальности  стиля мышления и поведения.

Реализации программы способствует решение следующих задач:

1. Развитие сознания  неповторимости каждой личности;

2. Формирование понятийного аппарата - тема исследования, цель, задачи, актуальность, предположение (гипотеза), план работы.

3. Формирование внутренней и внешней толерантности.

4. Формирование умения эффективно выстраивать структуру исследования.

            Направления исследовательской работы выстраиваются в зависимости от интересов и способностей учащихся. Примерные тематические секции: «Мои увлечения», «Технология», «Природоведение», «Естествознание», «Полезные привычки и навыки», «История моей Родины», «Здоровый образ жизни», «Культурология» и др.    

            Используются различные формы работы:  эвристическая беседа,  экскурсия - наблюдение, проект, мастерская, лабораторная работа, диспут, конференция, конкурс, коллективно - творческое дело, тренинг, занятие-практикум, тестирование, опрос и др.

            Программа  рассчитана на 4 года обучения:

1 класс – индивидуальный уровень « Я и моя семья»

Цель: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также принадлежность к определенному роду, семейным традициям.

Задачи:

- изучать интересы, потребности и личностные характеристики каждого ребенка

- воспитывать в детях уважение к себе и окружающим

- способствовать развитию интереса к истории собственной семьи.

Планируемые результаты: проекты и мини- конкурсы внутри класса.

 2 класс – социальный уровень   « Учимся ставить цель»

Цель: формирование у учащихся понятийного аппарата по теме «исследование».

Задачи:

- научить детей выделять научные категории

- воспитание умения воспринимать различные точки зрения

- формирование умения целенаправленно работать по выбранной теме

Планируемые результаты: мини-конференции внутри класса, по параллелям внутри гимназии.

 3 класс - 4 класс - международный уровень «Многообразие в единстве»

Цель: формирование представлений о научной картине мира.

Задачи:                        

- воспитывать умение представлять в различных формах научное исследование

- изучение различных вариантов решения исследовательской задачи

- развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- прививать любовь к Родине, проявлять патриотизм через успехи в научных открытиях

 Планируемые результаты: мини-конференции внутри класса, по параллелям внутри гимназии, участие в городском конкурсе исследовательских работ и проектов для младших школьников «Росток», в межрайонной научно-практической конференции для младших школьников «Росток»,  участие в дистанционных  российских, международных научно-практических конференциях.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Научно-исследовательская деятельность, в которой принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

            Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

            В основе научно-исследовательской деятельности должен содержаться живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.     Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которому придерживался Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Одним из вариантов реальной предметной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия, в процессе которого создается благоприятная среда, воздействующая на расширение границ толерантности, нами используется учебно-исследовательская деятельность. Особо явно расширение границ толерантности происходит в гуманитарных исследованиях. В рамках, которых, происходит общение с людьми разных социальных слоев, профессий, культур. Все эти условия способствуют формированию толерантности по средствам научно - исследовательской  деятельности учащихся начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...

Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Статья посвящена  организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Со...

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальск в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальскв условиях психолого-педагогического сопровождения...

Проект "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы как средства формирования ключевых компетентностей и повышения интереса к учению"

Учитель должен не просто учить ученика, а научить его учить самого себя. А это развивающее обучение + проектная деятельность ученика и учителя. О...

Формирование навыков чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы

Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

Образовательный процесс в современной школе состоит из обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка.  Гражданственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда явл...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....