Письменный отчёт о профессиональной деятельности «Владение современными образовательными технологиями»
учебно-методический материал на тему

Варельджан Зоя Азатовна

Данный документ поможет узнать о:

Применение современных образовательных технологий

Применение цифровых образовательных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_professionalnoy_deyatelnosti.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Апшеронский район

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 20

посёлка Нефтегорск

Письменный отчёт

о профессиональной деятельности

«Владение

современными образовательными технологиями»

                                                             Варельджан Зоя Азатовна

                                                        учитель начальных классов

                                                         МБОУСОШ № 20

                                                        Апшеронский район

2014 год

        

                                                 

                                                             

                                               Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….        3

2. Основная часть………………………………………………………………4

1.1.1. Применение современных образовательных технологий ………..4              

1.1.3. Применение цифровых образовательных ресурсов……………….6

Заключение        ……………7

Литература……………………………………………………………………....8

Введение

         

         XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. 
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. 
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. 
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. 
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.       Я работаю в школе учителем начальных классов. Мною определена цель преподавания – способствовать развитию логического мышления, формировать у учащегося внутреннюю потребность в непрерывном совершенствовании и реализации своего творческого потенциала.            Вопрос о педагогических условиях формирования творчества затрагивался в разной степени многими исследователями—Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, JI. В. Компанцевой, JI. А. Парамоновой, Н. П. Сакулиной, Г. В. Урадовских , Б. М. Неменским и другими. Они изучали специфику и пути формирования творчества детей в разных видах продуктивной деятельности. В результате были получены данные, свидетельствующие о том, что только в условиях целенаправленного воздействия на детей у них успешно развивается продуктивное творчество.

Основная часть

1.1.1 Применение современных образовательных технологий. 

       В своей работе я использую современные образовательные технологии:

Проблемное обучение.

Нестандартные уроки.

Информационные технологии.

Проектные методики.

      Проблемное обучение — организованный способ активного взаимодействия учащегося с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он учится мыслить, творчески усваивать знания. Основным действием является создание для учащихся проблемной ситуации.   Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

- Быть доступным для учащихся

- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

- Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

      В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных  знаний вне класса, учащиеся теряют интерес к обучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов.)                       От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

   Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся   к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в  классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню  класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера. При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу. В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Достоинства проблемного обучения:

- Высокая        самостоятельность учащихся;

- Формирование        познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

           Нестандартные уроки – это: урок – экскурсия, уроки – презентации,  уроки – инсценировки, защита творческих проектов, викторины, виртуальные экскурсии.

              Информационные технологии - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Примером работы во внеурочное время можно назвать виды деятельности, связанные с выполнением всевозможных конкурсов, проектов: подготовка к олимпиадам и викторинам и т.д. При выполнении конкурсных работ необходимо использование компьютера.   Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление.

             Проектные методики. Под учебным проектом мы понимаем совместную или индивидуальную учебно-познавательную деятельность учащихся, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретённых знаний и умений при сформулированной проблеме.

Примером использования мною в практической деятельности образовательных технологий можно привести следующие виды деятельности: уроки-презентации по математике «Задачи на движение. Нахождение времени» (2013 г.,3 класс); по русскому языку «Правописание гласных на конце наречий» (2014г., 4 класс);    по  литературному чтению «Русские баснописцы И. Крылов «Стрекоза и муравей»» (2013 г., 4 класс);  творческий проект по кубановедению «Улицы моего поселка» 1-4 кл.

1.1.3.Применение цифровых образовательных ресурсов

   Детский возраст характеризуется большой реактивностью, чувственностью ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик. Эмоции служат для ребенка своеобразной опорой, необходимой для запечатления того или иного материала. Переход на новые, более современные технологии, найти и сделать «всё и сразу» используя интернет и безграничные возможности современной техники - вот безграничные возможности для творческой деятельности  современной молодёжи, а это в свою очередь направляет переход учителей на новый, более высокий уровень работы.

          В своей работе я регулярно использую цифровые образовательные ресурсы.

         Я работаю с учащимися  начальной школы. Преподавать без наглядности в начальной школе просто немыслимо. Применяю на уроках материалы учебных электронных пособий, которыми оснащена наша школа. Обучение по электронным пособиям даёт совершенно новые результаты. Например, дети более осмысленно подходят к изучаемому материалу, увеличивается скорость восприятия, особенно на уроках объяснения нового материала. Очень интересными являются тренажёры по математике, регулярно использую их на уроках закрепления изученного.  Электронные энциклопедии позволяют более углублённо изучать материалы на уроках, особенно интересны для учащихся исторические справки. Сначала прочитав самостоятельно, а затем, просмотрев изучаемые темы, ребёнок лучше запоминает материал урока, учится сравнивать прочитанное и увиденное. Новое содержание обучения, компьютерные технологии и цифровые образовательные ресурсы, на мой взгляд, позволяют мне, по-новому работать с учащимися, помогают разнообразить урок, сделать его ярким и содержательным. Все мои ученики совершили виртуальные экскурсии по многим странам мира, дети имеют представление об их устройстве и жизни людей других стран. Большой объём информации о крае, знаменитых людях Кубани, исторических да и просто красивых местах нашей малой родины.

Использую материалы творческих домашних заданий учащихся, носящие исследовательский и творческий характер. Презентации в работе использую как выполненные самостоятельно, так и предложенные другими источниками.

Заключение

Анализируя результат моей работы можно с уверенностью сказать, что применение цифровых образовательных ресурсов позволяет: 
• обеспечить положительную мотивацию обучения; 
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); 
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); 
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; 
• усовершенствовать контроль знаний; 
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; 
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; 
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. 

            Ещё одним показателем результативности моей работы служит то, что дети стали активней принимать участие в конкурсах разных уровней, олимпиадах, получая при этом призовые места.

    Следует также отметить их стрессоустойчивость и жизнерадостность. Они стали более открыты для общения и дружелюбны.

   

Заключение

    Развивающее обучение способствует развитию и становлению личности ребёнка, формированию логического мышления. Каждый учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал.

На итоговых занятиях учащиеся выполняют задания различных видов: логические  и текстовые задачи, преобразования выражений по темам программы и др. Многие из них научились принимать участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

   Учащиеся ежегодно принимают участие в предметных  олимпиадах школьного и районного этапа, Международных  конкурсах  «Кит», «Русский медвежонок», «Кенгуру», районных викторинах и  занимают призовые места.

Литература

  1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярский госуниверситет. Красноярск, 1998.
  2. Гузеев В.В. Планирование рузультатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. - 240 с.
  3. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. - Мн.: Пропилеи, 2001. - С. 121-140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. - 1992, April. - P. 6-35.
  4. Ж. Математика в школе №6-2008 г., №10-2008, №6-2009.
  5. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.- Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.- 96 с.
  6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений. М.: Академия, 2003Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Е.С.Полат. М.: Академия, 2006.
  7. Молокова, А.В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе [Текст] / А.В. Молокова. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2006. - 80 с.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  9. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.- М.: Высш. шк., 1991. - 176 с.
  10. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред.  Е.С.Полат. М.: Академия, 2004.
  11.  Учительская газета №22-2008 г.
  12.  Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544

Директор МБОУСОШ № 20                                                                 С.А.Аипова

Зам.директора по УВР                             _______           Е.В.Уханёва    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео...

Применение современных образовательных технологий и методик в практической профессиональной деятельности учителя.

В этом материале  перечислены современные образовательные технологий и методики, которые можно использова  в практической профессиональной деятельности учителя на уроках....

Отчёт учителя начальных классов об использовании современных психолого-педагогических образовательных технологий.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специаль...

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выдели...

«Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»

Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»...