Будилова Т.Б., Суханова О.М. Программа «Педагогическое сопровождение семейного воспитания в начальной школе»
рабочая программа на тему

Введение тематических родительских собраний и индивидуальное консультирование способствует включению каждой российской семьи в образовательное пространство школы, повышает её педагогическую культуру. Объединяя усилия семьи и школы, мы, учителя начальных классов, содействуем развитию, обучению, воспитанию каждого ребенка 7-11 лет, его начальной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Публикации (название, вид, выходные данные издания).

  1. Будилова Т.Б., Суханова О.М. Программа «Педагогическое сопровождение семейного воспитания в начальной школе» на Интернет-сайте АО ИОО  http://arkh-edu.ru , 2009

2. Будилова Т. Б., Суханова О.М. Педагогическое сопровождение семейного воспитания в начальной школе (тематика родительского всеобуча). – Педагогу о программе воспитания: метод. Пособие / сост. Т. В. Молодцова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – с. 25 - 28.

Педагогическое сопровождение

семейного воспитания

в начальной школе.

Работу выполнили:

Суханова Ольга Мстиславовна

учитель начальных классов

МОУ «Общеобразовательная

гимназия № 3»

Будилова Татьяна Борисовна

учитель начальных классов

МОУ «Общеобразовательная

 средняя школа № 8»

г. Архангельск

2005 год

        Цель любого сообщества во все времена и тысячелетия была и остается – вырастить себе смену – умную – разумную, добрую и трудолюбивую. У каждого народа многими годами выстроена своя система принятых в данный местности данным народом приемов и методов воспитания.

        Эта система передается от одних поколений к другим, усваивается ими прежде всего как определенные знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе жизни. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, верования данного народа. В зависимости от исторического времени и экономического развития эта система корректируется.

        Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого, классный руководитель пропагандирует, разъясняет отечественные традиции семейного воспитания через педагогическое просвещение родителей на школьных собраниях.

        Введение тематических родительских собраний и индивидуальное консультирование способствует включению каждой российской семьи в образовательное пространство школы, повышает её педагогическую культуру. Объединяя усилия семьи и школы, мы, учителя начальных классов, содействуем развитию, обучению, воспитанию каждого ребенка 7-11 лет, его начальной социализации.

        Нами была использована последовательность действий по педагогическому просвещению родителей, разработанная к.п.н. И.Я.Хоменко [2, - с.84].

        Путем анкетирования мы выяснили, что многие вопросы воспитания интересуют семьи, большинство из них хотят сотрудничать со школой и ждут от педагогов доступной квалифицированной помощи в области семейного воспитания.

        65% респондентов считают, что нужную информацию они  могут получить на родительских собраниях.

        16% - самостоятельно, через свой предыдущий родительский, жизненный опыт.

        15% - читают современную литературу по семейному воспитанию.

        На одном из первых родительском собрании нами была предоставлена тематика родительского всеобуча на 4 года. По нашей просьбе они ранжировали темы для изучения и обсуждения по мере их значимости для семьи и растущего ребенка. Вот, что у нас при этом получилось.

Программа тематических родительских  собраний

для начальной школы.

I класс

  1. Мотивационная готовность к школе.

        Введение в школьную жизнь.

  1. Знакомство с Федеральным Законом «Об образовании», Уставом данного общеобразовательного учреждения. Права и обязанности родителей. Государственная помощь семье.
  2. Особенности младшего школьного возраста: физиология, психология, коммуникативность.
  3. Транслирование здорового образа жизни в семье и в школе.
  4. Учение без мучений: как научить ребенка читать книгу.

II класс

  1. Особенности оценки и самооценки младших школьников. Отношение к оценке в семье.
  2. Формирование усилиями школы и семьи учебной деятельности  у ученика.
  3. Семейные традиции. Праздник в семье.
  4. Роль школьного психолога в поддержке ученика и его семьи.
  5. Взаимоотношения в семье. Виды семей.

III класс

  1. Сформированность учебных умений и навыков. Индивидуальные способности и склонности детей.
  2. Изучение личности младшего школьника. Результаты школьного тестирования.
  3. Межличностные отношения в поведении.
  4. Воспитание в семье навыков культурного поведения.
  5. Эстетическое воспитание.

IV класс

  1. Декларация прав ребенка (знакомство с международными документами).
  2. Ориентирование детей в семье и школе на общечеловеческие ценности (человек, семья, труд, знания, культура, Отечество, Земля).
  3. Интеллектуальная игра для детей и родителей. Возможность компьютерных программ в развитии и обучении младшего школьника.
  4. Воспитание гражданина.
  5. Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена.

        При распределении тем всеобуча в течение года учитывалось и наше мнение, так как нами под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования членов семьи об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры

        При этом педагогическое просвещение всегда направлено на свободное развитие личности путем передачи, как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений. [1. с.25]

        Формы педагогического просвещения родителей:

  • лекции
  • семинары
  • педагогический практикум
  • дискуссии
  • конференции
  • обзоры популярной педагогической литературы
  • индивидуальное консультирование с оказанием превентивной и оперативной педагогической помощи
  • устные журналы (совместно с коллективом детей)

        

Для проверки эффективности использования системы родительских собраний в педагогическом сопровождении семейному воспитанию нами был принят комплексный диагностический подход, в основе которого три методики.

1 группа:         Анализ существующей воспитывающей среды в школе и в семье.                 (Удовлетворенность родителей и учащихся).

2 группа:        Изучение эффективности влияния ППР ( педагогического                                 просвещения родителей) на качество учебного материала. (Через                 анализ школьной успеваемости, как результат влияния родителей                 на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в                         школе, а так же через оценку школьниками личных результатов                         учебной деятельности).

3 группа:        Изучение эффективности влияния ППР на развитие личности                         младшего школьника. (Через изучение мотивов деятельности, их                 ценностных ориентаций, нравственного роста каждого ребенка и                 классного коллектива в целом).

Приведем некоторые итоги за 4 года работы.

  1. Происходят изменения в группах по уровням педагогической компетентности (по методике Хоменко [2, с.82]).
  2. Растет заинтересованность родителей в успешном воспитании своего ребенка. Семья пополняет свои педагогические знания: 53.8% - постоянно работают над собой; 461% - пополняет свои педагогические знания по мере необходимости.
  3. Коэффициент удовлетворенности родителей  работой образовательного учреждения  были равны 3,0 и 3,02. (По методике Степанова Е.Н. [4, - c.92-93]. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности работой школы. Классные коллективы дружные, комфортные для каждого ребенка. (Коэффициенты 2,96и 3,19 при высоком уровне – 3,0). Родители довольны классным руководителем (коэффициент 3,57), доброжелательным отношением педагогов (коэффициент3,46), считают, что учителя учитывают индивидуальные особенности ребенка (коэффициент 2,88), администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей ребенка (коэффициент 3,19). И главное, школа по-настоящему готовит ребенка к самостоятельной жизни (2,88) Н.В. – это в начальной школе.
  4. Степень удовлетворенности самих детей своей школьной жизнью равен 3,3. По методике доцента А.А.Андреева [34]. Дети с радостью идут в школу, обычно с хорошим настроением. Многие дети считают, что в школе и в классе созданы все условия для развития их способностей.
  5. Дети этих двух классов имеют стабильную 100% успеваемость. Качество знаний в школе – 62-57,6%, в гимназии№3 – 82-87%: достаточно успешное и радует как учителей, так родителей и детей. У всех детей данных классов позитивная мотивация к учебной деятельности. Таким образом, организованное классными руководителями педагогическое сопровождение семейному воспитанию в начальной школе способствовало сближению позиций педагогов и родителей, эффективному решению педагогических проблем, явилось стимулом для дальнейшего развития совместной деятельности семьи и классного руководителя по обучению и воспитанию учащихся данных классов.

        По окончанию начальной школы для родителей предлагается такой афоризм Конфуция для размышления: «Самое прекрасное в мире зрелище – это ребенок, уверенно идущий по дороге жизни, после того, как вы указали ему путь».

Счастливое детство в счастливой семье

Устный журнал для детей и родителей или родительское собрание для всех членов семьи: нынешних и будущих пап и мам.

Суханова Ольга Мстиславовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Общеобразовательная гимназия №3»

г. Архангельск

Цель:        использовать возможность классного ученического коллектива,         известных литературных произведений, опыт семейного воспитания                 для подсказки и обобщения важных и мудрых человеческих советов         в        воспитании в счастливых семьях.

Учитель.        Сегодня мы проводим необычное родительское собрание. Мы пригласили на него наших мам и пап, а также наших детей. Пройдет совсем немного времени 10-15 лет, как наши дети станут сами папами и мамами. Нынешние дети помогут взрослым осознать, как важно и необходимо организовать счастливое детство в счастливой семье.

Итак, начинаем листать наш устный журнал.

1 страница «Наши жизни всегда рядом»

        Группа детей читают по ролям рассказ В.Ю. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй»

Учитель.        Задает вопросы детям.

  • О каком событии Дениска хотел поделиться со своими родителями?
  • Почему ему было так важно поделиться своим успехом именно с папой и мамой?
  • Отчего настроение Дениски изменилось после разговора с папой?
  • Хорошо ли поступил папа?

        Выскажите своё  личное мнение. Учитель дает совет № 1 и вывешивает плакат с ним на школьную доску.

Совет № 1. «Интересуйтесь жизнью своего ребенка,       поддерживайте его во всех маленьких и больших успехах. Растет личность! Ваш будущий к а п и т а л!»

2 страница «Хобби наших детей»

Учитель.        У каждого из нас детей и взрослых есть личные увлечения: кто-то коллекционирует марки или монеты, кто-то большой любитель чтения, кто-то занимается плаванием, рукопашным боем, кто-то учится играть на скрипке или флейте. Такое увлечение мы называем хобби.

                В нашем классе мы провели опрос детей, с целью изучения их увлечения. Все данные мы обобщим в «Классном кроссворде». Попробуйте его разгадать.

д

е

н

и

с

к

а

1. Любимый литературный герой К Пестова

п

у

ш

к

и

н

2. Любимый писатель Максима Ушакова

о

р

у

ж

и

е

3. Название самой любимой книги М.Сычева

о

с

т

е

р

4. Любимый писатель, поэт К.Бик-Булатовой

ц

в

е

т

ы

5.Тема коллекции открыток у С.Лобановой

б

а

г

и

р

а

6. Название спортивного клуба, где Игорь занимается йогой

ф

л

о

р

б

о

л

7. Спортивное увлечение Р.Фомичева

ш

а

х

м

а

т

ы

8. Вид спортивной игры, в которой Лева одержал победу над мамой

с

о

ч

и

н

е

н

и

е

9. Любимое занятие Насти. (Учитель рассказывает о ее увлечении. Настя читает один из своих рассказов)

х

о

к

к

е

й

10. Увлечение братьев Дудиных. (Дети рассказывают о спортивном клубе «Водник»)

п

л

а

в

а

н

и

е

11. Вид спорта, который приносит здоровье и успех Полине

с

к

р

и

п

к

а

12. Музыкальный инструмент, на котором учатся играть в муз. школе Н.Чурилова и А.Корельский

л

е

т

ч

и

к

13. Мечта Кости, которая во взрослой жизни должна стать явью. (Кем хочет быть?)

г

и

м

н

а

с

т

и

к

а

14. Вид спорта, в котором Максим и Наташа уже достигли успехов.

        Далее мини-портрет детей, занимающихся в музыкальных школах по классу скрипки, фортепиано, флейты.

Учитель.        В моем предыдущем выпуске было много увлеченных детей. Сейчас вам проведут мини-экскурсию по своей домашней минералогической коллекции Алеша и Игорь Ракитины. Они мечтают продолжить семейную династию – стать геологами.

Учитель.        Наша жизнь подсказывает второй мудрый совет.

Совет № 2. «У ребенка должно быть увлечение. Задумайтесь, ведь увлечение может стать его успешной профессией, а ребенок успешной личностью

3 страница. «Учеба – наш главный труд»

Учитель.        Наши дети школьники. Главные их дела – становиться порядочными и образованными людьми. А для этого надо учиться разным наукам. Как стать успешным? Как научиться учиться? На эти вопросы дадут ответ наши же одноклассники.

        Группа детей дает советы, как развивать свой интерес к математике, русскому языку, чтению, истории, окружающему миру, как готовить домашние задания. Можно запланировать выступление учителя английского языка по этой же теме.

Учитель.        Обобщая сказанное, можно дать

Совет № 3. «Работу надо организовывать. Преодолевая трудности, одобряя успех, пробуждаем интерес…»

4 страница. «Физкультура в режиме дня»

Учитель.        «В здоровом теле – здоровый дух» - всегда повторял Суворов. И в школе, и дома мы стараемся развивать физическое здоровье детей, - здоровье будущей нации.

                На уроках мы делаем физкультминутки (показ физкультминуток всем классом).

                На уроках физкультуры и занятиях в различных спортивных секциях, детских спортивных школах города наши одноклассники уже имеют спортивные достижения (перечисляем успехи детей).

                По опросу детей мы узнаем, что есть в классе семьи, где физкультуре посвящены выходные дни: они вместе посещают бассейн, зимой ходят на лыжах по Северной Двине, тихими вечерами родители с детьми играют в шахматы и шашки, Все члены таких семей люди увлеченные, сплоченные и здоровые!

Совет № 4. «В здоровом теле – здоровый дух!

Лучше быть здоровым и успешным, чем…»

5 страница. «Делу – время, потехе – час»

Учитель.        Домашние праздники, семейные праздники, милые сердцу школьные друзья. Радостные, приятные события надолго остаются в нашей памяти: в одних семьях, - перед сном родители читают вслух детям новые книги, в других семьях перед семейными праздничными датами – дети выпускают шуточные газеты, радуют концертными номерами гостей.

                Я знаю, что на днях рождениях часто собирается школьные друзья. Они могут приготовить для именинника веселые представления, используя для этого свои мягкие игрушки, делая простейшую ширму для кукольного представления.

Например:

  • инсценировать стихотворение – диалог Льва Квитко в переводе С.Михалкова «Анна-Ванна бригадир»
  • можно показать мини-концерт (по одному куплету с диска) – пародию на «Фабрику звезд» с использованием мягких игрушек.

Совет № 5. «Вспомните свое детство. Поэтому постарайтесь и вы: сделайте детство своего любимого ребенка счастливым и запоминающимся».

        Обобщение:  учитель или ученик еще раз перечитывают все пять советов.

Учитель.        В заключение нашего устного журнала вместе с детьми мы приготовили общий подарок: песню Игоря Крутого и Игоря Николаева «Ангел - хранитель».

                Наши милые родители всегда будут считать своих уже взрослых потомков – детьми. И многие годы, всю вашу жизнь, они - РОДИТЕЛИ будут вашими ВЕРНЫМИ АНГЕЛАМИ-ХРАНИТЕЛЯМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...

Роль семейного воспитания в начальной школе

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньшезла и как можно больше добра»Л.Н. Толстой ...

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе»

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе» помогает формировать умение  учиться и общаться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную дея...

Система психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы в начальной школе.

В статье описан опыт работы педагога-психолога в начальной школе. Работа психолога начинается ещё до поступления ребёнка в школу..В первом классе основное направление работы психолога – содейств...

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,  реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.  Наличие с...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....

Программа психолого-педагогического сопровождения ученика первого класса начальной школы с умственной отсталостью

Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья должно являться комплексной работой всех специалистов, имеющих отношение к образовательному процессу, в том числ...