Участие в творческой акции"Светлопасхальная радость"
учебно-методический материал на тему

Цель работы: формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины.

Задачи:

Знакомство с обычаями и традициями православной церкви - празднованием Светлой Пасхи.

Развитие жизненного опыта воспитанников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.

Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Елена Владимировна, учитель  начальных классов ОПФ МОУ «СОШ № 1р.п. Татищево» в д.Македоновка  Татищевского муниципального района  Саратовской области

         j32124_1272631470

       Пояснительная записка

                                                Творческая акция

                          «Светло пасхальная радость 2013»

  1. Дата майского календаря народных праздников, выбранная для работы: 5мая (Пасха)
  2. Информация об авторе: Иванова Елена Владимировна, учитель  начальных классов ОПФ МОУ «СОШ № 1р.п. Татищево» в д.Македоновка  Татищевского муниципального района  Саратовской области
  3. Техническое и иное обеспечение материала: компьютер, проектор, экран
  4. Рекомендации по использованию ресурса.

- Рекомендуется провести урок технологии (2 класс) по оформлению классного уголка к празднику православной Пасхи (Методические рекомендации по проведению урока по технологии Документ Microsoft Office Word 2007); урок сопровождается презентацией (Оформление уголка.pptx - Microsoft   Office PowerPoint); работа выполняется по технологической карте (МК_ Технологическая карта).

- Разработка внеклассного занятия «Праздник Пасхи» (Документ Microsoft Office Word 2007)

Клип «Весенний праздник» (Windows Movie Maker) можно применить на празднике или пасхальных занятиях, уроках музыки.

- Титульный лист календаря: 5 мая (docx Microsoft Office Word 2007).

Приложение с описанием истории возникновения и празднования православной Пасхи

( История праздника. docx Microsoft Office Word 2007)

  1. Информационные источники 

Ресурсы:

  1. Внеклассное занятие  «Праздник Пасхи»

Песня «Пришла весна» Музыка З. Левиной. Слова Л. Некрасовой. http://possum.ru/?p=2959 

«Земелюшка — чернозем» русская народная песня обр. Е. Теличеевой  хоровод http://www.noty-pesni.ru/narodnye-2/zemelyushka-chernozem/

Игры с детьми http://nsportal.ru/node/311607 

Заклички весны http://www.koshki-mishki.ru/view-2392-59.html 

               http://prav.info/forum/viewtopic.php?f=58&t=956 

              http://festival.1september.ru/articles/612504/

http://8ob.ru/cat9/id-35356.html 

  1. Клип «Весенний праздник»

Ссылки,  использованные в клипе «Весенний праздник»:

Фотографии из личного архива;

Звонница Духовской церкви http://predanie.ru/muz/kolokola/zvony-raznie/ 

Кулич http://reclamer.net/wp-content/uploads/2012/04/foto234.jpg 

Иисус  http://reclamer.net/wp-content/uploads/2012/04/foto164.jpg 

Яйца http://reclamer.net/wp-content/uploads/2012/04/foto510.jpg

Сошествие во ад Андрей Рублев, 1408-1410гг .http://paskha.ru/iconi/galleryicon/?galleryicon_id=22 

Музыка http://paskha.ru/media/ 

Церкви Саратова http://avtorskie.narod.ru/saratov.htm 

Икона жены мироносицы у гроба  Господне http://alchevskpravoslavniy.ru/wp-content/uploads/2010/04/163.jpg 

  1. Презентация к уроку технологии

Фотографии из личного архива

Кулич http://reclamer.net/wp-content/uploads/2012/04/foto234.jpg

  1. Титульный лист календаря

http://www.bogoslovy.ru/zb03.htm

 

                                                           



Предварительный просмотр:

Иванова Елена Владимировна, учитель  начальных классов ОПФ МОУ «СОШ № 1р.п. Татищево» в д.Македоновка  Татищевского муниципального района  Саратовской области

Описание: Безымянный                                                                                          j32124_1272631470

История праздника

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг — день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница — напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота — день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха — воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога.

Иисуса  осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.

Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господен и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и ученикам своим, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божием.

Вот почему празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»      

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб  Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

Народные обычаи

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

http://www.idealdomik.ru/images/img373.jpg

Источники : http://kladraz.ru/prazdniki/drugie-prazdniki/pasha-istorija-pashi-dlja-detei.html 

http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/prazdnik-pashi-detjam-o-pashe.html 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%F5%E0



Предварительный просмотр:

Иванова Елена Владимировна, учитель  начальных классов ОПФ МОУ «СОШ № 1р.п. Татищево» в д.Македоновка  Татищевского муниципального района  Саратовской области

j32124_1272631470

                           

Методические рекомендации по проведению урока  технологии во 2 классе

Тема урока: «Макеты и модели. Как соединяют детали».

 Изделие: Пасхальный кулич.

 Вид учебного труда: Работа с бумагой.

Цель урока:  Совершенствование  приемов работы с инструментами и материалами.

Задачи: 

Обучающая: уметь выполнять разметку, совершенствовать приемы работы с ножницами, соединять детали при помощи клея, развивать моторику рук, закрепить умение работать по технологической карте.

Воспитывающие: усвоить навык работы в парах, соблюдать аккуратность в работе, воспитывать гуманное отношение к природе.

Развивающие: развивать творческое мышление, самостоятельность учащихся.

Планируемые результаты.

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда.

  1. Воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой с инструментами: ножницами соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
  2. различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
  3. при помощи учителя проводить анализ простейших предметов  быта по используемому материалу, назначению Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты.

Обучающийся научится:

  1. узнавать и называть основные материалы и их свойства;
  2. экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
  3. изготавливать простейшие плоское изделие по  плану;
  4. оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;

Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии

  1. использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка);

Обучающиеся получат возможность научиться

  1. изготавливать простейшие изделия  по готовому образцу;
  2. оформлять изделия по собственному замыслу;

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  1. выделять детали конструкции, называть их форму и определять  способ соединения;
  2. анализировать конструкцию изделия  по схеме;
  3. изменять детали  конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
  4. анализировать текстовый и схематичный план изготовления изделия;
  5. изготавливать конструкцию по  плану.

Обучающиеся получат возможность:

  1. изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
  2. создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  1. положительное отношение к труду;
  2. ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
  3. интерес к поисково-исследовательской деятельности;
  4. представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
  5. основные критерии оценивания  деятельности  других учеников на основе заданных;
  6. этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности)  при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
  7. потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
  8. представления о значении проектной деятельности.
  9. интерес к конструктивной деятельности;

Метапредметные результаты

Регулятивные

У обучающегося будут сформированы:

  1. принимать  и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
  2. изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
  3. проводить рефлексию своих действий  по выполнению изделия при помощи учителя;
  4. осуществлять действия по  заданному правилу и собственному плану;
  5. контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  1. работать над проектом под руководством учителя: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа   работы над изделием, распределять роли;  
  2. проводить самооценку;
  3. обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
  4. выделять познавательную задачу из практического задания;
  5. воспринимать  оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия;

Познавательные

У обучающегося будут сформированы:

  1. находить и выделять необходимую информацию в плане;
  2. высказывать  рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор;
  3. проводить защиту проекта своего изделия;
  4. умение читать технологическую карту;
  5. проводить анализ изделий   и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
  6. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать  реальные объекты и изделия;
  7. находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;

Коммуникативные

У обучающегося будут сформированы:

  1. слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
  2. уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и  над проектом;
  3. выполнять работу в паре: договариваться о  правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
  4. формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
  5. проявлять инициативу в ситуации общения.

                         

Методы: Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,   исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства работы:  презентация «Изготовление кулича»

 Для учащихся:  учебник, линейка, клей, ножницы, карандаш, ватман, краски

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Организационный момент.

Цель:

- активизировать  учащихся.

- Мотивировать к изучению темы.
-Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к празднику Пасхи

Формировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, прежде чем мы начнём с вами нашу работу, давайте возьмём друг друга за руки и закроем глазки. Оставим все свои тревоги за дверью, почувствуем, как тепло передаётся друг другу, подумаем о чём-нибудь хорошем и добром. А теперь передадим это чувство всем окружающим нас людям и пожелаем им всего самого хорошего в жизни. Откроем глазки. Садимся за парты.

- Расскажите правила поведения на уроке.

Актуализация знаний

Цели:

Актуализировать знания о празднике

Мотивировать к изучению темы.  Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к празднику

Вспоминают о празднике, высказывают свои предположения о важности изучения праздника

Организует беседу о Пасхе, дополняет рассказы детей.

Учебно-познавательная деятельность.

-Что вы знаете о празднике Пасха?

- Зачем нужно изучать народные праздники?

- Главные символы Пасхи – крашеные яйцапасхальный кулич и творожная пасха.

Кулич

Кулич − это особая разновидность обрядового хлеба. В старину куличи выпекали в формах ведерного объема: 10 литров! Испечь кулич такого размера было возможно только в огромной русской печке. Украшали кулич на Руси точно так же, как и сегодня: взбитым белком и крашеным пшеном. Обычно кулич стоял на столе до Светлого Вознесения.

Яйцо, пожалуй, главный пасхальный символ. Издавна существует традиция дарить друг другу на Пасху красные яйца. Ходит много легенд, почему стали красить яйца в красный цвет, и все они противоречат друг другу. Едино в этих сказаниях одно: красный цвет – это цвет любви и радости. Сейчас пасхальные яйца красят как луковой шелухой, так и промышленными красителями, а также изготавливают из различного материала. Они могут быть как деревянными, так и шоколадными, а ювелиры изготавливают настоящие произведения искусства из хрусталя и фарфора, золота и серебра, цветного и прозрачного стекла. Когда-то в царской России мини-яйца в виде украшений дарили девочкам. Каждую Пасху к предыдущему ювелирному яйцу дарили новое, так постепенно собиралось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.       

Повторение изученного материала

Цель:

-уметь выполнять разметку,

-совершенствовать приемы работы с ножницами, -соединять детали при помощи клея, развивать моторику рук.

Работа с новым материалом

Цели:

- умение формулировать речевые высказывания в рамках учебного диалога;

-умение выполнять учебное действие в соответствии с планом,

-закрепить умение работать по технологической карте.

Выполняют

задания представленные в учебнике.

Участвуют  в обсуждении проблемных вопросов.

Групповая работа,

работа по технологическим картам

Осуществляют взаимный контроль и оказывают  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Организует работу по учебнику

Организует  групповую работу

Анализ изделия

- Из скольких частей состоит кулич?

- Как разметить прямоугольник? (повторение  стр.79-80. учебник «Технология»2 класс Е.А.Лутцева «Вентана- Граф» 2012г.)

- Как разметить деталь круглой формы? (повторение стр. 84 учебник «Технология»2 класс Е.А.Лутцева «Вентана- Граф» 2012г.)

- Подготовьте рабочее место.

-Какую вы выберете бумагу: тонкую или плотную?

Презентация «Оформление классного уголка»

- Составьте план работы

Задание 1 группе: Изготовление кулича

Обсуждение и анализ технологической  карты

Затем распределяются обязанности, кто  будет делать ту или иную работу.

Задание 2 группе: Раскрашивание яиц. Изготовление подставки

В конце дети подводят итог. Работы детей собираются вместе.

 

Итог урока.

Рефлексивная деятельность

Цель:

Научить: -соотносить полученный результат с поставленной целью; -оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Проводят  самоанализ проделанной работы. 

Организует  проведение самоанализа работы учащихся

Самооценка

Самооценка самостоятельности своей деятельности

- Нарисуйте солнышко напротив той графы, которая соответствует вашей работе.

Работа с карточками

Я полностью справился с заданием самостоятельно.

Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…

Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…

Заполняют карточки рефлексии

Идеи детей:

1) поставить вазу и вербу;

2) сделать несколько маленьких куличей

3) нарисовать русский народный орнамент на ватмане под куличом.

Литература , источники:

УМК « Начальная школа ХХI века»

Технология Е.А. Лутцева (учебник для учащихся образовательных учреждений) Вентана –Граф 2012г.

- история о куличе и пасхальных яйцах:   http://www.domashniy.ru/article/paskha/prazdnik_pashi_kulich__tvorozhnaya_pasha_i_krashenye_yajca.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оформление уголка. Изготовление пасхального кулича из ватмана на уроке технологии во 2 классе Иванова Елена Владимировна учитель начальных классов ОПФ МОУ «СОШ № 1 р.п.Татищево» в д.Македоновка Саратовской области Татищевского района

Слайд 2

Для работы нужно приготовить: Ватман, краски Линейка, ножницы, циркуль Клей, скотч Немного фантазии, сообразительности и творческого подхода.

Слайд 3

Из листа ватмана размечаем прямоугольник длиной 44 см и шириной 23 см, склеиваем цилиндр

Слайд 4

Раскрашиваем цилиндр в коричневый цвет

Слайд 5

Добавляем желтый цвет чуть- чуть.

Слайд 6

Размечаем с помощью циркуля круг R = 14 см

Слайд 7

Надрезаем круг и склеиваем. Получается конус. Конус снова надрезаем

Слайд 8

Края заворачиваем

Слайд 9

Надрезанные края склеиваем или внутри скрепляем скотчем

Слайд 10

Собираем кулич Украшаем верх разноцвет-ными кружочками

Слайд 11

Раскрашиваем яйца, используя фантазию Вырезаем их

Слайд 12

Вырезаем ободок из ватмана или плотной бумаги Наклеиваем яйца на полоску бумаги

Слайд 13

Оформляем уголок

Слайд 14

Идеи детей: 1) поставить вазу и вербу; 2) сделать несколько маленьких куличей; 3) нарисовать русский народный орнамент на ватмане под куличом. Работа над оформлением уголка продолжается.

Слайд 15

Ресурсы: фото из личного архива. Кулич http://reclamer.net/wp-content/uploads/2012/04/foto234.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Иванова Елена Владимировна, учитель  начальных классов ОПФ МОУ «СОШ № 1р.п. Татищево» в д.Македоновка  Татищевского муниципального района  Саратовской области

Описание: Безымянный                                                  j32124_1272631470

Внеклассное занятие "Праздник Пасхи" во 2 классе

Автор: Иванова Елена Владимировна учитель начальных классов ОПФ МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» в д.Македоновка          Саратовской области Татищевского района

Цель: формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины. 

Задачи:

Знакомство с обычаями и традициями православной церкви - празднованием Светлой Пасхи.

Развитие жизненного опыта воспитанников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.

Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам.

                            Ход занятия

  1. Стихотворение о весне

Пришла весна,

Весна-красна,

И всех гулять зовет она!

Солнце ясное встает,

Всех на улицу зовет!

  1. Игра «Гори, гори ясно».

Дети образуют круг, проводится игра «Гори, гори ясно».

  1. Исполнение песни

Песня «Пришла весна»
Музыка З. Левиной. Слова Л. Некрасовой.

1. Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла весна

2. Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая —
Значит, к нам пришла весна.

3. Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет —
Значит, к нам пришла весна.

4. Хоровод

 «Земелюшка — чернозем» русская народная песня обр. Е. Теличеевой  хоровод

  1. Исполнение закличек

Весна-красна!
Что принесла?
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!

          Солнышко, солнышко,
         Выгляни в окошечко.
         Ждут тебя детки,
         Ждут малолетки.

         Солнышко, покажись!
        Красное, снарядись!
        Поскорей, не робей,
        Нас ребят обогрей!

       Солнышко, покажись!
       Красное, снарядись!
       Чтобы год от года
       Давала нам погода:
      Теплое летечко,
      Грибы в берестечко,
     Ягоды в лукошко,
     Зеленого горошка.


Веселится народ -

Праздник Пасхи у ворот!

Именно в это время и празднуют Воскресение Христово.

Христианская церковь отмечает Пасху очень торжественно, Всенощным  Богослужением, Крестным ходом.

  1. Клип «Весенний праздник»
  2. Обряды и обычаи празднования Пасхи

В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи. На Пасху все ходят друг к другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами. Со светлого Воскресенья начинаются праздничные гуляния, которые раньше продолжались всю Светлую неделю. На Пасху всем желающим мужчинам разрешается взбираться на колокольню и звонить в колокола.

Поэтому в этот день всегда стоит торжественно радостно стоит благовест колоколов. Для верующих Пасха - это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая неверующих, - радость встречи с родными и друзьями за особым, праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда и забавы.

Пасха всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие, - главного праздника в православии, К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад.

На Пасху наряжаются в праздничную одежду, и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения дозволяется, наконец вкушать всё, чего душа пожелает, веселиться и развлекаться.

Происхождение пасхального приветствия.

Первая половина приветствия “Христос Воскрес” появилась в самые минуты Воскресения Христова. Его услышали ученики Христа из уст Ангела, который велел им сообщить всем радостную весть. Таким образом, это приветствие передавалось из уст в уста, услышалось многими народами мира и ныне мы его произносим с величайшей радостью.

Об этом так воспевает Святая Церковь:

Ангел восклицал Благодатной (Божьей Матери): «Чистая Дева, радуйся! И опять говорю: Радуйся! Твой сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мёртвых: люди, веселитесь!

Прославляйся, прославляйся , Христианская Церковь, потому  что над тобой воссияла слава Господня:  торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородице, радуйся о воскресении Тобою рожденного.»

В тот же самый день появилась и вторая половина приветствия “Воистину Воскрес”. Эти слова тоже были сказаны учениками Христа, что Господь воистину воскрес.

Приветствие сопровождается взаимным целованием, означающим мир между людьми и взаимную любовь.

Происхождение обычая обмениваться яйцами.

Также существует обычай обмениваться на Пасху красными яичками, говоря: “Христос Воскрес!”. Послушаем легенду об этом обычае. Этот обычай очень древний: Христос дал нам жизнь, а яйцо – знак жизни, из него рождается маленькое существо. В красный цвет оно окрашивается потому, что Христос своею кровью освятил жизнь.

Мария Магдалина, как и все ученики Иисуса Христа, ходила по странам и городам, рассказывая все о нем, его жизни и Чудесном Воскресении. Однажды она пришла в Рим, её знали там раньше богатой и знатной, а потому пропустили к императору. Она подала яйцо ему лично и сказала: “Христос Воскрес!”. Удивился император: “Как может кто – нибудь воскреснуть из мертвых? В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!”. И вдруг яйцо стало менять свой цвет, порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко красным! Вот что рассказывает легенда о том, как было подарено первое пасхальное яйцо. И в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную.

К празднику Пасхе красили куриные, реже - гусиные яйца. Не принято красить яйца в тёмные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Красное яичко создало вокруг себя, в нашем народе, множество разного рода поверяй и суеверий. И сейчас я познакомлю вас, какой цвет яйца что мог обозначать.

8. Знакомство воспитанников со значениями цветов яиц. 

Красный цвет - знак счастья;

 Желтый   - знак солнца;

Зеленый цвет - знак жизни;

Голубой цвет - знак неба;

Синий цвет - цвет ночи и таинства;

Коричневый цвет - цвет земли.

Самый древний узор - геометрический.

Треугольники - единство духа, разума и тела; единство настоящего, прошлого и будущего; единство семьи - мама, папа и ребенок; единство земных стихий - земли, воды, огня.

Кукушка - эта птица, по легендам, хранит ключи от рая.

Листья дуба - мужской знак (сила, красота)

Звездочки - женский знак (здоровье, красота)

Точечки (слезинки) - слезы Богоматери

Круг - знак бесконечности.

- Вот как было важно красить яйца в определенный цвет. А я предлагаю вам рассмотреть варианты пасхальных наборов.

Существуют народные приметы о яичках. В народе говорят:

пожар потухнет, если бросить в него освященное яйцо;

перед выгоном скота гладили его пасхальным яйцом, чтобы скотина не болела и шерсть у нее была гладкой;

умывались водой, в которую опускали крашенку, чтобы быть здоровыми и красивыми;

при посеве пахоты разбрасывали полю яичную скорлупу, чтобы лен был белым, как яйцо.

  1. Игры с детьми.

«Не сверни с дорожки»

 Катание яиц ложками по дорожкам, сделанным из бумаги. Кто быстрее докатит яйцо до конца дорожки не сворачивая с неё.

«Найди яйцо»

Один ребёнок отворачивается. В это время ведущий прячет яйцо под одну из двух шапок. Нужно угадать, под какой шапкой находится яйцо.

 «Укрась яйцо»

- Хорошо играли, пора и за работу приниматься. Хочу испытать ваше умение украсить  пасхальные яйца.  На столах у вас ножницы, клей, овал в форме яйца, фантики, нужно вырезать любые фигурки и украсить яйцо. У кого лучше получится.

Первый стол 1 класс

Второй стол 2, 4классы

Третий стол 3 класс.

Вывешиваем поделки на доску, определяем победителя.

- Вот и подошел к концу наш рассказ о праздновании Пасхи - самого светлого и красивого праздника России. Давайте в канун этого праздника зажжем маленькие свечи, (зажигаются свечи), помолчим, подумаем о добром и светлом, о том хорошем, что у нас впереди и о том, что нам предстоит сделать, чтобы встречать праздник Пасхи с чистой душой и распахнутым сердцем.

10. Подведение итогов занятия. 

- О каких традициях праздника Пасхи вы узнали?

- Что является главной приметой праздника?

- Почему именно яйца являются украшением пасхального стола?

- Дорогие ребята, пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать "Христос воскрес!" и в ответ услышать "Воистину воскрес!". Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа нашего Иисуса Христа.

Источники:

  1. Песня «Пришла весна» Музыка З. Левиной. Слова Л. Некрасовой. http://possum.ru/?p=2959 
  2. «Земелюшка — чернозем» русская народная песня обр. Е. Теличеевой  хоровод http://www.noty-pesni.ru/narodnye-2/zemelyushka-chernozem/
  3. Игры с детьми http://nsportal.ru/node/311607 
  4. Заклички весны http://www.koshki-mishki.ru/view-2392-59.html 

                           http://prav.info/forum/viewtopic.php?f=58&t=956

  1. http://festival.1september.ru/articles/612504/
  2. http://8ob.ru/cat9/id-35356.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благодарность за участие в школьной акции.

"Все, что мы думаем о дружбе"....

грамота за участие учащихся в акции открытка ветерану

Грамота за участие учащихся в акции открытка ветерану...

Акция "Подари радость детям"

Вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по оказанию радости малышам....

Участие в экологической акции.

Совет молодёжи Белоярского района организовал экологическую  акцию по сбору макулатуры, которая прошла в городе в последнюю неделю марта.Самым активным участникам были вручены Дипломы....

«Нравственное и духовное воспитание учащихся через участие в социальных акциях»

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классовпо теме «Нравственное и духовное воспитание учащихся через участие в социальных акциях» Подготовила учитель ...

Участие в Международной акции "Бессмертные имена: вспомним героев Великой Отечественной войны"

Цель акции: воспитание у детей и молодежи ценностей патриотизма, нравственности, толерантности, формирование активной жизненной позиции....