Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Мусихина Любовь Ивановна
Предлагаю Вашему вниманию сценарий мастер - класса « Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе» и презентацию ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мастер- класса « Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

    Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.  

          Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?

На слайде (слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня  запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.  

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

 На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности?

  • не развиты представления о смысловой стороне слова;
  • не сформирован умения отбора слов и точность их употребления;
  • не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
  • не развита монологическая речь.

     Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Цель  сегодняшнего мастер-класса: научить применять  активные

методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах.

   Пример АМ начала образовательного мероприятия 

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Игра, скажем, здравствуйте » (слайды 3,4,5,6,7)

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

- Уважаемые коллеги, давайте мы, тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

       -Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
        Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
       Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

         Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. (Слайд 8

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

Постановка задач мастер-класса

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

  • объяснить, что такое активные методы обучения;
  • отличать виды активных методов обучения от других  методов обучения;
  • видеть возможности применения активных методов обучения  на различных этапах своих уроков.

- Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».

- Для этого применим метод  «Инфо-угадайка». ( Слайд 8)

АМ презентации учебного материала
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся .Он  применяется при работе в группах.
- Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок  разделён на сектора.

Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать  ключевые моменты к этому разделу.(Ответы педагогов)

   Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)  

Сектор 2 – этапы урока.

-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

-  (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

      Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

- Мы уже познакомились с  некоторыми  видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

(«Игра скажем здравствуйте», «Фруктовый сад», «Инфо-угадай-ка»)

Сектор -4. Цели  применения АМО.

-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, а теперь от него ждут активных действий, мыслей и идей

Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на  разных этапах урока.

 Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.(Слайд 10,11)

     - Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках

(приложение 1) продолжить составление  кластера по теме «Активные методы обучения». Давайте проверим, что у вас получилось.

      Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы, как в классе, так и дома.

   

АМ презентации учебного материала

Метод «Написание синквейна»

   На  этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: (Слайд 12)

   На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна. Например, составим синквейн слова «дорога». (Слайд 12)

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Такой синквейн, который мы составили, используется при словарной работе  (Слайд 13)

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления

характеристики герою. (Слайд 14) 

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса детей.

Результативность. 

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют: 


  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

  • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

  • повышению активности и самостоятельности учащихся;

  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

  • осознанию учеником ценностей совместного труда;

  • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;

  • эстетическому воспитанию;

  • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.


Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

- Вот какой синквейн составила я (Слайд 15)

Приемы работы по развитию связной речи младших школьников

В развитии речи выделила три направления:

  • работа над словом;
  • работа над предложением;
  • работа над связной речью.( слайд 16)

( Словарная работа)

Почти в каждом тексте « Литературного чтения» встречаются слова, значение которых учащимся непонятно.

Для раскрытия значения слова я использую разные приемы:

  • показ соответствующего предмета ( этот прием лучшего всего использовать, когда встречаются в текстах или упражнениях устаревшие слова, слова обозначающие незнакомые предметы);
  • замена данного слова синонимом (этот прием является эффективным      методом для обогащения словаря учащихся);
  • составление с данными словами предложений, словосочетаний;
  • составление небольших рассказов с использованием данных слов.

Словарная работа направлена на подведение детей к пониманию значений слов, обогащение словарного запаса учащихся, помогает младшему школьнику лучше понять содержание текста, содействует повышению орфографической зоркости.

Аналогичные задания можно практиковать и при изучении других произведений

Игра “Пойми меня”(слайд 17)

Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет лексическое значение в контексте. (Карточка с предложением)

Комментарий учителя: Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.

Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.

Игра-ассоциация “Словесная цепочка”

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”…

Комментарий учителя:

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.( Слайд 18)

Синонимы

Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного в активный словарь.

Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы - это равнозвучащие слова; третий - синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи.

Комментарий учителя: такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.(Слайд 19)

 

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - угадайка»  и допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями   ещё сегодня познакомились.. (слайд 20)(«Кластер», «Синквейн»)

- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к  «Фруктовому саду». (Слайд 21) Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса.  Определите для себя, оправдались ли они.

- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым  нужным, а главное, успешным.( слайд 22,23,24,25)

МБОУ ШИ №3 г.Уфа

Сценарий мастер- класса « Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе.

http://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2010/08/0010-010-Stanovitsja-esche-starshe-i-idet-v-shkolu.jpg                                                           Подготовил учитель начальных классов: Хабибулина З.М.

Уфа - 2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учитель начальных классов Мусихина Л. И. 2014год

Слайд 2

! Восприятие слов. Иллюстрация. Фильмы, выставки, экскурсии. Участие в дискуссиях . Имитация участия в реальном процессе . запоминание словесная расшифровка 20% то, что слышим 10% то, что читаем 30% то, что видим 50% то, что видим и слышим 70% то, что говорим 90% то, что говорим и делаем визуальная расшифровка восприятие и участие деятельность вовлечённость учащихся в процесс познания

Слайд 3

«Здравствуйте!» - Здравствуйте! - ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет.

Слайд 4

Игра «Скажем «Здравствуйте!»» Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно. Скажем «Здравствуйте!» руками (участникам игры нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих). Скажем «Здравствуйте!» глазами (игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем хочется). Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом (все участники игры произносят хором слово здравствуйте).

Слайд 5

Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте» тебе моем?» 1-ый вариант игры Примеры пожеланий: « з » - здоровья, зрелости, зоркости и т. д. « д » - добра, доверия, доброжелательности, … « р » - радости, решимости, равновесия, … «а» - активности, аккуратности, авторитета, … «в» - великодушия, веселья, верности, … «с» - сил, счастья, свободы, .. «т» - терпения, творчества, теплоты, … «у» - уверенности, уважения улыбок, … «и» - искренности, идей, изящества, … «т» - таланта, трудолюбия, … «е» - единства, естественности, …

Слайд 6

2-й вариант игры «Говоря «Здравствуйте!», я желаю заряда души, радости, азарта, восхищения, сердечного творческого вдохновения, ума, искренности тебе, единомышленник!». Или: «Желаю своим одноклассникам здоровья, доброты, радости, вдохновения, самоутверждения, талантливости, воображения, умелости, йогом быть, тепло дарить ежедневно!» Вариант «кричалки»: « Знаю, друзья, радость абсолютно всем свойственна. Так вместе улыбнитесь и встряхнитесь !»

Слайд 7

3 – й вариант игры. «Друг, ты – здоровый, добрый, работоспособный, аккуратный, волевой, смелый, трудолюбивый, веселый, удачи тебе на весь день!» Данный вариант игры можно проводить после изучения темы «Прилагательное».

Слайд 8

МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД» ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ

Слайд 9

метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА» понятие . этапы урока виды цели применения Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся. Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация. «Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», « Инфо – угадай-ка» Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникатив - ных , учебно-информационных и учебно-организационных умений. Тема: Активные методы обучения

Слайд 10

метод«КЛАСТЕР» ЧТО? ПРЕДМЕТ ЛЮДИ ОДУШЕВЛЁННОЕ НЕОДУШЕВЛЁННОЕ КТО? ЖИВОТНЫЕ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ИМЯ УЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ЕД.Ч МН.Ч РОД Ж.Р. С. Р. М. Р. ОНА МОЯ ОНО МОЁ ОН МОЙ ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ СОБСТВЕННОЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ В.п. Т.п. П.п. Д.п. Р.п. И.п. КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЧУВСТВА

Слайд 11

метод «КЛАСТЕР» АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЫ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ИНФО- УГАДАЙ-КА» «КЛАСТЕР» « ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ » «ФРУКТОВЫЙ САД» НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯ МОТИВАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

Слайд 12

и мя существительное ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА и мя прилагательное и мя прилагательное глагол глагол глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

Слайд 13

и мя существительное ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА и мя прилагательное и мя прилагательное глагол глагол глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы ДОРОГА ШИРОКАЯ ИЗВИЛИСТАЯ ведёт бежит поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. ШОССЕ

Слайд 14

МОГУЧИЙ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Всем людям радость дарил. ГЕРОЙ ЕХАЛ СРАЖАЛСЯ ПОБЕДИЛ ХРАБРЫЙ метод «СИНКВЕЙН»

Слайд 15

метод «СИНКВЕЙН» АКТИВНЫЙ МЕТОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Применяют на различных этапах урока. УСПЕХ РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ УЧИТ

Слайд 16

Приемы работы по развитию связной речи младших школьников В развитии речи выделила три направления: работа над словом; работа над предложением; работа над связной речью .

Слайд 17

Игра пойми меня трапеза тревога сверкать

Слайд 18

Игра – ассоциация Словесная цепочка книга, библиотека, полки, тишина... муха, стрекоза, бабочка, орёл...

Слайд 19

Синонимы ЛЁГКОЕ РАНЕНИЕ ЛЁГКАЯ ПИЩА ЛЁГКАЯ ТКАНЬ ЛЁГКАЯ НОША ЛЁГКАЯ ПОХОДКА ЛЁГКАЯ РАБОТА НЕОПАСНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ НЕПЛОТНАЯ , ВОЗДУШНАЯ, ТОНКАЯ НЕОБИЛЬНАЯ, НЕЖИРНАЯ НЕТЯЖЁЛАЯ ПЛАВНАЯ, ИЗЯЩНАЯ НЕТРУДНАЯ, НЕСЛОЖНАЯ

Слайд 20

метод «ИНФО- УГАДАЙ-КА» понятие . этапы урока виды цели применения Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся. Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация. «Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», « Инфо – угадай-ка», Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникатив - ных , учебно-информационных и учебно-организационных умений. « Кластер», « Синквейн », Тема: Активные методы обучения

Слайд 21

МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД» ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познават...

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»....

Статья:"Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе"

Статья о различных методах обучения, применяемые на всех уроках в начальной школе....

Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".

Мастер-класс по теме "Применение активных методов  обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА  2017Г."...

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

Цель: Повышение мотивации педагогов к применению АМО в образовательном процессе...

Мастер – класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Познакомить участников с АМО.Углубить знания педагогов о АМО, алгоритме применения АМО.Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой....