ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья (4 класс) на тему

Хворост Алла Валентиновна

 В статье представлен опыт работы с учащимися начальной школы по организации условий самоорганизации личности  обучающихся.  авторы предлагают ряд приёмов  психологического изучения личности, прогноз дальнейшего развития обучающихся, а также интерпретацию результатов достижений воспитанников через создание модели детского соуправления с использование игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferents.25.10.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК  373.1

А.В. Хворост

Л.А. Женеева

Россия, г. Гуково

МБОУ  ООШ № 3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: В статье представлен  опыт  работы  с учащимися начальной школы   по организации условий самореализации личности обучающихся.  

         Авторы предлагают ряд приемов психологического изучения личности школьника, прогноз  дальнейшего развития обучающихся, а также интерпретацию результатов достижений воспитанников через создание модели детского соуправления с использованием игровой технологии.

Ключевые слова: типы личности - гармоничный, комфортный, доминирующий,  чувствительный, тревожный, интравертированный; чувствительность, сентиментальность, напряженность, тревожность, самостоятельность, независимость, самоутверждение, склонность к риску, психотравмирующий, соуправление

A.V. Khvorost

L.A. Ženeeva

Russia, Gukovo

MBOW high school No. 3

PSYCHO-PEDAGOGICAL WORK IN THE CLASSROOM TO A STUDENT'S PERSONAL FULFILMENT OF ELEMENTARY SCHOOL

Abstract: the article presents the experience of working with students of primary school in conditions of self-realization of personality of students.  

         The authors offer a number of methods of the psychological study of personality, a forecast of further development of students enrolled, as well as the interpretation of the results of pupils through the creation of models of co-management with the use of gaming technology.

Key words: personality types-harmonious, comfortable, dominating, sensitive, anxious, intravertirovannyj; sensitivity, sentimentality, tension, anxiety, autonomy, independence, self-assertion, risk tolerance, psihotravmiruûŝij, co-management.

         В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности.  Каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии  со своими интересами, способностями, возможностями, поэтому перед школой стоит задача использования  инновационных эффективных моделей образовательного процесса.

          Методы психологического изучения учащихся применяются  школьным психологом  и учителем начальных классов - это состояние знаний учащихся,  учебной деятельности, познавательных процессов, самооценка  школьника, поведенческие  проявления. Но ряд приемов психологического изучения остается в компетенции психолога.   Областью пристального внимания является изучение личности школьника, прогноз  дальнейшего развития, а также интерпретация результатов для построения развивающих, коррекционных занятий.  Наблюдения  за детьми позволили, выделив одинаковые признаки у них, построить свою работу.

         У детей гармоничного типа личности сформированы все личностные свойства и почти отсутствуют такие психологические факторы, как напряженность, тревожность. Они обладают высоким уровнем интеллектуальных функций, уверены в себе, добросовестны, хорошо контролируют свое поведение, соразмеряют свои поступки с общепринятыми нормами. Такие школьники успешны в любой деятельности, в том числе и  учебной. Детям этой группы можно доверять в проявлениях самостоятельности, поощрять их успехи. Очень важно  помочь  им организовать время для контактов со сверстниками,  отдыха,  занятий любимым делом.

         Дети комфортного типа очень зависят от ситуации, стремятся соответствовать окружению и поступать в соответствии с существующими нормами поведения. Эти дети ждут одобрения педагога и похвалы от сверстников. Чуткое отношение к таким детям помогает им преодолеть возникающие трудности. Очень важен для таких детей благоприятный круг общения, который могут  организовать учитель, психолог  и родители.

         Дети доминирующего типа личности  стремятся к самостоятельности, независимости, самоутверждению, обладают смелостью и склонностью к риску.  Большинство таких детей – мальчики. Они непоседливы, нарушают дисциплину, привлекают к себе внимание окружающих. Наказание таких детей формирует  агрессию. Лучшей мерой по отношению к такому ребенку является доверие. Ребенку нужно внушить, что все он может делать сам, но при этом должен  отвечать за свои поступки. Эти дети стремятся к лидерству, необходимо помочь им наладить общение с детьми и взрослыми.

         Дети чувствительного типа робки, застенчивы.  Основным их свойством является чувствительность, сентиментальность, они чутко реагируют на любые оценки окружающих. Эти дети обидчивы, ранимы, часто плачут.

         У детей  тревожного типа  наблюдается эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкая стрессоустойчивость. В школе   особенно тяжело им во время контрольных работ.  Для детей  чувствительного  и тревожного  типов  нужно организовать  соблюдение режима труда и отдыха. Перегрузки   противопоказаны.  Нередко болезнь для них является защитной реакцией, поэтому они нуждаются в  медицинском контроле.

          Дети  интравертированного  типа отличаются от сверстников высоким уровнем интеллекта,  для них  характерна познавательная деятельность. Контакты и коллективная деятельность затруднены. Групповые формы    работы  часто являются психотравмирующими. Успешная адаптация таких детей возможна, при этом воздействия со стороны педагогов и родителей должны быть направлены  через  развитие интеллектуальной сферы.  В  то же время надо стараться вовлекать  чувствительных и тревожных детей в процесс общения, ненавязчиво и осторожно.

         Поэтому работу в классе учителю надо организовать так,  чтобы всем было интересно и в то же время  эффективно оказывать помощь в преодолении трудностей. Воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, креативность, целеустремленность становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях  востребован человек, который способен  принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий  позицией лидера.

        Опыт и школьные традиции – с одной стороны и социальные запросы – с другой показали, что можно решить путем организации детского самоуправления в начальной школе, которое позволит включить фактически всех учащихся в гуманистические отношения, реализующиеся в практической деятельности, поможет ребятам научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, освоить новые социальные роли, определить правовые и нравственные нормы.

        Однако в силу возрастных особенностей детей, в начальной школе можно говорить только о построении соуправления. В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручение. Он учится оценивать себя и других. Используя систему стимулирования у ребенка, возникает мотивация к собственному саморазвитию. Соуправление в среде начальной школы это сотрудничество, сопричастность, самореализация, самопознание, самоопределение. Также нельзя забывать, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой серьезные формы – совещания, заседания и комитеты ребятам не подходят. Им нужна игра, а значит и игровая модель самоуправления. В этой связи  родилась идея создания игровой модели ученического соуправления.               17 мая 2013 года в МБОУ ООШ №3 г. Гуково обучающиеся 3 класса создали классную детскую организацию «СОЛНЫШКО», инициатором и организатором которой является классный руководитель  Хворост Алла Валентиновна.  
       В ходе работы над созданием модели детского соуправления была сформулирована цель: реализация потребностей и интересов всех участников образовательного процесса в классе с использованием игровой технологии.
Задачи классного соуправления:

  • Формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека.
  • Поддержка и развитие организаторских и лидерских способностей учащихся.
  • Воспитание самостоятельности, ответственности, инициативности.
  • Помощь каждому школьнику, в том чтобы реализовать себя в разнообразных творческих делах.
  • Частично освободить классного руководителя от организаторских, контролирующих функций, путём освоения учащимися азбуки организаторского мастерства.
  • Использовать интеллектуальный и физический потенциал учащихся в решении практических педагогических задач школы.
  • Реальное участие школьников в организации внеурочной деятельности в классе через своих представителей в Совете друзей.
  • Придать ученическому соуправлению - характер Коллективного Творческого Дела, "через игру - в дело".

        Смысл классного  соуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений и толерантного поведения, и обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Соуправление может быть только там, где есть общественная жизнь: подготовка и проведение КТД, участие всех (учителя, учеников, родителей) в событиях школьной и классной жизни, жизни социума.

        За основу взяты принципы гуманистической педагогики:

  • признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
  • уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
  • обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка;
  • уважительное отношение между взрослыми и детьми;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка.

        За период существования классной детской организации «Солнышко» (2-е полугодие 2012-2013 учебного года и 1четверть 2013-2014 учебного года) педагогом-психологом проводились следующие исследования:

  • Мониторинг мотивации учащихся к обучению.
  • Мониторинг умственного развития обучающихся.
  • Мониторинг взаимоотношения  друг с другом в классном коллективе.  
  • Мониторинг перегрузки обучающихся.
  • Групповое  консультирование обучающихся.
  • Групповое консультирование родителей   на  родительском собрании по результатам социометрии, психологического часа «Качества важные для дружбы» и  групповых занятий с обучающимися по программе «Шаг навстречу».

Результаты:

  • 2 обучающихся из последней группы перешли во вторую, т.е.   из группы «изолированные»  в «предпочитаемые» (адаптировались,   нашли  друзей и  свое место в классном коллективе.)
  • 2 обучающихся из  третьей группы перешли  во  вторую  т.е. из «принимаемых»    в   «предпочитаемые» (их место в классном коллективе улучшилось.)
  • На 3 %  улучшилась  мотивация обучающихся на приобретение знаний, т.е. ребята более серьезно и ответственно стали относиться  к выполнению школьных заданий,  проявляют творческие способности, используют современные средства для приобретения знаний и полезных навыков.
  • На 50% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень развития логического мышления (методика Э.Ф Замбицявичене  «Определение умственного развития детей»):

Развитие логического мышления

3 класс

2012-2013 учебный год

4 класс

2013-2014 учебный год

Высокий уровень

12,5 %

62,5%

Средний уровень

81,25 %

31,25%

Низкий уровень

6,25%

6,25%

  • снизились показатели перегрузки учащихся на 11 %.

                  Таким образом, психолого-педагогические основы взаимодействия в начальной школе дают положительную динамику для самореализации личности младшего школьника.

Литература:

1.Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С.А. Коробкина. -  Волгоград: Учитель, 2011.

2.Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1, 2, 3 класс. Методическое пособие с электронным приложением. – М.,  2009-2010.

3.Истратова О.Н., Экзакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-н/Д, 2003.

4.Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. Методическое пособие.-Минск. Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков "Мы – детям" , 1999.

5.Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологии.

Ростов-на-Дону: Творческий центр "Учитель", 2001.

6.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. Учебное методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность, как условие самореализации личности школьника.

Презентация-отчет  стажировки ( с 28.03 по 08.04 2011) на базе инновационных школ и гимназий РТ (гимназия №122 г. Казани).Благодарим преподавателей и администрацию гимназии за теплый прием. Дальн...

"Психолого- педагогические аспекты работы с родителями при формировании самооценки"

Методы начальной диагностики при планировании воспитательной работы в классе....

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации

Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации....

Методическая работа «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национал...

Программа психолого-педагогического сопровождения ученика первого класса начальной школы с умственной отсталостью

Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья должно являться комплексной работой всех специалистов, имеющих отношение к образовательному процессу, в том числ...