Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе
статья по теме

Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

В данной статье представлен опыт использования ИКТ для повышения качества образования младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_interaktivnoy_doski.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Гаврюшкиной Н.Е. учителя начальных классов

 по теме

«Опыт использования ИКТ

для повышения качества образования младших школьников»

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.    Исходя  из  того,  что «информационные  и  коммуникационные технологии –  это  совокупность  методов,  устройств  и  производственных процессов,  используемых  обществом  для  сбора,  хранения,  обработки  и распространения  информации»,  главным  в  практической  деятельности учителя  становится  понимание  роли  применения  ИКТ  в  учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.

Компьютер не сможет заменить живого учителя, зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Используя данную технологию, я работаю в нескольких направлениях:

  1. Создание презентаций к урокам;
  2. Использование интерактивной доски;
  3. Использование  обучающих программ;

Работа на интерактивной доске.

Второй год я  использую в образовательном процессе возможности интерактивной доски Star Board, которая стационарно установлена  в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.

Сначала возникло много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических  принципов?

Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.

 Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать  не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.  Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая  обработка.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является  инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Доска как раз и  реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Благодаря размерам ИД  изображения  видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.

Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски Star Board явилось действительно тем уникальным  техническим средством, которое при правильном использовании влияет на качество обучения школьников и эффективность моего учительского труда.

О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе

В процессе обучения использую ИД 

  • как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
  • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов)  для визуализации учебной информации изучаемого;
  • как интерактивный инструмент –  работа с использованием  специализированного программного обеспечения, заготовленного в  цифровом виде.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

  • Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
  • Временные затраты на подготовку урока очень велики.
  • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Практический материал

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.  

 Использование  разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило  заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.

  Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по информатике  с печатной основой, отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным  начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

Использую  возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам, как на уроках математики, так и ознакомления с окружающим миром.

 Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах.

        Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра

Интерактивная доска позволят  разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы

На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания  могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду  использовать ее постоянно, потому что  с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе

"Эффективность использования интерактивной доски SmartBoard на уроках в начальных классах"...

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе.

Работа с детьми во времена информационных технологий показывает, что традиционные приемы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой, гармоничной личности. Современное образов...

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

использование интерактивной доски, её плюсы и минусы...

Проект" Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"

Основная тема проекта  "Интерактивная доска как  средство обучения при изучении  чисел первого десятка, в курсе начальной школы на  уроке  обобщения и систематизации  зна...

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

В данной статье рассматриваются способы использования интерактивной доски на уроках в начальных классах...

Публикация статьи в электронном СМИ"Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе".

Публикация статьи в электронном СМИ "Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"....