Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"
материал по теме

Бобровникова Светлана Викторовна

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить возможности использования ТРКМ в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master-klass_bobrovnikova_s.zip2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему «Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира.

Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД;

Осмыслить возможности использования ТРКМ в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
  • Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
  •      передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  •      совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  •      рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  •      оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования

Ход мастер-класса

Приветствие

  - Добрый день, уважаемые коллеги.  Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.  

слайд 1  - свое выступление хочу начать со слов Д.Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию»

слайд 2  – мастер-класс

- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер-классе?

- Верите ли вы, что можете научить детей учиться?

В конце мастер-класса мне хотелось бы, что вы отметили как положительные моменты, так и трудности, c которыми может встретиться учитель, при использовании данной технологии.

  1. Информационный блок.

Слайд (авторы)   В условиях реализации новых стандартов, одним из главных требований выступает проектирование учителем личностно -  ориентированного урока, выбор оптимальных технологий и методов работы. Одной из таких технологией является технология развития критического мышления.

Слайд (для чего используют)  Её основой  является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Слайд              Что же такое критическое мышление?  По мнению И. О. Загашева (международного тренера – сертификатора программы РКМЧП)

это – система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью»

                 

       слайд -  Базовая модель технологии РКМ состоит из трёх этапов (стадий):

стадии вызова,

стадии осмысления                            стадии рефлексии.

                 В режиме ТРКМ, так же как и при обучении по системе Л. В. Занкова,  у ученика на этапе вызова уже возникают собственные цели и мотивы для изучения нового, именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления.

Если посмотреть на эти  стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.

В чем же отличие данной технологии? Что принципиально нового несет технология развития критического мышления?

Слайд (с приемами по стадиям)   - Элементы новизны содержатся в самих методических приемах и стратегиях, используемых на каждой стадии, которые ориентируют на создание условий для свободного развития каждого учащегося.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые наиболее успешно и формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится  тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют.

         

              Слайд -     на стадии вызова использую приёмы «Верите ли вы, что…» и  «Верные и неверные утверждения», которые очень нравятся моим ученикам.

            Учащимся необходимо заполнить первую строку таблицы, вторая строка остается пока  пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

Слайд - В конце урока после работы с текстом, снова возвращаемся к утверждениям, и ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

     

 Слайд -  интересный прием « Корзина идей» (вопросов, фактов, понятий). Ученик записывает все, что ему известно по проблеме. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

Слайд – так выглядит корзина идей по теме «Вода в природе » перед изучением темы

Слайд -  и после изучения

Слайд – на стадии вызова использую таблицу  «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Слайд - по теме  «Одомашнивание животных» получилась следующая  таблица

Одним из основных приемов на стадии осмысления при работе с текстом считаю прием «Инсерт» .

Слайд - Учащимся предлагаю систему маркировки текста, предполагающую следующие значки:

V – я это знал;

– я думал иначе;

+  новое для меня;

?  интересно, непонятно, нужно разобраться.


           Условные знаки помогают учащимся  читать текст более внимательно. Знаки становятся помощниками в запоминании  и осмыслении материала. Такое активное чтение способствует развитию системности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию,  развивает умение выделять новое.

         При повторном чтении использую прием «Бортовой журнал», учащиеся заполняют  таблицу, в которой отмечают ключевые моменты из того, что уже знали, и новую информацию, полученную из текста.

   Слайд -       Одним из способов графического  представления  материала является приём «Кластер» - он  универсальный и  используется на всех стадиях.

   Слайд -            Например, на стадии вызова кластер помогает  подготовить учащихся к восприятию новой информации.

           В центре находится  ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым  понятием.

                   В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Слайды -  Кластер может оформляться по-разному.

 

Слайд -   следующий прием, который я использую на всех стадиях урока - таблица «тонких» и «толстых» вопросов .

- На стадии вызова -  это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

В левой части – простые, «тонкие», вопросы, которые подразумевают односложные ответы, а в правой – вопросы, требующие более сложного и развернутого ответа.

               Хотелось бы отметить, что на стадии рефлексии необходимо обязательно вернуться к тем приемам, которые были использованы на стадии вызова – внести изменения, дополнить или изменить кластер, проверить верные-неверные утверждения, исправить перепутанные логические цепочки, дополнить корзину идей  и таблицу Знал-Хочу узнать-Узнал и т.д.

        Слайд - с целью целостного осмысления информации использую прием «Синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Слайд – примеры синквейнов -  Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал .

Слайд – Для обобщения материала по одному учебному разделу или теме  удобно использовать прием «Сводная таблица» 

Слайд – А вот для сравнения трех и более аспектов или вопросов в рамках изучения какой-то темы можно применить прием «Концептуальная таблица»  

Линии сравнения

Степь

Лесостепь

Лесная зона

Климатические условия

Растительный мир

Животный мир

Занятия людей

Практическая часть мастер-класса

Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами ТРКМ

- а теперь приступим к практической части, во время которой  попробуем поработать с некоторыми приемами технологии.

Для работы в группах приглашаю активных  участников, которые выступят в роли учеников.

1 группа -   второклассники - ваша задача -   составить  сводную таблицу по теме

 « Группы животных», используя материал учебника.

2 группа - 2 класс –  вам необходимо составить кластер, тема «Растения» или «Животные»

Слайд - Советы учителю при работе с кластерами

  1. Записывайте все идеи учащихся
  2. Не судите о качестве идей (не комментируйте)
  3. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
  4. Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
  5. Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
  6. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Слайд - 3 группа – 3 класс – поработаем над приемом «Инсерт» (маркировка текста), тема  «Образование почв на Земле»  

Отметьте  с помощью знаков, что вам известно по данной теме, что нового вы узнали, что было интересным, а что непонятным и у вас возникли вопросы.

После чтения и маркировки заполните таблицу «Бортовой журнал»

Слайд - 4 группа – будет составлять  толстые и тонкие вопросы к тексту по теме «Где и как жили рыцари» (Раздел «Наши соседи на Западе»)

Проверка выполненной работы по группам.

Подведение итогов

Еще один прием, который мне нравится  использовать на этапе рефлексии – перекрестная дискуссия. 

Этот прием  создает условия для предупреждения однозначного толкования событий, явлений природы, поступков людей. Это очень важные условия для современной жизни. Наши дети очень категоричны в своих  оценках  и видят очень конкретные полярные явления: черное-белое, добро-зло. К сожалению, у некоторых людей этот детский максимализм сохраняется надолго, что безусловно, значительно усложняет им жизнь.

          А все великие открытия совершаются именно тогда, когда «открыватель» подвергает сомнению установленное мнение.

Так Коперник, подвергнув сомнению общепринятое мнение, что звезды и планеты движутся вокруг Земли, смог увидеть Солнце как центр системы.

(темы для дискуссий: изобретения в технике, компьютерные игры – за и против, охрана природы, охрана здоровья, увеличение количества заводов и т.д.)

Слайд – Итак, технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.

Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике?

Щелчок – Ответьте, пожалуйста, на такой  вопрос 

Готов ли я применять технологию развития критического мышления на своих уроках?

Ваша задача привести аргументы или за или против – отмечая положительные и отрицательные стороны.

-да, я готов ….. потому что

-нет, я не готов, потому что …

- Начнем, дискуссию?

Какой вывод можно сделать? В использовании ТРКМ, конечно, больше положительных сторон, чем отрицательных, поэтому ее действительно необходимо использовать в образовательном процессе.

***** ВРЕМЯ!!!! Если будет

Задание для всех участников: составьте синквейн по теме мастер-класса.

Ключевое слово – мастер-класс, технология,  критическое мышление,

Зачитывают синквейны

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция:  «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.

Слайд – мысль в подарок Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы. Э. Кинг       Я желаю вам дальнейших творческих успехов в освоении ТРКМ. Спасибо за внимание!

Работа  с залом

- Для релаксации проведем психологический тренинг с помощью метода “Мои предпочтения”.  (Метод представлен Валентиной Фаткуловой).

- Приготовьте листок и ручку.

- Задумайте  свой любимый цвет, и подберите к нему три характеристики – опишите его

(например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный).

- Запишите на новой строке  название животного, с которым вы бы хотели сфотографироваться, находясь в зоопарке – а теперь опишите это животное тремя словами-признаками. (например, тигр – сильный, опасный, хищный).

- И, наконец,  запишите  свой любимый город и придумайте для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

Слайд -

После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:

  • Три  характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
  • Три характеристики животного – так вы видите  себя сами в общении с окружающими;
  • Три характеристики города – такими вы бы хотели видеть себя в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"

В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления,  оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира

Содержание Введение 1. Понятие о педагогической технологии2 Технология "Развитие критического мышления"2.1 Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»   ...

Использование технологий критического мышления на уроках окружающего мира

Изучить пути и методы применения технологии критического мышления на уроках окружающего мира и на основе анализа существующего опыта учителей начальной школы обосновать необходимость ее использования....

Статья Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира

Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира...