Проблемное обучение как средство организации учебно-познавательной деятельности младших школьников
статья по теме

Ледкова Светлана Николаевна

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.  Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

   С. Н. Ледкова

Проблемное обучение как средство организации учебно-познавательной деятельности младших школьников

        Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

        Одним из важнейших направлений решения этих задач в современном учебном процессе является проблемное обучение.

         Под проблемным обучением понимаю такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Проблемный урок строю по следующей структуре.

1.Организационный момент

 - включение детей в деятельность;

 - выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

 - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных

 для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

 - определение затруднения, его место.

 - определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

 - фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

 - самостоятельное решение типовых заданий;

 - самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение

 - включение нового материала в систему знаний;

 - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности

        На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы.

        Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

        Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций.

  •  Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
  •  Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  •  Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
  •  Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы

 из ситуации, сопоставлять факты.

  • Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование,  конкретизацию, логику, рассуждения.
  •  Определяю проблемные теоретические и практические задания;
  •  Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

        Моя задача как учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

         Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.  Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику:  и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...

Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику:  и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...

Обобщение опыта по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных действий младших школьников"

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе разви...

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...