Авторская программа по краеведению Пирожковой Н. В. "Истоки"
календарно-тематическое планирование по теме

Пирожкова Наталия Владиславовна

Авторская программа по краеведению Пирожковой Наталии Владиславовны "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_kraevedeniyu_istoki.docx (70.59 КБ)70.59 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВЕДЕНИЕ

Авторская программа «Истоки».

Пояснительная записка.

Программа по краеведению «Истоки» для начальной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

        Особую роль в воспитательном процессе наших школьников играет краеведение, особенно в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Наша Удмуртская Республика, которая является малой родиной для большинства учащихся, сохранила и свою  благословенную сердцевину, а потому особенно располагает к любованию, созерцанию и раздумью. Это о нашей земле сказал поэт Флор Васильев «…И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей».  Любовь к Родине конкретна. Город Воткинск и Удмуртская Республика имеют уникальную многонациональную и культурно-образовательную среду, в которой представлено тесное взаимодействие природных, исторических, социально-экономических, культурных, национальных и религиозных факторов. Культура Воткинска многообразна.  Культурное и природное наследие составляет здесь единый, взаимосвязанный комплекс.  Особенность историко-культурного наследия Воткинска и Удмуртской Республики заключается и в том, что оно не может быть рассмотрено только в региональном контексте, поскольку многие памятники Удмуртской земли являются объектами всероссийского и мирового культурного наследия. Освоение собственной культурно-исторической традиции даст возможность ребенку на равных войти в мировое культурное пространство, сделать возможным диалог культур.

Краеведение – мощное средство для осуществления связи школы с жизнью. Занимаясь краеведением, учащиеся имеют возможность познакомиться с местными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями еще до окончания школы. Там они наблюдают труд самых разнообразных профессий, что впоследствии поможет им правильно выбрать будущую специальность, тем самым происходит политехническое обучение учащихся. Большую связь школьное краеведение имеет и с охраной природы, поскольку  оно позволяет учащимся активно включиться в работу по ее охране и преобразованию. Изучение своей местности помогает развивать самостоятельность школьников, открывает возможность активного включения в общественно полезный труд. Краеведение создает условия для исследовательской деятельности учащихся.

Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять географию и историю всей нашей огромной страны. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью.

      Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

     Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

      Новизна данной программы заключается в следующем:

  1. она рассчитана для учащихся   общеобразовательных школ города на первой ступени обучения;
  2. основной упор в этой программе делается на более глубокое изучение краеведения города Воткинска, изучение культуры, обычаев, традиций своего народа;
  3. данную программу можно легко модифицировать для любого другого города и села нашей Удмуртской Республики.

Цель курса:

Воспитание у школьников любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, воспитание чувства национальной гордости.

Задачи курса:

-  расширение и углубление знаний учащихся по различным образовательным предметам;

-  приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

-  содействие гармоничному развитию личности школьника;

-  совершенствование духовных и физических потребностей;

-  формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

-  гуманное отношение к окружающей среде;

-  воспитание патриотизма, любви к родному городу и республике;

-  создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Общая характеристика учебного курса.

Краеведение как учебный предмет предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку. Изучение краеведения это своеобразная научно-исследовательская работа, которая требует постоянного собирания и изучения всех современных и исторических материалов о своем родном крае. Суть краеведческого принципа заключается в том, что он позволяет в знакомой учащимся местности, в повседневной обстановке наблюдать  действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и использовать результаты этих наблюдений для того, чтобы на полученных реальных представлениях формировать понятия, составляющие основу первых научных знаний о мире.

        Краеведение  как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту историческими и географическими фактами, духовно-нравственное, научное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю учащихся, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом краеведения является формирование  различных видов исследовательской и проектной деятельности учащихся. Они  учатся ориентироваться в научной и художественной литературе, использовать её для расширения своих знаний о родном крае.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения  высказывать собственное мнение, строить свою речь в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках  краеведения  формируется национальная и нравственная компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя как гражданина своего города, республики, страны. Ребенок становится способным  использовать научную и проектную деятельность для своего самообразования. У ученика возникает потребность в постоянном чтении книг о родном крае, он быстрее овладеет техникой чтения и приёмами работы с научными текстами, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

         Курс краеведения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений о родном крае. Внимание начинающего краеведа обращается на  природу нашей Удмуртской Республики, на бережное  отношение человека к окружающему миру, на нравственные проблемы. Младшие школьники учатся чувствовать красоту родной Удмуртской Республики, ценить и любить свою малую родину.

Изучение предмета «Краеведение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Место курса «Краеведение» в учебном плане.

Курс «Краеведение» рассчитан на 135ч. В 1 классе на изучение краеведения отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2—4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

       «Краеведение» как систематический курс изучается в начальной школе с 1 по 4 класс.  Краеведение в начальной школе подразумевает получение различных знаний о родном городе Воткинске. Программа каждого класса объединена одной темой.

1 класс - «Моя школа – мой город».

- познакомить учащихся со школой как элементом малой Родины, местом, где человек   усваивает социальные нормы жизни, родной язык, традиции и обычаи;

-  формирование умений выполнять все традиционные нормы школьной жизни;

-  формирование привычки быть доброжелательным и приветливым.

-  обойти территорию школы и познакомиться со всеми ее сооружениями и прилегающими территориями;

-  познакомиться с жизнью школы и правилами школьной жизни;

-  посетить ближайшие к школе учреждения культуры;

-  изучить историю тех улиц, по которым учащиеся класса ежедневно ходят в школу.

2 класс - «Город Воткинск – вчера и сегодня».

- показать учащимся общество как социальную среду человека;

- формирование умений относиться к окружающему миру как предмету познания, сопоставлять известное в опыте жизни и узнанное;

- формирование патриотизма учащихся через любовь к малой родине.

- познакомиться с основными магистральными и историческими улицами города;

-  изучить историю основных улиц;

- познакомиться с достопримечательностями города, расположенными на этих улицах;

- составить маршрутный лист экскурсии по городу.

3 класс - «Воткинск – город-завод».

-воспитывать у учащихся патриотизм, развивать чувство гордости за свой родной город через знакомство со страницами его прошлого и настоящего;

-формировать умение вести исследовательскую работу и анализировать материалы.

- познакомиться с историей Воткинска как города-завода, с его прошлым и настоящим;

- показать историю Воткинского завода как историю трудовой и боевой славы России;

- определить значение завода для нашего города в прошлом, настоящем и будущем;

- познакомиться с замечательными людьми нашего города.

4 класс – «Моя малая родина».

          - дать учащимся начальные знания об Удмуртской Республике;

          - показать историю развития Воткинска как составной части Удмуртии;

          - продолжить изучение истории, географии Воткинска;

          - познакомить учащихся с историей и географией Воткинского района;

          - развивать чувство патриотизма и гордости за свою малую родину.

Результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств  представления информации по краеведению;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Удмуртии;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Воткинске, об Удмуртской Республике;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение  элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и республик

1 КЛАСС.

Учебный план.

Наименование разделов

Всего часов

Теоретические

Практические

Контроль

1

Моя школа.

8

2

6

2

Мой город.

25

12

12

1

Итого:

33

14

18

1

Тематический план.

Разделы, темы.

Всего часов.

Теоретические.

Практические.

Контроль.

I

Моя школа.

8

2

6

1

Что такое школа?

1

1

2

Моя родная школа.

1

1

3

Мой путь из дома в школу и обратно.

1

1

4

Моя любимая школа. Конкурс рисунков.

1

1

5

Как учились дети в старину.

1

1

6

Школьные музеи.

1

1

7

Школьные музеи.

1

1

8

Школьная библиотека.

1

1

II

Мой город.

25

12

12

1

1

Наши родные улицы и дворы.

1

1

2

Наши родные улицы и дворы.

1

1

3

История улицы Песчаная.

1

1

4

Путешествие по улице Песчаная.

1

1

5

История улицы Зверева.

1

1

6

Путешествие по улице Зверева.

1

1

7

История привокзальной площади.

1

1

8

Путешествие по привокзальной площади.

1

1

9

История улицы Гастелло.

1

1

10

Путешествие по улице Гастелло.

1

1

11

История улицы Школьная.

1

1

12

Путешествие по улице Школьная.

1

1

13

История улицы Королева

1

1

14

Путешествие по улице Королева.

1

1

15

История улицы 1905 года.

1

1

16

Путешествие по улице 1905 года. 

1

1

17

История улицы Пролетарская.

1

1

18

Путешествие по улице Пролетарская.

1

1

19

История улицы Спорта.

1

1

20

Путешествие по улице Спорта.

1

1

21

История улицы Пермяка.

1

1

22

Путешествие по улице Пермяка.

1

1

23

«Деревянные» улицы Второго поселка.

1

1

24

«Деревянные» улицы Второго поселка.

1

1

25

«Что я знаю о месте, где живу и учусь?» Тест.

1

1

Итого:

33

14

18

1

Учебная программа.

Разделы, темы

Всего часов.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I

Моя школа.

8

Обучающийся научится различать средства познания краеведения.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения о родном городе, школе.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится ориентироваться в информационном материале; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.

Регулятивные УУД: обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика».

1

Что такое школа?

1

2

Моя родная школа.

1

3

Мой путь из дома в школу и обратно.

1

4

Моя любимая школа. Конкурс рисунков.

1

5

Как учились дети в старину.

1

6

Школьные музеи.

1

7

Школьные музеи.

1

8

Школьная библиотека.

1

II

Мой город.

25

Обучающийся научится:

- называть правильно улицы родного города;

- правильно обращаться с краеведческим материалом;

- сравнивать и различать понятия улица, переулок. площадь;

- бережно относиться к достопримечательностям улиц города;

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- проводить исследования по истории улиц города;

- ухаживать за растениями школьного сада;

-мастерить кормушки и подкармливать птиц.

Обучающийся научится:

- различать прошлое настоящее и будущее;

- называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы;

- находить на плане города ту или иную улицу;

- изображать план улицы;

-проводить опросы по истории той или иной улицы;

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- анализировать схему смены времён года и месяцев;

- характеризовать природные явления в разные времена года;

- устанавливать связь между названием улицы и причинами ее возникновения;

- объяснять причины возникновения той или иной улицы;

 -изготавливать макет улицы.

Обучающийся научится:

-изготавливать модели домов, деревьев и т.д.;

- объяснять причины возникновения улиц;

- перечислять названия улиц своего микрорайона

- видеть различия в разных постройках;

- различать виды транспорта;

- описывать по плану улицу;

- правильно готовиться к путешествию по городу

- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

- соблюдать правила поведения в городе, правила безопасности на улицах города.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в первоисточниках (на развороте, в оглавлении).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя первоисточники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

-Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого

текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

-Работать в группах и парах.

-Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией первоисточника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-Учиться технологии оценивания образовательных достижений

(учебных успехов).

Знать домашний адрес, имена и отчества родителей.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы

и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

1

Наши родные улицы и дворы.

1

2

Наши родные улицы и дворы.

1

3

История улицы Песчаная.

1

4

Путешествие по улице Песчаная.

1

5

История улицы Зверева.

1

6

Путешествие по улице Зверева.

1

7

История привокзальной площади.

1

8

Путешествие по привокзальной площади.

1

9

История улицы Гастелло.

1

10

Путешествие по улице Гастелло.

1

11

История улицы Школьная.

1

12

Путешествие по улице Школьная.

1

13

История улицы Королева

1

14

Путешествие по улице Королева.

1

15

История улицы 1905 года.

1

16

Путешествие по улице 1905 года. 

1

17

История улицы Пролетарская.

1

18

Путешествие по улице Пролетарская.

1

19

История улицы Спорта.

1

20

Путешествие по улице Спорта.

1

21

История улицы Пермяка.

1

22

Путешествие по улице Пермяка.

1

23

«Деревянные» улицы Второго поселка.

1

24

«Деревянные» улицы Второго поселка.

1

25

«Что я знаю о месте, где живу и учусь?»

Комплексная контрольная работа.

1

Практическая часть программы.

Вид контроля.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год.

1

Комплексная контрольная работа.

1

1

Итого:

1

1

II КЛАСС.

Учебный план.

Наименование разделов

Всего часов

Теоретические

Практические

Контроль

1

Город Воткинск – вчера и сегодня.

34

17

16

1

Итого:

34

17

16

1

Тематический план.

Разделы, темы.

Всего часов.

Теоретические.

Практические.

Контроль.

I

Город Воткинск – вчера и сегодня.

34

17

16

1

1

С чего все начиналось…

1

1

2

Когда у города Воткинска день рождения?

1

1

3

Символика нашего города.

1

1

4

План города Воткинска: ближайшее окружение.

1

1

5

Улица 1 Мая: интересные объекты улицы.

1

1

6

Улица 1 Мая: остановочные пункты, транспортные маршруты.

1

1

7

Городская больница – история и современность

1

1

8

Улица Кирова: интересные объекты улицы.

1

1

9

Путешествие по улице Кирова

1

1

10

Музей истории и культуры города Воткинска.

1

1

11

Улица Ленина: интересные объекты улицы.

1

1

12

Путешествие по улице Ленина.

1

1

13

Улица Робеспьера: интересные объекты улицы.

1

1

14

Путешествие по улице Робеспьера.

1

1

15

Типография города Воткинска.

1

1

16

Храм во имя Преображения Господня.

1

1

17

Центральная площадь: прошлое и настоящее.

1

1

18

Путешествие по Центральной площади.

1

1

19

Благовещенский собор - духовный центр Воткинска.

1

1

20

Улица Мира: интересные объекты улицы.

1

1

21

Путешествие по улице Мира.

1

1

22

Дворец культуры «Юбилейный» -культурный центр Воткинска.

1

1

23

Улица Карла Либкнехта: интересные объекты улицы.

1

1

24

Путешествие по улице Карла Либкнехта.

1

1

25

Улица Чайковского: интересные объекты улицы.

1

1

26

Путешествие по улице Чайковского.

1

1

27

Музей П.И. Чайковского.

1

1

28

Улица Шувалова: интересные объекты улицы.

1

1

29

Путешествие по улице Шувалова.

1

1

30

Воткинск – водная жемчужина.

1

1

31

Старый город и его жители.

1

1

32

Зеленый мир старого города.

1

1

33

Мой город – вчера и сегодня.

1

1

34

Что я знаю о своем городе?

Составление маршрутного листа экскурсии по городу.

1

1

Учебная программа.

Разделы, темы

Всего часов.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I

Город Воткинск – вчера и сегодня.

34

Обучающийся научится:

- определять основные этапы истории возникновения Воткинского поселка;

- определять дату основания Воткинского поселка;

- различать понятия план, карта.  Обучающийся:

-познакомиться с главными улицами города;

- узнает иисторию их возникновения;

- узнает достопримечательности города , расположенные на основных улицах города.

- изучит историю возникновения достопримечательностей города, расположенных на основных улицах города.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять небольшие рассказы на заданную тему  о родном городе.

Обучающийся научится:

- называть правильно улицы родного города;

- правильно обращаться с краеведческим материалом;

- сравнивать и различать понятия улица, переулок. площадь;

- бережно относиться к достопримечательностям улиц города;

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- проводить исследования по истории улиц города;

Обучающийся научится:

- различать прошлое настоящее и будущее;

- называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы;

- находить на плане города ту или иную улицу;

- изображать план улицы;

-проводить опросы по истории той или иной улицы;

- устанавливать связь между названием улицы и причинами ее возникновения;

- объяснять причины возникновения той или иной улицы;

 -изготавливать макет улицы.

Обучающийся научится:

-изготавливать модели домов, деревьев и т.д.;

- объяснять причины возникновения улиц;

- перечислять названия основных улиц города;

- видеть различия в разных постройках;

- различать виды транспорта;

- описывать по плану улицу;

- правильно готовиться к путешествию по городу

- соблюдать правила поведения в городе, правила безопасности на улицах города.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится

- ориентироваться в информационном материале; закрепит возможность пользоваться условными обозначениями.

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в первоисточниках (на развороте, в оглавлении).

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя первоисточники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-заменять мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого

текста).

-слушать и понимать речь других.

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

-работать в группах и парах.

-составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий на уроке.

- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией первоисточника.

- работать по предложенному учителем плану.

- выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

- отличать верно выполненное задание от неверного.

- совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на уроке.

- оценивать свои учебные успехи.

Обучающийся получит возможность

-  ориентироваться по плану города;

- находить улицы на плане города;

- ориентироваться на местности, в центральной части города;

-  объяснить, как добраться из одной части города в другую;

-  провести экскурсию для друга по основным улицам города.

-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

- использовать основные формы приветствия, просьбы

и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

1

С чего все начиналось…

1

2

Когда у города Воткинска день рождения?

1

3

Символика нашего города.

1

4

План города Воткинска: ближайшее окружение.

1

5

Улица 1 Мая: интересные объекты улицы.

1

6

Улица 1 Мая: остановочные пункты, транспортные маршруты.

1

7

Городская больница – история и современность

1

8

Улица Кирова: интересные объекты улицы.

1

9

Путешествие по улице Кирова

1

10

Музей истории и культуры города Воткинска.

1

11

Улица Ленина: интересные объекты улицы.

1

12

Путешествие по улице Ленина.

1

13

Улица Робеспьера: интересные объекты улицы.

1

14

Путешествие по улице Робеспьера.

1

15

Типография города Воткинска.

1

16

Храм во имя Преображения Господня.

1

17

Центральная площадь: прошлое и настоящее.

1

18

Путешествие по Центральной площади.

1

19

Благовещенский собор - духовный центр Воткинска.

1

20

Улица Мира: интересные объекты улицы.

1

21

Путешествие по улице Мира.

1

22

Дворец культуры «Юбилейный» -культурный центр Воткинска.

1

23

Улица Карла Либкнехта: интересные объекты улицы.

1

24

Путешествие по улице Карла Либкнехта.

1

25

Улица Чайковского: интересные объекты улицы.

1

26

Путешествие по улице Чайковского.

1

27

Музей П.И. Чайковского.

1

28

Улица Шувалова: интересные объекты улицы.

1

29

Путешествие по улице Шувалова.

1

30

Воткинск – водная жемчужина.

1

31

Старый город и его жители.

1

32

Зеленый мир старого города.

1

33

Мой город – вчера и сегодня.

1

34

Что я знаю о своем городе?

Составление маршрутного листа экскурсии по городу.

1

Практическая часть программы.

Вид контроля.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год.

1

Что я знаю о своем городе?

Составление маршрутного листа экскурсии по городу.

1

1

Итого:

1

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

  1. Воткинск, 1758-1998  : документы и материалы / Науч. ред. Александров А.А. ; Сост.: Горбачева С.В. и др. - Ижевск : Удмуртия, 1999. - 352 с., 16 л. ил. - Воткинский завод [Текст] : история развития производства за 240 лет. - Ижевск : [б. и.], 1999. - 342 с. : ил. - 5000 экз. - ISBN 5-87469-044-1 (в пер.) : 40.00 р.
  2. Воткинский завод: вчера, сегодня, завтра / Воткин. з-д, ГПО ; сост.: Ю. А. Чертков, В. Г. Толмачев, А. В. Фертиков. - Историко-представит. изд. - Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1998. - 151 с. : ил.
  3. Воткинцы в Великой Отечественной  / Ред.-сост. Розенберг И.С., Худож. Сорокин И.А. ; Редкол.: Казанцев И.Г. и др. - Воткинск : 1995. - 120 с. : ил.
  4. Дом-музей П. И. Чайковского в Воткинске: путеводитель / сост.: Седусова С.П., Шептун Е.С. - Ижевск : Удмурт. кн. изд-во, 1962. - 56 с. : ил.
  5. Музей-усадьба П. И. Чайковского в Воткинске / авт. текста Б. Аншаков ; фото Ю. Карминского. - М. : Планета, 1988.
  6. Очерки истории Удмуртии XIX века : Отв. ред. Лигенко Н.П., Удм. науч.-исследоват. ин-т истории, экономики, лит. и яз. при Совете Министров УАССР ; Редкол. Обухова Г.И. и др. - Ижевск :1996. - 292 с.
  7. Памятники истории и культуры Воткинска: каталог / Сост. Ткачук Т.А. - Ижевск : 1983. - 24 с. : ил.
  8. Приглашает город Воткинск: проспект / фот. А. Топуза ; авт. текста Т. Ткачук . - М. : Центр. реклам.-информ. бюро "Турист", 1988.

В изданиях определены основные направления изучения краеведения; рассмотрены основные содержательные линии по изучению краеведения; представлены результаты изучения предмета,

Представленная литература позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы по краеведению; организовать систематическое повторение.

Технические средства обучения

Классная доска. Магниты для крепления наглядных пособий и таблиц.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по краеведению.

Знаменательные и памятные даты Удмуртии, 2010 [Электронный ресурс] / Нац. б-ка Удмурт. Респ. ; сост.: Н. В. Роор [и др.]. – Ижевск, 2009.

Используется при объяснении и закреплении программного материала. Может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома.

Календарь «Знаменательные и памятные даты Удмуртии» – ежегодное издание отдела национальной и государственной библиографии. Содержит сведения о фактах, событиях, лицах, вошедших в историю края, повлиявших тем или иным образом на развитие  его экономики, культуры и общественной жизни.  Всего включено 445 дат. Наиболее яркие и значимые события 2010 года – 250 лет столице Удмуртии Ижевску и 65 лет со Дня Победы советского народа над фашистской Германией.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит»).

Оборудование класса

Ученические двуместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".

Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...

авторская образовательная программа по краеведению "Родимая сторона - мать" для начальных классов

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.Программа призвана обог...

Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"

Представлена  рабочая  программа  клуба  "Родные  истоки", которая  включает  в  себя  изучение  истории  России, её  истоков....

Авторская программа курса "Истоки".

Данная программа разработана для учащихся  начальных классов, предназначена для внеурочной деятельности....

Авторская программа " Школа краеведения"

Рекомендована для учащихся 3-4 классов...