ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»
статья по теме

Грищенко Светлана Вячеславовна

 

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. В работе  рассказывается о том, как на уроках в начальных классах можно использовать информационные технологии. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

         При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

 

   

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.proekt_e.media_grishchenko_sshno23.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

(Сам ГУ)

Зачётная работа

по курсам повышения квалификации

по Именному образовательному чеку (вариативный блок)

«Способы эффективного использования электронных медиа,

медиа-продуктов и ресурсов в учебном процессе»

Сроки обучения: 01.03.2011г. -05.03.2011г.

Руководитель: Мантуленко Валентина Вячеславовна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему

«Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

                                                              Выполнил: Грищенко Светлана Вячеславовна

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  ОУ СОШ №23 г. Сызрань

Сызрань, 2011

Содержание

Введение    

Глава 1.  Теоретическое обоснование проблемы повышения эффективности

                 образовательного процесса в начальной школе посредством

                 применения ИКТ-технологий

  1. XXI век – век высоких компьютерных технологий.
  2. Преимущество уроков с использованием информационных технологий перед традиционными уроками.
  3. Средства достижения эффективности учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ.
  4. Поисковые системы и средства поиска электронных ресурсов в  

           Интернете.

  1. Коллекции электронных образовательных ресурсов  и поиск ресурсов в  них.

Глава 2.  Результаты практической работы по использованию ИКТ-

                 технологий для повышения эффективности образовательного

                 процесса в начальной школе

            2.1. Методы исследования

            2.2. Ресурсы обеспечения проекта

            2.3. План реализации проекта

            2.4. Ожидаемый результат

           2.5. Результаты практической работы по использованию ИКТ-

                 технологий

Заключение.

Список литературы.

Аннотация

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. В работе  рассказывается о том, как на уроках в начальных классах можно использовать информационные технологии. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

         При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

Обоснование

Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры, в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института — системы образования.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

В настоящее время ведущим направлением в развитии сферы образования становится информатизация и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий. Глобальная сеть открыла доступ к информационным серверам и ресурсам, находящимся в различных точках земного шара. Для российского образования это позволило обратиться к мировому опыту и зарубежным разработкам по внедрению и применению современных технологий в учебном процессе. В этой связи  нельзя ни отметить значительное увеличение российских образовательных компьютерных продуктов, широкое внедрение интернет-технологий в образовательный процесс. Создаются электронные учебники и интерактивные учебные программы, разрабатываются автоматизированные системы обучения, в помощь учителю создаются целые комплексы электронных образовательных ресурсов, организуются виртуальные экскурсии, создаются электронные библиотеки.

Уже ни у кого не возникает сомнения, что использование возможностей интернета существенно повышает эффективность образовательного процесса.

Как и в любом другом деле, в освоении компьютерной сети важен первый шаг. Сейчас современному учителю недостаточно просто уметь работать за компьютером, он должен уметь свободно пользоваться интернетом, уметь находить там сведения, владеть программами свободного доступа, использовать социальные ресурсы.

На начальном этапе освоения ИКТ важно познакомить учителя с цифровыми образовательными интернет-ресурсами, показать многообразие современных цифровых средств обучения. Важно научить правильно подбирать необходимые, уметь извлекать из многочисленных оптимальный вариант, который будет интересным и полезным и для самого учителя, и для его учеников.

Объект: учебный процесс в начальной школе школе.

Предмет: роль ИКТ-технологий  в повышении эффективности учебного процесса.

Цель: проанализировать использование ИКТ-технологий  с целью повышения эффективности учебного процесса.

Задачи:

1. Изучить сущность, специфику и особенности использования ИКТ-технологий  как средства повышения эффективности обучения.

2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование ИКТ-технологий  становится средством повышения эффективности обучения.

3. Выявить общие закономерности изменения успеваемости учащихся.

Гипотеза исследования отражена в следующем предположении: если в процессе обучения в начальной школе использовать ИКТ-технологии, то это способствует: повышению эффективности обучения, а именно: улучшение усвоения учебного материала; уменьшению времени решения стандартных задач; сформированности практической направленности знаний обучаемых; улучшению поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам, повышению информационной культуры учащихся, развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Теоретическая часть.

1.1.XXI век – век высоких компьютерных технологий.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

          Использование ИКТ в начальной школе позволяет индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания; вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс; учить школьника находить, отбирать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач; формировать первичные навыки работы на компьютере; учить учащихся представлять свою точку зрения и отстаивать ее на основе полученного материала.

1.2.Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

 Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

1.3.Средства достижения эффективности учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ.

Информационные технологии в современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения. Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса.

      Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

  1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты,  

видеофрагменты);

2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания

     для самостоятельной работы учащегося).

    По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

  1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на

уроке, но и для подготовки).

  1. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые

различными издательствами).

  1. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для

создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

      На мой взгляд, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием образовательных ресурсов, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.

Обычно подготовка подобного урока — трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.

Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:

Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.) должны быть взаимосвязаны.

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:

I. Концептуальный

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

III. Операциональный

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

1.4.Поисковые системы и средства поиска                                     электронных ресурсов в интернете

Цель поисковых систем интернета – собирать данные об информационных ресурсах сети и предоставлять пользователям возможность быстрого поиска необходимой информации. С помощью поисковых систем в сети можно искать и находить электронные ресурсы, программное обеспечение, информацию об организациях, различных событиях, о людях и многое другое. Для педагогов поисковые системы могут оказать помощь в поиске таких информационных ресурсов, которые смогли бы повысить эффективность процесса обучения и системы подготовки школьников.  

В интернете существует большое количество каталогов и порталов, собирающих электронные образовательные ресурсы, использование которых было бы целесообразным в системе образования. Информационные образовательные ресурсы используются:

  1. для оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
  2. для оптимизации организации деятельности обучаемых, связанной с самостоятельным овладением знаниями;
  3. для внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс;
  4. для объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта;
  5. для индивидуализации управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;
  6. для создания благоприятных, педагогически и психологически комфортных условий для обучения школьников;
  7. для организации эффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.

С помощью современных поисковых систем можно проводить поиск самых разных электронных ресурсов сети Интернет, использование которых позволило бы повысить эффективность обучения. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса. [2]

Работать с поисковыми системами несложно. В строке запроса поисковой системы необходимо набрать на нужном языке ключевые слова или фразу, соответствующие электронному ресурсу или ресурсам сети Интернет, которые требуется найти и нажать «Поиск». Результаты поиска появятся в рабочем окне обозревателя.

Поисковые системы российского сегмента сети Интернет

  1. Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru
  2. Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru
  3. Поисковая система «Рамблер» http://www.rambler.ru
  4. Поисковая система «Апорт» http://www.aport.ru
  5. Поисковая система «Поиск@Mail.ru» http://go.mail.ru
  6. Интеллектуальная поисковая система Nigma http://www.nigma.ru

Российские каталоги интернет-ресурсов общего назначения

  1. Каталог интернет-ресурсов «Яндекс.Каталог» http://yaca.yandex.ru
  2. Каталог интернет-ресурсов «Каталог@mail.ru» http://list.mail.ru
  3. Каталог интернет-ресурсов «Апорт» http://www.aport.ru
  4. Каталог сайтов-участников рейтинга Rambler Top100 http://top100.rambler.ru
  5. Каталог сайтов-участников рейтинга SpyLOG http://dir.spylog.ru

Каталоги ресурсов для образования

  1. Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/window/catalog
  2. Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru
  3. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.iot.ru
  4. Каталог «Школьный Яндекс» http://school.yandex.ru
  5. Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http://www.kinder.ru

1.5.Коллекции электронных образовательных ресурсов  

и поиск ресурсов в них

Поиск информационных ресурсов, изначально разработанных для повышения эффективности образования, можно осуществлять при помощи коллекций цифровых образовательных ресурсов. Таких коллекций несколько. [4]

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru - центральное хранилище электронных образовательных ресурсов системы образования. В хранилище портала размещаются ресурсы разных типов: электронные учебные модули открытых мультимедиа систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, тексто-графические сетевые электронные образовательные ресурсы, ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru – содержатся сведения об электронных образовательных и научных ресурсах российских вузов, библиотек, музеев, издательств, школ, электронных коллекций всех уровней образования для широкого круга пользователей.

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru – это крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов. Коллекция находится в стадии активного заполнения и тестирования, в настоящее время в ней содержится более 50 тысяч единиц хранения, включающих в себя электронные образовательные ресурсы по всем предметам средней школы, электронные методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

Практическая часть.

Методы исследования

  1. изучение литературы по использовании  ИКТ -технологий в образовательном процессе, изучение нормативных, методических документов;
  2. изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  3. опросы (анкетирование);
  4. педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
  5. сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

Ресурсное обеспечение:

  1. Материально-технические ресурсы

Компьютер с выходом в Интернет, проектор, телевизор, видеомагнитофон  и др.

  1. Учебно-методические ресурсы

Рабочие программы по учебным предметам, составленные по современному стандарту образования, демонстрационный, раздаточный, справочный материал, научно-методическая литература.

  1. Информационные ресурсы

Использование выхода в интернет, цифровых образовательных ресурсов.

Сроки реализации проекта:  май 2011 – май 2013 гг. (2 года)

Этапы реализации проекта

Этапы проек-та

Сроки испол-

нения

Задачи этапа

Ожидаемый результат

Ответст-венные

1. Подготовительный

05.2011-09.2011 г.г.

1.Организационные:


Разработать план по разработке и реализации проекта.

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов

 

2. Мотивационные:

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

 

3.Кадровые

Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта.

Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта

 

4. Содержательные:

Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.

 

5.Информационные:

Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.

Информационная готовность участников проекта.

Система мониторинга проекта.

 

2. Практический

09.2011-04.2013гг

1. Осуществить апробацию проекта

Реализация целей и задач проекта

 

2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта

Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта

 

3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта

Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

 

4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта

Внедрение использования ИКТ -технологий в образовательный процесс, основанной на содержании проекта

 

3. Контрольно-оценочный

04.2013 – 05.2013

Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по испольвованию ИКТ-технологий в начальной школе. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровней.

Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Внедрение результатов проекта.

 

Результаты практической работы по использованию ИКТ- технологий для повышения эффективности образовательного  процесса в начальной школе

ИКТ-технологии могут быть использованы:

  1. Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса

 (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.)

  1. Как сопровождение объяснения учителя

 (В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.)

  1. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

  1. Как интерактивная лаборатория

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по окружающему миру и др.

  1. Для контроля знаний

 Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

  1. Для снятия напряжения, релаксации

Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, используем презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.

  1. Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.
  2. Для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.
  3. Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)
  4. Для сопровождения интерактивных игр
  5. Для индивидуального и  дистанционного обучения

Учебные электронные ресурсы я применяю в качестве:

  1. Иллюстрации учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты,  

музыкальные произведения);

  2. Поддержки учебного материала (задания, тесты, тексты изложений и т.д.)

  3. Источника учебного материала (электронный учебник, разработка задания

       для самостоятельной работы учащегося).

Использование ИКТ-технологий в начальных классах на различных уроках.

Математика.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д. Использую презентации для заданий математической разминки из коллекции игр и упражнений для устного счета. Анимационная презентация при изучении нового. При закреплении таблицы умножения применяю тренажеры в игровой форме.

Окружающий мир

Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. В занимательной форме знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека, узнают о мерах профилактики и правильном сбалансированном питании. Неоценимую помощь оказывают презентации, материалы видеофильмов, электронные учебники при знакомстве с различными городами и странами.

Обучение грамоте

Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.

Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

Большую помощь в подготовке таких уроков мне оказывает Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык.

Русский язык

Наверное, многие согласятся, что дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.). Очень удобно использовать презентации при работе над изложением и сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

Литературное чтение

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

Наряду с презентацией на уроках литературного чтения можно смотреть видеофильмы по теме, сопровождать урок музыкой. Например, при чтении рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», я предлагаю ребятам прослушать произведения Э.Грига. Это всегда вызывает живой эмоциональный отклик, повышает интерес к прочитанному тексту.

Изобразительное искусство, технология.

Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В начальной школе я использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Анализ занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

• повышает качество знаний

• продвигает ребенка в общем развитии

• помогает преодолеть трудности

• вносит радость в жизнь ребенка

• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

Ожидаемый результат

Результатом использования методик, технологий, инноваций в образовании всегда является качественный рост показателей обученности учащихся, активизации познавательного интереса.

  1. Повышение качества знаний учащихся начальных классов до 80%
  2. Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
  3. Школьник умеет находить, отбирать и использовать информацию из разных источников для решения стоящих перед ним задач;
  4. У учащихся сформированы первичные навыки работы на компьютере;
  5. Учащиеся умеют представлять свою точку зрения и отстаивать ее на основе полученного материала.
  6. Увеличение количества учащихся - победителей разного рода конкурсов и олимпиад.
  7. Создана медиатека, где собрана коллекция многообразных современных цифровых средств обучения.

       Использование мультимедиа на уроках превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.

       Контроль и коррекция, осуществляемые с помощью компьютера, дают возможность быстро и эффективно оценить успехи ученика, снизить трудоёмкость подготовки процесса контроля обучающихся учителем.

      Широко применяется ИКТ и во внеурочной деятельности: классные часы, заочные виртуальные путешествия, викторины, интеллектуальные игры.

      В работе с родителями ИКТ позволяют учителю предоставить объективную информацию об успеваемости ребенка, а также в интересной форме провести встречу с родителями.

      Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Заключение

Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

          В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Список литературы

1. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

2. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.

3.  Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук - Чебоксары, 2000.

 4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Практикум: в 2 частях. – М.: МГОУ, 2006.

 5. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - С. 170 -172.

6.  Работа с современным инновационным учебным оборудованием: Учебно-методическое пособие. / Составители: Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Шитова В.А. – М.: ООО «Диона», 2009. – 34 с.

7. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук - Калининград, 1999.

8Усенков Д. Ю. ЦОРы? ЦОРы... ЦОРы!!! [Электронный ресурс]: Интернет-журнал "Вопросы информатизации образования" №9. – Электрон. журн. – М., 2007. – Режим доступа: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214

9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

Отчёт о результатах реализации проекта.

Проект находится на последнем этапе реализации, уже можно говорить о результатах работы.

          Применение компьютера в учебно-воспитательном процессе обосновано при всех формах урока и внеурочной деятельности.

          Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, как в мире знаний, так и в становлении Личности ученика.

Результатом реализации проекта  является качественный рост показателей обученности учащихся, активизации познавательного интереса.

  1. Уровень качества знаний учащихся достиг 87 %
  2. Каждый учащийся вовлечён в активный познавательный процесс

(Обычно ученики, имеющие низкие учебные возможности не могут проявить себя, а, имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения)

  1. Школьники умеют находить, отбирать и использовать информацию из разных источников для решения стоящих перед ним задач, умеют представлять свою точку зрения и отстаивать ее на основе полученного материала
  2. У учащихся сформированы первичные навыки работы на компьютере;
  3. Увеличилось количество учащихся - победителей разного рода конкурсов и олимпиад. Учащиеся участвуют в разных конкурсах и показывают хорошие результаты.  Например, в конкурсе «Русский медвежонок» по русскому языку в 2011-2012 учебном году все участники набрали от 78 до 105 баллов. Хорошие результаты в конкурсе «Кенгуру» по математике, имеются победители школьного тура олимпиад по русскому языку и математике, победители всероссийской предметной олимпиады «Олимпус».
  4. Создана медиатека, где собрана коллекция многообразных современных цифровых средств обучения.
  5. Распространение педагогического опыта в рамках начальной школы и интернет-сообществ.

Дальнейшее развитие проекта

      Следующей своей задачей по данной теме вижу обеспечение преемственности при переходе учащихся в среднее звено школы.

      Также необходимо доработать проект, чтобы сроки его реализации соответствовали годам обучения в начальной школе (4 года), а содержание соответствовало новым ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»

В работе описаны  методы, приемы и средства повыщения эффективности образовательной деятельности в начальной школе и из личного опыта в рамках ФГОС. Работа учителя приняла участие  на ...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.

В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна  для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...

ИКТ как условие повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе

Презентация к выступлению на фестивале педагогических идей...

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе.

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....

Создание условий для организации межпредметной интеграции как одного из факторов повышения эффективности учебного процесса в начальной школе в современных условиях

Тезисное выступление на вебинаре по теме: «Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов, как фактор повышения качества педагогического процесса...