Урок по системно- деятельностному подходу в 1 классе в условиях ФГОС
план-конспект урока (1 класс) по теме

       Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Урок родного (алтайского) языка в 1 классе проведенный в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием   системно – деятельностного подхода в обучении    

Урок: родной (алтайский)  язык

Направление: начальная школа

Класс: 1

Тема урока: Слова в единственном и множественном числе

Количество детей в классе: 24

 Все дети из благополучных семей.

Уровен подготовки: обучающиеся разноуровневой подготовки, есть дети с творческим потенциалом, есть дети слабо подготовленные к школе. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, комфортная. У всех обучающихся прослеживается положительная мотивация к школе, учёбе, к сотрудничеству с учителем.

Программа: Рабочая программа для 1 класса по алтайскому языку,   составленная самим учителем Бадановой А. А для изучения родного языка в условиях внедрения ФГОС 2011 год,   на основе традиционной основной программы, авт.  К. К. Пиянтинова «Программы 1 -4», 2007

Учебник: М. А. Барантаева  «Таныктос» (Букварь), Горно – Алтайск, 2011 г

Раздел: послебукварный период, IV четверть

Количество часов в неделю: 2часа

Количество часов в год: 68 часов

Основной тезаурус урока: понятие число, множество

Межпредметная связь: чтение, окружающий мир, русский язык

Формы работ на уроке: работа в паре, фронтальная работа,  творческая работа, самостоятельная работа, коллективная работа

Ресурсы: книжные, мультимедийные

Тема урока: Слова в единственном  и множественном числе.( Кöп лö јаныс тоны темдектеген сöстöр)

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

- научиться определять число предметов, отделять окончание от исходного слова,  изменять слова: ставить во множественном числе и наоборот с множественного в единственное число

- развивать письменную и устную речь, интерес к животному миру, природным явлениям, логическое мышление

- воспитание уважение к таким светилам как солнце, небо, луна, земля, бережного отношения к ним, понимание их значимости в нашей жизни на земле, бережного, доброжелательного отношения к объектам природы: животным, рыбам, деревьям, птицам

личностные: проявление  положительной мотивации к учебной деятельности, выделение «я» - концепции

познавательные: узнать и запомнить, что понятия «солнце», «земля», «небо»- бывают только в единственном числе и правильно употреблять их в своей речи

регулятивные: уметь делать самооценку и оценивать других, уметь работать в паре, коллективе, самостоятельно

коммуникативные:  уметь слушать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, пытаться обосновать свои суждения

Основной тезаурус урока: понятия «тоо»(число), множественность, «кожулта» (окончание)

Межпредметная связь урока: с алтайским чтением, русским языком, природоведением, изобразительным искусством

Формы работы: парная работа, фронтальная работа, индивидуальная работа, творческая работа, самостоятельная работа, коллективная работа.

Ресурсы: учебники, рабочие листы, рисунки, проектор, мультимедийная доска.

Ход урока:

Этапы урока

Задачи урока

Работа учителя

Работа учащихся

Распределение доски, очередность слайдов

I. Мотивация к учебной деятельности

- дать эмоциональный настрой на работу

- Здравстуйте, ребятишки! Какой сегодня хороший день! Чтобы вы ещё лучше работали, я принесла вам солнышко, оно будет сиять, его тёплые лучи подарят вам ум.

- дети улыбаются друг другу

- на слайде солнце светит, крутится (мультимедийный приём)

- целеполагание

- С какой целью вы сегодня на уроке? Что вы хотите узнать?

- учащиеся говорят свои версии, чего ждут от урока

Артикуляционная гимнастика

- настроить артикуляционный аппарат, голосовые связки направильное произношение, выговаривание

- Сначала поработае язычком, покрутим его

- Теперь проговариваем

- звуки: а, о, у, и

- слоги: ал, ол, ул, ил

- слова: мал, кол, кул , бил

- читают по рядам, хором классом, по принципу возрастания звуков по их количеству

II. Актуализация знаний

- опираясь на имеющиеся знания, актуализировать знания для изучения нового материала, научить ставить учебную цель

- Что нарисовано на рисунке?

- А как скажем, если их много?

- А это что нарисовано?  

Задаются аналогичные вопросы ко всем остальным рисункам



- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

- цветок (чечек)

- цветы (чечектер)

- дом (тура) – дома (туралар)

- конь (ат) – кони (аттар)

- звезда (чолмон) – звёзды (чолмондор)


- предполагают, ставят учебную цель, у них возникает затруднение

На доске два рисунка: 1 – один цветок, 2 – множество цветов

- аналогичные рисунки рассматриваются и обьясняются

III. Изучение нового материала

обучающиеся должны научиться изменять слова по числам, выделять их изменяемую часть - окончание

- учитель направляет работу

Физкультпауза  на внимание

- Если слово в единственном числе – прыгаете один раз, хлопаете один раз

Если слово во множественном числе – прыгаете два раза, хлопаете в ладоши два раза.



- идет релаксация

Дидактическая игра «Много»

- учащиеся должны сделать вывод, что множественное число образуется за счёт окончания, выйти из затруднения, знакомство с понятием «кожулта» (окончание)

- Что нам нужно сделать, чтобы слово стало в множественном числе? Например: бала - балдар

- Это частичка называется «кожулта» (окончание).

- Теперь я буду говорить слова, вы ставите их во множественном числе.

        чычкан –

мел-

агаш –

ийт-

койон –

- Какая часть будет окончанием?

- Какой вывод можно сделать?  

1 шаг – говорят, что нужно

добавить «частичку» к слову


- знакомство с термином


2. операция- изменяют слова, добавляют окончания

- дар

- дер

- тар

- тер

- дор

- читают окончания слов

Вывод: чтобы слово изменилось в числе нужно окончание добавить или убрать






- по порядку очередности на слайде появляются окончания слов

Работа в паре

Уметь работать в паре, находить общий язык, выслушивать друг друга

- Вы помните сказку «Теертпек» («Лепёшка»),  которую мы недавно читали, найдите её.

- Задание: работаете в паре (два человека), в тексте найти четыре слова во множественном числе, обосновать свой выбор




- послушать 3 – 4 группы, обучающиеся конкретно должны доказать верность своего выбора

На доске «прыгает» и смеётся под музыку знакомый сказочный герой

(мультимедия)

IV. Обобщение нового материала

Игра на логику  «Наоборот»

- развивать навыки видоизменения слов по числам, ставить с единственного  числа во множественное и наоборот, с множественного в единственное

- Давайте  поиграем в игру «Наоборот». Я буду говорить слова во множественном числе, а вы будете отвечать наоборот во множественном числе.

        бичиктер (книги)

        тобоголор ( шишки)

        ойынчыктар (игрушки)

                тоолор (числа)

- Какую операцию вы сделали для этого?

         





книга

шишка

игрушка

число

Ответ: убрали окончание (кожулта)

Познавательный и воспитательный материал урока

Запомнить слова, которые по числам не склоняются: небо, земля, солнце, воспитывать уважение к солнцу, небу, к земле на которой все живём

- Просклоняйте слова земля (jер), солнце ( кÿн), небо (тенери)

- А почему нельзя склонять по числам.

- Правильно, в мире одна планета земля, одно солнце, одно небо для всех. Эти понятия единичны, мы должны это знать и относиться к ним с уважением. Нельзя плохо говорить о солнце, земле, они дарят нам тепло, природу, мир.

- говорят, что не можем изменить

На доске соответствующий красочный слайд из презентации

Творческая работа по теме

Развитие логического мышления, умения работать самостоятельно

- В ваших рабочих листах перечислены слова, вы вместо точек должны написать как эти слова сказать одним словом и записать его.

Например: Сосна (карагай), кедр ( мош), ель (чиби) – как одним словом сказать?

  1. Медведь (айу), волк (бору), заяц (койон) - ……..
  2. Лебедь (куу), голубь (кууле), ворона (каргаа) - ……..
  3. Щука (чортон), таймень (бел), хариус (чараган) - …….

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили по слайдам.

- Если у вас так как на слайдах, то вы сделали правильно.

- У кого одна  ошибка? Две ошибки? Три ошибки?

- А почему вы поставили слова во множественном числе?




- деревья

- аналогично выполняют самостоятельно






Сами проверяют, свои ответы сверяют с ответами учителя на слайдах, заодно рассматривают соответствующие рисунки

- обучающиеся объясняют, что не одно животное, не одна рыба и не одна птица, их много и их можно назвать одним словом







●слайд: рисунки животных и слово «животные» (тындулар)

● слайд: рисунки птиц и слово «птицы» (куштар)

● слайд: рисунки рыб и слово «рыбы» (балыктар)

V. Рефлексия урока

- подытожить, обобщить весь ход урока, сделать выводы по изученному материалу, оценить работу других ребят  

- Что нового  узнали на уроке?

- Кто затруднялся ?

- Кому понравилось работать в паре?

-  Кто в классе сильно помог нам всем сделать новое открытие?

- Кто по вашему мнению, работал лучше всех?


Полным ответом отвечают на заданные учителем вопросы - итоги

Самооценка обучающихся

 Объективно и обоснованно оценивать себя  

- У вас в уголочке рабочего листа есть квадратик (см прил), там себя оцениваете:

● кто все понял, затруднений нигде в течении урока не возникало – в квадратике рисуете солнышко.

● если все было понятно, но остались 1 -2 вопроса  – рисуете облачко.

● если  у вас много вопросов и вы не нашли на них ответы в течении урока – то рисуете облачко и капельки дождя.  







- комментируют, что они нарисовали, почему именно

Заключение урока

- Урок окончен. Спасибо за сотрудничество. До следующего урока.

Слово «спасибо» («Быйан!») и мультимедийный ролик, где животные машут лапами, птицы машут крыльями, прощаются на фоне красивой природы  

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...

Разработка урока в системно-деятельностном подходе по ФГОС

Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа России» в 1-ом классе по теме: «Деление слов на слоги» в системно-деятельностном подходе позволяет  развивать различные УУД.·...

Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС

В данном методическом пособии описываются особенности системно-деятельностного подхода к обучнию, а также технологии, способствующие его реализации....

Презентация "Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС"

В данной презентации представлены ключевые моменты системно-деятельностного подхода к обучению....

Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации ФГОС

      В В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. С позиций ...