Конспект открытого занятия по программе: «Волшебный мир тряпичной куклы» на тему: «Связующая нить»
методическая разработка (3 класс) по теме

 

Методический проект «Новое педагогическое образование»

Направление «Траектория будущего»

Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива»

 

Открытое занятие по программе  «Волшебный мир тряпичной куклы»

«Связующая нить»

Педагог: Симонова Светлана Сергеевна

Методическая цель занятия: демонстрация приемов воспитательной работы, направленных на формирование детского творческого коллектива

Описание вариативных приемов организации воспитательной деятельности на занятии:

  • Мультимедийная презентация «Путешествие в волшебный мир тряпичной куклы:

- знакомство с основным содержанием программы и видами традиционной куклы

- традиции детского творческого коллектива «Ведучка»

  • Коммуникативные игры:

«Круг радости»

Цель: воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

«Какая рука у соседа»

Цель. Установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.

  «Ласковое имя»

Цель. Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

«Связующая нить»

Цель. Создание работоспособности, позитивного настроения.

  • Демонстрационный материал «Выставка нашего коллектива»

- Куклы, изготовленные руками педагога и воспитанников коллектива

  • Прием символизации «Связующая нить»

- клубок из нитей, используемый на протяжении всего занятия

- афоризмы про нить

- миф «Нить Ариадны»

  • Организация деятельности детей на занятии:

-фронтальная

-в парах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт- Петербурга

Методический проект «Новое педагогическое образование»

Направление «Траектория будущего»

Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива»

Конспект открытого занятия

по программе: «Волшебный мир тряпичной куклы»

на тему: «Связующая нить»

Для детей 1- го года обучения

Возраст обучающихся 8 - 12 лет

Составитель:

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Симонова Светлана Сергеевна

Санкт-Петербург

2012 год

Методический проект «Новое педагогическое образование»

Направление «Траектория будущего»

Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива»

Открытое занятие по программе  «Волшебный мир тряпичной куклы»

«Связующая нить»

Педагог: Симонова Светлана Сергеевна

Методическая цель занятия: демонстрация приемов воспитательной работы, направленных на формирование детского творческого коллектива

Описание вариативных приемов организации воспитательной деятельности на занятии:

Мультимедийная презентация «Путешествие в волшебный мир тряпичной куклы:

- знакомство с основным содержанием программы и видами традиционной куклы

- традиции детского творческого коллектива «Ведучка»

Коммуникативные игры:

«Круг радости»

Цель: воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

«Какая рука у соседа»

Цель. Установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.

  «Ласковое имя»

Цель. Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

«Связующая нить»

Цель. Создание работоспособности, позитивного настроения.

Демонстрационный материал «Выставка нашего коллектива»

- Куклы, изготовленные руками педагога и воспитанников коллектива

Прием символизации «Связующая нить»

- клубок из нитей, используемый на протяжении всего занятия

- афоризмы про нить

- миф «Нить Ариадны»

Организация деятельности детей на занятии:

-фронтальная

-в парах


Аннотация к УМК занятия

по программе «Волшебный мир тряпичной куклы»

1  года обучения к теме «Связующая нить»

Название методического материала

«Путешествие в волшебный мир тряпичной куклы»

Форма методического материала

Компьютерная презентация

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Введение в программу»

Тема занятия: «Связующая нить»

Содержательная структура методического материала

Первая часть презентации знакомит с разными видами традиционной куклы, включенными в содержание образовательной программы.

Вторая часть рассказывает о традициях детского творческого коллектива «Ведучка»

Содержательная нагрузка методического материала

Презентация помогает развитию творческого воображения и фантазии, Способствует возникновению интереса к изучению традиционной куклы, мотивирует на продолжение занятий декоративно-прикладным творчеством, способствует активному включению каждого ребенка в творческую деятельность коллектива творческой мастерской «Ведучка».

Методика применения методического материала

Используется как наглядное пособие при изложении теоретического материала на занятии. Может использоваться на воспитательных мероприятиях с коллективом детей  и в работе с родителями.

Результативность применения методического материала

Яркие иллюстрации презентации способствуют повышению интереса к программе «Волшебный мир тряпичной куклы» и мотивации к участию в деятельности творческого коллектива «Ведучка».


Аннотация к УМК занятия по программе «Волшебный мир тряпичной куклы»

1  года обучения к теме «Связующая нить»

Название методического материала

Выставка кукол

Форма методического материала

Иллюстративный материал

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Введение в программу ».

Тема занятия: «Связующая нить».

Содержательная структура методического материала

Пособие содержит подборку  кукол, изготовленных руками воспитанников коллектива творческой мастерской «Ведучка»

Содержательная нагрузка методического материала

Знакомство с выставкой помогает познакомить с деятельностью коллектива «Ведучка», поупражнять в определении видов и названий кукол.

Методика применения методического материала

Используется для творческого задания детям на закрепление полученных знаний

Результативность применения методического материала

Выставка позволяет заинтересовать детей деятельностью творческой мастерской «Ведучка», мотивировать к дальнейшим занятиям по программе.


Аннотация к УМК занятия по программе «Волшебный мир тряпичной куклы»

1  года обучения к теме «Связующая нить»

Название методического материала

Дружные ребята

Форма методического материала

Подборка игр

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Введение в программу ».

Тема занятия: «Связующая нить».

Содержательная структура методического материала

Пособие содержит подборку  игр, направленных на формирование и сплочение  детского коллектива:

- «Круг радости»

- «Какая рука у соседа»

- «Ласковое имя»

- «Связующая нить»

Содержательная нагрузка методического материала

Игры помогают детям в непринужденной обстановке познакомиться, вступить в контакт, настраивают на совместную творческую деятельность.

Методика применения методического материала

Данная подборка используется на вводных занятиях как организующая (взаимодействие друг с другом) и здоровьесберегающая (эмоциональное здоровье участников образовательного процесса) составляющая.

Результативность применения методического материала

Игры позволяют создать положительный эмоциональный настрой, способствуют взаимодействию детей друг с другом, установлению дружеских взаимоотношений.


Тема занятия: «Связующая нить».

 Цель: Создание благоприятной среды для творческого общения детей и педагога.

Задачи:

Образовательные:

Знакомство с основными направлениями программы «Волшебный мир тряпичной куклы».

Изучение основных видов тряпичной куклы.

Изготовление элементов декорирования народной куклы из нитей.

Развивающие:

Развитие интереса к декоративно-прикладной искусству и мотивации к занятиям в коллективе «Ведучка».

Воспитательные:

Сплочение группы, создание атмосферы единства

Создание положительного эмоционального настроя

Развитие коммуникативных навыков и навыков работы в команде

Вовлечение детей в игровое общение и взаимодействие со сверстниками

Включение каждого ребенка в деятельность

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и взаимопомощи

Снятие эмоционального напряжения.

План занятия:

I.        Вводное слово педагога, презентация программы.

II.        Игра

III.        Практическая часть. Изготовление поясов для куклы.

IV.        Рефлексия.

Вид урока: комбинированный – теоретическая часть, игра,  практическая работа.

Методы обучения: Беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа, коммуникативные игры.

Возраст предполагаемых участников: 8-12 лет.

Методическое обеспечение: Программа, мультимедийная презентация, образцы готовых кукол, подборка коммуникативных игр.

Время занятия: 45 минут


Ход занятия

I. Презентация программы (15 мин.)

Вводное слово педагога: Дорогие друзья я Вас приглашаю отправиться в интересное путешествие, где вам откроется волшебный мир тряпичной куклы. В этом нам поможет волшебный клубок (педагог достаёт клубочек ниток), который укажет нам дорогу в этот мир.

Вопросы к детям:

Ребята, а из чего состоит клубок? Дети отвечают «Из нити».

Что - же такое нить? Нить, тонкое гибкое волокно. Нить всегда играла важную роль в жизни людей. Так как из нитей они делали много полезных вещей для себя.

 А что именно они делали из нитей?

Дети: пряли, шили, вязали, шили обувь, делали украшения, использовали нити в быту.

Считалось, что если женщина умеет прясть, шить, вышивать, вязать и делать из нитей произведение искусства, то она знает истинную природу вещей. Существуют сказания и легенды о том, что это бог научил женщин прясть, когда сам прял людские нити жизни.

 В мифах и легендах нить является символом жизни, человеческой судьбы, которая прядется и ткется волшебной силой; та, что связывает всех воедино.

Мы знаем много афоризмов, связанных с нитью, которые до сих пор можно встретить в нашей речи. Так мы слышим от людей такие фразы, как:

- вытянуться в нитку. Кто может объяснить значение этого выражения? (стать ровно);

- промокнуть до нитки (промокнуть полностью);

- ходить по ниточке (быть послушным);

- на ниточке висит что-нибудь (на волоске висит, то есть существует большой риск краха);

- Шито белыми нитками (сразу виден обман)

- нить тянется куда-нибудь (следы ведут куда-нибудь, используется при распутывании сложного дела);

- нить разговора, нить воспоминаний, нити дружбы и т.д.…

Ребята, какую легенду Вы знаете про нить? 

Дети - (Нить Ариадны)

Да с помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта.

И наш клубок ведет нас дальше в мир кукол.

И этот мир не обходится без нитей.

Как Вы думаете, что при помощи нитей мы делаем?

Да при помощи нитей держится конструкция наших кукол. Мы шьём одежду куклам.


А давайте с Вами посмотрим, какие виды кукол бывают.

I часть презентации «Путешествие в волшебный мир тряпичной куклы»

Виды кукол (Слайд № 2)

По своему назначению народные куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Обережные куклы  (Слайд № 3)

Оберег - это предмет, который обладает магической способностью оберегать своего владельца от разных бедствий.

 Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. К таким куклам относятся Пеленашки и Кувадки. (Слайды  4, 5)

Тряпичную куклу-берегиню, (слайд № 3) сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество. А во время свадебного застолья куколки в красных платьях украшали праздничный каравай – “рощу» или “пряницу” (слайд № 6) Гости также дарили кукол «Кормилок» (Слайд № 7) с пожеланием, чтобы родилось побольше детишек. Кукла «Вербница» (Слайд № 8) украшала пасхальный стол.

Кукле-оберегу печи была дана честь охранять и оберегать жилище от огня. Она делалась из тряпочек, внутрь закладывался уголек, поэтому и называли ее Золянка. (Слайд №9)

Обрядовые куклы  (Слайд №10)

Богата земля русская обрядами. Вы наверняка знакомы с одним из таких обрядов, который сохранился до наших дней. Правильно, это Масленица, когда встречают весну и провожают зиму, сжигая чучело куклы Масленицы. Кукла «Неразлучники» ( Слайд №11) делалась к свадьбе с пожеланиями молодым долгой и счастливой семейной жизни. Ею украшали свадебную повозку, подвешивая куклу под дугу лошади. Кукол Пеленашек  (Слайд № 4) делали будущие мамы и клали в люльку еще не родившегося младенца, таких кукол было несколько и они ожидали благополучного появления на свет малыша, оберегая его от напастей. Кукол Кувадок (Слайд № 5) вешали над колыбелькой.

Игровые куклы (Слайд № 12)

Предназначались для забавы детям. Всем известна кукла Петрушка, (Слайд № 12) которую использовали в балаганных представлениях и чтобы развлечь ребенка. Когда дети подрастали, они сами делали для себя кукол и любили ими хвалиться, поэтому их называли куклы на выхвалку. (Слайд № 13, 14) Весной делали птичек, (Слайд №15) чтобы закликать весну.

Перед вами представлена небольшая коллекция кукол выполненных детьми и педагогом. Посмотрите, какие они разные, у каждой своя история и свое предназначение. Постарайтесь вспомнить виды и названия кукол, с которыми вы познакомились.


Ребята, волшебный клубочек ведет нас дальше. Он привел нас и собрал вместе в коллективе «Ведучка».

Ребята, я хочу рассказать Вам о нашем коллективе. Мы решили назвать наш коллектив «Ведучка».

Что Вы слышите в слове Ведучка?

Ответы детей (учка, учит, ведет, ведает…)

Символом нашего коллектива является кукла «Ведучка».

Это символ взрослого человека, ведущего ребенка по жизни.

Посмотрите, какие мы с Вами разные и куклы «Ведучки» бывают разные. Давайте посмотрим.

(II часть презентации коллектива «Ведучка»)

Мы продолжаем наше путешествие. Чем же интересен наш коллектив?

А теперь несколько слов о традициях коллектива творческой мастерской «Ведучка».

-Работы детей нашего коллектива принимают активное участие в выставках ДТДиМ.

Успешно участвуют в городских конкурсах и выставках:

-Стали победителями конкурса «Рождество в Петербурге».

-Участвовали в большой выставке в Манеже.

Очень сближает, связывает нас совместная работа по реализации коллективных творческих проектов. В прошлом году коллектив разработал проект и изготовил макет комнаты мечты «Путешествие в старину» и представил его на международном конкурсе «Комната моей мечты».

Нам нравится вместе ездить на экскурсии, в Этнографический музей, на выставки ДПИ, совершать прогулки в каникулы.

 Родителям интересно  участвовать в совместных мероприятиях, мастер – классах, праздниках, чаепитиях. Когда мы вместе, мы как одна семья, мы как будто связаны невидимою нитью, нитью дружбы.

II. Игра (10 мин).

Наше путешествие продолжается, и клубочек  ведет нас дальше.

 Ребята, давайте с Вами поиграем, в нашей игре нам тоже понадобится наш волшебный клубочек ниток.

«Круг радости»

Цель: воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

Педагог приветствует детей и приглашает встать в круг. Дети становятся в круг, берутся за руки. Затем педагог декламирует стихотворение:

Ярче солнечных лучей

 Дружба в целом свете

 Ведь с друзьями веселей

 На любой планете!

Ребята, посмотрите, сколько у вас друзей,  назовите свое имя и пожмите руку своему другу передайте клубок ему в руки, как бы приглашая в нашу игру.

«Какая рука у соседа»

Цель. Установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.

Дети берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать, какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.  

  «Ласковое имя»

Цель. Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».

 

«Связующая нить»

Цель. Создание работоспособности, позитивного настроения.

Игра, выбранная  для этой цели, называется «Связующая нить», выполняется с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех, называет свое имя и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире...»

III. Практическая часть (15 мин.)

Ребята мы с вами поиграли, стали ближе друг другу. Делу время, а потехе час. Я сегодня хочу научить вас делать пояса для кукол. Но эту работу нельзя выполнить одному,  нужна помощь друга. Пояса можно изготовить  двумя способами. Для этого Я Вас прошу разделиться на две команды. Участники каждой из команд должны разбиться на пары. Одна команда делает пояса из нитей, другая из полосок ткани. После того как пояса будут изготовлены, поменяемся местами и научим других участников.

Изготовление поясов для куклы.

Материально-техническое оснащение урока:

ножницы; полоски ткани;

нитки шерстяные, хлопчатобумажные;

Педагог предлагает детям научиться изготавливать пояса для кукол двумя способами.

1 способ. Для работы необходимо: две шерстяные нити одинаковой длины, но разного цвета.

Педагог предлагает детям разбиться на пары.

Порядок изготовления:

1.        Берем две шерстяные нити разного цвета и одинаковой длины.

2.        Связываем их вместе узлом.

3.        Дети беру нити за концы, и раскручивают их в разные стороны.

4.        После того, как нити хорошо скрутились, их концами соединяют вместе и дают накрутиться нитям друг на друга.

5.        Концы связывают вместе.

Поясок готов!

Примечание: Для изготовления пояса можно использовать от одной до 6-7 нитей, разного цвета.

2 Способ.  Для работы необходимо:  2 полоски ткани размером 31х30.

Порядок изготовления:

1.        Разрезать полоску ткани по узкой стороне на три части, не доходя до края 1 сантиметр.

2.        Педагог предлагает детям разбиться на пары.

3.        Один ребенок держит полоску за неразрезанный край, а другой ребенок плетет косу из трех полос.

4.        Конец косы закрепить нитью, три витка и три петли.

Коса готова!

Примечание: Таким способом можно сплести не только косу кукле, но и поясок.

IV. Рефлексия (5 мин.)

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Попробуйте выразить свои впечатления от занятия несколькими словами. Я предлагаю ответить вам на вопросы.

Вопросы детям:

1.        Что вам больше всего понравилось на занятии?

2.        Что нового вы узнали за это время?

3.        Чему научились?

4.        Чуму бы вы хотели научиться в будущем?

5.        Что бы вы пожелали друг другу и себе?

6.       Вам хотелось продолжать заниматься в нашем коллективе?

7.       Как вы думаете, нам поможет клубочек в дальнейшем путешествии?

Спасибо всем. Приятно было проводить занятие в дружном коллективе. Наше путешествие не прерывается, а откладывается на время. Волшебный клубочек нас ждет.

До новых встреч друзья!


Приложение:

"Нить Ариадны"

Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе по прогрвамме "Перспектива". Тема "Связь между компонентами и суммой при сложении"

Конспект  урока математики, составленный в соответствии с ФГОС. Тема урока: "Связь между компонентами и суммй при сложении". Урок проводился в 1 лассе по прогамме "Перспектива "....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Волшебный мир тряпичной куклы»

Данная программа будет полезна учителям начальной школы, воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружков. В ней собраны видеоматериалы, которые будут полезны в работе....

Открытый урок математики в 1 г классе по теме: «Связь между суммой и слагаемыми» УМК «Школа России

Создать условия для понимания детьми взаимосвязи между компонентами сложения....

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности "В мире фантазии". Тема "Волшебная бумага. Творческая композиция в технике «Квиллинг»".

1) познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, дать представления о применении техники в декоративно-эстетическом оформлении; познакомить и научить выполн...

Конспект открытого занятия кружка «Волшебное тесто»

Первоначальные сведения из истории возникновения тестопластики, научить учащихся освоить на практике одну из техник работы с соленым тестом....

Конспект открытого классного часа "Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте!"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  классного часа во 2 классе на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово – здравствуйте!»....

"волшебный мир тряпичной куклы.Зайка"

формирование интереса детей к народной культуре, народным традициям и обрядам...