«Подготовка детей к школе»
рабочая программа по теме

Созонова Елена Евгеньевна

 

      В сфере экономических  и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно – воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Для этого необходимы определенные условия:

      1. Программа должна выделить недостатки, тормозящие развитие ребенка, способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности, развивать творческие возможности, прививать навыки культурного общения. Ребёнок должен быть активной, действующей личностью, учиться рассуждать и вести диалог.

      2. Занятия по программе «Подготовка детей к школе» должны носить информационный характер, развивая при этом аналитико- синтетическую деятельность и логическое мышление.

     3. Работа с дошкольниками не должна выстраиваться в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов. Приоритет необходимо отдавать физическому и социально – личностному развитию ребенка, отдавая при этом предпочтения самой разнообразной игровой деятельности. Учитывая интересы детей, природную наблюдательность и любознательность дошкольников данная программа будет способствовать повышению мыслительной деятельности, обогащению речи, расширению кругозора, формированию эстетического, нравственного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey_k_shkole.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Новоульяновская СОШ №1

        

                                         ПРОГРАММА

                               «Подготовка детей к школе»

                                                                               Учитель начальных классов

                                                                               Созонова Елена Евгеньевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

 «Подготовка детей к школе»

      В сфере экономических  и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно – воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Для этого необходимы определенные условия:

      1. Программа должна выделить недостатки, тормозящие развитие ребенка, способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности, развивать творческие возможности, прививать навыки культурного общения. Ребёнок должен быть активной, действующей личностью, учиться рассуждать и вести диалог.

      2. Занятия по программе «Подготовка детей к школе» должны носить информационный характер, развивая при этом аналитико- синтетическую деятельность и логическое мышление.

     3. Работа с дошкольниками не должна выстраиваться в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов. Приоритет необходимо отдавать физическому и социально – личностному развитию ребенка, отдавая при этом предпочтения самой разнообразной игровой деятельности. Учитывая интересы детей, природную наблюдательность и любознательность дошкольников данная программа будет способствовать повышению мыслительной деятельности, обогащению речи, расширению кругозора, формированию эстетического, нравственного отношения к окружающему миру.

  Необходимыми требованиями являются:

  1. доступность обучения;
  2. развитие творческих способностей через развивающие игры и упражнения;
  3. развитие логического мышления через умение решать логические задачи на смекалку (соответствующие дошкольному возрасту);
  4. умение совершать мыслительные операции на основе сравнения, используя приемы классификации и систематизации, а также обобщения и конкретизации;
  5. работа должна вестись в тесном контакте с педагогом-психологом, учителем-логопедом, педиатром с целью выяснения, готов ли ребенок дошкольник к систематическому обучению в школе.

Цель: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.

Занятия по курсу «Математика»

     Задачи:

1 .Формировать представления о различных преобразованиях: количество,

положения о пространстве.

2.Формировать геометрические представления .

3. Формировать представления детей о числе, количестве, счете, измерении, сравнении.

4. Учить на наглядной основе составлению  и решению простых задач.

5. Развивать логическое мышление, абстрактное воображение, образную память.

Занятия по курсу «Развитие речи»

     Задачи:

1. Создать условия для развития речи детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способности к рассуждению и доказательству).

2. Способствовать к приобретению детьми коммуникативных и управленческих навыков путем использования активных форм обучения (работа в паре, в группе).

3.  Создать условия для развития фонематического слуха, умения различать на слух и в произношении все звуки речи.

4. Дать представление о предложении.

5. Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок, из личного опыта.

     Материал для проведения:

Слово. Предложение. Рассказ. Звуковая культура и единицы речи. Интонация. Тембр голоса. Использование выразительных средств языка. Сказка. Рассказ. Рассказ по картинке, из личного опыта. Традиции слова. Вопросы. Ответы.

 Занятия по курсу «Развитие мелкой моторики»

     Задачи:

  1. Способствовать развитию моторики мелких мышц руки.

 2.  Развивать творческие способности учащегося, умение видеть конструкцию предмета, соответствие форм, размера, местоположение различных частей объекта.

3. Способствовать эстетическому развитию учащихся.

     Материал для проведения.

Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание). Конструирование. Ручной труд.

При  реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

  1. Словесные, наглядные и практические методы.
  2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично поисковые и исследовательские.
  3. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии)
  4. Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.

          Разработанная программа предназначена для детей дошкольного возраста. Предлагаемая программа рассчитана на 15 часов по математике и логике,  15 часов по обучению грамоте и развитию речи, 15 часов развитие мелкой моторики.                

                                   РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОГРАММЕ

«Подготовка детей к школе»

п/п

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Групповые родительские собрания в детских садах с приглашением учителя начальных классов. Психолого-социальная готовность ребенка к школе (собрание).

Октябрь

Педагог-психолог, воспитатели д/с

2.

Развитие познавательных процессов  у детей дошкольного возраста (тестирование)

Январь

Педагог-психолог

Воспитатель

3.

Организация консультативного пункта для родителей будущих первоклассников

Февраль- май

Учитель начальных классов

Заместитель директора по УВР

4.

Родительское собрание «Как готовы к школе выпускники дошкольных образовательных учреждений»

Май

Педагог-психолог,

воспитатели д/с

                 

                        Работа педагога-психолога в школе будущего первоклассника

по программе «Подготовка детей к школе»

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе:

1 этап

2 этап

В течение

года

Октябрь-ноябрь

Январь-март

Педагог-психолог д/с

Педагог-психолог школы

2.

Диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности (исследование мотиваций учения будущих первоклассников)

Сентябрь- октябрь.

Педагог-психолог

3.

Диагностика исследования уровня развития интеллектуальных способностей (создание базы данных)

Ноябрь

Педагог-психолог

4.

Диагностика динамики мотивации учения

Январь – февраль

Педагог-психолог школы

5.

Мониторинг предпосылок к учебной  деятельности и мотивов учения

Апрель – май

Педагог-психолог школы

                   

                 

                   Занятия педагога-психолога в школе будущего первоклассника

Тема

Цели

Форма проведения

1

Развитие мышления

-формирование мышления, как свойства личности;

-формирование наблюдательности;

-коррекция мелкой моторики;

-закрепление знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры «Разрезные картинки», «Сравни», «Найди предмет»

2

Развитие воображения

- развитие воображения;

-формирование наблюдательности;

-коррекция мелкой моторики;

-закрепление знаний о цвете;

-расширение словарного запаса.

Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Укрась слово»

3

Развитие произвольного внимания

- формирование внимания, как свойства личности;

-развитие устойчивости  внимания;

-формирование наблюдательности;

- коррекция мелкой моторики

- закрепление знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры «Найди отличия», «Лабиринт», «Сосчитай»

4.

Развитие зрительной и слуховой памяти

- формирование памяти, как свойства личности;

- развитие зрительной памяти;

-формирование наблюдательности.

Дидактические игры   «Что изменилось», «Слова»

5.

Развитие восприятия

- формирование восприятия, как свойства личности;

-развитие внимания;

-коррекция точности целостности восприятия;

-развитие воображения.

Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Волшебный мешочек»

Тематическое планирование по программе

 «Подготовка детей к школе»

Начальный курс математики

№ п/п

Темы занятий

Формы проведения

Количество часов

1.

1. Выяснение простейших числовых представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Игра «Танграм».

2. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Пчелка».

Дидактическая игра

Игра на внимание

1

2-3.

1. Уточнение имеющих у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Игра «Танграм».

2. Ориентировка в пространстве, определение места предмета, умение определить размер (величину).

3. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Ракетчики».

Дидактическая игра

Сюжетно – ролевая игра.

    2

4.

1. Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка».

2. Знакомство со сложной фигурой, состоящей из более мелких. Игра «Построй домик». Развитие  внимания, воображения.

Тематическая игра

Игра на внимание

1

5.

1. Развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий: «сначала», «потом», «после этого», «налево», «направо»,  «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «слева направо», «справа налево». Тренировка в счете прямом и обратном.  Игра «Заведем ракету», «Оглянись».  Развитие  внимания, воображения.

Игры на внимание

1

6-7.

1. Сравнение групп предметов, их составление .

2.Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках.

3. Развитие  памяти, воображения, наблюдательности, знакомство с логической задачей. Игра «Танграм»

Дидактическая игра

2

8.

1. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Понятия «один»- «много».

2. Объединение предметов в множества по определённым свойствам. Игра «Зигзаг».  Развитие внимания и памяти.

Игра на внимание

1

9-10.

1. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету»

2. Различение предметов по форме и составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. Игра «Танграм».

3. Знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько-столько». Игры «Угадай-ка», «Магазин». Развитие внимания.

Игры: дидактическая и тематическая

2

11.

1. Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше- меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее».

2. Состав чисел. Приемы сложения и вычитания.  Игры «Где чей дом?», «Заполни строчку».

Тематическая игра

1

12-13.

1. Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-го десятка. Игра «Поезд».

2. Решение задач «Сколько всего?». Развитие внимания, мышления. Игра «Сколько фигур не достает?». Развитие мышления, памяти, воображения.

Тематическая игра

Игра на внимание

2

14-15.

1. Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. « Игры «Сколько всего?» На сколько больше? Составление примеров. Игры: «Цепочка», «Составь пример»

2. Развитие внимания, мышления.

Игры на внимание

2

16.

1. Упражнять в умении работать при помощи линейки, умение чертить отрезки, в  узнавании цифр.

2. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон»

Дидактическая игра

Сюжетно-ролевая игра

1

17.

1. Составление примеров. Запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания. Игры: «Догони», «День и ночь», «Почтальон»

2. Развитие наблюдательности, мышления, внимания.

Игры: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная

1

18.

1. Работа над составом чисел.  Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево»,  «Угадай-ка»

2. Развитие памяти и внимания.

Дидактическая, тематическая игры

1

19.

1. Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Формирование отрицательного ответа с частицей «не» по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам в классификации фигур. Игры «Какой фигуры не достаёт?», «Почта», «Квадратики и ромбики».

2. Развитие внимания, мышления.

Дидактическая игра

Игра на внимание

1

20.

1. Закрепление состава чисел. Тренировка в решении примеров и задач на сложение и вычитание. Проверка знаний.

2. Развитие внимания, мышления, наблюдательности. Игры «Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка», «Угадай-ка».

Игры: тематическая,                      на внимание

1

Тематическое планирование по программе

 «Подготовка детей к школе»

Развитие речи

№ п/п

Темы занятий

Формы проведения

Количество часов

1.

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами»

Дидактическая игра

1 час.

2-3.

Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом».

Дидактическая игра

2

4.

Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал».

Игра-пантомима

1

5.

 Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

Беседа рассуждение, описание.

1

6-7.

Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь»

Дидактические игра

2

8.

Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы.

Сюжетно-ролевая игра

1

9.

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории:  «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку».

Дидактическая игра

1

10.

Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко»

Дидактические игры

1

11-12.

В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части»

Дидактическая игра

2

13-14.

Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок

Дидактическая игра

2

15-16.

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово»

Дидактическая игра

2

17.

В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха»

Игра на компьютере

1

18.

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра  «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Дидактическая игра

1

19-20.

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко»

Дидактическая игра.

  2        

Тематическое планирование по программе

 «Подготовка детей к школе»

Развитие мелкой моторики

№ п/п

Темы занятий

Формы проведения

Количество часов

1

Штриховка параллельными отрезками.

Игры с пальчиками.

Дидактическая игра

1

2

Послушный карандаш. Штриховка «Клубочки». Пальчиковая гимнастика

Дидактическая игра

1

3

 Аппликация из окружностей. Цветок.

Пальчиковые игры с палочками

Тематическая игра

1

4

Штриховка в различных направлениях. Игры с пальчиками.

Тематическая игра

1

5

 Рисование предметов по образцу. Штриховка. Игры с пальчиками.

Дидактическая игра

1

6

Аппликация из геометрических фигур. Машина. Пальчиковая гимнастика

Тематическая игра

1

7

Послушный карандаш. Штриховка.

Пальчиковые игры с палочками

Дидактическая игра

1

8

Аппликация из геометрических фигур. Елка.

Пальчиковая гимнастика.

Тематическая игра

1

9

Графический диктант. Рисование орнаментов. Пальчиковая гимнастика

Дидактическая игра

1

10

За что я люблю зиму. Снеговик. (штриховка)

Пальчиковые игры с палочками

Тематическая игра

1

11

Рисование предметов по образцу. Штриховка. Игры с пальчиками.

Дидактическая игра

1

12

Аппликация из квадратов. Ракета.

Пальчиковая гимнастика

Тематическая игра

1

13

Графический диктант. Рисование орнаментов. Пальчиковая гимнастика

Дидактическая игра

1

14

Аппликация из бумаги. Весенние цветы. Тюльпан. Пальчиковые игры с палочками

Тематическая игра

1

15

Штриховка в различных направлениях. Весенняя сказка. Игры с пальчиками.

Тематическая игра

1

16

Аппликация из геометрических фигур. Кораблик. Пальчиковая гимнастика

Тематическая игра

1

17

Графический диктант. Рисование орнаментов. Пальчиковые игры с палочками

Дидактическая игра

1

18

Оригами из бумаги. Собачка.  

 Пальчиковая гимнастика

Дидактическая игра

1

19

Штриховка в различных направлениях. Кораблики. Пальчиковая гимнастика

Тематическая игра

1

20

Оригами из бумаги. Бабочка.  

 Пальчиковая гимнастика

Тематическая игра

1

Рекомендуемая литература         для проведения собраний, индивидуальных консультаций  с родителями будущих первоклассников.

1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,  1996г.                                                                                                  2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.     3. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.                                                                      4. Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.                                                             Рекомендуемая литература для учителей начальных классов по вопросам подготовки детей к школе.

1. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Москва. Владос. 2001

2.   Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф»,  2001 г                                 3. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г.                    

 5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.                                                



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Программа по подготовке детей к школе "Год до школы"

Рабочая учебная программа "Год до школы" составлена на основе авторской прграммы Н.А.Завьяловой "Интегрированный курс подготовки дошкольников". Программа расчитана на один учебный год (октябрь-май). З...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...