Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"
статья по теме

Тагаева Вера Николаевна

 

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформирования системы обучения и воспитания на основе использования инновационных технологий.

В результате выполнения работы использовались практические рекомендации автора из педагогической практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное

общеобразовательное учреждение

СОШ № 24 МО РФ

Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания

младших школьников

Автор: Тагаева В.Н.

                                                          учитель начальных классов

г. Вольск

СОДЕРЖАНИЕ

                                                               

       Стр.

АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………..5

1 Понятие о технологиях и их классификация…………………………………...5

2 Причины появления новых педагогических технологий……………................5

3 Организация обучения и воспитания младших школьников с использованием новых педагогических технологий……………………………………………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....15

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....15

АННОТАЦИЯ

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформирования системы обучения и воспитания на основе использования инновационных технологий.

В результате выполнения работы использовались практические рекомендации автора из педагогической практики.

                                                 ВВЕДЕНИЕ

 Пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.    Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Задачей современного образования является создание совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения в личностно-ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Для освоения новых педагогических технологий требуется время и специальная подготовка учителя.

Автор сознательно обращается к проблеме использования новых педагогических технологий в обучении и воспитании школьников, так как диалектическое развитие науки в целом, в том числе и педагогической, выдвигает требования о непрерывном усовершенствовании процесса обучения, находящегося в неразрывном соотношении с реалиями современного мира. Исходя из этого, цель настоящей работы - показать, что использование новых педагогических технологий повышает эффективность обучения и воспитания обучающихся начальной школы.

                                       

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Понятие о технологиях и их классификация

       

 Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов двадцатого века и связывают с реформированием американской, а затем и европейской школ. Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Существующие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. Но отличаются по различным параметрам.

2 Причина появления новых технологий

     

 Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.

Однако этот свод служит лишь ориентиром, но требуется еще и конкретная методика, "привязанная" к потребностям, мотивам, условиям жизни людей, их образованию. Технология обучения - это "привязывание" методики к конкретным условиям, система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не  вообще, а лишь по отношению к определенным учащимся и педагогам. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.

Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующее:

    -необходимость более глубокого учета и использование психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний, системно - деятельностным подходом;

- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

- потребность в снижении негативных последствий работы малоквалифицированного педагога.

Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Абсолютно каждая дает не меньше отстающих в развитии, обученности или воспитанности учащихся. Это связано с тем, что учитель имеет дело с механически создаваемыми классами, со случайным подбором учеников, разбросом уровня их подготовленности и потенциальных возможностей. Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну единственную технологию для всех классов и всех предметов. Политехнологизм  в обучении неизбежен в силу разнообразия факторов, влияющих на эффективность обучения.

       По уровню применения технологии бывают общепедагогические, частнопредметные, локальные (модульные).  

       По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на информационные, операционные, саморазвития, эвристические, прикладные.

       По характеру содержания и структуры технологии подразделяют на обучающие, воспитательные, общеобразовательные, светские, профессиональные, гуманистические, технократические, моно- и политехнологии, проникающие.

       По организационным формам технологии бывают классно-урочные, альтернативные, академические, клубные, индивидуальные, групповые, коллективных способов обучения, дифференцированного обучения.

      По подходу к ребенку - авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно-ориентированные,  гуманно-личностные.

      Технологии бывают массовыми, компенсирующими, виктимологическими, продвинутого образования для работы с трудными или одаренными детьми.

     Технологии подразделяются по типу управления познавательной деятельностью: традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге), дифференцированное (система малых групп, система "репетитор"), программированное (компьютерное, программное, система "консультант").

3 Организация обучения и воспитание учащихся  с использованием новых педагогических технологий

   Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного и воспитательного процесса, принципиально меняющих их содержательную и процессуальную стороны. Для этого стремятся увеличить "продуктивность" обучения и воспитания, что достигается созданием основы знаний, соответствующей организации познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения и воспитания.

   Реформирование должно затронуть внутренние пласты педагогической деятельности, изменить стиль поведения педагога, способы его взаимодействия с учеником. В процессуальных преобразованиях главным должны являться:

   - переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;

   - последовательное исключение принуждения в обучении, опора на внутренние активизаторы деятельности;

   - включение самого ученика в учебно-познавательную поисковую деятельность, организованной на основе внутренней мотивации;

   - организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные действия;

   - обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания знаний.

    Внедрение адаптивной системы обучения на современном этапе должно получить статус основополагающей педагогической концепции.

    Какие инновационные нетрадиционно-новые педагогические технологии можно использовать для повышения эффективности обучения и воспитания учеников?

    К ним  можно отнести технологию (С.Н. Лысенкова) перспективно-опережающего обучения, игровые, проблемного, программированного, группового обучения и воспитания, лично-ориентированного обучения, раннего интенсивного, обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев), технологии развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин -  В.В.Давыдов), ветагенные технологии (А.С.Белкин), итегративные, этнокультурные технологии.

   Технология перспективно-опережающего обучения нацелена на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, дифференциация заданий, опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего). 

   Эта педагогическая технология открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. В обсуждении нового материала (перспективной темы) выявляются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.

    Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление (думаю, говорю, записываю). При этом развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик становится в положение учителя, управляющего классом, и предвосхищающего результат.

И, наконец, опорные схемы - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения. Для детей начальных классов - это естественный переход к условному наглядно-образному представлению элементов задачи, абстрагированию от конкретных предметов.

Технологию перспективно-опережающего обучения автор использует с первого по четвертые класс обучения в начальной школе. За время работы опорный материал модернизирован, дополнен. Перспектива использования данной технологии очевидна и является одной из эффективных.

                Пример 1.    1 класс - слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? что делает? - обозначают предмет, признак, действие и сообщаются названия частей речи.

                 Пример 2.   1 класс - основа предложений. Сообщается, что это подлежащее или сказуемое.

     Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

      Понятие педагогические игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

      Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разнее ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная, психологическая коррекция в игре происходит естественно.

Игра - это и развлечение, она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости

      Игра для учащихся начальной школы - один из основных видов деятельности ввиду возрастных особенностей.

      В своей работе автор большое внимание уделяет играм, понимая их большую значимость в процессе обучения и воспитания школьников.

      В своей педагогической практике автор использует различные виды игр и игровых упражнений. Так, например, в первом классе проводится урок-путешествие, урок - сказка, урок - КВН. Во внеклассной работе часто проводятся ролевые и деловые игры. При обучении математике, письму, чтению автор использует дидактические игры, которые включаются в ход урока и помогают детям понять новое, закрепить изученное, переключить внимание, снять напряжение. Игры развивают интерес к работе, придают уверенность в своих силах, учат общению.

    Проблемное обучение - включает такие этапы:

 - осознание общей проблемной ситуации;

 - ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

 - решение, выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку.

 -  проверку правильности решения.

   Такое обучение основано на получении учащимися знаний, при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

   В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение письма, вычисления, правила правописания, математические формулы. На уроках по окружающему миру учащиеся отвечают на вопросы, требующие исследовательской деятельности, практической работы, работы со словарями, энциклопедиями, используют метод сравнения и обобщения. В технологии проблемного обучения выделяются правила создания проблемных ситуаций.

   1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладение новыми умениями.

   2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

   3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

   4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

  Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

   1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

   2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

   3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

   4. Ученик сам ставит проблему, и сам решает ее (исследовательский метод).

   В своей педагогической деятельности автор сознательно использует технологии проблемного обучения, так как, считает, что в процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

   Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.

От педагога требуется высокое педагогическое мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

Технология развивающего обучения известна благодаря авторам Л.В.Занкову, Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову. В 1996 автор прослушала курсы повышения квалификации по теме: "Технологии развивающего обучения". Но работать по программам развивающего обучения данных авторов пока не пришлось.

Тем не менее, элементы названных технологий в учебном процессе автором реализовывались. Из системы развивающего обучения используются принципы:

- обучение ведется на высоком уровне трудности;

- огромную роль играют теоретические знания учащихся;

- учащиеся сами осознают ход умственных действий;

- учитель обращает внимание на развитие внимания каждого учащегося.

Автор использует гибкую структуру урока, процесс познания строится "от ученика", использует прием коллективного поиска информации на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей. Учителем используется дополнительная педагогическая методическая литература, издаваемая в стране.

Задача учителя - не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого в режим развития.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельной педагогической технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение. Эти  технологии помогают педагогу приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

Технология разноуровневого обучения основана на времени, необходимому ученику для освоения учебного материала. Так как в нашем учебном заведении комплектования классов происходит неоднородно, то эта технология применяется эпизодически.

На уроках учитель предлагает учащимся задания по выбору, давая возможность самим определить свои личностные способности.

Технология коллективного взаимообучения имеет большое преимущество в использовании. При работе по этой технологии используют деление учащихся на пары: статическую, динамическую, и вариационную.

Статическая пара - это два ученика меняющиеся полями "учитель и ученик". Эти пары могут образовываться различными способами: два сильных, два слабых, сильный и слабый.

Динамическая пара - это выбранные четверо учащихся, которым предлагается задание из четырех частей, после подготовки которых, каждый ученик обсуждает задание с каждым партнером.

Вариационная пара- это пара, в которой каждый член группы получает и выполняет свое задание, а затем проводит взаимообучение с остальными товарищами.

Преимуществом использования такой технологии является то, что регулярно повторных упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания, повышается ответственность за результаты коллективного труда, идет мобилизация знаний, обеспечивается более прочное усвоение.

Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея - учится вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успех и успехи товарищей. Наиболее интересные на взгляд автора и используемые им в работе варианты организации обучения в сотрудничестве это: обучение в команде, работа в малых группах, работа в парах. Эта технология применяется не только в урочное время, но и  внеурочное (издание детского журнала, подготовка к праздникам, классным часам, выступления на конкурсах, подготовка поделок на выставку и т.д.).

Технология  модульного обучения изучена автором и в начальной школе в обучении используется.

Пример 1. Разработан цикл уроков технологии по работе с соленым тестом.

Пример 2. Разработан цикл занятий  для проведения в начальной школе предметной недели по русскому языку.

Пример 3. Разработан и проведен цикл классных часов по теме: "Азбука права".

Инновационной технологией является технология работы над проектом. Проектная деятельность обучающихся - это совместная, учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектная деятельность оказывает влияние на исследовательские умения учащихся, на умения социального взаимодействия, на оценочные, информационные умения, на умения презентационные, рефлексивные и менеджерские. Все эти умения нужны современному человеку. Автором данной работы тщательно изучена тема "Метод проектов", и использована в работе с учащимися 1Б класса над проектом "Что ты, осень, принесла нам?". Анализ и отчет работы был представлен в статье, которая напечатана в педагогическом бюллетене СОШ № 24 в № 2 за 2009 год. В рамках данной работы автор утверждает, что для освоения новых педагогических технологий требуется время, специальная подготовка и профессионализм учителя. Чтобы ориентироваться в существующих технологиях, знакомиться с последними достижениями педагогики и психологии, направленными на совершенствование учебного процесса и повышения его эффективности, учитель обязан постоянно совершенствоваться сам. Конфуций писал: "Ученик и учитель растут вместе". Каждый педагог- творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа современных педагогических технологий показана необходимость их применения для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников.

Установлено, что применение инновационных педагогических технологий позволяет наиболее полно реализовать задачи современного образования - создание совокупности условий развития обучающихся, которая обеспечивает в будущем их готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей.

Разработанная автором система работы с использованием некоторых инновационных педагогических технологий апробирована и может быть использована в учебном процессе.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кукушин В.С. Современная педагогическая технология в начальной школе.  Ростов-на-Дону., 2004 г.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Москва 2005 г.

3. Хуторской А.В.  Практикум по дидактике и современным методикам обучения. ЗАО "Питер" 2004 г.

4. Амонашвили Ш.А. Единство цели. Москва "Просвещение" 1987 г.

5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках начальной школе. Москва 2007 г.

6. Кульневич С.В. Анализ урока в начальной школе. Ростов-на-Дону ЗАО "Книга" 2006 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и...

Интегрированный урок – ресурс эффективности обучения и воспитания младших школьников

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гумманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития реб...

Статья на тему: "Использование личного информационного пространства для повышения эффективности воспитательной работы"

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его ...

Использование инновационных технологий для повышения эффективности обучения родному языку и литературе

Методика работы с пособием: Сначала пытаемся назвать предмет по картинке. Затем говорим его правильно и запоминаем хотя бы одно слово по картинке. Произнося его, обращаем внимание на звук, ...

«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»

laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...

Использование современных педагогических технологий в процессе формирования метапредметных УУД у младших школьников.

В прикрепленном файле находится статья по теме "Использование современных педагогических технологий в процессе формирования метапредметных УУД у младших школьников (Из опыта работы)....