Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса
методическая разработка по теме

Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников.

Рациональная организация учебного процесса

Начальная школа МОУ гимназии №35 занимается по здоровьесберегающей системе академика Базарного В.Ф.:

  1. Обучение в режиме динамических поз.

Установлено, что традиционная сидячая поза способствует понижению активности детей за счёт угнетения тонуса симпатической нервной системы и механизмов центральной регуляции: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. В этих условиях понижается эффективность восприятия, мышления и т. д.

В.Ф. Базарный предлагает проводить занятия в условиях вертикальной установки детей. Кабинеты начальных классов укомплектованы специально разработанной мебелью -  конторками для обучения в режиме динамических поз. В гимназии дети обучаются стоя-сидя за конторками, имея возможность во время урока несколько раз менять позу. Кроме того, конторки оборудованы тренажёрами для профилактики плоскостопия, которые используются как во время физминуток, так и произвольно по желанию ребёнка во время урока.

    2.   Обучение на массажных ковриках.

С медицинской точки зрения заслуживает внимания обучение стоя за конторками без обуви на специальных ковриках. На массажном коврике должны быть обзначены четыре зоны: две активные и две пассивные. На активные зоны нашиваются пуговички разных размеров и конфигураций. Во время урока ноги ребёнка без обуви в носочках находятся на массажном коврике. Учащиеся произвольно выбирают активные или пассивные зоны.

    3.    Построение занятий в режиме «зрительных горизонтов».

В кабинетах установлены офтальмотренажёры (используются для проведения физминуток), зрительные круги (используются для проведения физминуток и самостоятельно учащимися) для снятия утомляемости глаз и предотвращения миопии младших школьников. Кроме того, использование наглядных пособий осуществляется в режиме «зрительных горизонтов».

    4.   Частая смена видов деятельности на уроках с целью снятия утомляемости,  

           активизации мыслительной деятельности учащихся.

    5.    Создание на уроках комфортной среды, ситуации успеха для каждого ученика.

    6.   Увеличение двигательной активности на уроке через физминутки        различных видов: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, миопии, снятия усталости или напряжения.

        Минута активного отдыха - это десятки минут, сбережённых для полноценного учебного труда. С учащимися 1-2-х классов проводят не менее 3-4 физкультурнооздоровительных пауз за урок, с учащимися 3-4-х классов 2-3 паузы.

     В профилактике многих заболеваний значительное внимание отводится культуре дыхания. Дыхательные упражнения как часть профилактических мероприятий по оздоровительной физической культуре могут использоваться и для снятия нервно-психического напряжения на уроках, умственных и физических перегрузок и как средство для стимулирования общей и умственной работоспособности ребёнка. Они могут служить средством для отвлечения, переключения и выравнивания эмоционального состояния.

      Пальчиковая гимнастика

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Фрагмент урока русского языка по теме «Род имён существительных».

1.Организационный  момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой в труде дорожи!

Сегодня  на  уроке  у  нас  присутствуют  гости.  Давайте  встанем  и  поприветствуем  их,  сказав  громко,  слово  здравствуйте.  

 - Что  обозначает  это  слово?

 ( Здравствуйте!  Этим  словом  мы  начинаем  день,  приветствуем  своих  близких,  знакомых,  желая  им  здоровья,  долгих  лет жизни).

 А  теперь  давайте  закроем  глаза  и  мысленно  пожелаем  себе,  своим  близким,  нашим  гостям  здоровья,  долгих  лет  жизни.

Все  пожелания  рано  или  поздно  обязательно  сбываются,  особенно,  если  приложить  определенные  усилия.  Давайте  вместе  скажем:

- Я  хочу  быть  здоровым!

- Я  могу  быть  здоровым!

- Я  буду  здоровым!  

Дыхательная  гимнастика.

А  теперь   настроимся  на  работу,  снимем  волнение,  напряжение  и  напитаем  наш  мозг,  каждую  клеточку  нашего  организма  кислородом.  Давайте,  выполним  дыхательную  гимнастику.  Дышать  будем  полной  грудью.

Дети  делают  несколько  глубоких  вдохов  и  выдохов,  поднимая  руки  вверх – вниз.

 Давайте настроимся на хорошую работу. Сделаем глубокий вдох.

Наберём побольше воздуха в лёгкие и сдуем все преграды и сложности на своём пути!

2. Минутка чистописания.

-Теперь мы полностью готовы к работе. Откроем тетради и запишем дату.

На минутке чистописания повторим написание буквы ззззз

3. Актуализация знаний, сообщение темы урока.

Здоровье- запись слова, выделение орфограмм

- К какой части речи относится это слово? Докажите. (Имя сущ., обозначает состояние человека, отвечает на вопрос что?)

- Сегодня мы продолжим изучать имена существительные. Определите для себя цели сегодняшнего урока.

(Узнать больше об именах существительных, научиться находить сущ., в тексте,…)

                                   Работа с офтальмотренажёром

4.Словарная работа.

- А кому мы желаем здоровья?

-Родным, любимым людям.

-Учёные нашли старинный рецепт здоровья, но он зашифрован. Хотите его расшифровать и подарить своим родным?

Работа в режиме зрительных горизонтов

-Для этого нужно разгадать загадки и найти глазками разгадки на картинках, спрятанных в кабинете. Вы готовы?

Зелёный, длинный, гладкий,

Привязан крепко к грядке.

                                                    (Огурец)

Стоит матрёшка на толстой ножке.

Закутана, запутана в зелёные одёжки.

                                                  (Капуста)

Красная девица росла в темнице.

Люди в руки брали, косы срывали.    

                                                     (Морковь)

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.

(Яблоко)

Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
А осенью краснеют

        (Помидор)

Дети пишут слова под диктовку товарищей, выделяют орфограммы.

- Посмотрите на слова и скажите, что у них общего?

- В них есть безударная гласная, они словарные, они обозначают овощи и фрукты, все они - имена сущ., неодуш.,…

- Молодцы! Если вы и ваши родные каждый день будете кушать овощи, то будете здоровы!

Пальчиковая гимнастика 

Смена динамических поз

5.Изучение нового материала.

- Разбейте все слова на три группы

       (М.р.: огурец, помидор

       Ж.р.: морковь, капуста

       Ср. р.:  яблоко)

Вывод: имена сущ. бывают трёх родов, род- категория постоянная.

Чтение правил на стр. 126-127

6. Закрепление изученного материала.

Распределите слова, относящиеся к здоровому образу жизни в три столбика

здоровье, зарядка, режим, закаливание, аппетит, прогулка,  аптека, лекарство, больница

м.р.                                    ж.р.                                                 ср. р.

     (он, мой)        (она, моя)                                     (оно, моё)

      режим                            зарядка                                здоровье

      аппетит                               прогулка                                      закаливание

Почему не выписали остальные слова? (Относятся к состоянию болезни)

         Работа с верёвочкакми и зрительными кругами по вариантам

Посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам в класс. Давайте проследим за её полётом глазками.

Ветер кружит не только снежинки, но и перепутал все слова в наших предложениях.

7. Групповая работа. Восстановление деформированных предложений.

Народная мудрость гласит: Одна голова – хорошо, а две – лучше.

А я сегодня предлагаю вам поработать сразу четырьмя головами.

 Для этого мы объединимся в группы. Учащиеся 1-х и 3-х парт повернулись назад. У нас получилось 6 групп. Для того, чтобы команда легко справилась с заданием, все участники должны подчиняться правилам работы в группе:

-Любое мнение достойно уважения. Нужно выслушать всех и найти общий ответ на вопрос.

- Если нужна помощь учителя, сигнальте карточкой.

- Если задание выполнено, займите свои места.

Выполнение заданий в группах.

- Каждая группа получает задание: нужно из раздельных слов, стоящих не по порядку, составить пословицы о здоровье. Указать род имён сущ.

У детей таблички:

1) смолоду, а, платье, береги, снову, здоровье

2) больного, бедняк, здоровый, богача, счастливее.

Должны получиться пословицы:

  1. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  2. Здоровый бедняк счастливее больного богача.

- Как вы понимаете эти пословицы?

Проверка по образцу на доске.

                                               Ф/М Смена динамических поз

8.Самостоятельная работа.

Работа на карточках. Разложить свои карточки в кармашки (по количеству выполненных заданий)

9.Рефлексия.

- А теперь сделаем вывод. Что нового узнали? Чему научились?

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Погладьте себя по головке…

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рациональная организация учебного процесса первоклассников-важная составляющая часть здоровьесбережения.

В статье помещены материалы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с первоклассниками....

Обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка

В современном обществе  важно приобщать школьников к изучению прав человека на всех этапах обучения в школе, начиная уже с начальных классов. К сожалению, слабое обеспечение необходимой уче...

Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.

Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим....

Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"

В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...

Опыт работы «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»

Опыт работы над темой самообразования «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации  учебно-исследовательской деятельности  на уроках, а т...

Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса.

Особенности организации учебного процесса с неуспевающими....

Методический семинар «Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса».

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" на тему: "Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса"...