Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности
статья по теме

Информация полезна как классному руководителю начальных классов, для проведения классного часа, так и родителям для проведения родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Drachuny.docx55.08 КБ

Предварительный просмотр:

Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности

Агрессивность - довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. В процессе наблюдения видно, что дети 7-10 лет задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку. Но в отличие от дошкольного возраста, они способны демонстрировать вербальную агрессию, уничтожение соперника с помощью слов. Во всех случаях мы имеем дело с проявлением детской агрессии.

По мнению психологов, агрессивность – это черта личности, определяющее осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивного поведения, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее вред людям (отрицательные переживания, страх, напряжённость и т.д.).

Агрессивность как черта характера может проявляться как у мальчиков, так и у девочек. Объектами таких детей становятся сверстники и более младшие ребята, взрослые, а также животные и птицы. Агрессия может проявиться в результате межличностных взаимоотношений, но иногда она проявляется без видимых на то причин. Но агрессия никогда не появляется на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обуславливающие проявление негативных реакций. Поэтому, прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение, необходимо разобраться в причинах его проявления.

  1. Форма протеста против против действий и отношения к нему взрослых. Подумайте, достаточно ли вы уделяете времени своему малышу, часто ли ругаете, являетесь ли объективным, наказывая его? Подумайте и о том, как вы ведёте себя по отношению к ребёнку, часто ли кричите и наказываете его. А может быть, в вашем доме постоянно возникают ссоры? Ведь, когда вы ссоритесь с кем-то, вы тоже проявляете агрессию. «Если папа и мама так делают, то и я тоже могу так делать» - думает так ребёнок. А в детстве значительная часть его поведения основана на механизме подражания.
  2. Кроме того, научно обосновано существование связи между проявлением у ребёнка агрессии и стилем его воспитания в семье. Если родители проповедуют авторитарное воспитание, строго наказывают там, где можно обойтись замечанием, то ребёнок начинает скрывать свой гнев и вымещать его на более слабые объекты. Есть родители непоследовательные в своём отношении и требованиях к нему, мало уделяют ему внимания и родители не уверенные в себе, склонные во всём уступать и потакать своему ребёнку. Дети, в таких семьях хотят во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого и добиться выполнения своего желания.

Исходя из перечисленного, можно задать вопрос: «А не сами ли мы провоцируем у ребёнка такое поведение?» Может нужно разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с малышом.

Огромное значение для формирования агрессивности имеет популярность ребёнка в среде сверстников. У детей своя иерархия. Они могут быть "звёздами", "предпочитаемыми", "пренебрегаемыми" и "отверженными". Если ребёнок чувствует, что другие дети отвергают его, то он с помощью кулаков может расчистить себе "место под солнцем".

Таким образом, причины агрессивности ребенка младшего школьного возраста могут быть различны, но все они обусловлены наличием дискомфорта и противоречий во внутреннем психологическом мире ребенка, отсутствием в нем некоторой стабильности и уверенности в себе, внутренним ощущением собственной неполноценности. Безусловно, если вы все чаще стали замечать у ребенка появление вспышек гнева и агрессивное поведение, необходимо попытаться проанализировать причины этого, выявить трудности, которые испытывает ребенок в общении со сверстниками и взрослыми, а затем корректировать их, формируя недостающие коммуникативные умения и навыки.

Прежде чем перейти к описанию коррекционных игр и упражнений, хотелось бы отметить, что определенная доля агрессивности присутствует в каждом человеке, в каждом из нас. Так, З. Фрейд считал, что человеческая агрессивность врожденная и полностью избавиться от нее практически невозможно, человек может только подавлять в себе проявления этих чувств. Вспышки гнева могут время от времени появляться у любого человека, и это - естественное явление. Так как же разделить естественную агрессию и агрессивность, которая становится ярко выраженной чертой личности? В этом вам поможет анкета, предложенная Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной.

А теперь давайте подумаем, как же лучше строить взаимодействие с агрессивным ребенком:

  1. старайтесь не проявлять при ребенке признаки агрессии, не ссориться со своими близкими и друзьями, не проявлять признаки усталости и раздражения;
  2. не кричите на ребенка, старайтесь решать все возникающие проблемы мирно, слушайте ребенка, уважайте его мнение и личное достоинство; сообщайте ребенку о своих чувствах и желаниях, при принятии решения соотносите свои и его потребности;
  3. попытайтесь понять причины агрессивности вашего ребенка. Лишь сделав это и устранив источник стресса, вы можете надеяться, что агрессивность удастся преодолеть;
  4. помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет его и центр внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет;
  5. если вы чувствуете, что ребенок вот-вот "взорвется", дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты: поколотить подушку, нарисовать человека или предмет, который разозлил его. Такой способ вымещения гнева будет реально способствовать снижению агрессивности ребенка в настоящий момент и поможет ему стать более спокойным в общении с другими детьми;
  6. постарайтесь, чтобы ребенок по возможности всегда был спокоен и уравновешен. Используйте расслабляющие упражнения, которые помогут успокоить его, снять психоэмоциональное напряжение, ощутить покой и расслабленность;
  7. старайтесь предвидеть и предвосхитить события, которые могут стать причиной проявления агрессии, помогайте ребенку урегулировать свои отношения с друзьями и учителями, обсуждайте вместе с ним все возникающие проблемы и сложности;
  8. уделяйте больше внимания своему ребенку. Дайте ему возможность почувствовать, что вы всегда, несмотря ни на что, любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз обнять и приласкать малыша. Пусть он видит, что он нужен вам и важен для вас.

Коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо научить ребенка способам выражения своего гнева в приемлемой форме. Ведь если человек будет сдерживать свою агрессию, «загоняя» ее внутрь себя, гнев рано или поздно все равно вырвется наружу, причем интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло было быть раньше. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим расстройствам. Во-вторых, необходимо научить ребенка некоторым способам саморегуляции, что поможет ему лучше контролировать себя в ситуациях, которые могут спровоцировать агрессию, и дать ему возможность спокойно проанализировать эту ситуацию впоследствии. В-третьих, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости. И, наконец, не менее важно научить ребенка способам эффективного общения, помочь ему овладеть приемами общения, которые помогут в будущем разрешать проблемные ситуации "мирным" путем, без драк и скандалов.

Приведём несколько примеров коррекционных игр и упражнений.

"Нарисуй свой гнев"

Ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги событие или человека, на которого он когда-либо сильно сердился. После рисования дети обсуждают, что в той ситуации произошло, что можно было бы сделать, чтобы избежать ссоры и вспышки гнева, как лучше было бы урегулировать эту ситуацию. После обсуждения детям предлагается нарисовать ту же самую ситуацию в новом виде. Далее участники группы вновь обсуждают, как изменилось отношение к ситуации, какие чувства она вызывает теперь.

"Как бы ты поступил"

Детям предлагается несколько картинок, на которых изображены два или более человека, занятые еще не оконченным разговором. В процессе игры ребенок должен предложить свой вариант окончания этого разговора, выражая точку зрения одного из его участников. Предполагается, что, "отвечая за другого", ребенок выразит свое мнение об изображенной ситуации и при этом проявит типичные для себя способы выхода из конфликтных ситуаций.
После игры ведущий проводит обсуждение, в ходе которого дети объясняют, почему они повели бы себя именно так, а не иначе. Кроме того, дети обсуждают предложенные варианты разрешения ситуации и выбирают наиболее оптимальные из них.

Беседа "Как правильно дружить". (Автор Н. А. Павлова)

В ходе этой беседы дети обсуждают приемы и правила, которые помогут им общаться без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в "правила дружбы", которые затем вывешиваются в классе или дома, в уголке ребенка. Некоторые из этих правил мы предложим вам ниже, а в процессе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.

  1. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать - научи и других.
  2. Если товарищ попал в беду - помоги чем можешь.
  3. Делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе все самое лучшее.
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое. Если он не прав, скажи ему об этом.
  5. Если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
  6. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
  7. Не ссорься и не спорь по пустякам.
  8. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
  9. Не завидуй - радуйся успехам товарища вместе с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"

На собрании обсуждаются  с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...

Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"

Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....

Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "

Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...

План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".

 Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах  у...


 

Комментарии

К сожалению, эта тема всё чаще становится актуальна в начальной школе. Дети приходят в школу, не умея общаться со сверстниками, не используя рукоприкладства. Поэтому родителей необходимо обучать правильно воспитывать ребёнка, воспитывать в духе уважения, доброты к сотоварищу, к старшему. Большое спасибо за дельные советы!
Никитина Наталья Борисовна

Большое спасибо за пополнение нашей библиотеки. Тема злободневная и актуальная.