Конспект урока " Как сложили песню"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Платонова Елена Александровна

Конспект к уроку в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_muzyki_kak_slozhili_pesnyu.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4 классе на тему «Как сложили песню»

Цели урока:

  1. сформировать  представление о песне;
  2. показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне;
  3. познакомить с жанрами народной музыки;
  4. раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  1. Обогатить сознание ребят, как простые русские песни и рожденные из них яркие танцы вдохновили композитора сочинять и стремиться  сделать свою музыку более содержательной и правдивой, более понятной и близкой слушателям.
  2. Расширять кругозор учащихся путем знакомства их с русскими народными песнями, развивать внимание, исполнительскую и танцевальную культуру.
  3. Через интерес и любовь к творчеству своего народа и к творчеству композитора, воспитывать нравственно-эстетические качества учащихся.
  4. Тип урока: урок изучения нового материала.

Музыкальный материал:

  1. Русская народная колыбельная «Сидит Дрёма»
  2. «Эй ухнем» - русская народная песня
  3. «А мы просо сеяли» -русская народная песня
  4. «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня
  5.  «Милый мой хоровод» - русская народная песня.

Оборудование:                                  

 Ход урока

  1. Организационный момент. Определение темы урока.

В начале урока звучит «Вокализ» Рахманинова.

  • Вам знакомо это произведение?  
  • Почему оно имеет такое название «вокализ»? (Пение без слов)
  • Что обозначает это понятие? (упражнения для развития голоса и концертное произведение).
  • Мы с вами поем вокализы? (распеваемся)
  • Вокализ в переводе с латинского языка обозначает голосовой, а как вы думаете, как будет переводиться слово вокал? (голос)
  • Какие еще произведения можно исполнять голосом? (песни)
  • Что нужно для того, чтобы сложить песню? (слова и мелодия)
  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? О том, как сложить, сочинить песню, что для этого нужно, что играет главную голь: слова или музыка.
  1. Ознакомление с новым материалом.

Учитель: А сейчас мы с вами прочитаем рассказ М.Горького, и нам откроется тайна рождения песни. (Читаем рассказ)

Учитель: В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке.

Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки.

Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу.

Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.

Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача.

  1. Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.

Учитель: сейчас проведем необычную музыкальную викторину. Будут звучать песни, а вы  определите, в какие события жизни исполняются эти песни.

  1. Русская народная колыбельная «Сидит Дрёма»
  2. «Эй ухнем» - русская народная песня
  3. «А мы просо сеяли» -русская народная песня
  4. «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня
  5.  «Милый мой хоровод» - русская народная песня.

Учитель: Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие  жанры народных песен мы с вами узнали?

Дети: Колыбельные, солдатские, трудовые, свадебные,  хороводные

Учитель: Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой?

Дети: Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая.

Учитель: А солдатская песня, чем отличается от трудовой песни?

Дети: Солдатскую песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая, чтобы хорошо работалось.

Учитель: Народная песня неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.). А вы знаете, ребята, как называются народные песни? (фольклор)

Учитель: Правильно. Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость»

А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек и сейчас мы узнаем какие есть виды русских народных песен. (презентация)

  1. Повторение и разучивание русских народных песен (по выбору учителя)
  2. Подведение итогов урока. Задание на дом.

Домашнее задание: придумайте рассказ или сказку о том, как сочиняли песню в народе. Подумайте над выражением : «Вся Россия просится в песню»

Учащиеся под музыку выходят из класса.

Использованная литература:

Критская Е.Д. Музыка: Учеб. для учащихся 4 кл. нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.

использовался фрагмент конспекта урока Овчаровой Нины Петровны, учитель музыки МБОУ Мушковичская основная общеобразовательная школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"...

Конспект урока Владимир Высоцкий «Песня Кэрролла».

Конспект урока по литературному чтению. Владимир Высоцкий «Песня Кэрролла». 3 класс...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

конспект урока музыки "Древнейшая песнь материнства". 3-й класс

Урок музыки в третьем классе "Древнейшая песнь материнства" изучается в рамках раздела "О России петь, что стремиться в храм"   (по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т...