Урок в 1 классе по музыке на тему «Душа музыки – мелодия»
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Знакомство детей с музыкой происходит с момента рождения. Эти впечатления накапливаются и во время уроков дети стараются осознать свой музыкальный опыт уже через призму музыкальных знаний, понятий, впечатлений, своего исполнительского опыта.

Очень важно, чтобы в процессе работы на уроке дети не просто слушали и запоминали, но и сами участвовали в исполнении музыкальных произведений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Угранская средняя школа»  Угранского района Смоленской области

Открытый урок в 1 «Б» классе

по музыке на тему

«Душа музыки – мелодия»

                                                                            Разработала:  Шектыбаева Т.Б.

    учитель  I квалификационной категории

п. Угра

2019-2020 учебный год

Тема раздела: Музыка вокруг нас.

Тема урока: Душа музыки - мелодия.

Общедидактическая цель: Актуальные методы обучения при ознакомлении с элементами музыкальной речи на уроках музыки в 1 классе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: дать понятие мелодии, учить определять на слух простые музыкальные жанры песню, танец и марш и их особенности.

Проблемы, решаемые обучающимися: как узнать песню, танец и марш, какие музыкальные инструменты помогут усилить красоту музыкального произведения, как в исполнении передать характер музыки.  


Планируемые результаты:


Предметные УУД - знакомство с новыми терминами, практические навыки  использования в речи музыкальных терминов, расширение кругозора. Сформировать представление об особенностях музыкальной речи, связи музыки, движений и шумовых музыкальных инструментов.  Научить устанавливать причинно-следственные связи между характером музыки и действиями. Научить выражать в исполнении характер и жанровые особенности песни, танца и марша;

Регулятивные УУД - умение организовывать свою деятельность в качестве исполнителя, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный анализ при восприятии информации;  


Познавательные УУД - умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;


Коммуникативные УУД - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах.
Личностные результаты - оценивание усваиваемого содержания, умение выражать на эмоциональном уровне свое отношение к исполняемому произведению.  

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

Репертуар:

1. РНП «Во поле береза стояла»

2. П.Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Полька», «Сладкая грёза»

Оборудование: фортепиано, компьютер, акустическая система, портрет композитора  П.И.Чайковского.

Информационные ресурсы:

1. Авторская программа «Музыка. 1-4 классы» Е. Д. Критской Г. П. Сергеевой,Т.С.Шмагина: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — М.: Просвещение, 2014.

2. Музыка: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2014г.

Информационная поддержка:

1.Приложения Microsoft Offise 2003, MS Power Point, Microsoft Word.

Сценарий урока.

Вход.

Музыкальное приветствие.

- Ребята, на прошлом уроке мы с Вами разучили русскую народную песню «Во поле береза стояла». А Вы помните слова и движения этого музыкального произведения?

- Перестраиваемся в хоровод, и поведет наш хоровод сегодня Настя.

Исполняем  РНП «Во поле береза стояла» со словами в хороводе под аккомпанемент фортепиано.

- Ребята, мы сегодня начали урок сразу с исполнения русской народной песни. Кто может сказать, как она называется?

А почему мы исполняли её в хороводе? Какое настроение в песне?

 А разве можно петь и ходить одновременно?

А кто догадается, о чем будем говорить на нашем уроке сегодня?

(ответы детей)

Нам надо разобраться, как отличить песню и танец. Правильно?

А значит говорить мы с Вами будем о МЕЛОДИИ. Именно она помогает нам понять настроение музыки. И подсказывает, что под эту музыку удобно делать – петь, танцевать или маршировать.

Тема урока «Душа музыки – мелодия».

А Вы можете сказать, что такое мелодия?

А как её можно услышать, узнать?

Вот мы сейчас и проверим.

А помогать нам будет музыка замечательного русского композитора П. И. Чайковского. Смотрите, я сказала. Что это русский композитор. Значит, где он родился и жил? (ответы детей) правильно! В России. Поэтому мы называем его русским композитором.

А почему композитор? Что это за профессия такая? (ответы детей)

Ребята, композитор, это тот, кто сочиняет музыку.

Так вот, композитор П.И. Чайковский писал музыку самую разную. Но есть у него музыка именно для детей. И сегодня она поможет нам разобраться какие бывают мелодии.

- Послушайте новое музыкальное произведение. Потом расскажите какая мелодия и как Вы её узнали?

(ответы детей)

- Правильно, это «Марш». Как мы это смогли понять?

(ответы детей)

- Мы так хорошо сказали про эту мелодию. Сейчас проверим, сможем ли мы помаршировать под эту музыку. Если это деревянные солдатики, то шаги у них будут маленькие или большие?

(ответы детей)

- Правильно, шаги нам нужны к этой музыке маленькие.

Исполняем с МРД, показываем пальчиками «Марш деревянных солдатиков».

- Ребята, получилось у нас маршировать под эту музыку? Почему? Как Вы это поняли?

Но в жизни невозможно всё время маршировать и слушать только маршевые мелодии. Правильно? Поэтому сейчас будет ещё одна мелодия. Прислушайтесь и подумайте, что под эту музыку удобно делать – маршировать, танцевать или петь?

Слушание произведения «Сладкая греза» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

- Ребята, Вы можете сказать, какая у нас здесь мелодия? Получится под неё маршировать? Почему?

-  А что тогда удобно делать под эту музыку – маршировать, петь или танцевать? Почему?

(ответы детей)

- Конечно, эта музыка плавная и протяжная. И мы покажем её руками.

Пластическое интонирование.

- Расскажите, почему наши руки хотели быть плавными под эту музыку?

- Правильно, потому что мелодия плавная. Вот теперь мы с Вами знаем, что есть мелодии под которые можно шагать, и мелодии под которые хочется петь.

- А как Вы думаете, какая будет музыка, под которую танцуют?

(ответы детей)

- А давайте-ка, проверим наши мнения под музыку композитора  П. И. Чайковского.  Прислушайтесь. Мне очень интересно услышать Ваше мнение.

Слушание музыки. «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

- Ребята, что Вы можете сказать об этом музыкальном произведении? Какая мелодия? Какое настроение? Почему?

(ответы детей)

- И сейчас, мы исполним этот Танец ещё ярче и интереснее, потому что украсим звучание фортепиано нашими музыкальными инструментами. Внимательно следите за музыкой, чтобы наши инструменты звучали красиво, с музыкой, и не заглушали основной инструмент.

Исполнение с ДМИ.

- Ребята, Вам понравилось наше исполнение? Почему? Что мы сделали правильно? Где ошибались?

(ответы детей)

- Мы слушали сегодня музыку русского композитора П. И. Чайковского.  Кто помнит, почему мы называем его русским композитором? А кто такой композитор?

- А как Вы думаете, почему мелодия нужна в музыке? (ответы детей)

-Правильно, по звучанию мелодии мы слышим, что под музыку можно петь, танцевать или маршировать.

Итог урока:

Я хочу подарить Вам портрет композитора на память. Посмотрите, что есть на развороте. Можете сказать? Это песня, танец, и марш.

Как мы можем узнать их по музыке? И отличить?

А сейчас помогите мне разобраться, понравился Вам наш урок или нет. Если Вам понравился урок и Вы всё поняли, то поднимите свой Буклет вверх. А если нет, то спрячьте его в ладошках.

Домашнее задание:

Сегодня мы с Вами узнали, что в музыке мелодии помогут звучать как песня, танец или марш. Понаблюдайте дома, какая из этих мелодий подойдёт Вам утром, какая мелодия подойдёт днём, и какая мелодия подойдёт вечером. А на следующем уроке Вы расскажите о своих наблюдениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

урок музыки "Мелодия-душа музыки"

урок музыки "Мелодия-душа музыки", 2 класс...

Урок в 3 классе по музыке "Мелодия - душа музыки"

"Мелодия- душа музыки". Урок в 3 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной...

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

4 класс урок музыки по теме "Мелодия - душа музыки"

Презентация для урока музыки в 4 классе. Тема - "Мелодия - душа музыки". Обучающиеся познакомятся с творчеством русского композитора С.В.Рахманинова и его произведениями - "Вокализ"...

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки...

Технологическая карта урока музыки на тему «Повсюду музыка слышна» (1 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 1Учебник: НауменкоТема урока: «Повсюду музыка слышна»Тип урока: урок усвоения новых знан...