Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Мовсумова Екатерина Дмитриевна

Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока музыки в 4 «А» классе

Тема раздела программы:

Тема урока: «Чайковский П. И. «Времена года»

Цель: познакомить детей с пьесой «Январь» из цикла П. И. Чайковского «Времена года»; разучить русскую народную песню «Блины».

УУД:

-личностные: осознание деятельности композитора; формировать любовь к музыке и желание слушать ее вне учебного процесса;

-коммуникативные: умения использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; исполнять  музыкальные произведения со сверстниками; принимать участие в обсуждении музыкальных впечатлений;

-познавательные: расширить представления детей о музыке; умение ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

-регулятивные: научить детей эмоционально откликаться на музыкальную характеристику русской народной песни «Блины»; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Музыкальный материал:

1.музыкальное приветствие;

2.Чайковский «Январь»;

3.русская народная песня «Блины»;

4.русская народная песня «Светит месяц».

Оборудование и наглядности:

1.металлофон;

2.портрет Чайковского;

3.распечатка камина;

4.средства ИКТ;

5.Предложения для рефлексии.

Этапы, музыкальный материал и задачи

Ход работы

I.Музыкальное приветствие «Прозвенел звонок, начался урок».

Задачи: эмоционально настроить детей на урок; распеть голоса, добиваясь протяжного и чистого звучания.

  Представление (Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Дмитриевна, и сегодня урок музыки у вас проведу я).

  -Сегодняшний урок мы начнем с музыкального приветствия. Послушайте, как будем петь (показ, слушание). Послушайте еще раз (показ, слушание). Послушайте первый звук (показ). А теперь споем все вместе (пение). Молодцы, а теперь давайте споем еще дружнее (пение). Очень хорошо. Давайте споем более напевно, звонче (пение). Отлично, вы все огромные молодцы.

II.Формулировка темы и задач урока.

Задачи: подвести детей к самостоятельному открытию темы.

  -Сегодняшний урок я хочу начать с загадки. Послушайте ее внимательно и подумайте над ответом:

Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет-

Последний лист отпадет. (Календарь)

  -Эту загадку я загадала вам не случайно, потому что у нас сегодня музыкальный календарь. Ребята, скажите, а какой сейчас у нас месяц ? (ответы детей). Верно, январь Как вы думаете, как будет называться пьеса, с которой мы сегодня познакомимся ? («Январь»). Правильно, сегодня мы будем слушать музыку о январе. Смена времен года всегда находила отражение в стихотворениях поэтов, в картинах художников, даже в музыкальных произведениях различных композиторов. Композиторы сочиняли свою музыку о каждом времени года, даже о каждом месяце. Итальянский композитор Антонио Вивальди написал концерт «Времена года» для скрипки. Русский композитор тоже написал цикл «Времена года», с одной из пьес которого мы сегодня познакомимся, это пьеса «Январь». Но, чтобы узнать композитора этого цикла, посмотрите на портрет (показ портрета Чайковского). Вы узнали этого великого человека? (ответы детей).  Чтобы вы хотели узнать об этом произведении? А о самом композиторе?

III.Изучение нового материала.

Задачи: дать представление об истории написания цикла; уяснить характер звучания; понять, с помощью каких средств композитор передал образ пьесы.

 -То, о чем вы сейчас услышите, произошло очень давно. Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес – по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы были уже написаны Чайковским и отосланы в журнал, Бернард, стремясь облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов. Композитор не возражал против эпиграфов и со времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частью цикла. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.

Цикл – это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.

-В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес. Как вы считаете, а почему именно 12?( по числу месяцев в году).  А кто может перечислить эти месяцы по порядку? (На доску прикрепить ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Январь – «У камелька»

Июль – «Песнь косаря»

Февраль – «Масленица

Август – «Жатва»

Март – «Песнь жаворонка»

Сентябрь – «Охота»

Апрель – «Подснежник»

Октябрь -  «Осенняя песнь»

Май – «Белые ночи»

Ноябрь – «На тройке»

Июнь – «Баркарола»

Декабрь – «Святки»

 -«Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке. Сегодня мы с вами послушаем только первую пьесу «Январь» и расскажем о ней.

 -Давайте начнем знакомиться с пьесой «Январь».

Вечер зимний в небе синем

Звезды яркие зажег.

Ветви сыплют снег пушистый

На подсиненный снежок.

Сказка тихо в дверь стучится.

Ты впусти ее, дружок.

  -Закройте глаза и представьте себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки. Первой пьесе цикла Чайковский дал еще одно название «У камелька». Кто-нибудь знает значение этого слова? (ответы детей). Камелек- небольшой камин или очаг для обогревания (на доску прикрепляется изображение камина). «Камелек»-ласковое и уютное слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или печке, чувствуешь, как тепло горячих углей разливается по комнате. Пьеса «Январь» входит в фортепианный цикл Чайковского «Времена года». Послушайте эту пьесу и расскажите, как звучит музыка, что вы представили при ее прослушивании, какое она вызвала настроение (слушание пьесы). Верно, эта музыка вначале спокойная, неторопливая. Но потом рояль звучит тревожно и таинственно, затем затихает, успокаивается, снова неторопливая, очаровывающая мелодия. Давайте еще раз послушаем эту музыку, но в исполнении симфонического оркестра (слушание). Чем эти пьесы отличаются?

IV.Изучение танца.

Задачи: исполнить танцевальные движения; следить за ритмическим исполнением в характере музыки.

  -Итак, мы с вами сегодня перевернули страницу музыкального календаря с помощью музыки Чайковского. Но в январе греются не только у камина, у детей много различных зимних забав. И чтобы на улице не замерзнуть, давайте с вами разучим танец (танец под русскую народную песню «Светит месяц»).  Для начала разогреем руки, повторяйте движения за мной (хлопки перед грудью, хлопки вверху и внизу, скользящие хлопки, тройной хлопок возле уха). Теперь разогреем ноги (тройной притоп, пружинка с поворотом). А теперь начнем с самого начала. Постараемся все выполнить без ошибок, дружно, с улыбками, ритмично. Музыку слушайте внимательно (исполнения танца сначала). ВЫ все большие молодцы! Вижу, что вы согрелись, что вы любите и умеете танцевать.

V.Разучивание русской народной песни «Блины».

Задачи: уяснить эмоционально-образное содержание песни, разучить пару куплетов.

  -Ребята, недавно закончились новогодние праздники, но пройдет немного времени, и мы будем готовиться провожать зиму и встречать масленицу. Мы должны заранее к ней подготовиться. Что является символами этого праздника? (блины, чучело).Масленица-веселый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. И сегодня мы разучим русскую народную песню «Блины». Послушайте и определите ее характер (ответы детей). (Учитель раздает текст песни). Прочитайте внимательно текст. Как вы думаете, что такое «мастерица»? А «сотен пять»-это сколько? (ответы детей). Молодцы. Теперь послушайте внимательно первый куплет (слушание). Послушайте еще раз слова этого куплета (читаю слова). А теперь давайте споем первый куплет все вместе (поем вместе. Далее проводим такую же работу со вторым и третьим куплетом).

VI.Обобщающая беседа. Рефлексия.

Задачи: проверить степень усвоения темы.

  -Чему мы учились сегодня на уроке?

  -Что нового вы узнали?

  -Что больше всего запомнилось?

   В заключении нашего урока я предлагаю вам продолжить одно из предложений:

Сегодня я…

Было интересно…

Было трудно…
Я узнал….

  -Спасибо, урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме "Музыка Рождества"

Технолого-педагогическое обоснование Данный урок призван способствовать формированию у учащихся целостного представления о мировом музыкальном искусстве через знакомство с образцами фолькло...

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

Конспект урока музыки 4 класс Тема урока: «Ярмарка».

Тип урока: первичное усвоение новых знаний Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация Техническое обеспечение: ПК, проекторМетоды: с.-деятельностный подходВиды деятельности учащихся: слушан...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока физической культуры1 класс Тема: ""Подвижные игры"...

Конспект урока музыки 3 класс по теме: П. И. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы

Конспект урока музыки 3 класс по теме: П. И. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы...