Методическая разработка комплексов упражнений для детей с тяжелыми и множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе специальных пластических тренингов и гимнастики.
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Семенкова Лариса Юрьевна

Обучение в МБОУ "Школа-интернат № 4 г. Челябинска" имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восстановление, формирование и развитие двигательных функций воспитанников. Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и приемов обучения и воспитания.

Данные комплексы упражнений созданы для работы с детьми с самыми тяжелыми комплексными нарушениями развития. Использование на занятиях коррекционно-развивающих регуляционных упражнений, пальчиковых игр, различных элементов ритмопластики, элементов логоритмической гимнастики положительно влияет на развитие адаптивно-социальных способностей, коммуникативных навыков и речи обучающихся.

Комплексы упражнений используются на музыкально-ритмических занятиях в начальной школе, в специальных группах танцевальной студии в качестве разогревающих тренингов и нетрадиционных форм ЛФК, когда решаются профилактические, лечебные, корригирующие задачи, имеющие эмоционально и творчески окрашенный эффект.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

(нарушение опорно-двигательного аппарата) № 4 г. Челябинска»

(МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска»)

Худякова ул., д. 22, Челябинск, 454080, тел./факс (351) 261-09-35,

E-mail: shkola-i4@ya.ru

Методическая разработка

комплексов упражнений для детей с тяжелыми и множественными

 нарушениями

опорно-двигательного аппарата

на основе специальных пластических

тренингов и развивающей гимнастики.

Разработала:

 Семенкова Л.Ю.

Учитель ритмики,

педагог дополнительного образования,

Челябинск 2019

Пояснительная записка.

Обучение в МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восстановление, формирование и развитие двигательных функций воспитанников. Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и приемов обучения и воспитания. Специальные коррекционные задачи в значительной степени определяют содержание обучения.

Приходя в школу, ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) имеет ограниченный запас двигательных навыков, нарушения осанки, координации. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие – гиперактивны и суетливы. Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Данные комплексы упражнений созданы для работы с детьми с самыми тяжелыми комплексными нарушениями развития.

Главной целью и задачей в работе с этими группами детей является создание благоприятного психо - эмоционального фона с помощью средств ритмики, пластики, танца и музыки для ритмико-интонационной стимуляции коры головного мозга. Это позволяет использовать возможности остаточного слуха для формирования рече-двигательной кинестезии (речевые и двигательные навыки после неоднократных тренировок).

Для этой группы детей процесс освоения материала увеличивается во временных рамках для его качественной наработки, возникает необходимость неоднократных повторов тематики занятий.

Использование на занятиях коррекционно-развивающих регуляционных упражнений, пальчиковых игр, различных элементов ритмопластики, элементов логоритмической гимнастики положительно влияет на развитие адаптивно – социальных способностей, коммуникативных навыков и речи обучающихся.

Дети особых групп на занятиях быстро теряют темп и ритм, обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен.

Обязательным условием выполнения данных упражнений является малая наполняемость группы, индивидуальная работа в паре с каждым ребенком помощника. В роли помощников выступают: педагог, сопровождающий, тьютор.

Сборник составлен для тех, кто практически работает с детьми в качестве еще одного Приложения к авторской образовательной программе по курсу «Ритмопластика». Разработан на основе специальных пластических тренингов и развивающей гимнастики.

Упражнения предназначены в первую очередь для детских садов, подготовительных групп школ, интернатов, начальных классов специальных школ и для лечебной педагогики.

Упражнения можно применять как в работе с детьми до 10-летнего возраста, так и для более старших детей и взрослых с соответствующими изменениями.

Сборник не претендует на всеохватность, возможностей слишком много и приспособление к тем или иным целям требует различных вариантов, частично лишь намеченных здесь.

Каждый учитель или педагог может на основе этих примеров, которые даны очень кратко, придумать свои, расширить и углубить или изменить данные, в соответствии с собственной фантазией и знаниями.

Объединение отдельных упражнений по темам сделано в целях упорядочить материал.

Каждое упражнение направлено на достижение какой-либо одной цели, что не исключает выполнение и других задач.

Но, учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:

- коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии:

нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;

- развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;

- развитие мелкой моторики;

- развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;

- развитие внимания;

- формирование положительной мотивации;

Учебные, лечебные, коррекционные задачи с помощью этих упражнений реализуются с учетом возраста, уровня восприятия материала, уровня физических возможностей ребенка.

Комплекс упражнений № 1

        

        Данный комплекс упражнений используется на музыкально - ритмических занятиях в начальной школе, в специальных группах танцевальной студии в качестве разогревающих тренингов и нетрадиционных форм ЛФК, когда решаются профилактические, лечебные, корригирующие задачи, имеющие эмоционально и творчески окрашенный эффект.

Комплексы упражнений разработаны на основе специальных пластических тренингов и развивающей гимнастики.

Главное правило при выполнении физических упражнений – постепенность. Нагрузка всегда повышается постепенно и осторожно. После тренировки ребенок должен испытывать приятное утомление, а не изнеможение. Физическая нагрузка должна уравновешиваться полноценным расслаблением.

На занятиях активно используются элементы логоритмической гимнастики. Стихи и песенки лучше запоминаются, если под них делать специально подобранные движения. Выполняя упражнения с пением, дети учатся умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой.

Ритмико – гимнастические упражнения в положении «сидя».

Содержание

Дозировка

темп

Методические

указания

1.

«Пятнышки»

И.П. – сидя на стуле или диване, руки согнуты в локтях, ладони лежат на коленях, ступни упираются в пол.

Поочередно похлопываем, нажимаем, растираем мышцы и каждую часть тела, начиная с шеи, заканчивая пальчиками ног, вернуться в и.п.

4 раза по схеме.

Темп задает музыкальное сопровождение в форме детских песенок.

Дыхание произвольное.

Лопатки сомкнуты.

Работают мышцы спины при наклоне корпуса к ступням.

Ощущение легкого разогрева и  массажа.

Обязательно с контролем и помощью сопровождающего или педагога.

2.

И.П. – то же.

«Лошадка и наездник»

1.На счет 1-2 поочередно поднимаем пятки  от пола каждой ножкой , ступней-«копытцем» на счет 1,2,3,4 каждой ножкой бьем об пол, поднимаем коленом вверх ножки поочередно, имитируя поступь лошадки, цокая языком, возвращаемся в и.п.

2. На счет 1-2 наклоняем корпус вперед, вытягивая руки вперед как наездник, возвращаем назад корпус и руки прижимаем к груди, добавляем наклоны корпуса по диагонали справа и слева.

3. Соединяем две схемы движений, имитируя то лошадку, то наездника.

3-4 раза по каждой схеме движения.

Ритмично в темпе песенки про лошадку.

Работают мыщцы всего тела.

Руки играют вспомогательную роль.

Помощь сопровождающего обязательна.

3.

И.П. – то же.

«Заинька -топотушка».

 Шагать, поднимая высоко колени, топать ножками поочередно, топать ножками, передвигаясь влево-обратно, вправо-обратно, то медленно, то динамично, пауза, поворот головы вправо-влево, вернуться  в и.п.

2-4  раза по схеме.

Смена темпо-ритма: медленно-быстро в ритмах коротких народных песен.

Спинка прямая, руки на поясе зафиксированы.

Сопровождающий или педагог сидят напротив и задают рисунок движения.

4.

«Гуси»

И.П.- сидя, колени согнуты, руки на поясе, спина прямая.

1. Ноги выпрямить – согнуть на счет 1-2, шагать-переставлять вперед-назад поочередно, выпрямив ноги динамично поднимать их вверх-вниз, вернуться в и.п.(1 куплет).

2. Корпусом совершаются наклоны вперед-назад в и.п., повороты вправо-влево со скруткой, наклоны вправо-влево (2 куплет).

3. Плечи поднимаются вверх-вниз, локти сгибаются-разгибаются, ладошки раскрываются-закрываются с поворотом корпуса влево-вправо, возвращаясь на пояс в и.п., кисти рук совершают динамичные движения , имитирующие плавающие гусиные лапки (3 куплет).  

3-4 раза по каждой схеме в течение каждого куплета.

Темп средний.

Песня «Жили у бабуси два веселых гуся…»

Работают мышцы спины,  ног, рук.

Обязательно по показу и при помощи педагога.

5.

И.П. – то же.

«Хлопушки»

Хлопаем в ладоши на1-2-1,2,3,4,, по коленям, поочередно каждой ладошкой об колено и ступню, поднимая ее, вернуться в и.п..

Чередуются хлопки руками и   «топотушки»  ногами в ритме музыкальной фразы.

4-6 раз по схеме.

Темп средний.

Желательно музыкальное сопровождение с ярким ритмичным акцентом.

Следить за прямой спиной.

Учиться держать равновесие, не падать.

Сопровождение обязательно.

6.

«Гармошка»

И.П. – то же.

1.Развороты-повороты ступней и коленей пятками то вместе, то врозь.

2. Сомкнутыми ступнями совершать развороты вправо-влево, приподнимая ступню поочередно то на носках, то на пятках.  

5-10 раз по схеме.

Динамично.

Работают только ступня и колени.

Корпус зафиксирован, руки на коленях.

Помощник помогает поворачивать ступню.

7.

«Пяточка-носочек»

И. П. –Сидя, ноги вытянуты впереди, опора на пятки.

1. Поочередно каждой ногой носочек ступни вытягивать вперед, натягивать на себя.

2. Потянуть пальчики на себя, разводить кончиками пальцев ступни в стороны-вместе.

3. Сомкнув ступни вместе совершать круговые движения ступнями, затем каждой ступней по отдельности.

8-10 раз по каждой схеме.

В ритме музыкального сопровождения.

Движение идет с пружинящим эффектом и динамично.

Работает ступня.

Помощник помогает выполнять упражнения.

Траектория движения должна быть максимальной для каждого ребенка.

8.

Игра-тренинг «Покатушки»

И.П. – ложимся на мягкое ковровое покрытие на спинку.

1. На 1-2 перекатываем тело силой мышц вправо-влево (из стороны в сторону) на бочок 4 раза, на 1,2,3,4 перекатываемся полностью всем телом по 2 раза в каждую сторону.

2.Выполняется та же схема движения, но в разных темпоритмах: медленно, убыстряясь, динамично.

3. Усилием всех мышц тело катится с одного края ковра на другой и возвращается обратно.

4. Если размеры коврового покрытия позволяют, то можно провести эстафету-покатушки (дети катятся наперегонки до края ковра).

 

 

4-6 раз каждую схему движения.

 Темп средний для схемы

№ 1, № 3.

Медленно-быстро для схемы № 2.

 

Работают все группы мышц с усилием.

Учитывается индивидуальный темпоритм для каждого ребенка.

Обязательно следить за головой ребенка: нельзя на нее опираться, помощник слегка поддерживает голову.

Темп задают простые мелодии или короткие  детские песенки.

Ритмические рисунки

1.

«Мышка»

И.П. – сидя на стуле, руки на поясе, колени согнуты.

 Иллюстрируем движением текст песенки про мышку в ритме музыкальной фразы: подьем по воображаемой лесенке, акцент головой при звуке колокола, кубарем обратно (махи руками от плеча) и т.д. по тексту.

3 раза.

Темп средний.

Текст песни должен быть простым, ритм четким, движения элементарными.

2.

«Бармалей»

И.П.- то же.

Иллюстрация текста: шагистика сидя, волны, изображение пасти акулы, крокодила руками, стрельбы из ружья, Бармалея (мимикой лица, руками, растопыренными пальчиками).

Темп медленный.

Тщательно, постепенно выполнять упражнения, имитирующие предметы.

Сопровождающий помогает точно выполнять движения.

3.

«Самовар».

И.П. – то же.

Иллюстрация текста с помощью танцевальных элементов: топотушки, притопы, высокое поднятие колена, вытягивание ноги на пятку и сгиб от колена обратно, ритмические хлопки ладошками,  повороты корпуса с раскрытием рук, наклоны корпуса, головы.

3 куплета.

Динамично.

Эмоциональный фон должен быть положительным.

Дети танцуют в положении «сидя».

4.

«Зарядка»

И.П. – то же.

Иллюстрация текста с помощью спортивных и танцевальных элементов.

За основу взят сборник детских песен, комментирующих в тексте совершаемые действия.

1.Совершаются конкретные спортивные упражнения, озвученные в песне «Зарядка»: шагистика, наклоны корпуса, повороты головы, комплекс упражнений для рук.

2. «Ручку правую вперед, а потом ее назад…»: повороты, потряхивания рук, ног, повороты вокруг себя, хлопки руками, далее по тексту.

3. «Лепим-лепим…»: одни и те же действия из куплета в куплет, но каждый куплет увеличивается скорость выполнения.

4. «Мы танцуем Буги-Вуги»: танцевальные элементы.

1 раз каждую песенку.

Медленно-быстро.

Помощь обязательна.

 Все ритмические рисунки выполняются только в паре.

Действия совершаются строго и точно по тексту, тем самым происходит фиксация внимания и делается акцент на выполнение задания.

Пальчиковая гимнастика в положении  «сидя за столом».

1.

«Клумба»

И.П. – сидеть за столом, руки на столе, с другой стороны за столом напротив садится помощник.

1. Каждым пальчиком каждой руки снизу вверх (вертикально)  совершается волнообразное движение,с  возвратом в  и. п..

Другая рука помогает каждому пальчику совершать это действие, взявшись за кончик пальца.

При сильном нарушении двигательных функций руки эту помощь осуществляет помощник (педагог, тьютор, сопровождающий).

10 пальчиков-стебельков «выросли» на воображаемой клумбе.

2. Сомкнутые ладошки, локти в стороны, плавно «растут» вверх, раскрываются «цветком» (ладошками), растопыривая пальчики, раскрытый «цветок» поворачивается в запястье вправо и влево.

5-10 раз по схеме.

Темп медленный.

Характер движения: постепенный, волнообразный, непрерывный.

Помощник обязателен.

2.

«Клавиши»

И.П. – руки лежат на столе ладонями вниз, пальцы прижаты к столу, локти согнуты.

Поочередно, четко  проговаривая названия пальцев, с усилием, максимально вверх поднимаем, затем опускаем на стол прямые пальцы:

на правой руке, на левой руке, помогая другой рукой или с помощью педагога; одновременно на двух руках, начиная с мизинцев; в ритме музыкальной фразы каждым пальчиком по 2-3 раза каждым; «перебор» пальчиками с одной руки на другую.

По 2-3 раза по каждой схеме движения.

В темпоритме

музыкального сопровождения.

Быстро-медленно.

Помощь в выполнении упражнений обязательна.

Помощник задает темп движения и силу подьема пальчиков.

3.

«Ладушки»

И.П. – руки лежат на столе, локти согнуты, кисти свешиваются с края стола, помощник сидит напротив.

1. Поочередно, то правой рукой, то левой поднимать кисть руки, сгибая в запястье, прямыми пальцами тянуться к себе-от себя.

2. Одновременно двумя ладонями совершаются те же действия вперед-назад.

3. Максимально развести сомкнутые ладони из середины  в разные стороны, описывая круг («солнышко»), растопыривая пальцы.

8-12 раз.

Медленно.

Помощник помогает выполнять правильно все движения, легко нажимая на ладошку ребенка.

Активно работает запястье руки и пальцы.

4.

«Веретено».

И.П.- руки на столе, опора на локти, кончики пальцев смотрят вверх (вертикально ).

1. Каждым пальчиком руки описывать круги как веретено, помогая другой рукой увеличить амплитуду движения.

2. Одновременно на двух руках совершать эти же движения пальцами без посторонней помощи.

3. Снять напряжение с пальцев массажными, растирающими движениями, поглаживанием внутренней и внешней стороны ладони с помощью другой руки, педагога, помощника.

4. Повторить схему №1, но по 2-3 раза на каждый пальчик.

8-10 раз каждую схему.

Медленно-быстро.

Помощь педагога и сопровождающего обязательна для максимальной амплитуды действия пальчиков.

Контролировать болевые и неприятные ощущения, разминать пальчики, если таковые случаются.

5.

«Волны»

И.П. – то же.

1. Одной рукой взяться за кончики пальцев другой руки, совершать горизонтальные волнообразные движения кистью руки. Поменять позицию и совершать те же действия другой рукой (пальцы сложены вместе).

2. Взявшись пальцами руки за каждый пальчик другой руки, совершать волнообразные движения каждым пальчиком на одной руке по 2-3 раза, потом на другой руке.

3. Без помощи другой руки пальцами каждой руки самостоятельно и поочередно совершать волнообразные движения.

4. Сомкнув пальцы сделать горизонтальную волну кистью правой руки, затем левой, двумя руками одновременно: из середины и обратно, вперед-назад.  

8-10 раз каждую схему движения.

Темп средний.

Совершаются действия только в паре с педагогом или с  помощником.

В движении должен присутствовать эффект перетекаемости.

6.

«Червячки»

И.П. – руки и пальчики лежат на краю стола.

С одного края стола к другому каждый пальчик, начиная с большого, ползет червячком, прилипая к предыдущему пальцу. На пятый раз ползет вся кисть, превращаясь из маленького червячка в большую гусеницу.

Каждая ручка отдельно делает упражнение, но с помощью педагога.

8-12 раз.

Темп средний.

Сгибать-разгибать каждый суставчик кисти и пальчиков.

Движение непрерывное.

Помощник корректирует движение пальчиков, снимает лишний зажим поглаживанием, если таковой имеется.

7.

«Паучок»

И.П. – кисть руки поставлена в позицию «паучка». Пальчики округлые, ладошка приподнята над столом,

1. Поочередно, с усилием, не поднимая  ладонь, мягко приподнимать и нажимать подушечкой пальцев на стол ( паучок разминает лапки, делает зарядку) отдельно каждой рукой.

2. Те же действия, но двумя руками одновременно ( два паучка).

3. Паучки танцуют лапками то медленно, то быстро, перебирая пальчиками хаотично, но в ритме музыкальной фразы.

4. Каждой рукой по отдельности паучок бежит от края до края стола.

5. Двумя руками, имитируется движение паучков пальчиками  в различных направлениях на поверхности стола.  

4-6 раз каждую схему движения.

Темп средний.

Корректировка приподнятой всегда ладошки  и округлости пальчиков.

Корректировка качества выполнения задания, помощь при выполнении упражнений.

8.

«Капельки»

И.П.

Простучать кончиками пальчиков на столе громко и отрывисто ритмический рисунок мелодии:

каждым пальчиком поочередно, с левой руки на правую и обратно, каждым пальчиком по 2 раза, по 3 раза, по 4 раза, по всему столу хаотично двумя руками (пальчики-капельки танцуют), поднимая высоко руки.

4-6 раз на каждый куплет песенки.

Темп средний.

Пальчики поднимаются высоко, подушечки пальцев стучат громко и четко в такт песенки.

Желательно подпевать, помогать ребенку выполнять задание.

Для музыкального сопровождения используются песенки: про дождик, тучки, капельки.

9.

«Кнопочки»

И.П. – сидя, руки на столе.

 Подушечкой каждого пальчика надавливающим неоднократным движением вкручиваем воображаемые кнопочки в стол: каждой рукой по отдельности, двумя руками одновременно, меняя темп музыкального сопровождения.

В течении 5-10 минут.

Темп средний.

Корректировка помощником силы нажатия.

Движения выполняются с усилием.

10.

«Промокашка»

И.П. – руки на столе, ладонь выгнута вверх в виде лодочки.

1. Каждой рукой по отдельности, на месте катать-промокать ладошкой на столе от запястья до кончиков пальцев.

2. Двумя руками на месте катать ладошки.

3. Двумя ладошками одновременно катать-промокать стол вправо-влево.

4. Катать ладошки из середины стола к краям и обратно.

5. Меняя темпоритм с помощью музыкального сопровождения прокатывать ладошки на столе.

10 раз по каждой схеме движения.

Произвольное музыкальное сопровождение

Помогать ребенку, обнимая и направляя его ладони.

Прогиб ладони должен быть максимальным.

11.

«Обнимашки»

И.П.- сидеть за столом, руки на столе.

1. Крепко сжимать, обнимать одной ладошкой другую.

2. Обнимать запястье, сжимая его другой рукой.

3. Двигаться, сжимая мышцы руки, обнимая себя, вверх к плечу и обратно.

В течении 5-8 минут.

Темп средний.

Мягко, но с усилием выполнять упражнения. Корректировка помощником обязательна.

12.

«Ловкие пальчики»

И.П. – руки поставить на локти кончиками сомкнутых ладоней вверх.

1. Поочередно отогнуть друг от друга пальчики, сомкнуть их обратно.

2. Не отрывая подушечки пальцев друг от друга согнуть пальцы с продвижением вниз (бутон).

3. Сомкнув ладони стучать подушечками пальцев друг об друга (молоточки).

4. Стучать молоточками по 2 раза, по 3 раза, по 4 раза каждым пальчиком громко-тихо.

5-7 минут.

Динамично.

Помощник постоянно помогает выполнять упражнения, корректируя силу и направление движения.

Комплекс № 2

Пластический тренинг с использованием различных предметов.

Упражнения для развития гибкости и подвижности рук, ног, всего тела.

Служат в качестве общего тренажа, разогрева, растяжения мышц взамен

резких тренирующих элементов.

Пластический тренинг используется как метод релаксации, как одна из

форм ЛФК.

        Комплексы упражнений являются музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным на развитие музыкальности и эмоциональности, воображения и фантазии.

        

Гимнастика для ног с использованием мячей.

Содержание

Дозировка, темп

Методические указания

11.

«Разминка для ступни»

И.П. – сидя на стуле или диване, приготовлены на полу мячи разного размера.

Каждой ногой, ступней на мяче, с усилием, удерживая мяч, ступней совершаем действия:

1.Катить мяч вперед-назад.

2. Прокатывать мяч по кругу.

3. Двумя ступнями одновременно прокатить мяч вперед-назад, по кругам.

По 8-10 раз линий,

По 8-10 раз кругов.

Медленно.

Работает каждая разгибающаяся часть ноги. Одно движение выходит из другого медленно и постепенно.

Для правильного выполнения нужно сгибать-разгибать ноги в коленях.

22.

«Цифры»

И. П. – то же.

Ступней, стоящей на мяче, рисуем на полу воображаемые цифры от 0 до 9: каждой ногой поочередно, двумя ногами одновременно.

Повторять 5-8 раз схему движения.

Медленно.

Движение непрерывное, амплитуда максимальная, вперед-назад, право-лево.

33.

«Геометрические фигуры»

И. П. – то же.

Прорисовываем ступней, стоящей на мяче, на полу воображаемые  геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник каждой ногой по отдельности, параллельные линии, диагонали, пересекающиеся линии двумя ногами.

Менять мячи: маленький, средний, большой.

Каждую фигуру прорисовать по 5-8 раз.

Медленно-быстро.

Корпус зафиксирован, работают ноги-колени, ступни, максимально расслабить колени, прокатывать ступню вдоль и поперек.

Музыкальное сопровождение обязательно.

Помощник корректирует направление ступни и мяча.

44.

«Зарядка для ног с мячом»

И. П. – сидя на мягком диване, на стуле, руками держим мяч.

1. Катим мяч с нажимом своими руками по всему телу от плеча до кончиков пальцев ноги, наклоняясь к ноге и разгибаясь при обратном ходе движения.

2. Те же движения, но уже по сомкнутым прямым ногам по середине.

3. Закрепив мяч между ступнями, сжимая его, поднимать прямые ноги вверх на сколько это возможно, опускать их обратно.

4. Зажать мяч между коленями, придерживая руками, сжимать-отпускать мяч мышцами.

5. Мячом, управляемым руками, с нажимом прокатывать вокруг коленей на каждой ноге.

По 5-10 раз по каждой схеме движения.

Темп средний.

Необходимо следить за осанкой и посадкой корпуса, тянуться к ногам животом.

 Работают: пресс и мышцы спины.

55.

«Футбол»

И. П. – сидеть, расставив согнутые колени как ворота, в руках мяч среднего размера, напротив сидит партнер.

Упражнения делаются в паре.

1. Наклонившись, с силой по полу посылаем мяч к партнеру (в ноги-ворота). Мяч должен попасть в ворота. Возвращаемся в и.п. Принимаем, наклоняясь, мяч в свои ворота.

2. Без наклона вниз, зафиксировав корпус, ногой посылаем мяч точно в ворота партнера (играем сидя в футбол).

 

 

По 5-10 раз по каждой схеме движения.

Музыкальное сопровождение произвольное.

Помощник корректирует выполнение задания, подстраховывает корпус во время наклона, следит за точностью выполнения упражнения.

Гимнастические упражнения для рук с использованием предметов:

 мячей, обручей.

11.

«Ежик»

И. п. – сидя за столом, руки на столе, в руках маленький резиновый мячик с резиновыми «иголочками»  (мягкие выпуклости).

1. Каждым пальчиком руки нажимать каждую «иголочку» мячика в такт музыке. Сначала правой, затем левой рукой работать.

2. То левой, то правой ладошкой сжимать-разжимать мячик.

3. Каждой рукой по отдельности прокатать ладошкой  по столу мячик, перекатывать мячик по столу от одной руки к другой. .

4. Прокатывать двумя руками одновременно два мячика на столе.

5. Одной рукой взять мячик и прокатать-промассажировать от плеча до кончиков пальцев всю руку с внешней и внутренней стороны.

6. Обнять мячик ладошками, локти в стороны приподнять параллельно полу.

1. Сдавливать мяч одной рукой, противодействовать другой рукой, передвигая руки из стороны в сторону.

2. Сдавливая мяч ладонями вертеть в запястье кистью, кончики пальцев смотрят то вверх, то вниз.

3. Сжимая ладонями мяч кисти поднимаем вверх, вытягивая руки, затем возвращаем ладони на уровень груди, разводя руки в стороны.

10-20 раз на правую руку, 10- 20 раз на левую руку.

Темп задает музыкальное сопровождение.

Формируется подвижность,  сила мышц и суставов руки.

Помогать выполнять задание  другой рукой, с педагогом или помощником.

Все действия выполняются с усилием.

Обязательно с музыкальным сопровождением.

22.

«Послушный мяч»

1.И.п. –сидя за столом, руки на столе, приготовить маленький резиновый мячик, мячик средней величины.

1. Прокатываем каждой ладошкой на столе поочередно мячики разной величины; на месте по кругу, вперед-назад, в стороны, по диагонали, от ладошки к локтю и обратно, катить петельками, зигзагами, волнами.

2. В паре перекатываем друг другу мячики по столу, делая акцент на месте -  рисуя круг.  

Темп задает музыкальное сопровождение.

Быстро-медленно.

Каждую схему движения 5-10 раз.

Активно работает вся рука.

Упражнения делаются с усилием и нажимом.

Музыкальное сопровождение обязательно.

33.

«Рисунки на столе»

И.П.- сидя за столом, на столе лежит лист ватмана, на котором нарисованы контурные рисунки, в руках держим мячики: маленькие и средней величины, помощник сидит напротив.

Держа рукой мячик нужно прокатить, нажимая на него, по контурам рисунков на листе бумаги, медленно и тщательно их прорисовать, проговаривая названия фигур.

Тематика графических рисунков-заданий:

1. «Геометрические фигуры» (круги, овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники разных размеров).

2. «Цифры» (от 0 до 9).

3. «Растения и цветы» (садовые и дикие растения и цветы).

4. «Животные» (домашние и дикие животные).

5. «Цветные полоски» (красного, желтого, синего, голубого, оранжевого, зеленого цветов).

6. «Морской мир»:  водоросли, цветы, рыбки, морские животные. 

5-10 минут по каждой схеме движения.

Темп средний.

Действия совершаются в паре с помощником, который регулирует работу руки.

Музыкальное сопровождение должно соответствовать тематике рисунков.

Помимо действия, ребенку необходимо объяснять содержание и смысл  рисунков.

Решается выполнение задач развития не только физической сферы деятельности, но и познавательной, и эмоциональной.

44.

«Веселый обруч»

И. П. – сидя на стуле, на диване, напротив друг друга, партнеры держат за края один обруч среднего размера .

«Зарядка» с обручем.

Помощник, держась за обруч помогает выполнять гимнастические упражнения: тянем потянем к себе от себя, наклоны к ногам корпусом, поднятие обруча над головой, круговые движения с обручем над головой, повороты корпуса в стороны вместе с обручем, медленные скрутки корпуса, держась за обруч ( помощник задает направление движения).

 

В течении 5-10 минут под четкую ритмичную музыку.

Работают мышцы и суставы всего тела.

Помощник контролирует, поддерживает ребенка при выполнении упражнений.

Ребенок крепко держится руками за обруч.  

5 5.

«Кати – верти»

И.П. – сидя на стульях на расстоянии, один обруч на двоих.

1. Перекатываем обруч от партнера к партнеру, ловим его и опять закатываем в ворота партнера.

2. Вертеть обруч на месте, перехватывая его в верхней части.

3. Перехватывать, сжимая обруч, по всему ободку.

4. Соединить схемы № 1 и № 2 от партнера к партнеру.

5-10 раз по каждой схеме движения.

Помощник контролирует точность выполнения задания.

Тренируем сжимающие-разжимающие  рефлексы.

 6.

Ритмический рисунок «Бибика».

И.П.- сидя на диване или стуле, в руках держим маленький обруч-руль.

Совершаем действия, имитирующие езду в автомобиле.

1.Едем-рулим обручем.

2. Едем по горкам (руль-обруч опускается вниз, поднимается вверх).

3. Изображаем езду по горной дороге (зигзагом рулем-обручем).

4. Тормозим, держась за руль.

5. Едем по мелким камешкам  потряхивая корпусом.

В течении 3-5 минут под музыкальное сопровождение.  Используются детские песенки про автомобиль: «Бибика», «Папа купил автомобиль», «Мы едем, едем, едем».

Стараться сохранять ритмический рисунок песни (держим ритм).

Помощник поддерживает положительный эмоциональный фон.

Работают мышцы спины, пресс, руки.

77.

Тренинги-игры с мячом, обручем и другими предметами

«Баскетбол»

Сидя напротив друг друга, помощник держит обруч как корзину, нужно попасть мячом в середину обруча. Мячи различного размера (маленький, средний, большой).

Когда выполняется действие, звучит музыкальное сопровождение, если музыка замолкает, то в действии наступает пауза.

Нужно попасть точно в корзину как можно большим количеством мячей за время музыкальной фразы.

«Волейбол»

Совершаются действия по тому же принципу, но обруч перевернут вертикально и бросок мяча происходит через середину обруча от партнера к партнеру.

«Сбей кегли»

И.П. – сидя на низком диванчике, в руках держим мяч, на небольшом расстоянии ставятся кегли.

За короткую музыкальную фразу (1 куплет детской песенки) сбиваются мячом кегли: сначала поочередно руками сверху, затем по полу прокатить мяч ногами.

 Кто больше собьет, тому аплодисменты.

5 минут для каждой схемы движения.

Медленно-быстро.

Темп меняется.

Абсолютно все упражнения и задания выполняются в темпе и характере музыкального сопровождения.

8 8.

Логоритмический рисунок «Мой веселый звонкий мяч»

И.П. – в паре,  сидя напротив друг друга,  в руках мяч среднего размера.

Педагог зачитывает текст стихотворения, на каждое слово которого совершается определенное действие:

кидать, целясь в центр пола, от которого отскакивает мяч, ловить его, хлопать по мячу, катить его и далее по тексту.

Иллюстрация действием текста стихотворения С. Маршака «Мяч»:

1.Действовать четко по тексту четверостишия, медленно, с паузами.

2. Действовать, проговаривая текст четверостишия вместе с ребенком.

3. Действовать, проговаривать текст под музыку.

 

5-7 минут.

Динамику действия задает педагог.

Каждые 2 занятия разучивается только одно четверостишие.

Текст разучивается постепенно, с постоянным неоднократным закреплением предыдущего материала.

Помощники контролируют выполнение задания.

Пальчиковая гимнастика.

 Развитие мелкой и крупной моторики с помощью бумаги, ваты и других материалов.

11.

«Снежки»

И. п. – сидя за столом приготовить руки для тренинга. Приготовить и положить на стол маленький баллон ваты.

1. Вместе с помощником отщипывать, отрывать от ватного баллона маленькие кусочки.

2. Мнущими движениями соединять 3-5 кусочков ваты в один.

3. Скатать эти кусочки между ладонями в ватные шарики.

4. Вместе с партнером-помощником играть ватными шариками в «снежки»: подкидывать их вверх, ловить, кидать друг в друга, в цель, с одного стола на другой перекидывать.

Время и темп произвольные.

Обязательно работать в паре с помощником.

Подбор соответствующих мелодий, песен на зимнюю и новогоднюю тематику.

22.

«Фантики»

И. п. – сидя за столом, руки на столе, на столе лежат яркие, шелестящие, фантики – обертки из фольги от конфет.

1. Каждым пальчиком, скользящими движениями разглаживать каждый фантик.

2. Каждым пальчиком обеих рук мять, комкать, скатывать фольгу в шарики.

3. Сделать разминку для пальчиков: каждым пальчиком скользить от основания по большому пальцу и резко выпрямлять пальцы («стрелять»). Каждой рукой отдельно.

4. Приготовить фантики-шарики на столе, в паре с помощником играть в пинг-понг: каждым пальчиком руки «стрелять» шариком на столе в ворота-ладошки партнера. Работают пальцы обеих рук.

5-7 минут.

То быстро, то медленно.

Работает кисть, каждый палец, все суставы на пальцах.

взаимодействие в паре обязательно.

33.

«Дудочка»

И. П. – сидя за столом, на столе лежит плотный лист бумаги.

1. Тщательно пальчиками двух рук сворачиваем лист бумаги в плотную «дудочку». Разворачиваем так же тщательно обратно в и.п.

2. Под соответствующую мелодию «играем», перебирая пальчиками, на «дудочке».

3. Повтор схемы № 1. Сворачиваем две палочки.

4. Двумя палочками стучим по столу как по барабану в заданном мелодией ритме.

3-5 минут.

Медленно по схемам № 1, № 3.

Динамично в такт музыкальному сопровождению по схемам № 2, 4.

Поступательные движения, в определенном порядке, контролируемые помощником.

Музыкальное сопровождение должно быть простым и понятным: звуки дудочки, флейты и барабана.

44.

«Бабочки»

И. п. – сидя за столом, кисть и локоть параллельно столу, на двух пальчиках надеты две бумажные бабочки, прикрепленные на резиночку, трикотажный пальчик от перчатки или на саму перчатку.

1. Каждый из пальчиков быстро совершает  хаотичные движения вверх-вниз на правой руке, затем на левой.

2.  Хаотичное трепещущее движение пальцев-бабочек одновременно с продвижением слева-направо.

3. Двумя руками изображать порхание бабочек над головой, впереди, вверху, перелеты с места на место, посадку на плечо, голову, стол.

По 1-5 минут каждую схему движения.

Динамично.

Контролировать напряжение руки, периодически стряхивая  кисти.

Музыкальное сопровождение мелодичное и легкое.

Контроль сопровождающих помощников.

Бабочки вырезаны из цветной бумаги.

Выполнение ритмических рисунков с использованием ткани.

11.

«Платочек»

И.П.- сидя за столом, пальчиками держать платочек.

Рукой вскидывать платочек снизу вверх, плавно опускать, расправив, вниз двумя руками (облачко, тучка), «полоскать»  на столе из стороны в сторону, перекидывать с одной руки на другую (как ловить хвост кометы), совершать волнообразные движения над столом ( ручеек течет), резко вверх поднимать (костер).

5 минут.

В характере и темпе музыкального сопровождения.

Точность пластического изображения, концентрация, фиксация внимания.

Направление движения задает помощник или педагог.

12.

«Ленточка»

И.П.- сидя за столом, рука держит карандашик или палочку, к которой прикреплена ленточка.

1. «Рисунки в воздухе».

Ленточкой, которой управляет рука «рисуем» в воздухе: солнышко с лучами, облака, волны, зигзаги, цветы, круги и т.д..

Направление движения: из стороны в сторону, над головой, вперед-назад, на воображаемом стекле, стене.

5-7 минут.

В темпе и характере музыки.

Активно работает вся рука, совершаются мелкие и обьемные действия.

Корпус помогает продлить движение руки.

Внимание направлено на ленточку и совершаемый ею рисунок.

Контроль и помощь педагога обязательны.

23.

«Салют»

И.П.- сидя за столом, руки держат два карандашика с ленточками.

Двумя руками, которые управляют ленточками , совершаются движения, имитирующие салют :

«всплески» вверх-вниз, «змейки» двумя руками наперекрест сверху вниз, попеременно вверх-вниз, «спираль» вперед-назад, «спираль» над головой палочкой вверх, из стороны в сторону «всплески», «волны», «змейки» и т.д.

5-10 минут.

Динамичное музыкальное сопровождение.

Точность пластического изображения у детей постоянно должна корректироваться.

Помощникам необходимо фантазировать, подсказывать действием, словом и жестом.

Ленточки должны быть яркими и разноцветными.

Работает вся рука, особенно запястье и локтевой сустав.

Амплитуда движения руки максимальная.

34.

«Шарфик»

И.П. – педагог и ребенок сидят напротив друг друга, ребенок за столом, держат руками плотную ткань за края на расстоянии длины шарфа.

Совершаются действия:

1. «Гони волну» - волнообразные движения ткани от партнера к партнеру.

2. «Купол» - подъем ткани вверх одновременно с партнером.

3. «Тянем-потянем» - тянуть за ткань к себе партнера, который вслед за руками наклоняется вперед, не отпуская ткань.

4. «Круг» - описываем натянутой тканью одновременно с партнером большой круг, не выпуская из рук шарф.

5. «Скрутка» - сворачиваем-разворачиваем шарф, перебирая пальчиками, от партнера к партнеру, к центру из центра, наклоняясь корпусом.

5-10 минут.

В характере и темпе музыкальной темы.

Действия совершаются только в паре.

Требуется постоянная фиксация внимания, координирование движений и их корректировка партнером или педагогом.

Пальчиками совершаются точные и мелкие движения.

Целесообразность музыкального сопровождения.

Музыкотерапия – двигательные упражнения под музыку способствуют слиянию с ритмом, психологической и соматической релаксации, помогают лечению, обучению и воспитанию детей.

Данные комплексы упражнений прошли апробацию в течение 16 лет в МБОУ школе-интернате VI вида № 4. После чего были сделаны выводы, что данные комплексы упражнений имеют активную функциональную направленность, способствуют корригированию опорно-двигательного аппарата у детей, благотворно влияют на их эмоциональную сферу, что сглаживает психофизические особенности восприятия ими окружающей среды, повышает уровень адаптации, усвоение образовательного материала.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов высш. Учебн. Заведений – 2-е издание, доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-512 с.: Ил..

2.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М. : Медицина, 1975. – 447с..

3.Баевский Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации. Вестник АМН СССР, 1989. - № 9 . – С. 73-79.

4.Клячкин Л. М., Щегольков А. М. Медицинская реабилитация больных  с заболеваниями внутренних органов: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2000. – 328 с.

5.Самохина Н. В., Гитт В. Н. Очерки и статьи «Танго без Паркинсона», «Как помочь суставам». Ежемесячный журнал «Будь здоров» №3, 2009. – с. 20-26, 35-40, М..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Цель урока:развитие коммуникативных навыков учащихся.Задачи урока:Образовательные:- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игровог...

Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного  и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...

Программа по корригирующей гимнастике для детей 8-11 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В основу программы для учащихся, нуждающихся в корригирующей гимнастике, положены программа физического воспитания для учащихся начальной  школы и программа физического воспитания с оздоровительн...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями....

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

Методические рекомендации по созданию условий для успешного обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данный материал поможет узнать как создать комфортные условия для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....