Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального фольклора в рамках релизации ФГОС
методическая разработка по музыке на тему

Микка Галина Александровна

            В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы » (Г.С. Виноградов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5.docx28.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта учителя музыки

 Микка Галины Александровны.

Тема: Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального фольклора при реализации ФГОС


     
На современном этапе в  музыкальном образовании и воспитании школьников данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь учащиеся обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано, свои традиции, свои истоки.
      Музыкальный фольклор- это уникальная культура наших предков, это коллективное художественное творчество. Многое в нем, создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о подрастающем поколении. Дети слышат фольклор с самого рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "припевки", "частушки", "потешки".
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
        Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
          Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении учащихся. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.
           В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы » (Г.С. Виноградов).
В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.          

        Проблема вытекает из специфики приобщения детей младшего школьного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид синкретической художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах.

Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены
педагогические принципы:

  1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
  2. Интерация различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
  3. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.

Для введения народного музыкального творчества на уроках музыки учителю необходимо знать основные признаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора:

Бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения. В 1 классе при изучении темы “Колыбельная песня” я рассказываю учащимся о функциях песни: она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая функция колыбельной. Желаемое достигнуто: малыш заснул – с ласковой интонацией, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.

Полиэлементность. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяют как основные словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященных теме “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. При изучении хоровода-игры “Бояре” происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент).

Коллективность. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты их форм, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия (“Во поле береза стояла”, р.н.п., “Солдатушки, бравы ребятушки”, р.н.п.).

Бесписьменность. Фольклор, в том числе музыкальный, творчество устно. Он живет в памяти людей и передается “из уст в уста”. С “устностью” связаны многообразные приемы повтора. Так при разучивании песни “А мы просо сеяли” регулярное повторение в составном припеве стихов песни усиливает их значимость в игровом или обрядовом действе:

А мы просо сеяли, сеяли. Ой, дид-ладо! Сеяли, сеяли!
А мы просо пололи, пололи. Ой, дид-ладо! Пололи, пололи!”

Вариативность. Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, “дыхания” фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается “незаконченным”, “открытым” для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре “Бояре” дети движутся везде “ряд на ряд”, а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.

Традиционность. Многообразие творческих проявлений в музыкальном фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. В каждой этнической традиции музыкального фольклора выработались ладоинтонационные и ритмоинтонационные стереотипы. Откуда берутся в песнях “ветры буйные”, “чисто полюшко”, “желты пески”, “люди добрые”?.. Их традиционной образной речи сказок, заговоров, плачей и т.д., которые слышит человек всю жизнь от окружающих людей.

На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс. В своей работе я опираюсь на два основных: Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал “Четвертой симфонии” П.И. Чайковского и русская народная песня “Во поле береза стояла”. Хор из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского и русская народная песня “Уж как по мосту мосточку”. Вариации на тему русской народной песни “Вниз по матушке по Волге” А Даргомыжского и русская народная песня “Вниз по матушке по Волге”.

Другой путь – непосредственное обращение к аутентичному фольклору. Но обращение к аутентичному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, поскольку возникают неизбежные трудности, противоречия процесса обучения при попытке следования природе фольклора, устной форме бытования, его связи с практическими жизненными ситуациями. Для преодоления этих трудностей я использую следующие приемы:

А) Эмоциональное воздействие на учащихся. Основная ошибка обучения состоит в том, что народная музыка не становится предметом любви, а превращается в учебный материал. Поэтому я стараюсь, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а воспринимали их как часть жизни, ощутили радость совместного пения.

 Б) Знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам. Например, при изучении песни “Ну-ка, кумушка, мы покумимся” я объясняю детям, что песня оказывается нелепой вне обряда кумления, к которому она была приурочена, и который совершался в весенне-летний праздник “Семик”. Покумившиеся девушки становились как бы родственницами, обещали дружить всю жизнь. В словах песни перечисляются действия, входящие в обряд: призыв к кумлению, поцелуй, угощение ритуальным киселем.

В) Познание музыкального фольклора как искусства синкретического (единство музыки, слова, движения). В вокальных произведениях определенное внимание уделяется слову, а вот движение выпадает из процесса обучения. Таким образом, текст синкретического произведения разрушается. Неестественной, например, оказывается ситуация, при которой дети старательно выпевают слова: “Со вьюном я хожу” и при этом остаются неподвижными. Поэтому я объясняю учащимся, что слова хороводно-игровой песни побуждают к движению и содержат прямые указания к определенному поведению, обязательной последовательности действий: ходить с платочком в руке, положить платочек на правое плечо, затем на левое и т.д.

Г) Усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с “голоса на голос”, от “сердца к сердцу”. Это напоминает обычную школьную практику усвоения любых песен не по нотам, а с голоса учителя. Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения как в непосредственном контакте с народными исполнителями (что в наших условиях очень сложно), так и посредством звукозаписей. Разумеется, единых “рецептов” того, как вводить музыкальный фольклор, не может быть дано. Важно, чтобы учитель всегда помнил и специфических его свойствах, искал ответы на возникающие в самом музыкальном фольклоре, в жизни общности людей, породнившей его.

Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности. Для освоения очень многих жанров без ущерба для них достаточны условия урока. К таким жанрам относятся, например, потешки, прибаутки, колыбельные и т.д. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока. Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание я уделяю проведению праздников, концертов, спектаклей. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой – не меньшую радость и удовольствие тем, кто является “артистами”. Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Во-первых, обязательность праздника (в народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием). Во-вторых, массовость (на праздник собираются все, и все в нем участвуют). В третьих, праздник – это веселье и смех, разрядка напряжения, выход накопившейся энергии. В прошлом учебном году рождественские колядки в исполнении первоклассников были включены в новогоднюю постановку сказки “Ночь перед рождеством” и с успехом показаны на всех новогодних утренниках. Необязательно создавать расписанный в подробностях и с определенными ролями сценарий. Важно задать тон и ход празднику, его ритм с чередованием песен, игр, затей. А роль “заводилы” беру или на себя, или привлекаю учителей, старшеклассников, родителей. Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но, входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное музыкальное народное творчество.

Освоение образов русского музыкального фольклора как средства приобщения к народной традиционной культуре детей младшего школьного возраста, включает в себя различные формы его воплощения : пение, инструментальное музыцирование, движение под музыку и использование элементов танцев , имитацию среды бытования , декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки ( костюм ), инсценирование,  «разыгрывание» песен , игры народных праздников.

Первостепенная роль отводится освоению жанров русской народной песни : детский фольклор , колыбельные , лирические , солдатские , трудовые , исторические , былины . Основные вокально – хоровые умения и навыки учащихся , связанные с освоением песенного фольклора , направлены на формирование кантилены , широкого дыхания , естественной манеры звучания голосов , освоение элементов многоголосного пения ( начальной школе это двухголосие с самостоятельным движением голосов , терцовое двухголосие , канон , имитационная подголосочность ). Народная песня – это не «напев со словами» , а часть жизни человека и момент ее исполнения очень ответственен , так как , по существу , это момент передачи опыта поколений.

Особо необходимо избегать форсированного звучания , так часто применяемого при исполнении народных песен ; ориентироваться на хорошо знакомую академическую манеру исполнения фольклора в том случае , если сам учитель не владеет так называемой народной манерой озвучания песенных образцов ; бережно использовать народные традиции своего края , региона в выборе характера звучания детских голосов.

Импровизационность – важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора – должна накладывать отпечаток на процесс освоения песни детьми , на формы ее разучивания : народные песни рекомендуется разучивать « с голоса» , без сопровождения , включая элементы игры , ее инсценировки. Ведь только почувствовав себя сопричастным к процессу создания и озвучивания песни , инструментального наигрыша , сочиняя собственные варианты мелодии , подголоски к ней , «составляя» композицию,  исполнительский план песни, ребенок сможет проникнуться мыслью о том , что творчество неизвестных композиторов и исполнителей народных образцов музыкального фольклора неразрывно в своем единстве. Несмотря на то,что учебное время ограничено можно реализовать много задач.

Инструментальное музыцирование фольклорных наигрышей и мелодий обогащает представления ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия.

Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.
Опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и ограниченным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира, когда дети выявляют общность жизненного содержания образцов фольклора, «сходство и различие» родных напевов с фольклором других стран. Сопоставляя интонационный строй фольклора с особенностями разговорной речи народа, природными условиями жизни, темпераментом и т.д. , учащиеся глубже познают свою родную музыку.

Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру.
Начинаем с самых доступных форм творческих заданий. Без особого труда младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя  действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый , как того и требует природа фольклора , проявляет себя индивидуально .

Например, в песенке – игре «Купим мы бабушка тебе курочку» дети становятся в круг.  На слова: «курочка по зернышку кудах-тух-тах» - выполняют определенные движения, «хлопают крыльями», затем текст меняется вместе с новыми движениями. Вся игра повторяется. Показываются движения нового персонажа. Каждый новый участник игры решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим .

 Еще ярче проявляется индивидуальность ведущего при обыгрывании песенки «Дрема». Он сидит в центре круга , сначала «дремлет» , затем «просыпается» -все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой , пластикой движений. Наконец дрема выбирает себе замену , усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей и незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам. Широким полем для детской фантазии являются такие песенки , как «Стоит в поле теремок». Текст здесь практически повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо – зверек , птичка –кто только вспомнится , тот и пойдет поселяться в теремок . в дружную семью его обитателей. Каждый ученик изображает своего героя,  пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги - каждый раз творческая мысль ребят порождает новую сказку с новым сюжетом, полную неожиданностей и приключений. При импровизации движений детям достаточно проявить наблюдательность, смекалку, припомнить ранее слышанные сказки, опереться на имеющиеся знания и развивать навыки их творческой интерпретации.
        Необходима системность знаний о традициях русского народа (о народном календаре , сказках , считалках и других произведениях исконно народного творчества), так и системы умений (например, слушать , воспринимать , включаться в исполнение и творчески воспроизводить доступный фольклорный материал…)
Однако такие системы знаний и умений могут быть сформированы только в условиях системного обучения , учитывающего :
Психофизиологические особенности обучаемых среди них : интенсивность формирования и развития организма , чрезвычайная подвижность , быстрое истощение запасов энергии в нервных тканях , наглядность и образность мыслительной деятельности , впечатлительность , эмоциональная отзывчивость на все яркое , масштабное , красочное…;

         Закономерности организации обучения фольклору в условиях школы такие , как : наглядность , повторность , образно-игровая подача исходного материала ; органичное соединение произвольных и непроизвольных действий . включающих имитацию , подражание ; рекомбинации , подводящие к индивидуально выраженному творчеству , совместные коллективные действия с учетом возникающих связей и зависимостей от сообща решаемых задач. Неиссякаемый источник народной традиционной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников.
 
             В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.
Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей русского народа?
Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
Свою деятельность по приобщению к традиционной народной культуре считаю эффективной, так как она отвечает следующим требованиям:

Целенаправленность деятельности:

  1. Учет возрастных особенностей учащихся.
  2. Разнообразие форм и методов.
  3. Творческий характер деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю  внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной дея­тел...

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих с...