конспект урока по музыке "Развитие музыки"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

материал разработан в помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке.

Тема: Развитие музыки.

Цель: Показать детям то, что музыка может выражать чувства, мысли людей, зверей, их выразительные и изобразительные интонации.

Задачи:

  1. Закрепить понятие «музыка – как искусство, раскрывается в движении»
  2. Проследить развитие в музыке через прослушивание музыки, написанной на текст сказки Прокофьева «Петя и волк»
  3. Разучить с детьми песню «Игра в слова».
  4. Способствовать развитию музыкального слуха, музыкальной речи.
  5. Воспитывать любовь к музыке – как к искусству.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.

Эскиз доски.

С. Прокрфьев  «Петя и волк».

Развитие музыки.

Пионер Петя

Птичка

Утка

Кошка

Дедушка

Волк

Охотники

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.орг. момент

Цель: организовать дея-ть детей.

2. вступит-я беседа.

Цель: подвести детей к изучению нового материала.

3. Изучение нового материала.

Цель: Показать развитие в музыке, через работу над сказкой «Петя и волк».

Разучить песню «Игра в слова»

4. закрепл-е

Цель: Определить вывод по теме урока.

5.итог урока

Цель: подвести итог дея-ти уч-ся, и оценить детей.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

На прошлом уроке мы с вами начали говорить о развитии музыки, о том, какие виды развития выделяют.

Скажите, как вы понимаете «развитие музыки»?

А в чем заключается различие авторского и исполнительского развития?

А как вы считаете, есть музыка без развития?

Верно! И в этом мы сегодня еще раз убедимся, работая над развитием музыки в сказке «Петя и волк» Прокофьева

Давайте послушаем эту сказку и ответим на вопрос: В чем особенность этой симфонической сказке?

(звучит симфоническая сказка «Петя и волк»).

То есть, для того, чтобы создать образ того или иного героя, Прокофьев использует музыкальные инструменты.

Таким образом, развитие у нас имеется в самой музыке независимо от ее исполнения, как это бывает в куплетной песне.

Если мы прочитаем (без музыки) эту сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают различные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские переговоры, то в споры. Все это и есть что?

А если такое развитие есть в тексте сказки, то оно есть и в? Написанной на текст этой сказки. Музыка выражает все, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и другие действующие лица: птичка, утка, кошка, волк.

Прокофьев очеловечивает зверей в своей сказке: они по-человечески разговаривают с Петей, друг с другом, поэтому в их музыке есть и выразительные интонации, словно это люди, и интонации изобразительные – птичка чирикает, кошка крадется, волк лязгает зубами, утка крякает…

Давайте попробуем определить, какие инструменты и как передается тема Пети?

Итак, тему Пети играют скрипки, виолончель, альт, струнный контрабас.

Что вы можете сказать о музыке, изображающей Петю?

Если вы внимательно слушали, то в начале сказки настроение музыки спокойное, веселое, бодрое, не предвещающее никаких событий (сочетаются элементы песни, танца и марша), а в заключительной части – общее шествие – марш, вырастает из Петиной музыки (Петя герой)!

Птичка – деревянный музыкальный инструмент – флейта;

Утка – гобой;

Кошка – кларнет;

Дедушка – фагот; волк – медные духовые инструменты: валторны;

Охотники – флейта, гобой, кларнет, фагот.

Выстрелы – барабаны, литавры.

Таким образом можно сказать, что в сказке «Петя и волк» происходит столкновение и сопоставление разных музыкальных  инструментов, связанных с действиями симфонической сказки, спос-ми развитию музыки.

Ребята, скажите сколько частей в этой сказке?

Какие?

Еще необходимо помнить о том, что утка наверняка выберется из волчьего живота – это ведь сказка! А дедушка всегда остается одинаковым: он добрый, всегда немного ворчит. Сперва он немного боится, что бы с Петей не случилось ни какой беды, а в конце обеспокоен мыслью, что было бы с Петей если бы волка не поймали.

Таким образом можно сделать вывод, что если есть развитие сюжета. То следовательно есть развитие и музыки.

Сейчас мы познакомимся с песней «Игра в слова», которая подтверждает эти слова. Запишем ее

Скажите погромче слово гром,

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише   в мышат

И сразу мыши зашуршат.

Исполним ее.

Итак, ребята, можно ли сказать, что развитие есть в самой музыке?

Таким образом можно сказать, что музыка выражает что?

И для того, чтобы создать тот или иной образ, что необходимо?

Все молодцы! Спасибо за работу!

Музыка – это искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно шаг за шагом.

Авторское развитие заключается самим автором, в соответствии с замыслом, сюжетом, идеей.

Исполнительское развитие зависит от самого исполнителя, от того, как он исполняет песню.

Нет, даже если она изображает покой, неподвижность, в ней все равно есть развитие.

Особенность заключается в том, что персонажи и все события передаются темпом звучания различных музыкальных интервалов.

Развитие

Музыке

Что она постепенно меняется; если в начале сказки Петя был как бы «простым» без всяких забот, то в конце – он превращается в настоящего героя

Три

1-спокойная, безмятежная жизнь Пети с дедушкой и друзьями-зверями

2-тревожная, волнующая, начиная с появления волка вплоть до его поимки, приведенная к победе над ним – волком

3-торжественная, заключительная.

Да, независимо от ее исполнения

Все, что чувствуют и думают герои произведения.

Можно при помощи исполнения каких либо  музыкальных элементов, создать образ какого-либо персонажа, передать события с ними происходящие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету музыка 3 класс "Светлый праздник Рождества"

На данном уроке дети знакомятся с традициями и обычаями Рождества, с разнообразием рождественской музыки, учатся анализировать музыкальные произведения....

конспект урока на тему:"Музыка в мультипликации"

Практически все любили смотреть телевизор, и тем более мультфильмы. Многие родители помнят, как они в детстве ждали начала «Спокойной ночи, малыши!» или «В гостях в сказки». Выбор был невелик. Но и се...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОРКЕСТРОВУЮ ЯМУ»

Данная работа представляет собой конспект урока по музыке "Путешествие в оркестровую яму". Урок посвящен музыкальным инструментам, входящим в состав симфонического оркестра....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ "ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ НОТЫ!"

Данная работа представляет собой конспект урока по предмету сольфеджио "Теперь мы знаем ноты!". Урок расчитан на закрепелние материала, посвященного изучению музыкальной грамоты....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ "ПОД МУЗЫКУ ДРУЖНО ШАГАЕМ"

Данная работа представляет собой конспект урока по сольфеджио "Под музыку дружно шагаем". Данная работа направлена на закрепление таких музыкалных понятий, как метр и ритм....

Конспект урока по предмету «Музыка и ритмика» тема: «Путешествие в волшебный город», 4 класс

Цель: Развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребенка при использовании игровых методик, развивать творческие способности в музыкально – исполнительской деятельности.З...