Урок по музыке, 2 класс. Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…)"
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Липянская Юлия Владимировна

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Урок адресован учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий,  проведения классных часов. Составлен урок, учитывая возрастные особенности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki._priroda_lyubimaya_i_zhivaya.docx50.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 27  с углубленным изучением  отдельных предметов"

АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по музыке

2 класс

Тема: Природа – любимая и живая.

(Музыки связующая нить…)

Липянская Юлия Владимировна,

учитель музыки

МАОУ «СОШ № 27 с углубленным

изучением отдельных предметов»

г. Балаково Саратовской области

2014г

Аннотация

Учитель: Липянская Юлия Владимировна,

высшей квалификационной категории, стаж работы – 23года

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ № 27 с углублённым изучением отдельных предметов»  г. Балаково,  улица Степная, 30.  

Предмет: начальные классы

Тип: урок "открытия"нового знания

Жанр урока: интегрированный

Вид урока: урок-размышление

Музыкальный материал: аудиозапись «Звуки леса», П. И. Чайковский «Апрель», «Январь» из фортепианного цикла «Времена года»;  Антонио Вивальди «Весна», «Зима» из цикла «Времена года».

Урок проведён во 2 классе.

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Урок адресован учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий,  проведения классных часов. Составлен урок, учитывая возрастные особенности учащихся.

Тема

 Природа – любимая и живая.

(Музыки связующая нить...)

Цель урока

Образовательные цели:

  • показать связь музыкального произведения,  поэтических текстов и  творчества художников;
  • продолжить  знакомить учащихся композиторами и их творчеством,
  • продолжать учить ориентироваться в музыкальном творчестве, учить определять жанры музыкальных произведений,
  • продолжать учить умению сравнивать музыкальное творчество,поэзию, художественное творчество,

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать умение пользоваться словарями,
  • развивать многообразие психических процессов: внимание, логическое мышление, литературную речь, музыкальную память, восприятие, воображение,
  • формировать интерес к предмету,
  • создание условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, мышления.
  • создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • развития умения кратко излагать свои мысли,
  • создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательности

Воспитательные цели:

  • обучение умению общаться между собой;
  • воспитание внимания, усидчивости, любознательности;
  • воспитание  интереса к разным видам искусства, музыкального вкуса.

Планируемый

результат

Продолжать учить ориентироваться в музыкальном творчестве, учить определять жанры музыкальных произведений,

продолжать учить умению сравнивать музыкальное творчество, поэзию, художественное творчество

Предметные умения

УУД

Учить умению определять жанр произведения, умению находить сходство и отличия в различных художественных жанрах

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование умения определять тему произведения, главное переживание автора, умение различать жанры музыкального творчества.Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения, выслушивать мнение  другого ученика.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика.

Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией.

Основные понятия

Музыкальное произведение, жанры, тема произведения, основная мысль,  основные переживания, сходства и отличия.

Организация пространства

Межпредметные связи:

литературное чтение,

изобразительное искусство, история

Методы и формы работы

Объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтально- групповая, парная, фронтальная

Ресурсы

Компьютер, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение.

Использовались  ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

(http://school-collection.edu.ru)

Оборудование

Музыкальные инструменты, лото, фишки, портрет П. И. Чайковского, репродукции картин

Ван Гога «Подсолнухи», толковый словарь, аудиозапись чтения  стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится..» в прочтении

О. Табакова, альбом и карандаши, картины  «Музей в твоем классе»,  лупа, презентация, музыкальные произведения:

П. И. Чайковского «Апрель», «Январь» из фортепианного цикла «Времена года», А. Вивальди «Весна», «Зима».

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Активизация внимания (2 мин.)

Приветствует учеников, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового. Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотри друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

Мудрые слова помогут вам работать на уроке: «Слушай - и ты услышишь; смотри – и ты увидишь; думай – и ты поймёшь!»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Самоопределение.

Личностные – внимание, уважение

к сверстникам; коммуникативные –

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные – мобилизация сил и энергии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Постановка проблемы.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

- Почему мы начали урок с этой записи?

- Какие звуки вы узнали?

- Какую картину изображает музыка?

- Какими звуками можно дополнить картину леса?

 - Изобразите.

-  Послушайте стихотворение, подумайте и скажите, какое открытие сделал поэт?

- Найдите  взаимосвязь произведений.

- Какова тема этих произведений?

- Как вы думаете, какова основная мысль произведений?

- Какими переживаниями пытаются поделиться художники, поэты, композиторы?


- Как они это делают?

Но все они едины в одном: природа – любимая и живая.

Предположения детей.

Картину леса.

Шорох травы, шелест листвы, крик птиц, жужжание насекомых…

Подготовленные дети читают под запись «Звуки леса» стихотворение Л. Яхнина  «Музыка леса».

- В лесу человек не один, если он наблюдательный, он слышит, видит то, что не сразу бросается в глаза.

- Прогулка по лесу. Живая природа.

- Только внимательному, наблюдательному и любящему взгляду открывается чудесное; человек, наделённый таким взглядом, способен услышать музыку леса.

- Художники, поэты, композиторы хотят поделиться своей наблюдательностью, любовью к природе, своими опасениями за её будущее, бережным отношением к ней.

Свою любовь к природе, переживания они выражают по-разному: композиторы – в музыке, поэты - в стихах, художники – в картинах.

Познавательные – учатся размышлять над содержанием музыкального и  литературного произведения.

Личностные – самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее его мотивом;

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные  – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Регулятивные учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

3. Целеполагание (2 мин)

-  Попробуйте сформулировать тему урока.

- Поможет вам в этом запись, найдя ключ, вы разгадаете её.

ПРММИРОММДА ЛЮММБИМММАЯ МИМ ЖИММВАММЯ

- Какие цели поставим на уроке?

Даются опорные слова:

- найти связь…

- продолжать учиться понимать…

- учиться беречь…

ПРИРОДА -  ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ.

- Найти связь музыкальных произведений с поэтическими текстами,  с  творчеством художников;

- продолжать учиться понимать смысл, переживания музыкальных произведений;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Личностные – самоопределение,  побуждение к деятельности;

Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; учатся распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека.

Регулятивные – мобилизация сил и энергии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

4. Актуализация знаний (5мин)

- Послушайте музыкальные произведения.

Звучат отрывки из фортепианного цикла

П. Чайковского «Времена года» - «Январь», «Апрель».

- Вам понравилось произведение?

- Какое настроение оно у вас создало?

- С какими временами года ассоциируется эта музыка?

(Выставляются карточки со словами «зима», «весна».)

- Послушайте стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

(ПОРТРЕТ Ф. ЮТЧЕВА)

- Скажите, какая часть стихотворения относится к музыкальному произведению

П. Чайковского «Апрель», какая – к произведению «Январь»?

Дети выступают в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкального произведения.

- Читает подготовленный ученик (можно включить запись стихотворения в прочтении

О. Табакова)

1 или 2 подготовленных ученика делают короткое сообщение о композиторе

П. И. Чайковском по плану (план учитель даёт заранее):

  1. дата и место рождения;
  2. родители;
  3. какое получил образование;
  4. интересы;
  5. первые произведения;
  6. самые известные произведения.

Познавательные – учатся размышлять над содержанием  музыкального и литературного произведения; учатся строить речевые высказывания.

Регулятивные - составление плана и последовательности действий, конечного результата,

составление плана и последовательности действий

5. Этап актуализации и пробного учебного действия (9 мин)

- Рассмотрите картины известных художников.

- Соотнесите художественные произведения с музыкальными произведениями

 А. Вивальди.

Звучат «Весна», «Зима» из цикла «Времена года».

- Вам понравилось произведение?

- Какое настроение оно у вас создало?

- Созвучны ли художественные и музыкальные произведения?

- Какими красками вы бы нарисовали иллюстрации к произведениям А. Вивальди?

РЕЛАКСАЦИЯ

(Дети кладут  руки перед собой на парту, голову – на руки  и закрывают глаза. В это время звучит в записи пение птиц, журчание воды, звуки леса).

Ученики рассматривают картины.

Ученики  размышляют, выявляют общее в живописи и музыке, тему, главную мысль, переживания автора.

Ученики слушают и рисуют в парах или группах рисунки.

Одна из групп работает

с толковым словарем (находят и зачитывают информацию о

 А. Вивальди)

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ

Ребята рассматривают рисунки и слушают сообщение о композиторе и музыканте.

Познавательные – учатся различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия. Учатся пользоваться толковым словарём, пользоваться информацией и учиться преподносить её.

Коммуникативные -  формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

6. Этап первичного закрепления (7 мин)

- Урок пора нам продолжать.

Предлагаю поиграть.

Поработать в паре дружно.

Вам закрыть ответы нужно.

(Детям раздают карточки лото по одной на парту).

- Сейчас будут звучать отрывки из музыкальных произведений и поэтических, вы должны их узнать, закрыть соответствующую клетку фишкой.

Последним звучит произведение П. И. Чайковского «Лето».

Ученики работают в парах. Детям раздают карточки лото по одной на парту.

Дети фишками закрывают ответы.

А. Вивальди «Весна»

П. И. Чайковский «Январь»

Ф. Тютчев «Зима неда-

ром злится»

А. Вивальди «Зима»

П. И. Чайковский «Апрель»

П. И. Чайковский «Лето»

Коммуникативные - сотрудничество в поиске и выборе правильного ответа.

Регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

7.Этап включения в систему знаний и повторения (10 мин)

- Смогут ли композиторы, художники, поэты написать произведения о природе, если не будут любить её?

Музыканты, поэты, художники едины в одном – любовью к природе.

- Попробуем показать связь произведений: музыкального и поэтического, попробуем показать переживания поэта и композитора.

- Рассмотрите внимательно картину Ван Гога «Подсолнухи».

- Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Какими переживаниями хочет поделиться художник?

- Нарисуйте словами музыку к этой картине. Какие переживания вы бы хотели

передать своим произведением?

КОНКУРС ЧТЕЦОВ под музыкальное сопровождение.

Дети выходят и читают  стихотворение, другие ребята подыгрывают на музыкальных инструментах, пытаются определить и показать переживания поэта и композитора.

Другие ребята оценивают, советуют, рекомендуют.

- Над ними голубое небо, подсолнухи изгибаются, сопротивляются, как бы не даются в руки, в них ещё сохранилась жизненная сила.

Берегите природу, любите её,  и она откроет вам свои секреты.

Коммуникативные - формирование умения слушать.

Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Формирование исполнительских навыков.

Познавательные – умение высказывать суждения о музыке.

Коммуникативные -  формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

8. Рефлексия (3 мин)

- Удалось ли нам достигнуть

цели урока?

- Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ?

- Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

- Можно ли утверждать, что композиторы, художники, поэты любят и ценят природу?

Домашнее задание (2 мин)

1 группа готовит сообщение о А. Вивальди;

2 группа выполняет творческое задание – рисунок к произведению П. И. Чайковского «Лето» из цикла «Времена года»;

3 группа рисует иллюстрацию к стихотворению Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

Ребята делают вывод.

Свою любовь к природе, переживания они выражают по-разному: композиторы – в музыке, поэты - в стихах, художники – в картинах.

Но все они едины в одном: природа – любимая и живая,

берегите её!

Познавательные -  решение проблемы.

Регулятивные - определение целей.

Литература

Захарова В. В., Серова М. В., «Поурочные разработки по литературному чтению»;

Рабочая  учебная программа по  музыке для  2-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, авторов:   Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой,

Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Чуракова Н. А., Малаховская О. В. «Литературное чтение», методическое пособие, 2 класс;

Использовались  ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru)

http://ru.wikipedia.org

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

http://ru.wikipedia.org 

http://prezentacii.com/mhk/8933-muzyka-i-zhivopis.html 

http://musicrossosh.my1.ru 

http://okoll.ucoz.ru/index/muzyka_2_klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению 2 класс.Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…"

Данный урок показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать ...

Урок окружающего мира «Дикие и современные животные и растения» Времён связующая нить..

Урок окружающего мира по развивающей системе Л.В. Занкова. Урок построен с учётом системно-деятельностного подхода....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс тема:"Природа в опасности."

Конспект урока по окружающему миру 3 класс ,тема:"Природа в опасности"...

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...

Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России"....

Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...