Творческие способности учащихся
статья по музыке по теме

Примеры заданий, развивающих творческие способности учащихся, на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческие способности и их развитие  на уроках музыки.

«Музыка – воображение – фантазия-

                                                     сказка – творчество – такова дорожка,

                                                     идя  по  которой  ребенок  развивает

                                                     свои  духовные  силы ».

                                                       

                                                                                        В.А.Сухомлинский

             Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь  творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

            Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому  необходимо уделение особого внимания развитию творческих способностей школьников.

           Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Как известно, под творчеством понимается деятельность человека, заключающаяся в создании новых, имеющих общественное значение материальных и духовных ценностей. Однако эта формулировка относится по существу к результату, а не к характеру деятельности и не учитывает ее полифункциональность. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.

           Творчество – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно оно зависит от многих субъективных факторов, чтобы можно было делать вывод о таланте или гениальности на основании одного или нескольких тестов. А как можно сравнивать, например, уровень таланта Пушкина с уровнем таланта Чайковского или Баха с Рафаэлем, Пикассо с Шаляпиным?..

Так чему же нужно научиться, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом.

Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.

Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память. 

Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

Чтобы творить, следует еще научиться:

Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.

       Творческие способности относятся к группе разделяемой на  учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности. Причастность к самостоятельному  ( индивидуальному и коллективному ) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества – способности к преобразовательной деятельности. «Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ»(А.Леонтьев).

Что же такое творческий потенциал личности? Это – чувство нового, система знаний, убеждений, которыми определяется и регулируется позиция человека, это высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями.

          Творческая деятельность на уроках музыки представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.

          Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

           В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:

        -  от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;

        -  от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;

        -   от сотворчества к самостоятельному творчеству.

          Каждое из заданий предполагает:

        -   углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;

        -  выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства;

        -  активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.

           Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.

           Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться  к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.

Вот примеры заданий на развитие творческих способностей:

             Задание 1.

         Объединение различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофьева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского».

            Задание 2.

        Сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и тот же  текст, в один период  времени.

            Задание 3.

         Сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту.


        Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

           

              Задание 4.

        Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с цклью развития умения видеть их эмоциональную общность.

            Задание 5.

         Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например А.Айвазовского, А.Матисса, И.Левитана и др.

            Задание 6.

         Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление музыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и вто же время отличающихся образным решением.

            Задание 7.

        Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А.Пушкина и М.Глинки», а так же его исполнительских интерпретаций.

           Задание 8.

          Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну

           Для развития творческих способностей необходима выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.  

        Один из путей формирования таких умений является формирование ассоциативного мышления, навыков сравнительного анализа посредством рассуждения, например, на тему «На что похоже это облако? ( ветка, корень, звук, музыкальный мотив и т.п.)».

       Несколько вариантов заданий:

               Задание 1.

      Ответить на вопросы, ведущие к четкому пониманию нравственных аспектов темы и способствующие формированию активной личностной позиции школьников, например:

- Кого из героев ты бы выбрал в друзья? Почему?

- Как бы ты поступил в подобной ситуации? Почему ты считаешь что так лучше? (конфликтная ситуация).

- Есть ли в этом произведении персонажи, которым нужна помощь? Ты хочешь им помочь? Почему? Как бы ты это сделал?

               Задание 2.

       Сочинить песню любимого героя и спеть ее.

               

               Задание 3.

       Разыграть музыкальную сценку с участием положительных и отрицательных персонажей, сопроводив ее соответствующими характеристиками.

              Задание 4.

       Назвать песни, стихи, прозаические, живописные произведения о любви, о добре и зле, о прекрасном и безобразном.

             Задание 5.

      Импровизация на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Куда идут люди на картине?», Какие у девочки из рассказа друзья?», «Какая у мальчика из рассказа любимая песенка?».

   

            Задание 6.

     Импровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека ( грусти, радости, страха, восторга, ликования).

          Задание 7.

     Выдвижение фантастических музыкальных гипотез. Например: «Какой оригинальный музыкальный подарок ты подарил бы Бабе Яге к 8 Марта?», « О чем обычно говорят по телефону слоны?».

     В следующих видах заданий раскрывается художественная целостность и многомерность разнообразных тем уроков.

         Задание 1.

     По прочитанному литературному или прослушанному музыкальному отрывку сконструировать художественное произведение в целом.

        Задание 2.

     Воссоздать отсутствующие в произведении эпизоды, слова, музыкальные звуки. Мотивы, фразы, для чего необходимо постичь характер персонажей, построение мелодии на основе определенных образных представлений.

         

     Задание 3.

   Закончить рассказ, сказку, басню, стихотворение, мелодию ( импровизация на домысливание).

      Задание 4.

  Создать (нарисовать, словесно описать) по собственному замыслу фигурки животных, образы сказочных героев, затем объединить их общим сюжетом, придумать музыкальные мелодии.

       Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

        Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы к, порой, «странным» идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно». Надо не замуровывать в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн)....

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...