Сценарий выпускного бала в 4 классе.
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Кобец Елена Анатольевна

Очень интересный сценарий с презентациями и известными песнями, с редактированием для выпускного бала.Так же вы можете найти в этом разделе тематическое планирование по музыке в 4 классе и уроки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выпускной бол в начальной школе

Оборудование, оформление и реквизит:

презентация; подарки, грамоты, медали; записи песен; мультимедийный проектор.

На экране презентация.

Слайд 1. Надпись «Прощай, начальная школа».

Учитель.

Уходит май, так близко лето,

Каникулы встречают вас.

Хотя и трудно быть поэтом,

Но им нельзя не быть сейчас.

Но вспомним, как мы с вами жили

В году нелегком, непростом,

Как очень быстро подружились,

За другом бегая «хвостом».

Растите ж вы, ребятки, летом

И становитесь все умней,

Встречайте ранние рассветы!

Счастливых вам веселых дней! Слайд 2.

Дорогие мои ученики! Уважаемые родители и гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы попрощаться с начальной школой. Четыре года мы были с вами одной дружной семьей: делили радости и неудачи, учились не только читать, писать и считать, но и дружить. Вы повзрослели, многому научились. Осенью у вас будут новые учителя, но я думаю, что и в старших классах вы будете с благодарностью вспоминать начальную школу.

1-й ученик.

Сегодня день у нас такой —

И грустный, и веселый,

Ведь мы прощаемся с родной

Своей начальной школой.

3 слайд.

поют на мотив песни «Маленькая страна» (музыка И. Николаева)

1.Есть за домами, за лесами
Маленькая страна.
Там люди с добрыми глазами,
Там жизнь любви полна.
Там очень хочется учиться
Одиннадцать школьных лет,
В школьном дворце живет Жар-птица
И дарит знаний свет.

Припев:

Маленькая страна, маленькая страна,

Каждый расскажет и покажет — вот она, вот она!

Маленькая страна, маленькая страна,

 Там, где душе светло и ясно, там, где всегда весна.

2.Эта страна нам часто снится,
Но миг уйти придет.
Наш выпускник, пора проститься —
Твой начался полет.

Час расставания назначен

В школьной твоей стране.

 Май наступил, а это значит —

Грустно тебе и мне!

Припев.

Слайд 4. Фото класса.

Пятеро детей выходят под музыку из разных концов зала на сцену и становятся в круг. Перестановка в круге делается после каждой реплики.

1-й ученик. Каждый взрослый человек прошел через начальную школу, и у каждого остались о ней свои воспоминания.

2-й ученик. Прощаясь сегодня с начальной школой, мы хотим отдать ей дань уважения и сказать, чем она для нас была все эти годы.

3-й ученик. Начальная школа! Это островок неугомонного детства, безграничного счастья! Самый веселый и самый беспечный из всех островов на Земле!

4-й ученик. Начальная школа! Это глубочайший источник самых первых и самых прочных знаний. Знаний, добытых силой ума и души. Знаний, которые вместе с игрой мы пропустили через сердце и оставили в нем навсегда!

5-й ученик. Начальная школа — это школа воспитания чувств, это институт формирования души, это академия взросления!

Награждение за учебу.  Слайд 5.

Дети перестраиваются в линию, поют песню на мотив

 «Ничего на свете лучше нету» (музыка Ген. Гладкова).

Каждый куплет поет отдельная группа учеников.

1.        Ничего не может быть прекрасней,
Чем попасть на этот остров счастья!
Мы заметить даже не успели,

Как четыре года пролетели.

2.        В первый класс пришли мы малышами,
Выводили «МИР» карандашами.

Мы в начальной школе повзрослели,

И душой, и разумом созрели.

3.        Стали мы с тобой выпускниками,
Папы с мамами гордятся нами.

Ну а нам, должны мы вам признаться,

 Жаль с начальной школой расставаться!

Слайд 6.

1-й ученик.

Вот он пришел, последний школьный день.

И май-волшебник, полюбуйтесь сами,

Осыпал нежную прекрасную сирень

Лиловыми душистыми цветами.

2-й ученик.

Есть во Владимировке один район — очень нравится нам он.

Здесь живем, здесь растем, здесь мы учимся.

Наша школа здесь стоит, а наш учитель говорит,

Что у нас все на свете получится.

3-й ученик.

Есть во Владимировке такая школа, номер-10.

Нам родной и близкой стала,

Лучше нет, и не ищи.

4-й ученик.

Каждый день мы в класс идем,

Здесь своих друзей найдем.

5-й ученик.

Здесь мы многому вместе научимся,

Разумеется, чуть мы помучимся.

А когда подрастем и в жизнь дальше пойдем,

То у нас все на свете получится.

6-й ученик.

Оставим радость мы, друзья,

Пока поставим точку.

Сейчас мы вам расскажем,

Как прошло целых три года,

Как за это время вместе

Мы прошли тяжелый путь.

7-й ученик.

Да, помню я, нам трудно было,

И не из легких были времена.

Четыре долгих года вы учили нас,

Вели в огромную страну Добра и Знаний.

Мы помним, как вошли впервые в класс,

А вот сегодня скажем: «До свиданья!»

                                8-й ученик.

Вы встретили с улыбкой малышей,

Старательно читать, считать учили.

А помните улыбки до ушей,

Когда мы первые отметки получили

9-й ученик.

Как трудно было нам слова писать,

Не слушались нас буквы и валились.

Но говорят: «Лиха беда — начать».

И вот мы здесь — всему мы научились.

10-й ученик.

Да, мы многому с друзьями научились. Вам рассказать, как шел этот процесс?

Слайд 7.

Учитель. Итак, сейчас мы вам покажем наш обычный учебный день по расписанию. (Звенит звонок.)

Звенит звонок! Уже второй!

Ну, сколько можно собираться!

Я вас приветствую, друзья.

И хватит веселиться и смеяться.

Итак, сейчас чтение у нас.

Что было задано вам на дом?

Ага, стихотворенье наизусть.

Кто лучше всех готов?

А пусть красиво нам расскажет Дима.

Песня на мотив «Львенок и черепаха» (музыка Ген.Гладкова).

Я на чтении сижу.

Долго в книгу я гляжу.

Все сижу и гляжу,

Смысла в ней не нахожу.

Мне бы комикс почитать,

Поиграть и помечтать.

Ну а я здесь сижу

И в учебник все гляжу.

3.Вот по книгам всем давно
Сняли лучше бы кино.

Я б отличником был,

Все б по телеку учил.

Учитель. Да-да, ну, что? Почти отлично наш урок прошел, и наконец настала перемена.

Слайд 8.

Дети хором поют песню на мотив «Погони» (музыка Я. Френкеля).

Усталость забыта, уроку конец.

Ребята сорвались с цепи, наконец.

Не стой на дороге, а то пропадешь.

Несемся, несемся, несемся все дальше,

И нас не уймешь.

Слайд 9.

Учитель.

Но вот опять звенит звонок.

Опять его совсем никто не слышит.

Кто носится, а кто кричит,

Итак, настал второй урок.

11-й ученик.

Математика — королева наук!

Без нее не плывут корабли,

Без нее не поделишь ни акра земли,

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,

Что по чем не узнаешь, а узнав — не поймешь.

Учитель.

Сделать надо нам расчет, как из труб вода течет. Что отсюда вытекает? Арифметике — почет!

Учитель.

Готовы к бою? Математику на стол.

К доске идет решать задачу Маша.

Одна бригада рабочих может провести 15 км водопроводных труб за 30 дней, а другая за 60 дней. За сколько дней смогут провести водопроводные трубы обе бригады, работая вместе?

Песня на мотив «Голубой вагон» (музыка В. Шаинского).

1.        Медленно минуты уплывают вдаль,
Из трубы в трубу вода течет.

У меня задача не решается,

Ох, уж этот мне водопровод.

Припев:

Медленно-медленно наш урок тянется,

Двойку поставят мне, ведь решенья нет.

Каждому-каждому в лучшее верится,

Может, подскажет мне кто-нибудь ответ?

2.        У доски стоит она уж полчаса,
Умножает, делит вновь опять.

А в трубе уже вода кончается,

Ничего уже мне не понять.

Припев.

Слайд 10.

Дети хором поют песню на мотив «Погони» (музыка Я. Френкеля).

И вновь перемена, волнуется класс:

Чем повар сегодня порадует нас?

Нам каши не надо, пюре не хотим.

Нам пиццу давайте, пирожных давайте,

А то вас съедим.

Слайд 11.

14-й ученик.

Физкультура — это да!

Без нее мы никуда!

Все предмет мы этот любим,

Развиваться мы хотим,

И учителю родному

Мы СПАСИБО говорим.

Что стройней, сильнее стали,

Бодрыми на много лет,

Вот за все, за все за это мы вам

Шлем ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ!

Звенит звонок.

Слайд 12.

Дети хором поют песню на мотив «Погони» (музыка Я. Френкеля).

Прошло три урока, пора нам опять

Забросив тетрадки, идти отдыхать.

 Кричать и носиться мы не устаем.

У нас перемена! Ура! Перемена!

Нам все нипочем!

Слайд 13.

Учитель.

Отдохнули и поели, станцевали и попели.

А теперь вновь жду я вас: русский-русский!

Дружно в класс. Итак, открыли учебники.

Вот минимум, что с вами мы должны

Сегодня на уроке повторить.

Гласные в корне, глухие согласные,

Мягкие знаки плюс твердый сюда,

Плюс все приставки, основы и корни,

Суффиксы вспомнить для вас — ерунда.

Сюда еще местоимения, глаголы

Плюс прилагательных веселый рой,

Спряжения глаголов, исключенья,

Не деться никуда без существительных склоненья.

Успеем написать диктант и изложенье.

Да разберемся с тройкой предложений.

А если времени нам хватит на урок,

Еще напишем парочку контрольных мы работ.

По-моему чего-то не хватает, нет?

Ну, что же, Владик, начинай — вперед!

Песня на мотив «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского).

  1. На уроке снова я сижу.

От окна я глаз не отвожу.

Там уже весна, звенят ручьи.

Ну, а мне твердят: учи-учи.

Припев:

Надоели нам склоненья,

Надоели нам спряженья,

Надоели нам наречья и глаголы.

Надоело нам учиться,

Мы хотим летать, как птицы.

Эх, скорей бы нам окончить эту школу.

  1. Надоело буквы мне писать.

Надоело. (Дети хором.)

Мне пойти бы мячик погонять.

Это дело. (Дети хором.)

Я тихонько ручкою стучу.

Да, стучу. (Дети хором.) Орфограммы, правила учу.

Не хочу. (Дети хором.)

Припев.

Слайд 14.

Учитель.

Всем после русского не расходиться,

По расписанию английский ждет давно.

И хоть в словах вам и не страшно заблудиться,

Слова по словарю зубрите все равно.

Дети поют песню на мотив «Неприятность эту...» (музыка Б. Савельева).

На уроке сидим, ярко солнце светит —

До чего хорошо жить на белом свете!

Если вдруг двойку мы и получим где-то,

Неприятность эту мы переживем!

Научились писать и записки пишем,

А учителя мы, вроде, и не слышим.

Если вдруг на вопрос не дадим ответа,

Неприятность эту мы переживем!

Любим мы поболтать обо всем хорошем,

И жвачкой пулять, и резинкой тоже.

Если вдруг кинут в нас в качестве привета,

Неприятность эту мы переживем!

Слайд 15.

23

Казалось бы, недавно мы были малышами

И в школу новую вошли мы в первый раз.

Прошло уже три года, и мы взрослее стали,

И позади остался уже четвертый класс.

24-й ученик.

Три года вы учили нас учиться,

Как правильно сидеть,

Как руку поднимать,

Как в коллективе жить,

Как с другом всем делиться,

Учили нас читать, писать, считать.

25-й ученик.

Нас впереди ждут новые науки,

Непросто нам их будет одолеть.

Нам в пятом классе будет не до скуки,

И будет некогда совсем болеть.

26-й ученик.

Ну, что же, отправляйтесь,

Зовет вас ветер странствий.

В погоне за учением

Не страшен вам буран.

Пусть дружба вам поможет

В галактике познаний.

На следующей планете

С названьем «Пятый класс»

Учителя вас встретят

И будут помогать.

27-й ученик.

Хотя, конечно, жалко нам с вами расставаться.

Но друг о друге будем всегда мы вспоминать.

Учитель.

Я хочу, чтоб нашим взрослым детям

В дружбе так же, как и нам, везло,

Чтоб с друзьями им под небом этим

Было бы надежно и тепло.

ДРУЗЬЯ — это когда тебе плохо, а они рядом!

ДРУЗЬЯ — это когда тебе хорошо и им хорошо!

ДРУЗЬЯ — это когда тебе нужна помощь, и ты ее получаешь!

ДРУЗЬЯ — это когда жизнь прекрасна с ними, а без них не очень!

ДРУЗЬЯ — это те люди, которые дорожат тобой, а ты дорожишь ими!

1-й ученик.

Я снова вижу дружный круг,

И каждый в этом круге — друг.

Себя я чувствую смелей,

А может, где-то и мудрей.

Друзья дадут любой совет,

От них я не услышу «нет».

И не смеются над бедой

В минуты трудностей со мной.

И делят радости мои,

И доверяют мне свои.

В ответ я где-то поддержу,

А может, что-то подскажу.

2-й ученик.

О, как мне нужен этот круг!

Где нет врагов, а только друг.

И я от сердца говорю:

«За дружбу вас благодарю».

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце — ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но... если друга надо звать —

То вряд ли это друг...

Слайд 17.

Учитель.

А с родителей расстроенных,

Грустных, плачущих, поникнувших,

Клятву я хочу потребовать,

Чтобы детям легче в путь идти.

Выбирайте, голосуйте, ваш ответ «да» или «нет»?

Детям в ученье поможем всегда,

Чтобы детьми была школа горда? (Да.)

Вас не пугает задач чехарда,

Формулы вспомнить для вас ерунда? (Да.)

Клянетесь детей не бить никогда,

Только слегка пожурить иногда? (Да.)

Всегда вы спокойны, как в речке вода,

Словно самая мудрая в небе звезда? (Да.)

Рано вставать по утрам в холода,

Чтобы успеть и туда, и сюда? (Да.)

Когда же закончится школы пора,

Вместе с детьми отдохнете тогда? (Да.)

Ну, с такими родителями достигнуть ребятам самых высоких целей ничего не стоит. Поэтому вперед и только вперед!

Слайд 18.

6-й ученик.

Мы одолели начало пути,

Но самое главное все впереди.

Мы младшие классы закончили с вами,

Начав большой путь по галактике знаний.

7-й ученик.

Дорога большая ждет нас впереди.

Без помощи вашей ее не пройти.

Спасибо родителям, учителям

За то, что в пути помогаете нам.

За то, что сегодня вы здесь, с нами в зале.

За все, что за это вы время нам дали.

8-й ученик.

Мы будем стараться, мы будем учиться,

Чтоб вы все могли нами всеми гордиться.

Слайд 19.

Бабушка.

Я пришла к вам из-за внука:

В школе вот какая штука:

Очень много задают.

Это просто тяжкий труд,

Если в классе да в начальном

Внук мой этим опечален,

Что же будет в классе пятом?

Тяжко будет там ребятам.

Нету сил урок учить,

Могут «двойку» получить.

Мама. Мой сыночек так прилежен,

Дома с нами очень нежен.

Как же будет в старших классах?

Говорят там дети басом,

И растят себе усы,

И не смотрят на часы.

Если кто его обидит,

А учитель не увидит?

Папа. Вот проблема, вот смешно-то.

Это вовсе не забота.

Я боюсь совсем другого —

За мальчишку озорного.

Ведь характер у него...

Не побил бы он кого

И не дергал бы за косы...

Нет серьезнее вопроса.

Слайд 20.

Игpa « И я»

После слов ведущего нужно повторять слова: «И я».

Сегодня я проснулся,

Умылся,

Почистил зубы,

Позавтракал,

Пошел в кино,

Потом пошел в зоопарк,

Там я видел полосатых тигров.

Посмеялся над мартышкой,

Стоял перед клеткой со слоном,

Слон похож на крокодила.

Слайд 21.

Сценка «У костра»

Слайд. Картина природы.

В центре сцены импровизированный костер. Дети сидят вокруг костра.

Света. А знаете, о чем я сейчас подумала? Пройдет 10-15 лет, мы станем взрослыми, будем самостоятельно строить взрослую жизнь, воспитывать детей, затем внуков. Мы будем показывать им фотографии из своего детства, из своей школьной жизни. И начнем в назидание приводить в пример своих одноклассников.

Роза. Да, например, я своей непоседливой внучке буду говорить: «Какая же ты егоза! Вот когда я была ученицей, со мной в одном классе училась девочка Света. Она была примерной школьницей, слушала маму, папу, учителей. А когда выросла, стала ветеринаром, лечит животных. И теперь, чтобы попасть к ней на прием, выстраиваются огромные очереди».

Сема. А если твоя внучка спросит: «Бабушка, а ты тоже была послушной девочкой?» Что ты ответишь?

Роза. Сочиню что-нибудь. Развитие речи — это мой любимый урок.

Света. Так вот, мне кажется, что чем старше мы будем становиться, тем сильнее нам будет хотеться хоть на мгновение вернуться в детство. Ведь пока мы дети, родители стараются сделать нашу жизнь замечательной: покупают нам игрушки, сладости, делают невообразимые подарки, переживают за нас. По большому счету, мы не знаем ни забот, ни хлопот.

Даниил. Это точно, живем как у Христа за пазухой.

Юля. Но почему-то все равно хотим стать взрослыми.

Загит. А зря. По-моему, торопиться не стоит.

Настя. Надо наслаждаться каждым счастливым днем.

Даниил. Ведь обратной дороги в детство нет.

Света. А когда мы станем взрослыми, солидными людьми, может быть, когда-нибудь мы созвонимся, спишемся, соберемся все вместе — выпускники начальной школы 2010 года.

Влад. Это что-то новенькое — выпускники НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ!

Семен. Это не новенькое, это небывалое явление! И мы будем первые — представляете! — кто осуществит эту идею! Мы соберемся где-нибудь на природе вместе с нашей первой учительницей и будем благодарно вспоминать нашу школу, наш класс — уютное гнездышко, нашу веселую беззаботную жизнь. И подумаем: как здорово, что все мы
здесь сегодня собрались,»

Слайд. 22

Учитель.

Казалось бы, одно и то же,

Который день, который год,

Но почему-то вновь тревожит

Очередного дня приход.

И не сдержать с утра волненья,

Как будто в этих буднях ты

Открытья ждешь, и откровенья,

И исполнения мечты.

Любой урок, любая встреча

Всех кладов на земле ценней:

Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.

Действительно, каждый школьный день — открытие.

Для ученика — это открытие мира, а для учителя — это открытие сокровищ детской души, это встреча с многоцветным, причудливым миром неповторимых характеров, чувств, поступков, интересов.

И вот встреча в этом классе уже не состоится. Вы закончили первую ступень образования. Это много. Позади огорчения и радости. Закончен особый период жизни, когда многое было впервые.

Учитель. Ребята, вы вступаете на палубу большого корабля и отправляетесь в увлекательное путешествие по Стране Знаний. Желаю, чтобы вы радовали родителей, любили школу, любили учиться и не боялись трудностей. Пускаем наши кораблики-свечи в плавание. 

Слайд. 23

Звучит грустная мелодия, на экране фото класса. Дети танцуют «Школьный вальс» (музыка И. Дунаевского). Вносится торт со свечами. Дискотека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок музыки в 4 классе.

Слайд 2

Распевка Мы перебегали берега, перебегали берега

Слайд 3

Загадка Я вам загадаю загадку А вы отгадайте ее. Кто ставит на пятку заплатку? Кто гладит и чинит белье? Кто дом по утру прибирает? Кто ставит большой самовар? Кто с младшей сестренкой играет И водит ее на бульвар? Кем коврик бахромчатый вышит (Сестренке, видать по всему)? Кто письма подробные пишет Солдату - отцу моему? Чьи волосы снега белее А руки желты и сухи? Кого я люблю и жалею? О ком сочинила стихи?

Слайд 6

Физминутка

Слайд 7

Загадка У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя - маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой. Кто же это? Кто же это? Кто такой? Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это ...

Слайд 14

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования Москва «Просвещение» 2011г., и программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета 

  • формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

        Личностными результатами изучения музыки являются:

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
  • Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

        Предметными результатами изучения музыки являются:

  • Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)

музыкально творческой деятельности;

  • Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
  • Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умении;
  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Содержание учебного курса

Раздел I «Россия-Родина моя» - 4 ч.

        Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие  жанров  народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Раздел II «День, полный событий» - 5ч.

     Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Раздел III «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

          Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. 

Раздел IV «В концертном зале» - 4ч.

         Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки:  инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.  Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Раздел V «В музыкальном театре» - 7ч.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).  Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Раздел VI «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.

     Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Раздел VII «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».

Раздел VIII «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

        Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел IX «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 4ч.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.

Критерии и нормы оценки

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

       Примерные нормы оценки знаний и умений обучающихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения обучающимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к обучающимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение обучающимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


                                                                           

                                                                                        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

№ п/п

Тема

урока

Кол-во уроков

дата

Тип

урока

Элементы

содержания

Планируемый результат

Домашнее задание

По плану

фактич.

Предметные УУД

Метапредметные

и личностные УУД

I четверть (9 учебных недель, 9 уроков)

     Раздел  I «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» -4 ч.

1

Мелодия.  «Ты запой мне ту песню»

1

8.09

4.09

Изучение нового материала

– Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, 1-я часть, С. Рахманинов;

– «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня;

– «Песня о России»,

В. Локтев;

– «Школьный корабль», Г. Струве, сл. К. Ибряева

Уметь:

– проникаться эмоциональным содержанием музыки;

– внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений;

– правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам

расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров

Найти стихи

о родине, родном крае, созвучные этой музыке

2

«Чего не выразишь словами?»

1

15.09

11.09

Закрепление знаний

– «Вокализ», С. Рахманинов (сопрано);

– «Школьный корабль», Г. Струве, сл. К. Ибряева;

– «Все начинается со школьного звона», Я. Ду-бравин, сл. В. Суслова

Знать певческие голоса, произведения С. Рахманинова.

Уметь: размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта

3

«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

1

22.09

18.09

Закрепление знаний

Многообразие  жанров  народных песен.  Ненецкие песни и их жанры.

– «Колыбельная», обработка А. Лядова;

– «У зари-то, у зореньки», русская народная песня; – «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня;

– «Милый мой хоровод», русская народная песня;

– «А мы просо сеяли», русская народная песня

Знать жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности. 

Уметь применять

вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст

расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров

Нарисовать рисунок по теме

4

«Я пойду по полю белому…»

«На великий праздник собралася Русь!»

1

29.09

29.09

Закрепление знаний

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

– «Вставайте, люди русские!» (№ 4). Хор из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев;

– «Мертвое поле» (№ 6) из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев;

Знать певческие голоса, виды хоров, оркестров.

Уметь:

– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

– петь легко, свободно, не форсируя звук, уметь правильно дышать (цепное дыхание)

развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Выучить текст песни

Раздел II « ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» -5 ч.

5

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

1

6.10

Изучение нового материала

Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

– «В деревне», М. Мусоргский;

– «Пастораль», «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пуш-кина «Метель», Г. Свиридов;

– «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года»,

П. И. Чайковский;

– «Родная песенка»,

Ю. Чичков, сл. К. Ибряев

Уметь:

– сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Вспомнить стихотворения

А. С. Пушкина

6

Что за прелесть эти сказки! Три чуда!

1

13.10

Закрепление знаний

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Выразительность и изобразительность в музыке.  

– «Сказочка» из альбома «Детская музыка», С. Про-кофьев;

– «Три чуда», оркестровое вступление ко 2-й картине 4-го действия из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков;

– «Родная песенка»,

Ю. Чичков, сл. К. Ибряева

Знать названия музыкальных инструментов. Уметь:

– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

– передавать настроение музыки и его изменение:

в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Вспомнить сказки

А. С. Пушкина

7

Ярмарочное гулянье

1

20.10

Урок повторения, контрольный урок

– «Девицы, красавицы», хор из оперы «Евгений Онегин», П. Чайковский;

– «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы

«Евгений Онегин»,

П. И. Чайковский;

– «Все сбывается на свете», Е. Крылатов

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Уметь:

– определять на слух основные жанры музыки;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Вспомнить русские народные песни, которые

использовали композиторы

8

Приют, сиянием муз одетый

1

27.10

Изучение нового материала

– Вступление к опере «Борис Годунов»,

М. П. Мусоргский;

– «Венецианская ночь», М. Глинка, сл. И. Козлова

– «Все сбывается на свете», Е. Крылатов

Уметь:

– внимательно слушать музыку, размышлять о ней;

– петь напевно, легко,

с хорошей дикцией,

на цепном дыхании

– проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слу-шают

Придумать программу музыкального вечера

9

Зимнее утро. Зимний вечер

1

10.11

Закрепление знаний

Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина,  русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

– «Зимнее утро» из фортепианного цикла «Детский альбом», П. И. Чайковский;

– «Зимняя дорога»,

В. Шебалин, сл. А. С. Пушкина;

Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Уметь:

– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

– петь легко, звонко, не форсируя звук

развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Нарисовать рисунок по теме

                                                                                                                                         Итого за Iчетверть: 9 уроков

         II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков)

           Раздел III «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!»-3 ч.

10

Композитор – имя ему народ.

1

17.11

Изучение нового материала

Песни разных народов мира.

– «Реченька», белорусская народная песня, обработка А. Свешникова;

– «Солнце, в дом войди», грузинская народная песня, обработка Д. Аракишвили;

– «Вишня», японская народная песня;

– «Аисты», узбекская народная песня;

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инстру-

менты.

Уметь:

– узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Вспомнить знакомые русские народные песни

11

Музыкальные инструменты России

1

24.11

Изучение нового материала

– Русские народные проигрыши

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инстру-

менты.

Уметь:

– узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Вспомнить знакомые русские народные песни

12

Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей»

1

1.12

Закрепление знаний, контрольный урок

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.  

– «Светит месяц», русская народная песня;

– «Камаринская» из фортепианного цикла «Детский альбом», П. И. Чайковский;

– «Пляска скоморохов», из оперы «Снегурочка», Н. А. Римский-Корсаков;

– «Все сбывается на свете», Е. Крылатов

Знать название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров.

Уметь:

– передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

– правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией

Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок»

Раздел IV  «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»-4Ч.

13

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)

1

8.12

Закрепление знаний

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.

– «Ноктюрн» из оперы «Князь Игорь», А. П. Бородин;

– фрагмент Струнного квартета, А. П. Бородин;

– «Музыкант», Б. Окуджава;

– «Школьный корабль». Г. Струве, сл. К. Ибряева;

– «Тонкая рябина», вариации на тему русской народной песни (гитара)

Знать названия музыкальных инструментов.

Уметь:

– размышлять о музыке, применять знания,

полученные в процессе уроков музыки;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Вспомнить басню

И. А. Крылова «Квартет»

14

 «Старый замок»,

М. П. Мусоргский

«Счастье

в сирене живет», С. Рахманинов

1

15.12

Закрепление знаний

Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

– «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки», М. Мусоргский;

– «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко;

– «Мир похож на цветной луг», В. Шаинский, сл. М. Пляцковского;

– «Снежная песенка»,

Д. Львов-Компанеец–

«Сирень», С. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой (сопрано);

Уметь:

– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

Сочинить рассказ

к музыке

15

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы

1

22.12

Закрепление знаний

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

– Полонез № 3 (ля-ма-жор), Ф. Шопен;

– Вальс № 10 (си-минор), Ф. Шопен;

– «Желание», Ф. Шопен, сл. С. Витвицкого;

– «Снежная песенка»,

Д. Львов-Компанеец

Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь:

– передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

– петь легко, свободно, не форсируя звук

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Выучить текст песни

16

Годы странствий.

М. И. Глинка

Царит гармония оркестра

1

29.12

Изучение нового материала

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

– «Баркарола» (июль) из цикла «Времена года»,

П. И. Чайковский;

– «Арагонская хота», М. Глинка;

Уметь:

– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Нарисовать рисунок по теме

                                                                                         Итого за II четверть:7 уроков

                                                                               III-я четверть (10 учебных недель, 10 уроков)

Раздел V «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»-7  Ч

17

Опера «Иван Сусанин»,

М. Глинка.

Бал в замке польского короля (2-е действие)

1

13.01

Изучение нового материала

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка – «Полонез», «Мазурка», «Краковяк», «Вальс» из оперы «Иван Сусанин», М. Глинка (2-е действие);

– «Резиновый ежик»,

С. Никитин, Ю. Мориц;

– «Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова

Уметь:

– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

– определять на слух основные жанры музыки;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Выучить текст песни

18

Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка

1

20.01

Закрепление знаний

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.

– Сцена «Иван Сусанин

с поляками в лесу»

из 4-го действия оперы «Иван Сусанин»,

М. Глинка;

– «Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова;

– «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина

Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Придумать ритмический рисунок

19

Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргский

1

27.01

Закрепление знаний

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма.

– «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», М. Мусорский;

– Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»,

М. Мусоргский;

– «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина

Уметь:

– определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности музыкальных произведений;

– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

– правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Выучить текст песни

20

Русский Восток. «Сезам, откройся!».

1

2.02

Закрепление знаний

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

– «Пляска персидок» из оперы «Хованщина»,

М. Мусоргский;

– «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила», М. Глинка;

– «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина

Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

– ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам

• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Нарисовать рисунок по теме

21

«Восточные мотивы»

16.02

Закрепление знаний

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

– «Колыбельная Гаянэ», «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», А. Хачатурян;

– «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина

Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

– ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам

• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Нарисовать рисунок по теме

22

И. Ф. Стравинский.

Балет «Петрушка»

1

22.02

Изучение нового материала

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.

– «Ярмарка», 1-я картина из балета «Петрушка»,

И. Стравинский;

– «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина;

– «С чего начинается Родина?», В. Баснер

Знать и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники).

Уметь:

– внимательно слушать, сравнивать, делать разбор музыкального произведения

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Вспомнить масленичные песни, игры, забавы

23

Театр музыкальной комедии.

1

2.03

Изучение нового материала

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. – «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», И. Штраус;

– «Я танцевать могу», сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди», Ф. Лоу;

– «Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова

Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;

– определять на слух основные жанры музыки;

– петь легко, не форсируя  звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт

Раздел VI «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…»-3Ч.

24

Прелюдия. Исповедь души.

Ф. Шопен «Революционный  этюд»

1

9.03

Изучение нового материала

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

– «Прелюдия», С. Рахманинов;

– Прелюдии № 7, 20,

Ф. Шопен;

– Этюд № 12 («Революционный»), Ф. Шопен;

– «С чего начинается Родина?», В. Баснер

Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Уметь:

– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Выучить текст песни

25

Мастерство исполнителя

1

16.03

Изучение нового материала

Авторская песня.  Мастерство известных исполнителей.

– «С чего начинается Родина?», В. Баснер

– «Сказка по лесу идет», С. Никитин, сл. Ю. Мориц

Знать названия изученных  жанров и форм музыки.

Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание

Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Назвать  известных исполнителей классической музыки

26

Патетическая соната.

1

23.03

Изучение нового материала

Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.

Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах,  эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Итого за III четверть:10 уроков

IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков)

 РАЗДЕЛ VII  «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» -4 ч.

27

Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец

1

6.04

Урок повторения и контроля

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

– «Земля Русская», стихиры русским святым;

– «Былина об Илье Муромце», былинный напев;

– Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородин;

Знать русских святых, традиции родного края.

Уметь:

– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

– ясно, грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Нарисовать рисунок по теме

28

Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше».

1

13.04

Закрепление знаний

– «Ангел вопияше»,

П. Чесноков (хор, сопрано);

– «Христос воскресе!» (тронарь);

– «Богородице дево, радуйся!», С. Рахманинов;

Уметь:

– определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

– петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией

расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров

Выучить текст песни

29

Светлый праздник

пасха

1

20.04

Закрепление знаний

Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Понимать значение колокольных звонов; сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

 30

Кирилл

и Мефодий

1

27.04

Закрепление знаний

– «Величание Кириллу и Мефодию», обиходный распев;

– «Гимн Кириллу и Мефодию», П. Пипков,

сл. О. Михайловски;

Уметь:

– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

– петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Придумать ритмический рисунок

Раздел VIII «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!»-1 Ч.

31

Народные праздники. Троица

1

4.05

Изучение нового материала

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Троицкие песни.– Троицкие народные песни: «Ты, березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел»;

– «Во поле березка стояла», русская народная песня;

– Симфония № 4 (финал), П. И. Чайковский;

Знать народные песни, музыкальные традиции русского края (праздники и обряды).

Уметь:

– сочинять простенькие мелодии на заданный текст;

– определять на слух основные жанры музыки;

– петь, не форсируя звук, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам, определять характер разучиваемого произведения

развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая»

Раздел IX «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» -4ч

32

 

Музыкальный сказочник

Н. А. Римский-Корсаков

1

11.05

Закрепление знаний

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

– «Шехерезада», симфоническая сюита,

Н. А. Римский-Корсаков, 1-я часть.

– «Сказка по лесу идет», С. Никитин, сл. Ю. Мориц;

– «Пожелание друзьям», слова и музыка Б. Окуджавы

Знать и понимать:

– творчество Н. А. Римского-Корсакова, его особенности;

– названия изученных  музыкальных  произведений и их авторов.

Уметь:

– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя

и волк»)

33

«Рассвет на Москве-реке».

М. П. Мусоргский

1

18.05

Урок-повторение

– «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»,

М. П. Мусоргский;

– «Пожелание друзьям», слова и музыка Б. Окуджавы;

– Музыкальная викторина «Угадай мелодию»

Уметь:

– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений;

– петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией;

– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

34-35

Обобщение

2

25.05

28.05

Закрепление, обобщение знаний.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь  узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Итого за  IV четверть: 9 уроков

Итого за год: 35 урока




Предварительный просмотр:

Тема : Чего не выразишь словами?.

Цель: Через восприятие, чувствование русской природы, видение красоты природы, создать условия для проживания и осознания возвышающей любви к Родине.

Задачи: 1.Помочь детям услышать «себя» (свой голос) в русской музыке через голос балалайки (р.н.п. «Светит месяц).

               2. Через свой голос, музыкальной интонацией и словом, выразить в песне Ю.Чичкова «Песня о России Любовь к Родине.

               3.  Помочь детям услышать «голос» любви  и выразить его без слов, звуками.

4.Создать условия для принятия возвышающей любви через погружение  в музыку С.Рахманинова «Вокализ» и слышания «себя» в этой музыки.

Оборудование: презентация

                                          Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Распевка.

3.Повторение раннее изученных песен.

4.Работа по теме.

1)Настрой.

Цель: Услышать характер музыки (русской) и  «себя» в музыке. Подготовить учащихся для исполнения «Песни о России».

*Инструментальное звучание р.н. оркестра «Светит месяц».

-Кто услышал «себя» в этой музыке?

- Какой инструмент вам в этом помог, узнали?

-Что вам близко в этой музыке, поделитесь впечатлениями со всеми.

-Что вы можете сказать о людях написавших эту музыку?

2)Исполнение.

Цель: Создать условия для выразительного  исполнения и проживания  «Песни о России».

-А что вы можете сказать об авторах этих произведений?

-Посмотрите на экран.(Показ слайд- презентации - худ. фотографии русской природы).

-Что вы чувствуете, глядя на эти работы?  

-Послушайте тишину, представьте мир, в котором оказались, всмотритесь в красоту родной земли, прислушайтесь к себе

-. Кому захотелось поделиться своими чувствами ?  

-Кому захотелось петь?

-Присоединяйтесь!

*Исполнение  «Песни о России» Ю.Чичкова.

3)Сочинение.

Организация процесса сочинения.

-  Скажите, друзья, а можно эти же чувства выразить без слов? Как?

Цель: Создать условия для понимания мысли и смысла заложенного в произведении  *«Вокализ» С.Рахманинова.

 - Попробуем выразить  взглядом, жестом,  с помощью звуков, мелодии.

4)Восприятие.

Цель: Утончение и возвышение души через восприятие  «Вокализа».

-Ребята, сегодня мне очень захотелось познакомить вас  с моим любимым произведением, автор которого, так же как и вы, через всю свою жизнь пронес Любовь к Родине и оставил это чувство во всех своих произведениях. -Послушайте эту музыку всем своим сердцем.

5.Итог.

-Кто услышал  «себя» в этом произведении?

-Кому эта музыка была близка, созвучна?

-Какими чувствами наполнилось ваше сердце?

- Что бы вы сделали для Родины, если бы были волшебниками?

Осознание : Любовь к Родине  преображает, возвышает  собственную душу,  хочется творить  Добро!

6.Домашнее задание: Сделать подарок Родине!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного бала в 4 классе" Слышишь, весенние дуют ветра, нам расставаться настала пора..."

Сценарий интересный, трогательный, исполнен в виде шуточных  мини-уроков со вставками музыкальных номеров, сценок......

Сценарий выпускного бала в 4 классе

В сценарий включены песни, стихи, сценки, красивые поздравления....

Сценарий выпускного бала в 4 классе

Сценарий выпускного бала в 4 классе...

Сценарий выпускного бала в 4-ом классе

В сценарии выпускного бала для начальной школы вы увидите полную разработку, включающую в себя слова, песни, поздравления сотрудникам школы....

Сценарий выпускного бала (4 класс)

Праздник «Прощание с начальной школой!»...

сценарий выпускного бала, 4 класс

сценарий выпускного бала, 4 класс...