Знакомство с миром профессий на уровне начального общего образования
материал

Скрипкина Ольга Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Знакомство с миром профессий на уровне начального общего образования

Подготовила:

Скрипкина О.А., учитель начальных классов

Р. п. Дмитриевка, 2021г.

      Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. Эти задатки в идеале должны формировать профессиональное самоопределение учащихся. Однако  еще древнеримский философ Сенека заметил: (слайд 1, щелчок) «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».    Поэтому одной из приоритетных задач школы является подготовка ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Конечно, ознакомление с миром профессий начинается в дошкольном возрасте и осуществляется за счет развития эмоционального отношения к окружающим, к профессиональной деятельности родителей. Но именно с приходом ребенка в школу расширяется возможности познания мира профессиональной деятельности.(Слайд 1, щелчок) Итак, тема моего выступления – «Знакомство с миром профессий на уровне начального общего образования».

(Слайд 2, щелчок) Если проанализировать целеполагание профориентации на разных ступенях школьного обучения, то мы увидим, что для 1 – 4 классов характерен  пропедевтический этап: формированиепозитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков.На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи профориентационной работы  (слайд 3, щелчок):

  • расширять знания о мире профессий и формировать интерес к познанию и миру труда;
  • повышать мотивацию к учебе и труду;
  • способствовать развитию творческих способностей детей в процессе

знакомства с  профессиями.

Профориентационная работа проводится как в учебной, так и во внеклассной деятельности учащихся.

(Слайд 4) В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

(Слайд 5) Уроки окружающего мира вносят значительный  вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. (Слайд 6) На уроках окружающего мира осуществляется:

  • знакомство с отраслями экономики, первоначальными представлениями об отдельных производственных процессах и профессиях, с ними связанных;
  • изучение видов транспорта и их использование в современных условиях;
  • изучение профессий, необходимых нашему региону.

(Слайд 7) 1 класс.

  • Откуда в наш дом приходит   электричество?
  • Как путешествует письмо?
  • Когда изобрели велосипед?
  • Зачем людям осваивать космос?

(Слайд 8) 2 класс.

  • Что растет на клумбе?
  • Что растет на подоконнике?
  • Культура и образование.
  • Все профессии важны.
  • Проект «Профессии»
  • Звездное небо.
  • Как построить дом?
  • Пожар.
  • Наша дружная семья.
  • Путешествие по материкам (странам).

(Слайд 9) 3 класс

  • Что такое экология?
  • Умей предупреждать болезни.
  • Растениеводство.
  • Животноводство.
  • Какая бывает промышленность?
  • Проект «Кто нас защищает?»
  • Проект «Школа кулинаров».
  • Проект «Музей путешествий».

(Слайд 10) 4 класс

  • Мир глазами астронома.
  • Мир глазами географа.
  • Мир глазами историка
  • Мир глазами эколога.
  • Наш край.
  • Занятия людей в природных зонах.

(Слайд 11) – фото работ по окружающему миру.

(Слайд 12) На уроках русского языка, родного языка, литературного чтения учащиеся также получают возможность познакомиться с разнообразием не только современных профессий, но и открыть для себя много новой информации о профессиях людей прошлого.

(Слайд 13) На уроках русского языка, родного языка, литературного чтения осуществляется

  • знакомство с инструментами, которые используются (использовались) в различных видах профессиональной деятельности;
  •  расширение словарного запаса учащихся, изучение широкого круга профессий (в том числе устаревших);
  •  знакомство с техникой, применяемой в промышленности и сельском хозяйстве.

   Указанные направления деятельности  осуществляются через работу с разнообразными упражнениями учебников русского и родного языков, словарную работу, анализ текстов авторский произведений и произведений УНТ, проектную деятельность,  использование дополнительного материала при подготовке к урокам.

(Слайд 14) Профессиональная ориентация на уроках математики (слайд 15) может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей, в проектной деятельности.

(Слайд 16) Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии. Дети знакомятся с профессиямиархитектор,  переплётчик, швея, закройщик, модельер. (Слайд 17)

На уроках технологии осуществляется

  • воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека;
  • знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.

(Слайд 18) Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.

(Слайд 19)

   Организация и проведение внеклассных мероприятий является важным звеном в структуре профориентационной работы.

             Формы проведения  внеурочных занятий:(Слайд 20)

Классный час «Профессии наших родителей». (Слайд 21)

Игровая программа  «Фестиваль профессий» (Слайд 22)

Час общения «Кем я хочу стать». (Слайд 23)

Тематические праздники (Слайд 24)

Участие в конкурсе по охране труда(Слайд 25)

Участие в акции «Добрая суббота» (Слайд 26)

Экскурсии, участие в мастер-классах (Слайд 27)

        Таким образом, проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде. (Слайд  28)

    «Существуют тысячи профессий. Хочешь выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь, из чего!»                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                             А. Грецов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования

получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...

Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования

получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...

Педагогические технологии формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся на уровне начального общего образования.

С 1 января 2010 года в системе образования произошли изменения: вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Метапредметные результаты осво...

«Стратегии и приемы развития смыслового чтения на уровне начального общего образования».

"Чтение- это окошко через которое дети видят и познают мир и самих себя"....

Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»

Выступление по теме:«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»...

Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...