Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Система интенсивного развития способностей СИРС"
рабочая программа (3 класс)

Тхор Лаура Курманбиевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Система интенсивного развития способностей СИРС" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmaa_vneurochnoy_deyatelnosti_sirs.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО (ООО или СОО)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа «Земля родная»

Рассмотрено

на заседании МО учителей ________________________                        

               Протокол  № __

от «__» ___ 2022г.        

           Принято

  на педагогическом совете

       Протокол  № __

       от «__» ___ 2022г.

       

 

   Утверждено

приказом  №__

 от «__»___2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                     

по     «СИРС» (система интенсивного развития способностей)»

 внеурочная деятельность


Уровень программы:  базовый

                                                             

Классы: 3                                                                                

Количество часов: в неделю 1  час, всего  34 часа

Авторы-составители: Тхор Л.К.

Программа разработана  на основе  примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15), основной образовательной программы начального (основного или среднего) общего образования МАОУ «СШ «Земля родная», на основе  методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе во внеурочной деятельности

 

Новый Уренгой

2022

1.        Планируемые результаты освоения ЭУМК «СИРС».

В соответствии с требованиями ФГОС ООО реализация программы направлена на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов.  

Личностные  результаты

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- ответственного отношения к учению,

- готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные результаты

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-  умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- навыков смыслового чтения;

- компетентности в области использования ИКТ.

 Прогнозируемые результаты работы учащихся непосредственно в компьютерной программе СИРС отражены  по разделам:

Комплекс «Понимание»:   «Понятийное мышление», «Логическое мышление»

Обучающиеся получат возможность для развития:

- умения выделять существенные признаки понятий,

- способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления,

- умения  оперировать смыслом, понимать переносной смысл слов,

- способности улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки,

- умения обобщать, способности к абстрагированию.

Комплекс  «Развитие памяти».

Обучающиеся получат возможность для развития:

- увеличения объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток, фигурок, картинок;

- ассоциативной памяти,

- объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации,

- количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.

Комплекс «Развития быстрого чтения».

Обучающиеся получат возможность для развития:

-  навыков быстрочтения (скорость чтения, усвоение материала, эффективность чтения),

- умения чтения как вслух, так и про себя с подавлением артикуляции;

- понимания прочитанного текста;

- памяти

Комплекс «Танграм»

Обучающиеся получат возможность для развития:

- наглядно-образного и креативного мышления,

-  скорости  и объема зрительного восприятия графических образов

  1. Содержание учебного предмета

Компьютерная программа СИРС состоит из ряда комплексов, каждый комплекс  включает в себя несколько тренажёров.

1.     Комплекс «Понимание»:   «Понятийное мышление», «Логическое мышление»

Включает в себя несколько тренажёров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Программа состоит из основных и вспомогательных комплексов. Основные комплексы:   Стихи. Понятийное мышление.

Стихи -  комплекс содержит 3 тренажёра:

  • Последовательности:   развитие   навыков   понятийного   мышления,   логического   мышления, процесса анализа, планирования действий и чувства стихосложения.
  • Окончания: развитие навыков понятийного мышления, смысловой догадки.
  • Чувство стихосложения: развитие навыков понятийного мышления, смысловой догадки, чувства стихосложения.

Словарь - комплекс содержит 3 тренажёра:

  • Словарь: пополнение словарного запаса школьников, развитие мышления.
  • Словарь наоборот: пополнение словарного запаса школьников, развитие мышления.
  • Глаголы: пополнение словарного запаса школьников, развитие мышления.

Понятийное мышление - комплекс содержит 5 Тренажёров:

  • Анекдоты: развитие логических аспектов понятийного мышления, смысловой догадки и чувства юмора.
  • Пословицы: развитие навыков логического аспекта понятийного мышления.
  • Фразеологизмы: развитие навыков понятийного мышления.
  • Переносной смысл слов: развитие навыков логического аспекта понятийного мышления.
  • Существенное   понимание:   развитие   навыков  понятийного   мышления,   навыков  отделения существенных признаков от несущественных.

2.     Навыки интенсивного обучения.

Комплекс «Развитие памяти»

  - тренажеры  для развития зрительной памяти;

   - тренажер для развития ассоциативной памяти;

   - тренажер  для диагностики и поэтапного формирования навыков   классификации знаний на основе свыше 30 предметных областей.  

«Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.

Тренажёр   «Картинки в клетках»

А - клетки воды - развитие образной памяти,

Б - трёхмерные фигуры

В - морфинг, квадратики, спички

Тренажёр «Цифры и буквы» - увеличение объёма оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.

Тренажёр «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.

3.   Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

При развитии пространственных представлений используется поэтапное формирование умственных действий:

   - в плоском случае -  тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов;

   - в трехмерном случае – тренажеры для работы с развертками куба.

Тренажёр «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления,

Тренажёр   «Распознавание   букв»   -   развитие   пространственного   мышления,   работа   в   двух параллельных плоскостях.

Тренажёр «Кубики» - тренинг в трёхмерном пространстве.

Тренажёр «Лабиринт» - развитие пространственного, логического мышления.

Тренажёр «Лабиринты» «Пазлы» - развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.

4. Система развития быстрого чтения

Комплекс позволяет исправлять типичные ошибки при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению младших школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух.

   - Тренажеры для повышения темпа чтения и подавления артикуляции: в виде строки, столбца, страницы (с затиркой информации и закраской).

   - Тренажеры для развития навыков чтения и беглости мышления на основе пословиц и антонимов.

   - Тренажеры для увеличения  скорости чтения, скорости зрительного восприятия и ширины поля зрения.

Тренажёр «Таблица» -  увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Тренажёр «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Тренажёр «Текст в строчку, текст в столбец» -  способствует увеличению скорости зрительного восприятия информации.

Тренажёр «Затирка (чтение текста)»  - способствует подавлению артикуляции.

Специально разработанные по уровню сложности тексты школьной программы позволяют диагностировать скорость чтения ученика и уровень понимания прочитанного, после диагностики обучающийся проходит курс занятий не менее 10, после чего следует повторная диагностика и корректируется траектория развития скорости чтения с учетом достигнутых результатов.

ЭУМК Танграм  предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности  на основе конструирования около 100 фигур (например: зайчик, буйвол, ежик, … ) с помощью  7 геометрических элементов. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки  элементов.

Содержит  автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется  несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также  в зависимости от скорости  и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.          

  1. Тематическое планирование

3 класс

Раздел

Кол-во часов

В том числе диагностических работ

«Быстрое чтение». «Развитие памяти».

14

7

«Понятийное мышление»

10

5

«Пространственное мышление»

5

5

«Танграм»

5

1

34

18

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа «Земля родная»

Рассмотрено

на заседании МО учителей _________________                        

               Протокол  № __

от «__» ___ 20___г.        

           Принято

  на педагогическом совете

       Протокол  № __

       от «__» ___ 20___г.

       

 

   Утверждено

приказом  №__

 от «__»___20___г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                   

по внеурочной деятельности «СИРС»

для 3-х класса

на 2021/2022 учебный год

Учитель  Тхор Лаура Курманбиевна

                                     

Планирование составлено на основе: рабочей программы по внеурочной деятельности «СИРС»

                                                                         

Календарно - тематический план компьютерной программы СИРС

для 3 классов

Тема занятия

Кол-во

Дата проведения

План

Факт

Раздел: Быстрое чтение. Развитие памяти. (12ч)

Диагностика чтения №1. Порядок слов.

1

Чтение текста. Цифры и буквы.

1

Таблица – поле 5*5. Текст в строчку. Цифры и буквы.

1

Текст в строчку. Картинки в клетках.

1

Чтение текста. Запоминание цветов.

1

Текст в строчку. Порядок слов.

1

Диагностика чтения №2. Запоминание цветов.

1

Таблица – поле 5*5. Пословицы. Цифры и буквы.

1

Текст в строчку. Картинки в клетках. Порядок слов.

1

Чтение текста. Запоминание цветов (диагностика)

1

Диагностика чтения №3. Картинки в клетках.

1

Текст в строчку. Цифры и буквы. Порядок слов.

1

Пословицы. Антонимы. Запоминание цветов.

1

Таблица. Текст в строчку. Запоминание цветов (диагностика)

1

Раздел: «Понятийное мышление» (10 ч)

Диагностика навыков понятийного мышления 1 уровень.

1

Диагностика навыков понятийного мышления 2 уровень.

1

Диагностика навыков понятийного мышления 3 уровень.

1

Развитие навыков понятийного мышления1 уровень.

1

Развитие навыков понятийного мышления2 уровень.

1

Развитие навыков понятийного мышления3уровень.

1

Чувство стихосложения, последовательности. Диагностика.

1

Переносной смысл слов, фразеологизмы, существенное понимание: Диагностика.

1

Словарь, словарь наоборот, глаголы: Диагностика.

1

Диагностика навыков понятийного мышления.

1

Раздел: «Пространственное мышление».

Плоские буквы, Диагностика чтения №4.

1

Распознавание букв, Диагностика чтения №5.

1

Кубики, Диагностика чтения №6.

1

Лабиринт, Диагностика чтения №7.

1

Лабиринт, Диагностика чтения №8.

1

Раздел: «Танграм»

Фигуры (1-а ) – обучение.

1

Фигуры (а-в) – обучение.

1

Фигуры (в-с) – обучение.

1

Фигуры (с-х) – обучение.

1

Фигуры – диагностика.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс

Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В данной работе находится пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, содержание программы и  УУД....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Развитие речи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Развитие речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...