Занятие в секции научного общества учащихся. Гидрофобизация поверхности дерева, ткани с помощью экспериментального школьного набора "Нанобокс".
план-конспект занятия (4 класс)

Посохова Лариса Павловна

Данный материал поможет рассмотреть применение нанотехнологий в физике на примере гидрофобизации поверхностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_zanyatiya_v_sektsii_nou.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области

Опыты и эксперименты на занятиях секции научного общества учащихся. Экспериментальный школьный набор «Нанобокс»

Автор:

Посохова Л.П.,

руководитель секции НОУ «Возрождение»

Цель: создание условий для проявления творческой активности, познавательного интереса обучающихся через включение их в эксперименты, опыты исследовательской направленности.

Задачи:

  • рассмотреть применение нанотехнологий в физике на примере гидрофобизации поверхностей;
  • научить школьников придавать различным поверхностям (деревянным, пористым минеральным веществам, ткани водоотталкивающие (гидрофобные) свойства с помощью специальных аэрозолей из нанобокса.

Оборудование: презентация. Экспериментальный школьный набор «Нанобокс»: баллончики с аэрозолями «Покрытие для дерева/камня», «Покрытие для ткани», необработанная древесина, пористые минеральные вещества: галька, пемза, бетон, средства индивидуальной защиты: защитные очки, лабораторные халаты, перчатки, жидкости: вода, кофе, лимонад, молоко. Ткани, не обработанные гидрофобизирующим составом, ткани на полиэфирной основе.

ХОД ЗАСЕДАНИЯ

1. Оргмомент.

Я держу в ладошках солнце, я дарю его друзьям,

Улыбнитесь, это просто!

Лучик солнца – это вам!

        Добрый день, уважаемые гости, дети. Сегодня на занятии секции научного общества предпримем попытку познать неизведанное, неопознанное, загадочное. Готовы. Тогда начинаем.

2. Постановка темы заседания НОУ.

-Ребята, внимание на экран.

-Что вы видите? Наномонитор, наноробот, нанокружка, нанокостюм, нанокоптер.

-Иногда магазинах мы можем увидеть товары с приставкой нано.  

-Чем же они отличаются от обычных? Стоят дорого.

-Какой смысл несет в себе это загадочное слово НАНО?

На этот и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем занятии.

3. Актуализация знаний.

-Вспомните, что такое нанотехнологии?

а) выступление уч-ся

        Удивительно, но научные изобретения превзошли все самые смелые человеческие мечты. Сегодня не только летают самолеты, но и ракеты поднимаются в космос, есть телевидение, телефон, компьютер. Все эти открытия были совершены в макромире, в мире больших вещей. Затем человек решил отправиться в микромир.

        Представьте себе монитор компьютера толщиной с бумажный лист!Бумагу, которая не горит и не промокает! Или одежду, которая не пачкается! Это не фантастика - все это можно создать, применяя нанотехнологии. Слово нанотехнологии состоит из двух частей: нано-греческое слово, означает карлик, это одна миллиардная часть чего-нибудь. Например, метра. Вот метр. А нанометр во столько раз меньше метра, во сколько раз обыкновенная горошина меньше земного шара.

        Слово технологии означает создание материалов и предметов, необходимых человеку.

        Таким образом нанотехнологии - это создание материалов и предметов с заранее заданными свойствами из наночастиц при помощи специальных приборов.

        Получение вещей из наночастиц напоминает работу с конструктором. Только в качестве деталей используются мельчайшие частицы, из которых ученые создают удивительные наноматериалы и наноустройства. Нанотехнологии применяются в различных областях наук.

4. Сообщение цели и задач занятия.

        Сегодня на заседании секции научного общества мы продолжим знакомство с удивительным миром нанотехнологий с помощью экспериментального набора «Нанобокс» и рассмотрим применение нанотехнологий в физике. Наша основная задача - придать различным поверхностям водоотталкивающие свойства с помощью специальных аэрозолей. Выяснить, где эти свойства применяют в жизни.

5. Эксперимент «Придание поверхностям водоотталкивающих слов». Проведем эксперимент. Применим средства защиты: перчатки, очки, халат. Нам понадобится:

  • древесина,
  • пористые минеральные вещества: галька, пемза, бетон,
  • баллончик с аэрозолем «Покрытие для дерева/камня»

        Перед экспериментом  тщательно обработали поверхности: очистили, удалили налет, высушили. Возьмем баллончик с аэрозолем «Покрытие для дерева», распылим на поверхность водоотталкивающий состав так, чтобы он покрыл ее сплошным слоем. Подождем пока состав высохнет. Теперь мы распылим состав баллончика на поверхность пористых минеральных веществх: гальку, пемзу, бетон.

-Продолжим эксперимент. Испытаем поверхности на воздействие различных жидкостей.

-Выполните исследование в парах по плану. Приложение 1.

        Таким образом, обработка поверхности с целью получения и сохранения  водоотталкивающего эффекта называется гидрофобизацией.        Гидрофобизации подвергают поверхности, на которые попадает вода. Например, этот эффект применяют в строительстве. Гидрофобные покрытия наносят на кровельные и отделочные материалы, кирпичную кладку. При этом закупорки пор материала не происходит, сохраняется паро- и воздухопроницаемость, что особенно важно для стен жилых помещений, которые не промокают под воздействием осадков.

6. Эксперимент «Гидрофобизация поверхности ткани».

-Для следующего опыта нам необходимы кусочки ткани не обработанные гидрофобизирующим составом и баллончик с аэрозолем «Покрытие для ткани».

        Ткань предварительно необходимо постирать,  прополоскать, чтобы удалить специальные текстильные вещества, просушить. Тщательно взболтать содержимое баллончика и распылить на сухую ткань до образования тонкого влажного слоя покрытия. Высушить ткань при комнатной температуре. Предварительно мы сделали это и можем продолжить дальше наш опыт.         Аналогично предыдущему эксперименту подвергаем гидрофобизированную ткань испытаниям на воздействие воды и других жидкостей.

        Вывод: обработанная ткань не впитывает жидкости. Она скатывается с поверхности.

        Гидрофобизация ткани используется в повседневной жизни. Если на такую ткань попадет жидкость, то она не промокнет и не повредится. Ее можно легко очистить при помощи воды. Производители текстильных изделий обрабатывают галстуки, костюмы, дождевики, покрытия для навесов, зонты подобным образом.

7. Рефлексия деятельности.

Продолжите фразу:

Я узнал(а)...

Я научился...

Больше всего мне понравилось...

Мне бы хотелось...

        На следующем занятии мы узнаем, как придать поверхности противоположные свойства гидрофобизации - гидрофильность. Тема занятия “Невидимая краска для стекла - средство от запотевания поверхности”.        Ребята, наше занятие окончено. Спасибо за приятное общение.

Приложение 1.

Лист исследования

1. Нанести на обработанную и необработанную поверхность древесины с помощью пипетки капли воды, кофе, лимонада, молока.

2. Понаблюдать за поведением капли.

3. Сделать вывод.

(На обработанной древесине капли четко выражены. На остальной - вода растекается. Обработанная поверхность отталкивает жидкости)

Лист исследования

1. Нанести на обработанную и не обработанную поверхность гальки, бетона, пемзы с помощью пипетки капли воды, кофе, лимонада, молока.

2. Понаблюдать за поведением капли.

3. Сделать вывод.

(На обработанных поверхностях гальки, бетона, пемзы капли четко выражены. На остальных - вода смачивает поверхности. Обработанные поверхности отталкивают жидкости)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы научного общества учащихся "Поколение"

План  работы  научного общества учащихся начальной школы "Поколение" на четыре года. Для чего нужно знать историю своей семьи? Составление родословной. Составление генеалогического древа....

Заседание Научного общества учащихся "Своя игра"

Обобщающее занятие проводится в виде интеллектуальной игры "Своя игра".Предлагаются детям разные по сложности задания по разделам:"Логика", "Наблюдательность", "Умение видеть проблему", "Классификация...

Положение о научном обществе учащихся "Юный исследователь"

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, ...

ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»

Тема: Почему дует ветер?Цель: дать импульс превращению процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в  пр...

Конспект занятия в секции научного общества учащихся "Возрождение" по теме"Эффект лотоса и его связь с нанотехнологиями".

Данное занятие позволит учащимся узнать, что такое "эффект лотоса", выявить, обладают ли обычные поверхности водооталкивающими свойствами, практически применить "эффект лотоса"...