педагогический проект " Развитие информационной культуры младших школьников в процессе проектной деятельности"
проект на тему

Аксенова Елена Евгеньевна

Ключевой идеей проекта является использование проектной деятельности в качестве средства развития универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_aksenova.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

города Югорска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Тюменской области

Педагогический проект

«Развитие

информационной культуры младших школьников

в процессе проектной деятельности»

Разработчик:

Аксенова Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

                                                            Югорск

2012 год

  1. Краткая аннотация

        Разработка проекта обусловлена противоречиями между требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и недостаточной разработанностью механизмов и условий достижения некоторых планируемых результатов обучения (в том числе информационных).

        Ключевой идеей проекта является  использование проектной деятельности в качестве средства развития универсальных учебных действий.

         Цель проекта – обеспечить создание оптимальных условий для формирования информационной культуры младших школьников в процессе проектной деятельности

  Содержание проекта определено реальной проблемной ситуацией – празднованием  40 – летнего юбилея школы.  

          Таким образом, реализация  проекта направлена на достижение двух целей. Процесс организации проекта направлен на доказательство эффективности проектной деятельности для  формирования универсальных учебных действий, а планируемый результат ученического проекта – на развитие  позитивного отношения к школе,  повышение познавательной активности и информационной культуры младших школьников.

  1. Обоснование необходимости проекта

          Образование должно быть ориентировано на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации.  Школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.

         Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

           В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов и которая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека, связанная с потреблением и созданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

          Однако на практике современные школьники с трудом ориентируются в документальном потоке, не видят связи между знанием источников информации и алгоритмами их разыскания. Информационные знания учащихся носят разрозненный и хаотичный характер. По результатам  диагностики  28% четвероклассников контрольной группы не владеют умением извлекать из текста информацию, данную в явном виде; 37 % - в неявном виде, 57% - не умеют отбирать источники информации, необходимые для решения конкретной задачи; 42%-  не обладают умением извлекать информацию из текстов, таблиц, схем и иллюстраций, 82% не определяют человека в качестве источника информации.

    Стандартом определены требования к информационным навыкам младших школьников. Однако не все из них могут быть успешно сформированы в рамках учебных предметов, в частности,  следующие: "Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом».

          Таким образом, намечается противоречие между требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (в том числе и непосредственно связанными с содержанием информационной культуры личности) и недостаточной разработанностью механизмов и условий достижения планируемых результатов обучения.

       Целью проекта является создание оптимальных условий для формирования информационной культуры младших школьников в процессе проектной деятельности.

         Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме формирования информационной культуры  у  младших школьников.

2. Создать оптимальные условия для  развития  у обучающихся начальных классов  умений искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты в процессе  проектной деятельности.

3. Проанализировать результаты эффективности формирования информационной культуры у младших школьников.

         Объектом  исследования  является процесс формирования информационной культуры младших   школьников как составляющей универсальных учебных действий.

Предмет исследования.

Эффективность метода проектов в  формировании информационной культуры младших школьников.

План реализации проекта

№ п/п

Этап

Цель

Срок

2011 – 2012

учебный год

1

Диагностический

Определить уровень сформированности информационных навыков

Сентябрь

2

Подготовительный

1. Определить цель и задачи проекта, спланировать предстоящую деятельность .

2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме формирования информационной культуры  у  младших школьников.

Сентябрь

 

3

Практический

Реализовать ученический проект «Выпуск школьной газеты»

Октябрь – декабрь

4

Аналитический

1. Обработать полученную информацию, соотнести полученные результаты с поставленной целью и задачами.

2. Осуществить анализ результатов работы над проектом.

Январь

Методы.

- теоретический (изучение психолого - педагогической литературы, анализ, систематизация и классификация, изучение и обобщение результатов проекта)

- экспериментальный (наблюдение, педагогический эксперимент).

- статистический (обработка полученных данных).

Ожидаемые результаты:

  1. Овладение учащимися универсальных учебных действий.
  2. Повышение общей информационной культуры учащихся.
  3. Развитие познавательной мотивации за счет повышения самооценки и удовлетворенности от хорошо выполненной нужной работы.

  1. Основное содержание

             При обучении в информационно – образовательной среде участники образовательного процесса действуют в нем, реализуя свои мотивы, цели, задачи, используя свои средства достижения целей. Но в образовательном пространстве содержания образования это уже не отобранный, специальным образом структурированный учебный материал, а безграничное информационное поле. Усвоить его полностью нельзя. Следовательно, нужны такие методы обучения, которые, во – первых, помогут учащемуся ориентироваться в этом многообразии информации, во – вторых, обеспечат работу только с той информацией, которая действительно необходима в рамках изучаемой темы или раздела, критическое отношение к ней, в – третьих, помогут осознать не только полученные содержательные результаты, но и сам путь, который привел к цели. А это связано с изменением функций методов обучения.    

               Несмотря на огромный опыт ведущих педагогов мира и большого числа  учителей, разрабатывающих идеи нового типа обучения, поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов обучения продолжается до сих пор, и с введением  ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость.

              Какими же чертами должен обладать метод обучения, который обеспечивает эффективность обучения в информационно - образовательной среде? Специфическими характеристиками методов обучения в условиях информационно – образовательной среды являются субъектная позиция ученика, нацеленность на получение индивидуальных образовательных результатов, рефлексивность, коммуникативность, интерактивность. То есть методы обучения приобретают характер открытых образовательных технологий, в которых прописаны этапы движения к цели, но сама цель, выбор конкретного содержания и приемов внутри этих этапов зависят от субъекта деятельности. Открытые технологии направлены на приобретение знаний, умений, развитие отношений, соответствующих характеристикам учащихся как субъектов деятельности. Работа школьников, выстроенная в рамках этих технологий, чаще всего выходит за границы учебного предмета, включает как обязательные элементы целеполагание, рефлексию, не ограничивает учащихся в способах работы с  информацией.

              Одной из таких технологий является проектная. А.В. Хуторской пишет: « Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы».

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

             В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

            Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный; он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование, созидание и т.п., метод проекта создаёт оптимальные условия для формирования информационной культуры школьников.

          В 2011- 2012 учебном году мною был организован проект, целью которого был выпуск школьной газеты. Актуальность выбора данного проекта обусловлена двумя позициями: с одной стороны, личностный смысл для школьников, для которых праздник школы становится их личным праздником, ориентация на содержательные моменты школьной действительности повышает их познавательную мотивацию. С другой стороны, дети (в той или иной степени) работают с литературными источниками информации и ресурсами интернет, и зачастую не имеют практики поиска информации у людей, не умеют брать интервью, беседовать с интересующими их людьми.

4. Ресурсы.

Источниками информации для детей являются школьный архив, фотоальбомы, опросы учащихся, педагогов и выпускников школы, ресурсы интернет.

5. Партнеры.

В реализации ученического проекта принимают участие выпускники прошлых лет, родительская общественность, библиотекарь.

6. Целевая аудитория.

 Реализация основной части проекта осуществляется учащимися 3 – 5 классов в количестве 8 человек около 3 месяцев, роль корректора выполняет учитель русского языка, верстку газеты - двое учащихся 9 классов.

7. План реализации проекта

Этап

Сроки реализации

Ответственный

Мотивационный

1 занятие

учитель

Планирующий

2 занятие

учитель

Аналитический

3 – 4 занятие

учитель, ученики

Практический

1 месяц (5  - 8 занятия)

ученики

Оформительский

1 неделя (9 занятие)

ученики

Презентационный

2 занятия (10-11 занятия)

Учитель, ученики

Оценочный

1 занятие (12 занятие)

Учитель, ученики

1этап – мотивационный.

Цель этапа - создать положительный мотивационный настрой.

Деятельность учителя: постановка проблемной ситуации.

- В этом году нашей школе исполняется 40 лет, а многие ученики даже не знают об этом. А для вас это важная дата? Каким образом можно другим ребятам рассказать об этом?

Деятельность учащихся:  обсуждение идей. В результате использования мозгового штурма появляются следующие предложения: ходить по классам и рассказывать, повесить объявление, снять видеоролик  о школе, сделать газету и др. В результате обсуждения каждого из предложений предпочтения отдаются выпуску школьной газеты  к 40 – летнему юбилею  школы.

2 этап – планирующий.

Цель этапа - выработать план действий.

Деятельность учителя: помощь в   формулировке  задач проекта; организация поиска учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Деятельность учащихся: анализ альтернативных решений.

3 этап – аналитический.

Цель этапа - разработать модель газеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Деятельность учителя – консультативная, оказание помощи

Деятельность учащихся: определить рубрики газеты, жанры, источники информации, способы сбора и анализа информации,  распределение обязанностей между членами группы.

1. Определить модель газеты.

Модель газеты - это совокупность содержательных особенностей издания, т.е. система рубрик, форма газеты, элементы оформления.

Рубрика – раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам.

Были предложены следующие рубрики: "Летопись школы", «Школьные традиции», «Интервью наших выпускников», « Наши учителя», «Ими гордится школа», "Проба пера", «Это интересно», «Узнай меня».

Наибольших разногласий вызвала рубрика «Ими гордится школа».   Возможные кандидатуры первоначально рассматривались  только из числа учащихся. Потом были предложены кандидатуры учителей, и в самую последнюю очередь кандидатуры выпускников школы.

Наивысший эмоциональный отклик получила рубрика «Узнай меня», которая была предложена одним из родителей. В этой рубрике было предложено напечатать самые ранние фотографии педагогов и учащихся школы.

Жанр газеты – это форма подачи фактов.

 В газете использовались в основном информационные жанры (заметка, интервью, опрос), аналитические (статья была написана с помощью учителя), литературно-художественные (очерк был написан с помощью родителей ).

Газетный рисунок – элемент подачи материалов, который выделяет ту или иную заметку из множества других, привлекает читательское внимание. В качестве иллюстраций использовались в основном фотографии.

2.Определить источники информации

Источниками информации служили документы, записи,  интервью, опрос, личные наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.).

3. Распределить рубрики между учащимися, определить источники информации.

Для создания газеты потребовались корреспонденты, фотокорреспонденты,  наборщики (основная группа), верстальщики, корректоры (партнеры).

4 этап – практический.

Цель этапа – подготовить материалы для газеты.

Деятельность учителя – наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал.

Деятельность учащихся – подготовка материала для газеты (индивидуальная, групповая работа), промежуточные обсуждения полученных данных в группе. При необходимости консультации с учителем.

Деятельность  родителей – мотивируют, наблюдают, следят за соблюдением временных рамок, оказывают помощь в сборе и преобразовании информации.

5 этап – оформительский

Цель этапа – структурирование полученной информации, оформление газеты.

Деятельность учителя – партнера: корректура

Деятельность учащихся – партнеров: верстка газеты осуществлялась в программе Adobe Page Maker 7.0.

Деятельность родителей: помощь  в обеспечении проекта.

6 этап – презентационный.

Цель этапа – изучение возможных форм презентации, презентация газеты.

Деятельность учителя: консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации,  продумывает и реализует взаимодействие с родителями; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности,  организует презентацию.

Деятельность учащихся: предлагают и  выбирают форму презентации, готовят презентацию, представляют продукт.

Деятельность родителей: консультируют в выборе формы презентации,

оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве экспертов.

Формы презентации: презентация газеты на общешкольной линейке, на общешкольном родительском собрании, на вечере встреч с выпускниками, лучшие материалы планируется направить в городскую газету «Югорский вестник».

7 этап – оценочный.

Цель этапа – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения и  самоанализа.

В ходе обсуждения результатов школьной газеты принято решение о выпуске праздничного номера к 50 - летию города Югорска в апреле – мае  2012 года. Решено расширить состав рабочей группы до 10 человек.

8.Результативность педагогического проекта

Анализ результатов реализации проекта показал:

1.Проектная деятельность младших школьников способствует обеспечению целостности педагогического процесса, формированию универсальных учебных действий и адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни. Реализация ученического проекта выявила оптимальность условий не только для развития учебных действий, которые принципиально необходимы для успешного обучения в начальной и основной школе, но и для овладения более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений (таблица 1).

2. Проектная деятельность способствует адаптации и социализации младших школьников. Практически все этапы проекта влияют на совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий (таблица 1).

                                                                                                               Таблица 1

Этап работы над проектом

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала «Выпускник научится»,

«У выпускника будут сформированы»

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета

«Выпускник получит возможность научиться»

«Выпускник получит возможность для формирования»

Личностные универсальные учебные действия

мотивационный

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности

планирующий

учебно-познавательный интерес к новому… материалу и способам решения новой задачи

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач

оценочный

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

Регулятивные универсальные учебные действия

планирующий

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

оценочный

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи)

Все этапы

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

аналитический

различать способ и результат действия

практический

оценочный

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

практический

оформительский

выполнять учебные действия в материализованной… форме.

оценочный

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

аналитический

практический

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные универсальные учебные действия

практический

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

практический

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

аналитический

практический

ориентироваться на разнообразие способов решения задач

практический

 выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

практический

презентационный

строить сообщения в устной и письменной форме

аналитический

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

аналитический

осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные универсальные учебные действия

Все этапы

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Все этапы

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Все этапы

формулировать собственное мнение и позицию

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Все этапы

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

практический

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Все этапы

задавать вопросы

Все этапы

использовать речь для регуляции своего действия

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

3.Создание в ходе проектной деятельности обучающимися материальных продуктов (выпуск школьной газеты) способствует развитию познавательной мотивации, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности,  успешность выполненной работы вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Результат педагогического проекта будет использован на методических совещаниях педагогических работников школы и города. Результат ученического проекта востребован учащимися школы, выпускниками школы и может способствовать повышению имиджа школы (лучшие материалы планируется направить для публикации в городскую газету «Югорский вестник»).

Литература

1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе /Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.

2.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.– М.: Просвещение, 2010. –– 152с.

3.   Новые педагогические технологии: сборник. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2008. – 208с.

4. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. - 120с.

 5.  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [ А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред.А.Б.Воронцова.  – М.: Просвещение, 2010.- 176с.

6.  Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова/А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.Н.Пертова, А.Ю.Плотникова, С.Г.Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 224с.

7.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.:  Народное образование, 1998. – 256с.

8. Сеть творчески работающих учителей http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&jib_no9136&tmpl=lib

9.   Соколова Т.Е. Информационная культура школьника. Серия книг.- Самара: «Учебная литература»: «Федоров», 2007. – 147с.

10.     Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"

Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....

Консультация для учителей "Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности"

Публикуемый материал раскрывает некоторые вопросы связанные с развитием младших школьников в процессе проектной деятельности....