Комплексная метапредметная проверочная работа для 4 класса.
материал (4 класс) на тему

Савченко Ирина Фёдоровна

Комплексная метапредметная проверочная работа для 4 класса (комплексное задание "Минеральные соли"). Объект оценки - решение учебно-практичес­ких задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметная комплексная работа. Вариант 1

Фамилия, имя ___________________________

 Класс 4 «___»

Алёна после школы рассказала маме, как на уроке они проделывали опыт по выделению из почвы минеральных солей. Мама заметила, что эти вещества есть не только в почве, но и в любом живом организме. Еще она сказала, что всегда следит, чтобы её семья правильно питалась и получала все необходимые минеральные соли. Алёна решила проверить, всё ли правильно делает её мама. Прочитай текст «Минеральные соли» и ты узнаешь, что Алёна узнала о минеральных солях.

Минеральные соли

      Всем живым организмам необходимы минеральные соли. Корни растений всасывают содержащиеся в почве растворы минеральных солей. Человек и животные получают их вместе с пищей или напитками. Какие же соли необходимы человеку для поддержания здоровья?

Кровь человека красная, потому что в ней есть специальное вещество — гемоглобин, содержащее соли железа. При недостатке железа в пище существует риск возникновения малокровия. В крови есть еще и поваренная соль, поэтому она немного солоноватая на вкус.

Кости человека содержат соли кальция, а недостаток кальция может привести к разрушению зубов или плохому развитию скелета. А вот недостаток в организме солей магния может стать причиной ухудшения работы кишечника.

При нормальном питании организм, как правило, получает достаточное количество различных минеральных солей. А вот поваренную соль постоянно необходимо добавлять в пищу.

Задание 1. (3 балла) Недостаток в организме некоторых минеральных солей может привести к различным нарушениям. Запиши в правом столбце таблицы, какие минеральные соли необходимы при данных нарушениях.

Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей

Какие минеральные соли необходимы при данном нарушении?

1. Ухудшение работы кишечника

2. Плохой рост скелета

3. Малокровие

Задание 2.

А) Теперь прочитай текст «Берегись нитратов!»

Берегитесь нитратов!

Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содержание вредных для здоровья минеральных солей — нитратов.

      У свёклы нитраты скапливаются, в основном, в верхней части корнеплода, у моркови — в центральной жёлтой части, а у капусты — в кочерыжке. Оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушать работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества.

Б) (1 балл) Какова цель текста «Берегитесь нитратов!»? Обведи цифру рядом с выбранным тобою ответом.

1) Проинформировать о необходимости употреблять овощи и фрукты.

  1.  Проинформировать о минеральных солях — нитратах.
  1.  Предупредить об опасности нитратов в овощах и фруктах.
  2.  Рассказать о неправильном внесении азотных удобрений.

Задание 3. (1 балл) Дополни предложение. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.

Кровь человека красного цвета, так как в ней есть специальное вещество, содержащее соли:

  1. калия;
  2. кальция;
  3. железа;
  4. магния.

Задание 4. (1 балл) На осмотре у стоматолога у Алёны обнаружили кариес, и врач порекомендовал ей есть побольше определенных продуктов. Какие из приведенных ниже продуктов мог порекомендовать врач? Используй для ответа данные таблицы.

  1. яблоки, курага, сливы;
  2. молоко, творог, рыба;
  3. помидоры, апельсины, хлеб;
  4. горох, орехи, изюм.

Содержание минеральных солей в продуктах питания

Минеральные соли

Продукты

Соли магния

Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат,

Соли кальция

Молоко, рыба, свёкла, фасоль, репа, редис, _________________

Соли калия

Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь,

Соли железа

Яблоки, абрикосы, соя, кабачок,

Задание 5. (2 балла) Алёна делает салат из капусты с морковью и хочет, по возможности, избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она должна выбросить и не употреблять для салата? Запиши свой ответ.

Капуста         

Морковь        

Задание 6. (2 балла) Алёна очень любит редиску. Но при неправильном выращивании в редисе могут скопиться вредные нитраты. Каким образом в организм Алёны вместе с редиской могут попадать нитраты? Дополни приведенную ниже схему (Если затрудняешься, перечитай тексты «Минеральные соли» и «Берегись нитратов!»)

        

Задание 7. (1 балл) Изучи содержание минералов (в мг) в 100 г редиски, исходя из данных диаграммы. Сделай вывод, содержанием какого минерала богата редиска. Допиши слово «редис» в нужный столбец и строку таблицы «Содержание минеральных солей в продуктах питания» (из задания 4).

Вывод: редиска богата солями _________________.

Задание 8. (1 балл) На основании вывода, сделанного в задании 7, добавь слово «редис» в одну из строк данной таблицы:

Содержание минеральных солей в продуктах питания

Минеральные соли

Продукты

Соли магния

Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат,

Соли кальция

Молоко, рыба, свёкла, фасоль, репа, редис, _________________

Соли калия

Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь,

Соли железа

Яблоки, абрикосы, соя, кабачок,

6-7 баллов – «3», 8-10 баллов – «4», 11-12 баллов – «5»

_____________ баллов   Отметка ____________ Достигнутый уровень: ___________



Предварительный просмотр:

Метапредметная комплексная работа. Вариант 2

Фамилия, имя ___________________________

 Класс 4 «___»

Алёна после школы рассказала маме, как на уроке они проделывали опыт по выделению из почвы минеральных солей. Мама заметила, что эти вещества есть не только в почве, но и в любом живом организме. Еще она сказала, что всегда следит, чтобы её семья правильно питалась и получала все необходимые минеральные соли. Алёна решила проверить, всё ли правильно делает её мама. Прочитай текст «Минеральные соли» и ты узнаешь, что Алёна узнала о минеральных солях.

Минеральные соли

      Всем живым организмам необходимы минеральные соли. Корни растений всасывают содержащиеся в почве растворы минеральных солей. Человек и животные получают их вместе с пищей или напитками. Какие же соли необходимы человеку для поддержания здоровья?

Кровь человека красная, потому что в ней есть специальное вещество — гемоглобин, содержащее соли железа. При недостатке железа в пище существует риск возникновения малокровия. В крови есть еще и поваренная соль, поэтому она немного солоноватая на вкус.

Кости человека содержат соли кальция, а недостаток кальция может привести к разрушению зубов или плохому развитию скелета. А вот недостаток в организме солей магния может стать причиной ухудшения работы кишечника.

При нормальном питании организм, как правило, получает достаточное количество различных минеральных солей. А вот поваренную соль постоянно необходимо добавлять в пищу.

Задание 1. (3 балла) Недостаток в организме некоторых минеральных солей может привести к различным нарушениям. Запиши в правом столбце таблицы, какие минеральные соли необходимы при данных нарушениях.

Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей

Какие минеральные соли необходимы при данном нарушении?

1. Ухудшение работы кишечника

2. Плохой рост скелета

3. Малокровие

Задание 2.

А) Теперь прочитай текст «Берегись нитратов!»

Берегитесь нитратов!

Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содержание вредных для здоровья минеральных солей — нитратов.

      У свёклы нитраты скапливаются, в основном, в верхней части корнеплода, у моркови — в центральной жёлтой части, а у капусты — в кочерыжке. Оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушать работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества.

Б) (1 балл) Какова цель текста «Берегитесь нитратов!»? Обведи цифру рядом с выбранным тобою ответом.

1) Проинформировать о необходимости употреблять овощи и фрукты.

  1.  Проинформировать о минеральных солях — нитратах.
  1.  Предупредить об опасности нитратов в овощах и фруктах.
  2.  Рассказать о неправильном внесении азотных удобрений.

Задание 3. (1 балл) Дополни предложение. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.

Кровь человека солоноватая на вкус, так как в ней содержится:

  1. калий;
  2. кальций;
  3. железа;
  4. поваренная соль.

Задание 4. (1 балл) У Алёны были проблемы с кишечником, и врач порекомендовал ей есть побольше определенных продуктов. Какие из приведенных ниже продуктов мог порекомендовать врач? Используй для ответа данные таблицы.

  1. яблоки, курага, сливы;
  2. молоко, творог, рыба;
  3. помидоры, апельсины, хлеб;
  4. горох, курага, кукуруза.

Содержание минеральных солей в продуктах питания

Минеральные соли

Продукты

Соли магния

Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат,

Соли кальция

Молоко, рыба, свёкла, фасоль, репа, редис, _________________

Соли калия

Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь,

Соли железа

Яблоки, абрикосы, соя, кабачок,

Задание 5. (2 балла) Алёна делает салат из капусты с морковью и хочет, по возможности, избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она должна выбросить и не употреблять для салата? Запиши свой ответ.

Капуста         

Морковь        

Задание 6. (2 балла) Алёна очень любит варёную свёклу. Но при неправильном выращивании в свёкле могут скопиться вредные нитраты. Каким образом в организм Алёны вместе со свёклой могут попадать нитраты? Дополни приведенную ниже схему (Если затрудняешься, перечитай тексты «Минеральные соли» и «Берегись нитратов!»)

        

Задание 7. (1 балл) Изучи содержание минералов (в мг) в 100 г свёклы, исходя из данных диаграммы. Сделай вывод, содержанием какого минерала богата свёкла.

Вывод: свёкла богата солями _________________.

Задание 8. (1 балл) На основании вывода, сделанного в задании 7, добавь слово «свёкла» в одну из строк данной таблицы:

Содержание минеральных солей в продуктах питания

Минеральные соли

Продукты

Соли магния

Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат,

Соли кальция

Молоко, рыба, свёкла, фасоль, репа, редис, _________________

Соли калия

Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь,

Соли железа

Яблоки, абрикосы, соя, кабачок,

6-7 баллов – «3», 8-10 баллов – «4», 11-12 баллов – «5»

_____________ баллов   Отметка ____________ Достигнутый уровень: ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная проверочная работа 2 класс (I полугодие)

Комплексная проверочная работа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предназначена для контроля знаний второклассников за пе...

комплексные проверочные работы 2 класс

комплексные проверочные работы 2 класс...

комплексная проверочная работа 1 класс 1 полугодие

Структура  комплексной проверочной работы:          Работа построена на основе несплошного текста познавательного  характера, к которому даётся 7...

Комплексная интегрированная проверочная работа 2 класс

Интегрированная проверочная работа для 2 класса 2 полугодие. На основе текста про Московский Кремль разработаны задания по проверке сформированности ключевых компетенций по русскому языку и матем...

итоги комплексной проверочной работы 1 класс

проверочная комплексная работа "Сова"1 класс...

Комплексная проверочная работа 1 класса

Комплексная работа для 1 класса текст "Сова"...