Использование игровых и информационно-коммуникативных технологий на уроках и внеклассной работе
статья по теме

Иванова Оксана Викторовна

 

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gurina.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Презентационный материал.

Современная школа вступила в стадию освоения новых государственных образовательных стандартов. Одним из направлений изменения начального образования является включение в образовательный процесс современных информационных технологий. Их использование помогает учителям перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Именно о системно-деятельностном подходе как о ведущем в современном образовании говорится в государственном стандарте. Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с игровыми технологиями. Именно эта идея и лежит в основе моей концепции профессиональной деятельности.

Основная цель педагогической деятельности - формирование развитой творческой личности, готовой к саморазвитию, мотивированной к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности,  осуществляющей сотрудничество с педагогами и сверстниками. В целом, можно говорить о воспитании информационной культуры, которое заключается в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

 - формирование навыков и умений, связанных с использованием ИКТ (работа с интерактивной доской, создание презентаций, видеороликов и т.д.);

- развитие логического мышления, воображения, памяти, целостного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать и анализировать, художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;

- воспитание нравственных качеств личности, стремления к самостоятельному отбору информации,  формирование эстетического отношения к искусству слова, умения работать в группах.

    Любая педагогическая технология опирается, прежде всего, на возрастные особенности детей, которые, несомненно, учитываются педагогом при выборе тех или иных технологий.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения).

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Основными ценностями (по Программе духовно-нравственного развития) в моей педагогической деятельности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, здоровье, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество. Именно на осознание их (ценностей) учащимися и направлена моя педагогическая деятельность. 

Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. В данном возрасте  в игре развивается: мотивационно-потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение  для ребёнка, чем личные); появляется познавательный интерес  (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает  в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания); развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения).

В структуру игры как процесса  входит: взятие на себя роли, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Социоигровые технологии лежат в основе ряда приемов ИКТ (электронные учебники, построенные по принципу «виртуального урока» с «виртуальным учителем» и «виртуальными учениками», тренажёры, мультимедийные презентации и т.д.).

«Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности».

Педагогическую технологию, объединяющую возможности ИКТ И социоигровых технологий, можно представить в следующей схеме:

Информационно-образовательная среда  нашего образовательного учреждения позволяет использовать ИКТ на уроках в школе (компьютеры, интерактивные доски, мультимедиапроектор, базы данных, программные продукты и др.), а также я использую данные технологии и  во внеурочной деятельности в качестве дистанционного обучения (через свой сайт консультирую родителей, учащихся).

Среди использованных мною методов и приемов можно выделить следующие:

 - работа с электронными учебниками по разным предметам;

 - использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) для работы с интерактивно доской;

- создание презентаций к урокам;

 - творческие работы учащихся.

Урок с использованием ИКТ имеет свои методические возможности и преимущества:

- повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и другие;

- возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;

- организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

- повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

- развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

- формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1 классов – 10 мин, со 2-5 классов – 15 мин.

Анализируя опыт использования, информационных  и социоигровых технологий на уроках можно с уверенностью сказать, что данная концепция позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объём выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

2) Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 8 с.

3) Лапчик М.П. методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.

4) Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 28 с.

5) Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. / Информатика и образование, 2002. – 12 с.

6) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 © 957/13-13./ Информатика и образование, 2002.

7) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I.

8) www.eti-deti.ru/child/105.html.

ИКТ + социоигровые технологии

- развитие логического мышления;

- воспитание информационной культуры;

 - формирование навыка отбора информации

 

- развитие мотивационно-потребностной  сферы;

- возникновение познавательного интереса;

- развитие произвольности поведения;

- развитие творческого воображения

  формирование навыков сотрудничества и коммуникации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе

В статье освещается важность и необходимость применения ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе...

Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умен...

Организация уроков и внеклассной работы с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий

Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страх...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игров...

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...

Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую м...