Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»
план-конспект урока (1 класс) по теме

Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №63 ОАО «РЖД»

                               

                 Конспект интегрированного урока в 1 классе  

(предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика,  ИЗО)

(возраст:6,6 - 7 лет)

«Мир железной дороги»

Подготовили и провели урок:

                                       учитель начальных классов Лысенко Елена Анатольевна

                       учитель ИЗО Семочкина Марина Владимировна

Место проведения: 1 класс (классная комната и мини-музей ж.д. транспорта)

Оборудование:

интерактивная доска,

проектор,

блок-схемы,

доски (пиши-стирай) для  обратной связи.

детская действующая железная дорога,

стеллажи и витрины для музея,

стенды,

карта «Российские железные дороги»,

рамки для фото, репродукций,

телевизор,

DVD – плеер,

аудиозаписи;

слайды об истории развития железной дороги.

Ноутбуки

Графические планшеты

 

Цветной лазерный принтер

Картридж

Цель: Создание условий для индивидуально-личностного роста ребенка, через ознакомление с профессиями железнодорожников, железнодорожным транспортом,

развитие социокультурных компетенций и художественно-творческих способностей детей средствами информационно – коммуникативных технологий.

Задачи:

  1. Закрепление умения делить слова на слоги, составлять простые предложения с использованием слов по железнодорожной тематике.
  2. Развитие четкости дикции, выразительности речи при составлении кратких и распространенных ответов, дополнении высказываний товарищей;
  3. Расширение и закрепление знаний детей о железной дороге, железнодорожных профессиях, их значимости и необходимости.
  4. Формирование   ИКТ компетентности, при работе с графическим планшетом, моноблоком,  принтером.
  5. Формировать приемы умственных действий анализа и синтеза путем преобразования частей в целостный образ; продолжать развивать пространственное восприятие, зрительно-тактильную координацию, ориентировку на «листе бумаги».
  6. Продолжать развивать мелкую моторику руки посредством эргономичной навигацией стилусом.
  7. Закреплять знание геометрических фигур при изображении паровоза (прямоугольник, квадрат, круг, полукруг, с переходами от части, к части).
  8. Формирование учебной деятельности: умения внимательно слушать учителя и товарищей, выполнять инструкции учителя;
  9. Воспитание уважения к людям труда, желание трудиться на железной дороге.

Предварительная  работа:

1.Вводная экскурсия в железнодорожный мини-музей класса «О чем расскажет нам музей»

2.Разучивание стихов на тему: «Железнодорожные профессии»

3.Беседы о труде железнодорожников

4.Рассматривание иллюстраций на данную тему,

5.Встреча с интересными людьми – родителями железнодорожниками,

6. Цикл занятий по ознакомлению и  развитию навыков и умений в работе с графическим планшетом, ноутбуком, сканером, принтером.

7. Работа с интерактивной доской.

8. Проведение занятий по упражнению графических навыков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дети приветствуют гостей.

Учитель: Рада встрече с  вами и с нашими гостями! Прозвенел  звонок, мы начинаем наш урок.

Для первого класса звонок прозвенел,

Каждый из нас приготовился, сел

Все мы хотим очень много узнать!

Где ж нам сегодня предстоит побывать?

2. Актуализация знаний.

(У учеников на парте раздаточный материал: буквы из разрезной азбуки. На интерактивной доске  картинка с изображением предметов, относящихся к железной дороге: вагон, рельсы,  поезд, вокзал - закрыта «шторкой»).

Учитель: Ребята, чтобы узнать, где нам сегодня предстоит побывать, необходимо выполнить задание.

Задание: Соберите  рассыпанное слово. (Дети работают в парах - составляют слова.  На интерактивной  доске осуществляется проверка  выполненных заданий -  открывается «шторка»).

Учитель: Так куда мы сегодня отправимся?

Предполагаемые  ответы детей: (на железнодорожный вокзал, совершим поездку на поезде, побываем  на железной дороге).

3. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Учитель: Интересно, а много ли вы знаете слов о железной дороге?

Проводится  игра «Назови слово».

Учитель: Я бросаю мяч в руки любому из вас, а  поймавший его называет слово на заданную тему. (Учитель, проходя между рядами, бросает мяч поочередно детям, дети называют слова)

Предполагаемые  ответы детей: купе, паровоз, вокзал и т.д.

Учитель: Много слов назвали, молодцы!

Звучит аудиозапись  «Звуки железной дороги».

 

Индивидуальная работа со схемами слов. (У детей на партах  лежат схемы слов, разбитые на слоги и картинки с изображением  проводника, вокзала, вагона).

Учитель:  Дети, у вас на столах лежат схемы слов, разбитые на слоги и картинки,  соотнесите слово и картинку. Пример на доске: (поезд       ___/____).

(Дети составляют схемы слов. Ученик, который первым справился с заданием выходит к доске, демонстрирует схему на доске, все проверяют правильность выполненного задания).

Учитель:  Как вы думаете, кто главный на железной дороге? От кого зависит работа  железной дороги?

Предполагаемые  ответы детей: люди, машинист, диспетчера и т.д.

Учитель: Посмотрите на экран.

( На экране презентация слайдов «В мире железнодорожных профессий». На фоне слайдов ребенок читает наизусть  стихотворение).

Железную дорогу

Обслуживает много:

Помощник машиниста

Кассир и замминистра,

А также машинист,

А так же сам министр,

А также ревизор,

А также контролер,

Плюс путевой обходчик,

Диспетчер, проводник.

Состав не загрохочет

Без каждого из них.

(Звучит гудок паровоза).

Учитель: Каждое утро, как по гудку паровоза все работники железной дороги спешат на работу. И сейчас, нам предстоит отгадать, представители, каких железнодорожных профессий пришли к нам в гости? (Выходят дети в костюмах железнодорожников).

Машинист: Кто по рельсам, по путям

                    Поезда привозит к вам?

 Дети: Машинист

Машинист:  Быть прекрасно машинистом,

                       Есть, конечно, доля риска

                       Очень трудно быть в пути,

                       И состав большой вести.

Учитель. А помогает ему  помощник. Его главная обязанность следить за сигналами и обо всем докладывать машинисту. Это необходимо для полной безопасности движения. ( В это время на экране появляется изображение взрослого - машиниста на рабочем месте).

Проводница: Я - хозяйка в доме на колесах,

                        Я всегда вас чаем напою.

                        День и ночь тружусь, не уставая

                         Назови профессию мою?  

Дети: Проводница. (На экране появляется изображение взрослого - проводника на рабочем месте).

Диспетчер: Пропускаю поезда

                   Знаю все – кому – куда?

                   Поезд я приму и отправлю,

                   Зря на месте не оставлю

                   Через станцию пропустит,

                    Все запомнит, не упустит.

Дети: Диспетчер. (На экране появляется изображение взрослого  -диспетчера на рабочем месте).

Учитель: А знаете ли вы, что поездного диспетчера называют дирижером движения. Он организует и направляет движение поездов. Дежурный по станции принимает и отправляет поезда, пропуская их через станцию, на которой он работает.

Осмотрщик: Целый день я все хожу

                        По колесам все стучу

                        Неполадки устраняю

                         В путь вагоны отправляю.

Дети: Осмотрщик.  (На экране появляется изображение взрослого – осмотрщика вагонов на рабочем месте).

Осмотрщик: Вагонники – это ремонтники,

                        Должны быть предельно внимательны.

                        Все винтики, гайки и болтики.

                        Осмотрят всегда основательно.

Учитель: Поезда, как и человек, нуждаются в лечении. Осмотрщик вагонов это своего рода врач, диагност вагонов, который должен определить, чем болен вагон. Для этого требуется большая внимательность и наблюдательность. Он должен заметить все неисправности.  Спасибо, ребята, садитесь на свои места.

(Звучит гудок паровоза. Дети возвращаются на свои места).

Учитель:  А кто из вас хотел бы работать на железной дороге?

Дети: Мы.

Учитель: А знаете ли вы, что работать на ней очень сложно и ответственно, и человек, работающий на железной дороге должен обладать определенными качествами, а вот, какими, мы сейчас узнаем.

 Проводится игра «Собери железнодорожный состав». ( На отдельных столах лежат картинки - вагоны, на  каждом вагоне написано  качество характера человека.

Предлагаются  качества характера человека:  агрессивный, внимательный, умный, находчивый, рассеянный, собранный, ленивый, аккуратный, пунктуальный.

Дети «собирают» железнодорожный состав, в котором будут только те качества характера, которые необходимы железнодорожнику).

 Учитель: Ребята, сейчас каждый из вас попробует поработать составителем поезда, разбейтесь на 3 группы, на каждом вагоне написано качество характера человека.  Вам необходимо собрать железнодорожный состав, в котором будут только те качества характера, которые необходимы железнодорожнику, если на вагоне написано, качество необходимое железнодорожнику, то вагон необходимо прицепить к составу, а если нет, вагон отправляется на запасной путь.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием. (Одна группа работает у интерактивной доски.)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Учитель: Вы знаете, какой праздник в начале октября будут отмечать все железнодорожники?

Дети: День компании ОАО «РЖД».

Учитель:  Все наши гости, являются работниками железных дорог, и мы не можем допустить, чтобы они ушли  от нас без подарков.

Учитель:  Какие мы с вами смогли бы  сделать подарки?

Дети:   Рисунок,  открытка, поделка, аппликация.

Учитель: А кто нам может в этом помочь?

Дети:  Учитель ИЗО.

Учитель ИЗО:  Ребята, я вам предлагаю сделать открытки  на графических планшетах. Кто может  сказать, что  такое  графический планшет?

 

Дети: Это способ ввода информации, с его помощью наши рисунки попадают на экран компьютера.

Учитель: А чем вы будете рисовать?

Дети:  Мы будем рисовать стилусом — это специальный электронный карандаш.

Учитель:  А где появиться изображение?

Дети: Мы увидим его на экране компьютера.

Учитель: Но такую открытку нельзя взять в руки.

Дети: Почему нельзя, можно, после того, как мы ее распечатаем на цветном принтере.

Учитель ИЗО:  Ребята,  праздник  для железнодорожников,  значит, и   открытка должна  быть связана  с  железной дорогой. А то же мы  на ней изобразим,  вы узнаете, отгадав загадку:

 

Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колес

И называюсь...

Дети: Паровоз

Учитель ИЗО:  Правильно, приступим к работе. Чтобы наша открытка была  яркая, мы будем использовать векторный фон, выберите какой вам нравиться и вставьте его, пожалуйста.  А теперь, чтобы вспомнить последовательность рисования паровозика, обратите внимание на экран.

( На доске появляется схема – подсказка)

1 РЕБ. Первой изобразим часть паровоза, в которой  располагаются топка и паровой котел, она прямоугольной формы и расположена горизонтально.

2 РЕБ. Вторая часть, это кабина, она тоже имеет прямоугольную форму, но изображается уже вертикально, пересекаясь с первой  частью. Также изобразим часть трубы, она тоже прямоугольная.

3 РЕБ. Дорисуем конец трубы, он выглядит в виде трапеции или прямоугольника, крышу – узкий вытянутый прямоугольник и колеса – круглые, разного размера – два маленьких и одно большое.

4 РЕБ. Следующий этап, нарисуем на кабине квадратное окошко, полукруглый песочник рядом с трубой, треугольный нос паровозика, прорисуем колеса.

 Учитель ИЗО: Теперь работа завершена, мы можем  уже подарить  открытки нашим гостям?

Дети: Нет, нужно распечатать их на принтере.

Учитель ИЗО: Ребята, а принтер у нас один, как  на него попадут все ваши работы?

Дети: Нужно отправить их на флеш – карту.

Учитель ИЗО:  Выполните эту операцию. (Дети передают флеш –карты учителю)

Учитель ИЗО: А поможет мне распечатать открытки …..(Распечатывание на принтере)

Итог урока:

Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Мы отлично поработали, надеюсь, урок  прошел недаром и многие из вас задумаются  о профессии  железнодорожника.

     А сейчас хотелось – бы, чтобы вы поделились своим настроением об уроке на досках обратной связи. Нарисуйте его. Марина Владимировна вместе с ….. распечатали открытки,  возьмите по две открытки и поздравьте гостей с наступающим праздником «День компании»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока обучения грамоте «Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами»

Конспект интегрированного урока чтение+письмо в период обучения грамоте в 1 классе по теме "Закрепление пройденного материала.  Чтение и письмо предложений с изученными буквами". УМК "Школа Росси...

Конспект интегрированного урока обучение грамоте и окружающего мира.

Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.УМК "Школа 2100"....

Конспект интегрированного урока развития речи и трудового обучения «Ель - хвойное дерево и новогодняя красавица»

Интегрированный урок развития речи и трудового обучения. Тема урока "Ель - хвойное дерево или новогодняя красавица?"...

Конспект интегрированного урока чтения и письма в период обучения грамоте.

Конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Культура общения.Этика письма" пригодиться учителям 1 класса в период обучения грамоте. Развивать коммуникативные способности и информационную ...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки "Сказка в народном творчестве"

Данный урок  является связующей нитью двух разных тем, изучаемых в первом классе на уроках музыки и обучения грамоте. Это темы: "Русские народныые музыкальные инструменты" и "Фестиваль русских на...

Конспект открытого урока в 1 классе по обучению грамоте.

Тема урока: «Согласные звуки (з), (з), буквы З, з». (1час из 2 часов)Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З,з, развитие речи, логического мышления, памят...

Статья "Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников. Музейная педагогика и музыка."

Данная статья посвящена значению интегрированных уроков для учащихся начальных классов. В ней приведен личный опыт работы учителя....