игра для учащихся начальной школы
методическая разработка (2 класс) по теме

Цель игры: сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, сообразительноости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект просветительского мероприятия для учителей

                Разработала Намм Л.А.  педагог-психолог МОУ «СОШ № 6» г. Торжок

 Тема «Одаренность,  пути  и способы педагогической поддержки одаренных детей и  подростков».

Цель:  изучить проявление одаренности  у детей и подростков и рассмотреть особенности педагогической поддержки данной категории детей.

Задачи:

1.  Познакомить педагогический коллектив с понятием  «одаренность».

2.  Познакомить учителей с видами одаренности.

3.  Сформулировать совместно методы  педагогического сопровождения одаренных учащихся.

 Объект  -     явление  « одаренность»,

 предмет -  особенности педагогической работы по поддержке и сопровождению одаренных детей и подростков.

Начало:

Разогрев:    Продолжите фразу «Я  могу работать с одаренными детьми, потому что……»

Основной этап:  

Сообщение психолога по проблеме одаренности.     10 минут

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выделяют общую одаренность и специальную одаренность.

Общая одаренность  проявляется  в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода  интеллектуальных заданий (например, высокой обучаемости  предметам как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла).  В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.

Специальная одаренность проявляется в успешности выполнения какой – либо  специальной деятельности: музыкальной, математической, спортивной, художественной и т. д.

В специальной одаренности  выявляют способности  в интеллектуальной деятельности, специфические  способности  к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному  или исполнительскому искусству, психомоторные способности.

Согласно наиболее распространенной точке зрения, основу одаренности образуют врожденные анатомо-физиологические  особенности нервной системы (задатки), которые  развиваются в результате специально организованной деятельности в способности.

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С. И. Ожегова «Одаренный» определяется как талантливый, а «талантливый» определяется как обладающий талантом. «Талант», в свою очередь, – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» – природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а «дарование» – как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что «талант» (гр. talanton) – выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Одаренные дети, какие они?

Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников. Данный подход довольно уязвим, и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Среди определений понятия  «одаренный ребенок » наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»:

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности, Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально – педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

Согласно теории Богоявленской Д.Б., 

 «Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

- наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия  ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.  

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности,  выражающегося в склонности  «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка  (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом  метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

Виды одаренности:

  1. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
  2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.  Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.
  3. Творческая одаренность. Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). Здесь есть необходимость  остановится лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые – увы! – вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы; яркий темперамент. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.
  4. Лидерская одаренность. Наконец, о лидерской одаренности (используются также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности»). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность.
  5. Практическая одаренность. Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, выделяет «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию весьма  среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект УК окружающей действительности, не обязательно отличается в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Например, для компенсации слабых сторон человек вырабатывает свои способы, включая привлечение других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо, Очевидно, сто этот вид одаренности имеет общие черты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.

Работа в группах  -    Мозговой штурм     (10 минут)

1 группа   -  « Проблемы в обучении, с которыми сталкивается одаренный ребенок ».

2 группа:    «Проблемы, с которым сталкиваются учителя при наличии в классе одаренного ребенка».

3 группа:    «Проблемы родителей одаренных детей».

4 группа:   «Пути решения проблем одаренного ребенка, вовлечение его в разнообразные виды деятельности».

 

Каждая группа озвучивает результаты своей работы.

Заключительная часть: Подведение итогов  работы

 

Совместно формулируются выводы и рекомендации коллективу  по результатам работы.

*педагогическому коллективу изучить литературу по проблеме одаренности;

* начать работу по выявлению детей и сбору данных об одаренных и талантливых  детях;

*подготовить педагогические кадры для работы с одаренными детьми;

*продолжать работу  школьных научных обществ, вовлекать детей в их деятельность;

* вовлекать детей в научно-исследовательскую и поисковую работу;

*проводить ежегодно научно-практическую конференцию, олимпиады, интеллектуальный марафон;

*вовлекать детей в работу  музыкальных, изобразительных, прикладных, спортивных коллективов.

Рефлексия занятия: Продолжи фразу: «Я буду работать с одаренными  детьми, потому что …»

Педагогам раздаются памятки по работе с одаренными детьми.

Памятка для педагога

Для работы  с одаренными и мотивированными  на достижения детьми педагогу необходимы:

 - общая профессиональная подготовка - предметные, психолого-педагогические, методические знания, умения, навыки (важно не столько реализовать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать   и развивать детскую одаренность, предоставлять свободу  ученику)

- профессионально значимые личностные  качества:  чуткость,    теплота, расположенность к детям,  чувство юмора,  энтузиазм,  энергичность,  высокий интеллект, уверенность  в себе, иметь  творческое нетрадиционное личное мировоззрение.

Педагог не должен забывать, что одаренные дети, как и все остальные, нуждаются в обратной связи, им очень важно, чтобы педагог проявлял доброжелательность при оценке их деятельности. Необходимо их вовремя похвалить! Серьезное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребенка играет огромную роль в формировании ценностных критериев, которыми они будут руководствоваться по жизни.

Рекомендации  по работе  одаренными детьми, предлагаемые Кэролом Тэкэксом

в  книге « Счастливые родители одаренных детей»:

1. Учителю следует избегать  укрепления перфекционистских  тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка  за прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми.

 2. Учителю не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его  будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность  и отторжение других детей.

3. Другая крайность – преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и сарказм со стороны учителя так же недопустимы.

4. Учителю полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания, поэтому  следует разнообразить программу с учетом потребностей данной категории детей.

Вывод: одаренный ребенок приходит в школу, как и любой другой школьник, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, хочется верить, разглядит в каждом  его высшие потенциальные возможности.

Игра «Мы - талантливые, одаренные, задорные»

                 Разработала Намм Л.А.

педагог-психолог МБОУ «СОШ № 6 » г. Торжок

 Для учащихся начальной школы  (2-4 класс)

 Цель: активизировать творческие  способности учащихся.

 Задачи:

  1. развитие творческого самовыражения,
  2. развитие гибкости мышления
  3. сплочение коллектива

Ход игры:

   Вступительное слово ведущего игру:

«Дорогие ребята, сегодня мы с вами  примем участие в игре  «Талантливые, одаренные, задорные». Каждый из вас талантлив, умен и задорен, но для того чтобы добиться успеха, нужно быть еще и  дружными.  Скажите,  у вас дружный класс?    (дети:  Да!)

Тогда мы начинаем нашу игру! Для этого вам надо разбиться на 2 команды. Для этого поиграем в игру «Зоопарк».  Каждый из вас получает  карточку с названием животного

( например: собака, кошка, утка). Ваша задача – найти своих собратьев по зоопарку, но говорить  вам запрещается. Можно двигаться, мяукать, издавать звуки  как это животное,  которое указано у вас в карточке. Участвуют все».

Дети соответствующим образом  делятся на команды.

«Вы разделились на команды. Придумайте имя своей команде, что бы в нем было название вашего животного, например: боевые утки, отважные коты  и т. д.».

Представление своих команд.

 «Отлично, мы можем теперь начинать нашу игру!  Оценивать сегодня вас будет наше жюри».

   Представление жюри.

Первое задание:  на доске слово «СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ».

 «Вы должны составить и записать   слова из букв данного слова.   Каждое слово  оценивается одним баллом. Работаем 5 минут».

Команды стараются составить большее количество слов. Представители от команд сдают жюри листочки с записанными словами.

Второе задание: Нарисовать несуществующее животное.

Первая команда  получает карточку               «зебра,  бабочка,  рыба».

Вторая команда                                                «слон, гусеница,   рак ».

 

 Дети рисуют несуществующее животное. За каждое животное жюри начисляет 1 балл,   максимально за 3 животных можно получит 3 балла.

Третье задание: Ведущий игру загадывает  загадки – шутки. Первая отгадавшая команда получает за  каждый ответ 1  балл.

1. На одном берегу цыплята,  на другом берегу – утята. Посередине островок, кто быстрее доплывет?  (цыплята   плавать не умеют).

2. Катится  по столу колесо разноцветное: один угол у него красный, другой зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до  края стола, какой цвет мы увидим? (у колеса нет углов).

3. У мамы есть  кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей  у мамы? (дочка Даша).

4. На каком языке будут разговаривать между собой  немецкая  и шотландская овчарки?

( на собачьем).

5 Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? (мухи зимой не летают).

6. У двух хваталок по пять тыкалок. Что это? (руки).

7. У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом,

    Она съела мышку с длинным хвостом,

    А мышка проглотила соломинку вместе с зернышком.

    А зернышко было единственное.

    Сколько лет мальчику, у которого жила кошка.  (9)

8. На столе лежат два яблока и четыре груши.

    Сколько овощей лежит на столе? (0- это фрукты).

9. Она мне соседка,  а я ей не соседка. Кто я ей? (я - сосед).

10.Я тебе дочь, а ты мне не мать. Кто я тебе?  (отец).

Четвертое задание:  Игра  «Отгадай, кто что делает?»

Команда получают карточку  с заданием. Участвуют 3 человека от команды.  При помощи жестов  изобразить действие. Другая команда должна угадать.  За каждое угаданное действие по 1 баллу.

1 команда:                                                                      

- несу арбуз

- отвечаю у доски

- играю на компьютере

2 команда:                                            

-выгуливаю собаку

- читаю газету

- ем мороженое

Пятое задание:   «Скульптура»

 Все члены команды изображают скульптуру на заданную тему.

За лучший результат 5 баллов,  и менее.

«переполненный автобус»      «детская площадка»       «неожиданный ливень»

 

Работа жюри:

подсчет баллов по каждой команде.

Подведение итогов. Жюри объявляет результаты игры.  Вручение хвалебных писем.

Вы показали, какие вы умные, активные, сообразительные, творческие дети.    Предлагаю вам потанцевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа подходит для работы школьной спортивной секции....

Игра для учащихся начальной школы “ ЗОЖик”

Данный материал поможет сформировать представление о здоровье; основные гигиенические навыки; развивать смекалку, внимание, навыки самостоятельной работы и работы в группах....

Подвижные игры для учащихся начальной школы.

Подвижные игры проводятся на уроках физической культуры, кружках , в походах....

Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы "Умники и умницы"

Игра представлена в интерактивной форме и состоит из пяти категорий вопросов: "Загадки", ""Сказки", ""История", ""Деревья", "Детские писатели"....

Подвижные игры для учащихся начальной школы

Сборник подвижных игр для проведения на уроках физической культуры учащимся начальной школы....

Программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.

Программа составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образов...