интеграция знаний НРК Удмуртии в программы начальной школы
методическая разработка по теме

возможности интегрирования краеведческого материала в содержание учебных предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integraciya_NRK.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция знаний по национально-региональному компоненту Удмуртии

 в тематическое содержание предметов в начальной школе

1. Актуальность темы

Начальная школа –это важнейший период формирования основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Введение интеграции предметов в системы начального образования положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся.

Содержание интегрированного урока , обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Способствует не только оптимизации учебной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна  в современной школе.

У учителя начальной школы, решившего изучение национально-регионального компонента (НРК) Удмуртии, встает проблема отсутствия специального учебного предмета в программе обучения младших школьников. Решением может стать использование интеграции НРК Удмуртии в учебные предметы, работу с классом в ГПД, с внеклассной работой, привлечение внимания  родителей к развитию познавательного краеведческого интереса, навыков исследовательской деятельности.

Цель данной педагогической деятельности:

поиск эффективных приемов формирования и совершенствования универсальных учебных действий младших школьников через краеведческую направленность

Задачи:

  1.  Воспитание у учащихся позиции «Я – гражданин Удмуртии»
  2. Поиск и апробация различных способов интеграции УВП с НРК Удмуртии
  3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Повышение педагогической и психологической компетенции родителей через создание условий для участия родителей в образовательно-воспитательном процессе.

Прогноз:
1)повышение уровня знаний учащихся
2) изменение уровня сформированности мыслительной деятельности детей, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
3) существенное эмоциональное развитие младших школьников, основанное на привлечении музыки, изобразительного искусства, художественного труда, литературы и других предметов;
4) развитие познавательных интересов, что проявляется в стремлении учащихся  к активной самостоятельной исследовательской и творческой работе на уроках и во внеурочное время;
5) повышение культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей, педагогической и психологической компетенции родителей

В основе опыта работы по интеграции  обучения в начальной школе через внедрение национально-регионального компонента, формирования ключевых компетенций с применением и использованием знаний по национально-региональному компоненту лежит представление о том, что свойства психики человека, основа его интеллекта и всей духовной сферы формируется главным образом в младшем школьном возрасте, поэтому перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих и исследовательских способностей, воспитания  личности в целом.

Механизм реализации:

 Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ « СОШ № 11» г. Ижевска, а также культурно- образовательные возможности сотрудничества с городскими и школьными музеями, библиотеками, филармонией, ДДТЮ, РЭБЦ, семьями учащихся класса.

Диапазон опыта:

 единая система « интегрированный урок – внеклассная работа- система работы в ГПД - работа с родителями » в начальной школе

2. Интеграция знаний по национально-региональному компоненту Удмуртии в преподавание предметов в начальной школе

2.1. Суть интеграции

Стремление к интеграции учебного материала, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Он выступал за взаимосвязанное изучение грамматики, философии, и литературы, Джон Локк - истории и географии.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты, и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства и предметов гуманитарного цикла на личность, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов, исторических представлений. Об это убедительно писали Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский.

К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элемент двух видов речевой деятельности – письмо и чтение.

Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей Это – интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире.

В начальной школе интегрирование знаний национально- регионального компонента Удмуртии в образовательные программы  позволяет обучающимся получить:

1) основы знаний по традиционному "домострою": выбор места для жилья, двор, поле, сад, огород, типы жилищ, их внешнее и внутренне обустройство; улица, ее обычаи и нравы; род и родственнники; соседи; дом и общество, дом в произведениях фольклора, литературы, изобразительного искусства;

2) представление о родовых (базовых) видах трудовой деятельности человека (хлебопашество, огородничество, скотоводство, рыболовство и охота, бортничество), показать, как все это отражено в искусстве народа;

3) знания и навыки по прикладному искусству народа: виды домашней утвари, ее отделки; игрушки; посуда; инструменты и оружие, материалы народных ремесел; пути и средства овладения ремесленническим мастерством, рассказы о народных умельцах;

4) знания о принципах создания народной одежды: экологическая целесообразность и красота народного костюма, технология изготовления; национальные, региональные типы и разновидности народной одежды; народные традиции и современная мода;

5) знания о традиционной праздничной культуре народов, проживающих традиционно на территории Удмуртии: будни и праздник, народный и праздничный календарь, приметы и обычаи; обряды – календарно-бытовые и семейно-бытовые; сходство и различие видов народных праздников, ритуалов; роль традиций в современных праздниках, обрядах .

Внутрипредметная интеграция

Некоторые наши математические понятия и представления, сформированы в детстве при общении с природой. Совершенствуя устные и письменные вычислительные навыки, решая задачи разных видов на краеведческом материале, развивая логическое мышление, способствуем формированию экологических знаний об объектах природы, их многообразии и экономической пользе, ведь учащиеся получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.

Уроки математики позволяют сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала детьми. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность рек местного характера и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.

Межпредметная интеграция – проявляется в интегрировании краеведческого материала в различные темы  предметов; спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений.

На уроке русского языка  идет работа на материале текстов произведений удмуртских писателей или поэтов ( фонетический, морфологический, морфемный ,орфографический анализ слов; синтаксический разбор предложений; подбор антонимов и синонимов, сравнение с авторской лексикой; деление на слоги, для переноса)

При изучении тем «Алфавит», «Написание большой буквы в именах собственных» возможны задания типа:

1.Используя порядковый номер буквы в алфавите, расшифруйте слово:

5

21

5

10

15

Как ижевчане увековечили фамилию прославленного земляка?

2.Комментированное письмо:

Жители Ижевска часто в праздничные дни посещают площадь у Вечного огня. Прекрасный вид аккуратных аллей, чудесное пение соловьев пробуждают радостные чувства  у горожан.

3.Чистописание с кратким введением необходимых знаний краеведения

Азбука Ижевска( по аналогии с данным)

- А а ая ам ал ан аю ава  Арсенал Арсенальная площадь  Аксион Азин

4.Работы по развитию речи или сочинений (возможная тематика):

В музее нашего города( после проведенной экскурсии).

О чем рассказал памятник ( после проведенной  экскурсии).

Описание одного из богатырей героического эпоса удмуртского народа.

Моими родственниками гордится наш край

Описание животного ( растения).

Повествование на тему «Лес в разные времена года», «Любимые места города», « Наш город в праздничном убранстве», «Наша школа».

Рассуждение на тему « Почему нельзя разорять птичьих гнезд».

История и традиции нашей школы.

5.Диктанты на материале краеведения :

«Главный город».

Ижевск- главный город, столица Удмуртии. Здесь много красивых улиц и площадей. Все знают Арсенальную и Центральную площади. Как там хорошо! В дни праздников горожане приходят сюда отдохнуть, посетить краеведческий музей, постоять у Вечного огня. Вокруг президентского дворца очень уютно и красиво. Отсюда можно пройти по площади и по лестнице спуститься на набережную пруда.

6.Изучение (закрепление изученной) темы

Тема «Имена прилагательные».

Дается текст-загадка:

Оба животных- хищники, питающиеся мелкими грызунами, маленькие, ловкие и сильные. Она значительно меньше, хотя и очень похожа, главное отличие-отсутствие черной кисточки на конце хвоста (горностай и ласка)

Задания учащимся:

Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

Определите их число( род, падеж).

Какие еще слова-признаки можно использовать в описании этих животных?

Б) Перечисли синонимы-прилагательные к названию нашего края  

Тема «Правописание парных согласных на конце слов»:

Дидактическая игра по теме после инструктирования учителем:

Типография – это предприятие, где набирают и печатают различные издания: книги, газеты. Вы сейчас будете работать корректорами- исправлять ошибки. Достаньте из конверта карточки со словами, вставьте буквы, пропущенные  при печатании (примените правило написания парных согласных).

 Слова на карточке: гер( ), гим ( ), фла ( ), горо( )

  • В каком слове отсутствует орфограмма «парный согласный на конце слова»?
  • Демонстрируется символика города( герб, флаг). Рассказывается о неофициальных символах нашего города и республики
  • Рассказ-описание герба и флага.
  • Назовите авторов гимна Удмуртии.

2 вариант:

 Разгадай ребус  :

Рысь

Тетерев

  • Объяснение написания парных согласных на конце слов
  • Каких других представителей фауны Удмуртии знаете?
  • В названии каких представителей фауны Удмуртии можно встретить парный согласный на конце слов?

Тема «Традиционное написание сочетания ча в словах » позволяет включение в урок материала о П.И.Чайковском. Возможна работа по развитию речи на материале слайдов о композиторе.

7) Словарный диктант на уроках русского языка:

Учитель диктует, а учащиеся записывают слова

1 блок:Чемодан,абрикос,аккуратный, батон, картина, одежда, ветер

Выполняются последовательно задания:

1) определите род имен существительных

2) называется орфограмма каждого слова + дается для запоминания ассоциация+ отыскивается спрятавшееся слово в предложенном слове

3) подбирается подходящий признак для каждого существительного

4) называется лишнее слово и аргументируется причина выбора его ( почему?)

5) Устное словесное рисование картины, на которой будут изображены все предметы.

Что и почему нарисовать не сможем?

Выпишите на новую строку:

-непарный мягкий глухой согласный 1 слова

-безударный гласный первого слога

-непарный звонкий мягкий согласный 3 слова

-звонкий согласный 2 слога 4слова

-ударный гласный слова картина

-глухой согласный 1слога слова картина

-слог, который нельзя переносить из слова одежда

-парный звонкий согласный слова ветер

образуйте слово (Чайников)

1.Назовите орфографическое правило записи слова

2.Кто может назвать его имя и отчество?

3.Что вы знаете об этом человеке?

4.Как ижевчане увековечили память о нем?

2 блок для записи:

Чемодан, через, закон, ворота, иллюстрация, вагон, бассейн

1) Какое слово лишнее, почему?

2) Назовите слова с удвоенным согласным

3) назовите слово, у которого есть проблемы с переносом

4) определите род имен существительных

5) называется орфограмма каждого слова + ассоциация+ слово в слове

6) подбирается подходящий признак для каждого существительного, определяется род

выпишите на отдельную строку:

- 1 слог слова чемодан

-2 слог слова через

-ударный гласный слова закон

- парный звонкий согласный слова  ворота

Назовите правило записи слова

Что вы знаете об этом человеке?

Вклад этого спортсмена в развитие спорта в Удмуртии?

Как он помогает разным народам проявить уважение к стране и республике?

3 блок

. аллея, чемодан, класс ,терраса, осина, запад, завтрак ,волшебный, облако, винегрет,

а) род имен существительных

б) орфограмма каждого слова + ассоциация+ слово в слове

в) подходящий признак для каждого существительного

г) лишнее+ почему?

Д)  картинка, на которой можно нарисовать почти все предметы

Запишите на новой строке буквы по заданию:

-1 слог  слова аллея

-гласный 1 слога слова чемодан

- глухой согласный слова, называющего комнату для занятий в школе. Его звонкая пара записывается 4 буквой алфавита.

*Какие еще значения имеет это слово?

-3 слог слова, называющего летнее открытое помещение в жилом доме в виде пристройки с крышей на столбах

-непарный звонкий слова осина

-парный звонкий 2 слога слова запад

-непарный звонкий слова, называющий обязательный утренний прием пищи, дающий запас энергии на целый день

- 1 слог имени прилагательного

-последний слог слова, называющего скопление влаги в верхних слоях атмосферы

- парный звонкий согласный слова, называющего витаминный салат из овощей

правило записи слов

что вы знаете об этом человеке? Кто является президентом страны? Каких людей выбирают в президенты?

 Легко ли быть президентом? Что надо для этого?

Что ты можешь сделать для того, чтобы тебя уважали и верили тебе окружающие люди?

Чтение включает помимо художественных литературных и краеведческих текстов материалы по истории, природоведению, краеведению Удмуртии.

Тематика уроков внеклассного чтения.

1. Фольклор народов, проживающих на территории Удмуртии.

2.Знакомство с творчеством удмуртских писателей и поэтов, произведениями об Удмуртии.

3.Чтение дополнительной литературы на темы краеведения.

                                                Тематика уроков технологии  и  ИЗО:

1.Работа с природным материалом ( солома, мох, желуди, листья и травы, ветки, корни, семена  и крылатки деревьев при создании композиций, аппликаций и объемных поделок) « мы живем в лесном краю»

2.Беседа « Как рубашка в поле выросла». Игрушки наших бабушек.

3.Жилища разных народов. Устройство и предметы быта народов, проживающих в Удмуртии. Коллаж « Улица удмуртского села»

4.Лепка (мягкая игрушка, аппликация, портрет) героев мифов и сказок  народов, населяющих Удмуртию.

5.Орнаменты.Изготовление или рисование полотенца с национальным орнаментом.

5.Дизайн посуды

6.Шитье рубахи, одежды для куклы в народном стиле.

Куклы-обереги из ниток.  Вышивка узоров. Лоскутное шитье ( одеяло)

7. Рекламный буклет, коллаж на темы краеведения  ( Мой город. Мой район.)

8. Проект памятника  для детского парка

9. Аппликационная работа (бумага, ткань, пластилиновый барельеф)

 «Герб и флаг Ижевска, Удмуртии»

Интеграция знаний по НРК Удмуртии в уроки истории:

1.О чем говорят фамилии. Происхождение и первоначальное значение типичных фамилий народов Удмуртии.

2.Лента времени Ижевска. История возникновения города-завода.

3.Лента времени истории Удмуртии.

4. Культура, литература и история родного края .

5.Сокровища земли Удмуртской.

6. Реферат «Мои знаменитые земляки, оставившие след в истории России».

7.словарь старинных слов названий предметов быта, одежды и т.д.народов, традиционно проживающих на территории Удмуртии

8.Реферат «Памятники культуры города»

9.Сходство архитектуры Ижевска с другими городами.

10.История заселения края. Занятия древних удмуртов. Удмуртия в 18( 19, 20, 21) веке.

11. Традиции и обычаи народов, традиционно проживающих на территории Удмуртии . Человек, семья в народной культуре.

12. Влияние исторических событий на Руси, в России на историю Удмуртии

( Ижевска). Своеобразие исторической судьбы Удмуртии

13.Удмуртия в годы Великой Отечественной войны

14.Моя родословная.

Тематика мероприятий по внеклассной работе:

1.Турнир эрудитов  «клуб знатоков родного края».

2.Утренник «Край мой родниковый»

3.Семейные краеведческие клубы «Реликвии нашей семьи», «Герб, флаг и Гимн нашего рода и семьи», «Под крышей дома моего».

4.Устный журнал «Ими гордится наш край». Встречи со знаменитыми горожанами ( в том числе и с родственниками учащихся)

5.КВН «Люби и знай родной свой край»

6.Конкурс чтецов стихотворений удмуртских поэтов.

7. Олимпиада знатоков родного края.

8.Классные часы  с тематикой краеведения.

9.Очно-заочные путешествия по родному краю, в музеи города и школьные музеи. Посещение программ филармонии с тематикой краеведения.

10. Конкурс на лучшую самодельную книжку по тематике краеведения ( о городе, о республике, знаменитых земляках и т.д.)

Включение сведений по НРК Удмуртии в уроки природоведения

1. Географическое положение Удмуртии на карте России.

Особенности неживой природы, топонимики Удмуртии( на доступном уровне)

2. Объекты фауны и флоры, встречаемые в Удмуртии , редкие и исчезающие виды;

3.Лес как природное сообщество. Животный и растительный мир в удмуртском фольклоре.

3. Опасные животные и растения ( интегрирование с уроком ОБЖ)

4. Способы ориентирования на местности по местным признакам.

5. Наиболее значимые   памятники архитектуры и природы Удмуртии;

6.Экологические проблемы республики и возможные пути предотвращения 7.Экономика и промышленность. Отрасли. Ведущие промышленные предприятия Ижевска и Удмуртии. Преобладающие профессии в Ижевске, Удмуртии.

Узоры в истории нашего края

( разных народов)

  1. закономерности в построении узора
  2. узоры на архитектурных памятниках, решетках-заборах  и зданиях
  3. узоры на одежде
  4. узоры на посуде
  5. узоры на оружии
  6. узоры в оформлении книг
  7. магические узоры

проекты:

  1. вышивка с узорами (разные виды швов)

          + групповое составление альбома

  1. энциклопедия узоров

           + групповое составление альбома, картотеки

  1. модели одежды с узорами ( игрушка, изделие)

             + презентация

  1. макет самодельной посуды с узорами

             + групповая коллекция

  1. исследовательская работа
  2. компьютерная презентация, викторина  или учебный фильм ( звук, анимация)

этапы работы:

  1. цель
  2. план работы
  3. сбор информации
  4. выполнение проекта
  5. презентация

Часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2–3 урока подряд, объединяя три и более предмета. Здесь можно говорить уже о новой форме организации учебного процесса – интегрированном блоке.

Интегрированный блок может реализовываться и в течение целого дня, тогда возникает новая форма обучения – интегрированный учебный день:

на уроке математики изучается тема «Симметрия тел»,

 на интегрированном уроке окружающего мира и краеведения  «Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев, входящих в типичную флору региона (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?

На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев.

Для младшего школьного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость длительного восприятия. Поэтому обращение к одной теме 3 – 4 раза на разных уроках будет способствовать развитию внимания детей и длительному сохранению их интереса к одной теме.

Транспредметная– высший уровень интеграции содержания Может быть охарактеризована как объединение в единое целое содержания образовательных областей обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы

2.3.  Варианты интеграции знаний национально-регионального компонента Удмуртии с учебными предметами в начальной школе:

        Можно интегрировать знания по краеведению в два, три и более предметов:

  • литературного чтения, русского языка; окружающего мира, музыки и изобразительного искусства;
  • математики,  технологии; окружающего мира;
  •  окружающего  мира,  технологии, изобразительного искусства  
  • окружающего  мира и физической культуры;

2.4. Формы интеграции

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания

Например, образ природы раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции на примере анализа иллюстраций картин художников разных народов, проживающих на территории Удмуртии; в литературе – через художественные средства выразительности в специально подобранном тексте; на уроках русского языка- на материале произведений писателей и поэтов; в музыке – через прослушивание звуков природы, исполнение песни, слушание отрывков произведений сокровищницы музыкальной культуры Удмуртии.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность. Удобно использовать для фольклорные произведения ( пословицы, поговорки, сказки).

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия :учащиеся  самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и групповое общение.

Анализируя учебные программы, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективной интеграции в УВР знаний национально- регионального компонента Удмуртии.

Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю; формирования нравственной личности гражданина и патриота России.Через краеведческую направленность УВР происходит расширение и  углубление содержания образования и воспитания младших школьников,  границ их познавательной и исследовательской активности.

Преимущества интегрированного урока:

1. Формируют целостную картину мира. Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
2. Являются источником нахождения новых причинно-следственных связей между фактами в различных предметах. Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
4. Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника. расширяя кругозор, развивая творческую активность, образное мышление, воображение, внимание, мышление, речь и память учащихся.
5. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.


Конспект интегрированного урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

Тип урока: применение знаний на практике

Цель урока:

научить определять необходимость написания  удвоенной согласной на стыке приставки и корня в словах русского языка

Задачи:

Образовательные: 

-научить применять полученные теоретические знания для правописания орфограмм в разных частях слова;  

-закрепить умения и навыки определения состава слова, различения приставки и предлога, правописания приставок в словах

Воспитательные: 

-вовлечь в активную познавательную деятельность ;

-совершенствовать навыки общения в учебном диалоге и групповой работе

Развивающие: 

-совершенствовать умения работы с источниками знаний;

- развивать творческие способности;

- развивать познавательный интерес к окружающей жизни и изучению краеведения Удмуртии.


этапы

время

деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

методические рекомендации

1.оргмомент

2мин

организация настроя на продуктивную учебную работу:

-проверьте положение мебели,  наклон тетради, осанку.

выполняют просьбы учителя, записывают в тетради число

Похвалить

2.Работа по совершенствованию каллиграфических навыков учащихся.

Словарная работа

8мин

1.Запишите правильно буквы по заданию:

-опасный парный звонкий согласный слова берег

-безударный гласный слова часы

-непроизносимый согласный слова солнце

- этот соединительный гласный в сложных словах пишется после мягких согласных в 1 корне

-буква, которая в алфавите между п , с

-непроверяемый безударный гласный слова перрон

-буква записывает звук (а) и используется для обозначения мягкости согласного на письме

2.подровняйте буквы и поставьте их на строчку

3.проверка работы у доски

4.Назовите, какое слово получилось?  

5.Хоровое пропевание слова, запись  правее записанных букв, соединяя буквы ( галерея )

 6.Назовите значение слова.

 На какой вопрос отвечает? Определите часть речи? Род? число?

7.Выполните деление на слоги и для переноса (запись)

8.поставьте ударение

9.Какая встретилась орфограмма?

 Выделите зеленой пастой

10. Какая ассоциация  поможет запомнить написание слова?

(имена Гале, Лере)

11.Есть ли в нашем городе галерея? Что полезного можем увидеть там?

2. введение слов «картина», «пейзаж»:

чтение по карточке с пропущенными орфограммами,узнавание, прогнозирование написания орфограмм, сравнение с правильным написанием

похвали свою орфографическую зоркость и память

( погладь себя по голове)

б)Работа со словом «картина»  

1.Назовите значение слова. На какой вопрос отвечает? Определите часть речи? Род? число?

На какой слог падает ударение?

Какая орфограмма прячется в слове?

Какая ассоциация помогает запоминанию правописания?

в)Работа со словом «пейзаж»

Посмотрите точное значение слова в «Толковом словарике» учебника на с 143.

На какой вопрос отвечает? Как определить часть речи? Род? число?

На какой слог падает ударение?

Какая орфограмма в слове?

Какая ассоциация помогает запоминанию написания?

( слово в слове- пей)

Запись с проговариванием, выделение орфограмм, сравнение с опорой

к

п

г

а

л

е

р

е

я

р

й

т

з

и

а

н

ж

а

3. Какое слово и почему может быть  «3 лишним»

( по кол-ву слогов, кол-ву букв; орфограмме; наличию звонкого согласного  в начале;гласного в конце слова).

4.Составление предложения со словами ( цепочкой)

5.Какие фамилии удмуртских художников вам известны ?

Можете ли назвать фамилии пейзажистов и названия их картин ?

А как узнать? Для чего это надо?

 Все работают в тетради.2 чел выполняют работу за створками доски

проверяют работу у доски, называют получившееся слово. Участвуют в учебном диалоге. 

Выполняют задания учителя.

Самооценка чистописания на полях. Следим за правильным написанием букв и соединений весь урок!

похвалить работавших у доски

релаксация

подсказки даются лишь в случае затруднения, после выслушивания ответов учащихся

3.Актуализация знаний

4мин

1.что такое приставка?

2 Как ее можно найти в слове?

3.для чего она служит?

4.Каким значком обозначается приставка?

5.Как пишется приставка со словом?

6.Как ее отличить от предлога?

покажите на табло: 1- если приставка    2- если это предлог

До  ехал до  березы, по  деревне по  бежал, про  читал  про  город,  от  комнаты   от  мел, под  полз  под  яблоню,  на   собаку    на  кричал,   перед  машиной  пере  бежал

6. Возможные действия для слова картина, пейзаж (учащиеся называют цепочкой друг за другом)

7. С какими приставками можно получить новое значение слова «смотреть»?

8.Когда и почему появляется и пишется удвоенная согласная в этом слове?

отвечают на вопросы учителя

показывают на цифровом веере

повесить на доске табличку с приставками

с   за   вы   под  про   от  при  над  до рас

4.Физминутка:

2 мин

Если в слове есть приставка, надо хлопнуть; если нет- присесть:

Бег, забег, побег, бегония, полет, летчик, вылет, перелет, запах, забота.

выполняют задания

5.Групповая работа по теме урока

8 мин

Образуйте 4 группы. Выполняется упр.162 учебника.

 Беседа после выполнения задания:

1.О каком городе идет речь в тексте?

2.Как узнали?

3.Почему так названа галерея?

4.Картины каких художников мы можем увидеть в Третьяковской галерее?

5.Названия каких пейзажей и фамилии их создателей можете назвать?

6.Выполняется проверка работы групп ( проводится презентация) и коллективная проверка работы у доски

7.Сколько слов названо?

 Кто сможет повторить все слова?

Какие словарные слова использовались сегодня на уроке?  

слоговое пропевание по опоре

Напомните значение слова «галерея».

образуют 4 учебных группы 

у доски 4чел.  ( по заданию 2, затем выполняют взаимо-контроль)

класс делится на 4 группы, т.к. они функционируют давно, задержки времени это не вызывает

6. Введение знаний по НРК Удмуртии. Контроль знаний.

8 мин

1.Исследователи Удмуртии  отмечали наблюдательность и искусство удмуртских охотников, прекрасно знавших повадки зверей  и птиц.

Угадайте по подсказкам, кто помещает портрет в нашей галерее:

1.Встречается в удмуртских народных сказках

2.Не смог перехитрить сказочного журавля  

Назовите встретившееся слово с приставкой? Назовите приставку? 

3.Какой зверь жаловался Айболиту, что пострадал от осы                                                        Назовите слово с приставкой?  Какой?

4.Литературный отец Айболита 

5.Баснословная похити-тельница сыра  

Какое встретилось слово с приставкой? Какой?

6.Наказал Колобка за пренебрежение правилами общения с незнакомыми животными    

Какое слово с приставкой встретилось? (незнакомыми, в остальных- часть корня)

Портрет животное помещает тоже в стиле русского языка -ребус . Кто это? Лиса

2.Возьмите на парте карточку с номером своего варианта

Задание:

1.Прочитайте.

2.Найдите и исправьте ошибки, подбирая доказательство ( правило, проверочные слова)

3.Выделите приставку в словах, докажите правописание гласной в приставке.

4.Какие животные встречаются в удмуртских народных сказках?

1 вариант:

Лисные звери вскасках и жызни.

Мы знаем, што леса вскасках хитрая.На самом деле это долеко не так.

Лесу спосает нехитрость, а зоркие глоза, острый слух, удевительное чютъе и лофкосдь. С ваю дабычю она бесвсяких уловок находит. Ей памогают ноз и ушы. Мыжка чють за пещит потснегом, а леса мигом розройэт, почюет и роскапает норку, вытощит оттуда.

2 вариант:

Встричяетца зверь в нашых удмурцких лисах. Иногда устраивает гнезда в дуплах поваленных диревьев. Охотится поначям, а земой – днем. Очень хетер и осторожен. Ловит мышов, мелких птиц, зайцев, ящериц. Летом поидает ягады и сочьные травы. Мех кросивый, тьоплый.  (леса)

в удмуртских народных сказках  еще встречаются  медведь, петух, кот, волк

Персональный контроль:фамилии –учитель            

3.встаньте те, кто выполнял задание 1 варианта. Найди глазами пару, быстро объединитесь.

 Объединитесь в пары те, кто выполнял задание 2 варианта :взаимоконтроль в паре + подбор проверочных слов или обоснования правилом

Выделите приставку в словах, докажите правописание гласной в приставке.

Найдите и назовите слово с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

Поднимите руки те, кто узнал что-то новое о лисе и сможет поделиться знаниями с друзьями и родными ?

Поднимите руки те, кто захотел узнать  для чего удмурты приносились жертвы при вырубке леса, каких животных особо почитали, каких обожествляли. Как это можно узнать? Кто точно выполнит задание и расскажет нам?

В  образах животных можно угадать характер человека и через повадки животного показаны человеческие качества добра и зла, милосердия и коварства.

выполняют задание

самоконтроль: фамилии взаимоконтроль:

объединение в пары для взаимоконтроля

Рассказать о бережном, трепетном, отношении удмуртов к лесу и его обитателям.

7.Обобщение. 

2 мин

Тест

1. Безударную гласную можно проверить:

а) в приставке; б) в корне; в) в суффиксе г) в окончании Как это можно сделать?

2. Родственными словами  являются:

а)суд, судить, рассудить, посуда, осудил

б)рассердился, разозлился, разъярился, рассвирепел  Назовите синонимы.

 Есть ли приставки в словах?

3.Удвоенные согласные на стыке приставки и корня пишутся в словах:

засох   оттащу  рассмешил  рассказ      

Какое слово лишнее? Почему?

Работа с табло: показывают выбранный вариант ответа

8.рефлексия.

Оценки за урок.

5 мин

1.-Что нового узнали на уроке?

-Закрепление каких знаний было на уроке ?

-Назовите возможные причины ошибок:

 слабые позиции

гласных

согласных

2.Наша цель сегодня- научиться определять необходимость написания  удвоенной согласной на стыке приставки и корня в словах русского языка

3.Самооценка усвоения темы урока:

продемонстрируйте на табло  цифру, соответствующую самооценке достигнутого уровня:

1-плохо понимаю тему  

2-понимаю, но надо поработать

3-все понимаю, все получается

отвечают на поставленные вопросы

самопроверка пись-менной работы и самооценка аккуратности

демонстрируют на табло (цифровой веер)

самооценку усвоения темы

фронтальный опрос

9.Домашнее задание для желающих

1мин

а) животные леса в фольклоре народов, традиционно проживающих на территории Удмуртии

б) творческая работа со словарными словами

в)Фамилии удмуртских художников и названия их картин

с учетом предстоящего выходного дня носит необязательный характер

10. Резерв

составление опоры

устное заполнение таблицы

фронтальный опрос

Предлагается заранее напечатанная или написанная на доске опора:

приставка

предлог

это…

пишется со словом…

нельзя…

можно…

служит для…

удвоенная согласная пишется

безударные гласные проверить…можно\нельзя


Конспект урока по математике во 2 классе по УМК «Школа 2100» с интегрированием знаний НРК Удмуртии

Тема урока: Площадь фигур.

Цель урока:

1.Получение нового знания о площади фигур с опорой на ранее изученный материал, введение понятия «площадь фигуры» в активный словарный запас учащихся.

2. Закреплять сознательный навык выполнения  устного и письменного сложения и вычитания через систему упражнений на использование рациональных приемов вычисления, соблюдение правила порядка выполнения арифметических действий. 3.Развивать у учащихся математическую речь в процессе комментирования хода выполняемого задания, умение анализировать и сравнивать, логически мыслить. Развивать познавательный интерес к изучению краеведения Удмуртии.

4.Продолжить воспитание уважения к мнению других, умения слушать, ответственности перед самим собой за свою обученность. Обучение способам использования полученных знаний в творческих работах.

Оборудование:

учебник Л.Г.Петерсон « математика. 2 класс», мультимедийная презентация по теме урока.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. А вот в какое, вы узнаете после того, как выполните задание.

2.Устный счет.

На экране появляется кадр № 1-12 презентации, на котором даны изображения разных животных с математическим выражением для устного вычисления ( при отсутствии технической возможности учитель готовит карточки с картинкой-изображением животного, на обороте которой есть сведения о нем. В данном случае возможно чтение хорошо читающим или заранее подготовленным учеником)

Ирбис: 3+(26+ 97)                                 126

Олень: 97-х=18                                       79

Верблюд: 62+(27+8)                                97

Кенгуру: 54-(32+15)                                7

Рысь: 54-32+15                                        37

Обезьяна: 85-27-(64-59)+(46-17)          79

Дикобраз: 23+ 16+(37+ 44)                   120

Аллигатор: 87-(27+15)                           45

Заяц: (53+46)-16                                     83

Пума: х+52=100                                     48

Еж: 2 раза по 54                                    108

Медведь: 128+31-100+32+9                 100

Задание:

1.Расставьте в таблицу картинки зверей в порядке уменьшения значения  числа

(В результате получается таблица:

1

ирбис

дикообраз 2

3

еж

медведь 4

5

верблюд

заяц

6

7

обезьяна

олень

8

9

пума

аллигатор

10

11

рысь

кенгуру

12


2.Выделите первую букву каждого слова и поставьте в ряд. Что получилось?

(идем в зоопарк)

1

ирбис

дикообраз 2

3

еж

медведь 4

5

верблюд

заяц

6

7

обезьяна

олень

8

9

пума

аллигатор

10

11

рысь

кенгуру

12

3.О чем мы должны помнить, когда приходим в зоопарк?

 (учащиеся называют правила поведения в зоопарке)

- Наше путешествие воображаемое, но соблюдение определенных правил нам тоже понадобится.

-Какие правила культуры поведения важны сегодня на уроке?

 (учащиеся называют правила: умение слушать; быть аккуратным, внимательным и старательным; не стесняться спрашивать о непонятном, просить о помощи ,не списывать у кого-то, правильно работать в группе, критично оценивать свою и чужую работу, быть ответственным перед собой за свою обученность)

4.Итог данного этапа урока.

-Какие правила математики мы уже повторили?

(учащиеся называют правила, а учитель дополняет при необходимости, повторно указывая на математические выражения, актуализирует знание правил : рациональные способы устного и письменного сложения и вычитания, порядка выполнения арифметических действий, прибавления числа к сумме, вычитания из числа суммы, нахождения неизвестных компонентов действий)

3.Минутка чистописания

Учитель прочитывает задание. Учеником выбирается и записывается цифра, соответствующая номеру правильного ответа:

1.Первый зодчий-архитектор, одновременно строивший Ижевский железоделательный завод, Кремль, Арсенал  Ижевска и Адмиралтейство на Невском проспекте Петербурга:

2) Дудин*   3) Дерябин   4) Москвин    5) Шувалов

2.Прославленного земляка- ижевчанина знают во всем мире:

2) Королев   1) Курчатов   0) Калашников*   0) Кулакова*

3.Удмуртский композитор, автор Гимна:

6) Пушкин   7) Короленко   8) Корепанов-Камский*  9) Лобанов

(Получилась последовательная запись 2 0 0 8.)

- Кто может прочитать это четырехзначное число?

-Как оно связано с нашим путешествием в зоопарк?

4.Работа по теме урока с учебником.

 1.Мы начинаем путешествие от клетки № 1.

Дается краткая справка о животном: ирбис ( кадр № 13 презентации или устный рассказ).

Выполняется задание №1 учебника (масса котенка в мышатах и воробышках. Уточняется, почему получилась разная масса; какие единицы измерения массы уже известны)

-Сколько слогов в названии животного?

2.В названии каких еще животных 2 слога? (ирбис, медведь, верблюд, заяц, олень, пума). Что вы знаете об этих зверях?( кадры №14-19)

Выполняется задание №2 учебника

3.Чтобы узнать номер следующего задания учебника, посчитайте количество звуков в слове  «еж».

В названии каких животных 3 слога? (дикобраз, кенгуру).

В названии каких животных 3 звука? (рысь).Что вы знаете о рыси?

4.Далее по учебнику читается вывод. Выясняется , что осталось непонятным?

В процессе устного выполнения заданий учебника у учащихся  формируется представление о площади фигур. Учитель уточняет, что площадь- это количество места, которое  занимает фигура на плоскости; сравнивается площадь учебника с площадью тетради, классной доски. Учащиеся приводят свои примеры.

5.Что можете рассказать про обезьяну?  

Что можете рассказать про аллигатора?

Почему мы отделили их  от других зверей- обитателей зоопарков?

На каком материке их можно встретить в дикой природе?

Сколько слогов в каждом слове? (4)

6.Выполним задание №4 учебника(измерение площади прямоугольника по клеточкам, а потом полосками).Почему получились разные результаты? ( разные мерки).

7.Выполняется задание № 5 в паре с соседом по парте ( учащиеся измеряют площади фигур заданными мерками и комментируют свои действия по вызову учителя. Актуализируется умение слушать отвечающего, проверять свою работу и задавать вопрос в случае сомнения.)

5.Физминутка.

Медвежата в зоопарке головой своей крутили.

Вот так, вот так головой своей крутили.(круговые движения головой)

Медвежата играли, вместе дерево качали (наклоны в стороны)

Вперевалочку ходили( вразвалочку ходьба)

Из поилки воду пили ( наклоны вперед)

А потом они плясали, выше лапы поднимали ( подскоки)

Дается информация о существовании белого, бурого, гималайского медведей. Предлагается найти книги и прочитать о том, где живет, чем питается, как выглядит, какой образ жизни ведет данное животное. Предлагается в домашней работе придумать задания или задачи, в которых будет использована полученная информация.

6.Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание № 6: начертить 5 разных фигур, у которых площадь равна 12 клеточкам.

Затем проверяется работа по кадру презентации №20 ( возможно по заранее вырезанными из бумаги или начерченным на доске подготовленным фигурам )

Какие животные ижевского зоопарка могли бы занять данные клетки?

Кто сейчас занимает больше места? (все клетки по площади одинаковы)

7.Работа в группе постоянного состава ( может быть сформирована учителем при подготовке к уроку и включать дифференциацию учащихся по уровню знаний. В одной группе есть «сильный», 1-2 «средних» и 1-2 «слабых» учащихся. Необходимо актуализировать правила работы в группе: работают все, умение слушать, обсуждение вариантов ответа и обращение к учителю в случае расхождения мнений и невозможности выбора единого ответа)

Решение задачи №8 (о количестве фантиков у всех трех мальчиков). Взаимоконтроль, взаимооценка и аргументация ее в группе.

Проверка осуществляется по кадру № 21 ( дано решение задачи)

В какой привычке  ребята похожи на медведя? (медведи тоже любят сладкое)

8.Итог урока.

1.Возврат к целям урока и выяснение того, что удалось и каким образом:

О чем мы должны помнить, когда приходим в зоопарк?

 (учащиеся называют правила поведения в зоопарке)

-Какие правила культуры поведения работали сегодня на уроке?

 (учащиеся называют правила: умение слушать; быть аккуратным, внимательным и старательным; не стесняться спрашивать о непонятном, просить о помощи ,не списывать у кого-то, правильно работать в группе, критично оценивать свою и чужую работу, быть ответственным перед собой за свою обученность)

-Какие правила математики мы  повторили?

(учащиеся называют правила, а учитель дополняет при необходимости, повторно указывая на математические выражения, актуализирует знание правил : рациональные способы устного и письменного сложения и вычитания, порядка выполнения арифметических действий, прибавления числа к сумме, вычитания из числа суммы, нахождения неизвестных компонентов действий)

2.Какую тему мы сегодня изучали?

Что означает слово площадь?

Как можно измерить площадь фигуры?

Какую площадь на территории города занимает зоопарк?

Где можно найти ответ на вопрос?

Какое еще задание на дом было дано в течение урока?

На какие типы заданий необходимо обратить внимание учителю при подготовке следующего урока?

Кому нужна индивидуальная помощь? Кто из учеников класса хотел бы помочь?

3. Оценки за урок.

4. Рефлексия: Хвалю свою группу за…

                       Хвалю себя за…

                       Особенно мне понравился ответ…


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
  2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
  3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
  4. Герд К.Ступени. М.:Современник,1985.
  5. Домокош П.История удмуртской литературы. Ижевск,1983.
  6. Иванова В.Делайте сами своими руками.Воткинск,1997.
  7. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
  8. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.
  9. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
  10. Кралина Н.П. Мифы, легенды, сказки удмуртского  народа. Ижевск, 1996.
  11. Край удмуртский – сторона родная. Ижевск, 1988.
  12. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
  13. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
  14. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
  15. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.
  16. Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2001.
  17. Панкратова Т.Н., Чумакова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. М., 2000.
  18. Писатели Удмуртии – детям. Библиографический справочник / Сост. Т.М. Фёдорова. Ижевск, 1999.
  19. Программа туристско-краеведческого движения учащихся Удмуртской Республики “Моя Удмуртия”. Авторский коллектив: Шкляев Г.К., Родионов Н.А. и др.. Ижевск, 2002.
  20. Родной земли просторы. Хрестоматия по фольклору и литературе Удмуртии. 2-4 классы\ сост.В.М. черыгова.Ижевск.Издательский дом «Удмуртский университет», 2004.
  21. Сергеева Н.В. Юному исследователю своего края. Ижевск., 2003.
  22. Смирнов Л.А. Краеведение, его место и роль в общеобразовательной школе.
  23. Шумилов Е.Ф. Город на Иже. Ижевск, 1987, 1998, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка знаний учащихся 4 кл. по программе "Начальная школа 21 века"

Контрольные работы по математике для 4 класса за 1-е полугодие. По программе "Начальная школа 21 века"Работы предложены в двух вариантах,распределенны по четвертям. Содержат несколько заданий  по...

Рабочие программы начальная школа 3 класс УМК " Планета знаний"

Рабочие программы начальная школа 3 класс УМК " Планета Знаний"...

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Планета Знаний» на уроках в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний». Реализация требований ФГОС в УМК «Пла...

Использование краеведческих знаний в содержание предметов начальной школы

Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю; формиров...

Итоговый тест по литературному чтению «Начитанность и знание изученных произведений», УМК «Начальная школа ХХI века»

Данный тест составлен в соответствии с требованиями ФГОС, позволит проверить знания учащихся по итогам 3 четверти....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование метапредметных знаний на уроках в начальной школе»

Сегодня роль педагога, особенно в начальной школе, заключается в поиске методов и техник нахождения “ключика” к каждому ученику, чтобы вместе с ним идти по пути к целостности личности. Развитие целост...

Сенсорная интеграция обучающихся с ОВЗ в начальной школе

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ в начальной школе, имеющими нарушения сенсорной интеграции. Представлены рекомендации по организации коррекционно-развивающей, помогающие повысить ...


 

Комментарии

Кадрия Дамировна, здравствуйте! Спасибо за размещенные на Вашем личном сайте материалы. Я работаю учителем изобразительного искусства, и для меня Ваши методические разработки полезны и в плане самообразования, и для использования на уроках, так как в нашем регионе ХМАО-Югра выделены часы в 5,6,7, классах на узучение фино-угорского этноса. Жду новых Ваших разработок! Борчанинова Оксана Викторовна . ХМАО-Югра, г. Когалым, учитель изобразительного искусства МБОУ "СОШ № 1"