дифференцированный подход в начальной школе
статья (4 класс) по теме

Селикаева Татьяна Борисовна
Важнейшая задача начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучения, т.е. учет типичных индивидуальных различий учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc80 КБ
Microsoft Office document icon Differenciaciya_obucheniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Практико-ориентированный проект

по теме:

«Дифференцированный подход к  учащимся на уроках

математики в начальной школ

Содержание.

1.Основание выбора темы.                                                 С. 3

2.Выявление проблемы.                                                      С.3

3.Постановка цели проекта.                                                 С.3

4.Этапы проектирования.                                                     С.4

5.Предполагаемые результаты .                                            С.5

6.Выводы.                                                                                С.5

7.Список литературы.                                                             С.5

8.Приложения.

№1 «Темпинг-тест».                                                     С.6

№2  Анкета для учащихся.                                           С.8

№3 Анализ учебника.                                                    С.10

№4 Контрольная работа №1 .                                        С.11

№5 Фрагменты урока «Работа с многозначными

числами».                                            С.12

№6 Контрольная работа №2.                                           С.14

1.Основание выбора темы.

Одна из важнейших задач начального образования – это создание условий для того, чтобы каждый ученик  мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения, т.е. учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Если в процессе обучения учитель , зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие , которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.

2. Выявление проблемы.

Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта  интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно , они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это приводит к неуспеваемости.

3. Постановка цели.

Разработать приёмы работы  на уроке математики с использованием дифференцированного подхода к учащимся и проследить их успехи на примере учащихся 4ого класса.

4.Этапы проектирования.

1этап.   Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка.

Задача:  изучение и определение особенностей нервной системы учащихся 4ого класса.

Срок:   5дня.

Приложение №1. «Темпинг- тест».

2этап.   Оценка уровня мотивации на учебную деятельность.

Задача:  выявить отношение учащихся к школе и учебному процессу.

Срок: 2 дня.

Приложение № 2. Анкета для учащихся.

3 этап.         Анализ учебника по математике 4 класса.

Задача:     выявить возможность учебника по осуществлению дифференциро-

ванного подхода .

Срок: 2 дня.

Приложение №4.  Анализ учебника.

4этап.         Диагностика учащихся 4 класса в плане усвоения и умения пользоваться знаниями на уроке математики, развитие логического мышления.

Задача:   выявить различный уровень усвоения знаний учащимися, для создания групп, с приблизительно одинаковыми способностями.

Срок: 2 дня.

Приложение № 3  Контрольная работа.

5 этап.           Различные виды работы для успешного овладения всеми учащимися учебного материала.

Задача: подбор разноуровневых заданий.

Срок:  2месяца. (4 четверть)

Приложение № 5.  Фрагменты урока « Работа с многозначными числами».

6 этап.          Диагностика учащихся по овладению математическими знаниями.

Задача:  выявление знаний учащихся различных групп при изучении темы «Работа с  многозначными числами».

Срок:  2 дня.

Приложение № 6. Контрольная работа.

5.Предполагаемый результат.

Систематическое применение разных форм дифференциации позволит  учащимся чувствовать себя комфортно на уроке, получая развитие, повысить интерес к учению, позволит справиться с решением учебных задач всем учащимся.

6. Выводы.

Исследовав результаты повторной контрольной работы и характер ошибок , были получены следующие результаты

-1группа – 30%  ( было 24%)

-2 группа  - 51%  (было  47%)

-3 группа – 19%  ( было 29%)

При сравнении этих показателей с предшествующими видно, что изменилось процентное соотношение количества учащихся каждой группы.

Полученные данные говорят о том, что дифференциация, осуществляемая на протяжении изучения темы, привела к формированию нового, более высокого уровня сформированности учебных действий. Таким образом, дифференциация обучения способна вызвать изменение деятельности, развитие умения самоконтроля, что ведёт за  собой повышение деятельности учащихся.

7. Список литературы.

1.     Алфёрова Е.И. Изучение индивидуальных особенностей личности школьников.- Тобольск 2004г.

2.     Анолупо Н.Н. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.// НШ №3 2003г.

3.     Моро М.И., Бантова М.А. Учебник математики 4класс .-М., 2003г.

4.     Дмитриева О.Н. Контрольные и самостоятельные работы. - М., 2005г.

5.     Степанова Е. Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности.// « Воспитание школьников» № 2 2003г.

8. Приложения.

Приложение 1.  Исследование силы нервной системы при помощи темпинг –

теста.

Оборудование: лист А-4 , разделенный на 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке (2 экземпляра), карандаш, секундомер, протокол исследования.

№1

№2

№3

№6

№5

№4

Процедура исследования.

Первый этап.   Испытуемому предлагают поставить карандашом точки ( как можно больше) в бланке правой рукой. Работа движется из квадрата в квадрат по часовой стрелке, по команде экспериментатора. 5 секунд на квадрат.

Второй этап.   Новый бланк. Аналогичная работа левой рукой.

Обработка результатов.

Цель: определить характер работоспособности (РС) испытуемого.

1.Посчитать количество точек, поставленных испытуемым, за каждые 5секунд , каждой рукой.

2.Занести результат в протокол.

3.Построить график РС отдельно для правой и левой руки. Для этого на оси абсцисс- отложить  пятисекундные промежутки времени, анна оси ординат- количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов.

Выделяют 4 типа графика.

А - выпуклого типа,

Б – ровного типа,

В – нисходящего типа,

Г – промежуточного и вогнутого типа.

А: - темп РС нарастает в первые 10-15 секунд, а в последующем он может снизиться. Тип нервной системы (Н С) – сильный.

Б:- темп ,удерживаемый испытуемым, примерно на одном уровне в течении всего времени. Тип Н С средней силы.

В:- темп снижается  уже со  второго 5- секундного отрезка времени и остаётся на сниженном уровне в течении всей остальной работы. Тип нервной системы – слабый  (наибольшая РС в начале урока с резки снижением в середине).

Г: - темп РС снижается после первых 10-15 секунд, График промежуточный. Тип НС – средне-слабый. Наибольшая РС – в начале урока.

График вогнутый– свидетельствует о кратковременной мобилизации. Наибольшая  РС в середине урока.

Результат исследования учащихся 4 класса.

Анализ графиков показал следующее:

*сангвинический тип-48%

*флегматический тип- 35%

*холерический тип-12%

*меланхолический тип-5%

Данные результаты говорят о том, что большинство учащихся класса- дети с сильным уравновешенным , подвижным типом Н С. Эти дети способны на длительную  напряжённую работу, легко перестраиваются с одного вида деятельности на другой, точно рассчитывая силы.

Приложение №2.

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.        Тебе нравится в школе или не очень?

     не очень

     нравится

     не нравится

2.        Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  чаще хочется остаться дома бывает по-разному

  иду с радостью

3.        Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

  остался бы дома

  пошел бы в школу

4.        Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  не нравится

  бывает по-разному

  нравится

5.        Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  хотел бы

  не хотел бы

  не знаю

6.        Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  не знаю

  не хотел бы

  хотел бы

7.        Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  часто

  редко

  не рассказываю

8.        Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  точно не знаю

  хотел бы

  не хотел бы

9.        У тебя в классе много друзей?

  мало

  много

  нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  нравятся

  не очень ,        -- не нравятся

      высокая школьная мотивация, учебная активность--  70%

      нормальная школьная мотивация—21%

      положительное отношение к школе , но школа привлекает более внеучебными сторонами – 9%

      низкая школьная мотивация—0%

      негативное отношение к школе—0%

Эти данные говорят о том, что большая часть класса  с удовольствием ходит в школу, проявляет учебную активность, интерес ко всем предметам.

Приложение № 3. Анализ учебника- Математика 4класс. Авторы

М.И. Моро, М.А.Бантова.

Проанализировав возможности учебника для организации индивидуального подхода к обучению учащихся , можно сделать вывод , что они недостаточны. Многие задания оптимально подходят для учащихся со средними способностями. Для учащихся с высокими способностями задания просты, а для учащихся с низкими способностями они сложны и без помощи дети не могут  выполнить их.

Приложение № 4.

Контрольная работа №1.

1. Решите задачу.

На фабрику привезли 240 м шелковой ткани. Из этой материи сшили 32 рубашки, расходуя на каждую рубашку по 5 м. Из остальной  материи сшили женские блузки, расходуя на каждую по 4 м. Сколько блузок сшили на фабрике?

2. Найдите значение выражения.

800200 — 105754: 209 + 204060

3. Вычислите.

154км—19км387м=...км...м;

ЗЗм97см+2бмб9см=...м...см;

15 мин 55сек— 58сек= ... мин...сек.

4. Решите уравнение.

х.6+ 24 .18= 516

5. Геометрическое задание.

Площадь колхозного поля 39072 м2. Ширина участка 12 м. Найдите периметр этого участка.

Исследовав результаты контрольной работ и характер ошибок, были получены следующие  результаты:

1 группа-24 %

2 группа-47 %

3 группа-29 %

Задания были составлены таким образом, чтобы выявить уровень усвоения  пройденного материала, но и определить  степень сформированности математических умений и навыков, проверить насколько развито у  учащихся навык самоконтроля  и умение  рационально планировать свою деятельность

Приложение № 5. Фрагменты урока  «Работа с многозначными числами».

  1. Дифференциация по степени самостоятельности.

Блиц-турнир:  (учащиеся , которые испытывают трудности при выполнении этого задания, получают карточки с разной степенью помощи).

ٱ :ٱ·ٱ          а:ٱ·ٱ

ٱ:(ٱ:ٱ)       b:(ٱ:ٱ)

(ٱ+ٱ):ٱ      (ٱ:ٱ):60

ٱ:ٱ-ٱ:ٱ      X:ٱ-X:ٱ

*  За 2 часа машина проехала -а км с одинаковой скоростью . Сколько км она проедет за 5

         За 3 часа лодка  проплыл -а км. Сколько времени потратит лодка на b км, если она двигалась с одинаковой скоростью?

* Сначала машина проехала х  км, а потом -у км. Сколько часов потратит машина, если она едет со скоростью 60 км \ ч?

         Один мотоциклист проехал х км за 5ч.,  второй мотоциклист это же расстояние проехал за 3 часа. У  какого мотоциклиста скорость больше и на сколько?

  1. Дифференциация  по степени самостоятельности и по характеру помощи  идет при решении задачи  №361 с.66.

Один ученик  у доски.  Коллективно составляется чертёж  к задаче .

-Прочесть задача, представить, о чём в ней говорится.

-Кто может решить задачу самостоятельно, приступайте к работе.

С остальными учащимися проводится подробный устный анализ задачи.

-У кого решение вызывает затруднение, даются карточки.

3.При самостоятельном решении примеров на деление и умножение многозначных чисел №359 с. 66 ,  отдельные учащиеся обращаются к таблицам.

Эти примеры  дифференцированы по уровню трудности.

1 группа-2 строка

2 группа-1, 4, 6 примеры

3 группа- 1 строка.

4.На доске задание: выбери и выполните то, которое вам по силам .(3 ученика работают за доской).

725:Х=29        387:Х=513:57          Составь различные уравнения с числами 1200, 60, Х

Реши любое.

На каждом  этапе урока , учащимся, которые раньше других справились с заданием  предлагается дополнительное задание творческого характера.

Дифференцированными  является также и домашнее задание.

Аналогичная работа проводилась на каждом уроке.

Карточка-алгоритм письменного способа деления многозначных чисел:

1. Прочитай и запиши пример.

2. Выдели первое неполное делимое и установи число цифр в частном.

3. Раздели неполное делимое на делитель и найди цифру частного.

4. Умножь…

5. Вычти…

6. Проверь…

7. Образуй следующее неполное делимое и продолжай деление так же до конца.

Приложение №6. Контрольная работа №2.

1. Реши задачу:

Фермер вырастил 6 т 2 ц 88 кг яблок. Их них 2590 кг яблок сдали на переработку для производства сока. Оставшееся количество разложили в 86 ящиков поровну. Сколько килограммов яблок в каждом ящике?

2. Выполни действия:48909 + 298698

92800 — 217995          15698 : 47

240542: 86

19151 : 684                  13518 : 9

41097 : 399

3. Выполни действия

33м49см+22м68см =...м...см

8мин0сек -7мин45сек =.,.мин ...сек

3ц75кг+8ц98кг =...т...ц...кг

4. Реши уравнение

126 : х= 54: 6

5*. Сколько нужно досок длиной З м, толщиной 2 дм, чтобы постелить пол в квадратной комнате, со сторонами 6 м?

2. Выполни действия:13518 : 9             5289∙9

15698 : 47

240542: 86



Предварительный просмотр:

Дифференциация обучения, как средство
повышения эффективности учебной деятельности
младших школьников

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий
для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и
умел учиться.

Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и
степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными
интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение
применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это
неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно
сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а
«слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к
средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с
разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу,
чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда,
сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался
в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе
принципа индивидуального подхода.

Одним из средств индивидуального подхода к детям является
дифференцированное обучения, т.е. учет типичных индивидуальных различий

учащихся.

Если в процессе обучения учитель,  зная индивидуально-типологические
особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик
сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не
противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.

Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с
отдельными учащимися.

Положительные стороны дифференцированного обучения

  •  сильным учащимся можно уделить время;
  •  слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  •  повышается уровень Я-концепции
  • (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
  • повышается уровень мотивации у сильных учеников

Отрицательные стороны дифференцированного обучения

  • слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
     понижается уровень мотивации в слабых группах

Выделяют два основных вида дифференциации обучения
школьников

1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).

    Предполагает создание особых типов школ и классов

2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной
      работы).

Предполагает организацию работы внутри класса

Организация внутриклассной дифференциации включает
несколько этапов:

1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются
группы

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
(Наиболее полную дают разноуровневые контр. работы)

3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.

4. Определение способов дифференциации, разработка
дифференцированных заданий

5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах
урока

6. Диагностический контроль над результатами, в соответствии с
которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Определение способов дифференциации.

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет,
учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала
дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках
ознакомления с новым материалом

Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять:

- по уровню творчества (Не творческое выполнение заданий- это работа по образцу, работа по воспроизведению знаний , К творческим заданиям относятся упражнения , отличающиеся от стандартных)

-по уровню трудности.

-по объему (Выполняется ещё  кроме основного  и дополнительное задание
аналогичное основному. Это обусловлено разным темпом работы учащихся.

Дифференциация по объему сочетается с другими способами, могут быть творческие
или более трудные задания. Дополнительными могут быть задания на смекалку, задачи игрового характера)

А можно, использовать разные способы организации учебной деятельности
детей  и единые задания, дифференцировать по :

- степени самостоятельности. ( Все дети выполняют одно задание, но одни это
делают под руководством учителя, а другие самостоятельно)

- характеру помощи учащимся. ( Эта работа не предусматривает фронтальную
работу под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной
работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения, оказывается помощь в виде

• вспомогательных карточек,

• подготовительных упражнений,

• записей на доске

Карточки- помощники являются либо одинаковыми для всех детей группы, либо
подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающем уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи ученику уменьшается,
На карточках могут использоваться различные виды помощи:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения

- справочные материалы

- алгоритмы, памятки.

-иллюстрации, краткая запись, схема,

- разъяснение слов, указание на какую- либо деталь.

- вспомогательные вопросы.

- план решения,

- начало решения )

- характеру учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут
предлагаться по выбору.

 Младший школьник должен учиться в ситуации успеха: только тогда
он спокойно примет оценку учителя, проанализирует с его помощью свои
ошибки и наметит пути их устранения. Эмоциональная реакция учителя
должна нацеливать ребенка на успех: радуясь, огорчаясь вместе с учеником
его неудачам, нужно всегда выражать уверенность в том, что он непременно
сможет достичь большего, преодолеет все трудности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.

В современной школе необходимо создать условия  для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...

дифференцированное обучение в начальной школе

Чтобы  предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установит...

Статья :"Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС"

Использование технологии дифференцированного обучения.Знакомство с методами такой технологии на уроках, плюсами и минусами....

Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение в начальной школе"

 Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационны...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....

Презентация к выступлению Тема: «Дифференцированное обучение в начальной школе»

В докладе расскрывается вопрос  Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...