"Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций младших школьников"
консультация

Маркова Алевтина Леонидовна

В статье представлен материал по использованию современных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций младших школьников»

Маркова А.Л., учитель начальных классов

Современная система образования ставит своей основной задачей создание условий для качественного обучения. В этом плане важнейшее место  в построении образовательного процесса занимает урок. Именно на уроке в полной мере можно организовать познавательную деятельность учащихся, формировать и развивать предметные и ключевые компетенции школьника, применяя при этом современные образовательные технологии. Современные технологии вовлекают младших школьников в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, развивать творческие способности, способствуют формированию ключевых компетенций.

В связи с этим выбранная тема самообразования имеет свою актуальность. В своей работе хотелось бы выделить наиболее активно используемые современные образовательные технологии на основе системно - деятельностного подхода:

во-1, нужно отметить технологию развития критического мышления. Приёмы этой технологии применяю на всех уроках. Уроки литературного чтения, русского языка строю по плану: стадия вызова, осмысление и стадия рефлексии. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении – диалоги проходят в парах и группе – группы формируются в классе. Это умение анализировать информацию, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к  стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения;

во-2,  широко использую технологию коллективного способа обучения, как средство развития личности, применяю на уроках окружающего мира, технологии. Цель групповой работы - активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Группы выполняют коммуникативную и личностно – ориентированную функции. Можно выделить следующие виды работы в группе: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового, обучение друг друга, тренировка и проверка;

в-3, конечно же, не забываю и про индивидуальные образовательные технологии: создание ситуации успеха для каждого ученика. «Дифференцированный подход» к учебно-воспитательному процессу – это признание за каждым учеником права на значительную автономию, свой темп работы;

в-4, ИКТ-технологии и ЭОР, как мощное средство добычи и переработки информации - применяю на всех уроках. Работа школьников с учебником, справочной и научно-популярной литературой, источниками сети Internet, готовыми справочными электронными пособиями способствуют самостоятельному поиску и получению необходимых знаний. Использую в образовательной практике электронно - образовательные ресурсы: энциклопедия Кирилла и Мефодия, электронные приложения к учебным курсам. Создан банк мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи;

в-5, как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности широко применяю игровые технологии. Игры-упражнения, игры-соревнования, игры-путешествия и т.д. можно также применять на всех уроках в начальной школе.

в-6, активно применяю современные этнокультурные образовательные технологии. Это особенно важно при работе с обучающимися коренных малочисленных народов Крайнего Севера. По данной теме в течение года были выступления и публикации:

  1. Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов по теме: «Этнокультурное воспитание обучающихся в современных условиях школы»;
  2. Маркова А. Л Формирование этнокультурной компетентности обучающихся общеобразовательных учреждений Крайнего Севера / Маркова А.Л, Константинова В. В. // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник статей / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2020.- Вып. 12.
  3. Константинова В. В. Этнокультурное воспитание обучающихся в современных условиях / Константинова В. В., Маркова А. Л. // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации №12 (24). – г. Уфа, 2019г. – с. 55-59.

В современной практике широкое применение находит технология проектного обучения.  В связи с этим в перспективе планирую внедрение этой технологии в свою работу.

Использование современных образовательных технологий позволяет  сочетать различные формы работы: фронтальные, дифференцированные, индивидуальные, и, реализуя требования ФГОС, дифференцировать  учебный процесс и более эффективно использовать потенциальные возможности каждого ученика. 

Таким образом, можно сделать вывод, что широкое внедрение современных образовательных технологий создает условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации младших школьников. В конечном итоге это дает развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и позволяет добиться хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии по формированию читательской компетенции у школьников.

Этой работой я хочу показать, что читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которо...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Современные образовательные технологии для формирования ключевых компетенций

Применение на уроках технологии развития критического мышления...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

2013 год.«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых ...

Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников

В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование о...

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока

Одной из главных задач, стоящих перед современной школой, является развитие личности ученика. Ключевые компетенции являются ведущими компонентами учебной деятельности. Перечень компетенций, которыми д...