Использование эмоционально-образной памяти при работе со словарными словами
статья

Шлык Марина Семёновна

Использование эмоционально-образной памяти при работе со словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emots-obr_pamyat.docx67.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование эмоционально-образной памяти при работе со словарными словами.

Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить (это могут быть даты, числа, таблица умножения, словарные слова). Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша включится и заработает.

Для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.

Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. Такое слово становится как бы «приемным родственником» для словарного. При этом чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Такого рода связь может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.

Иногда можно составить такую пару из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород». Такая пара работает особенно эффективно.

Еще один прием, влияющий на качество запоминания, — это использование ассонанса («Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан») или аллитерации («Га-га-га!» — она гогочет"). Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.

Аналогичный эффект проявляется при насыщении текста нужной буквой, то есть графическим символом, что обеспечивает воздействие на зрительный канал восприятия.

Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.

В стихотворении «Ната в комнате» главный прием — сам сюжет: он позволяет точно «показать» место безударной а в слове «комната».

Раз Ната в комнату вошла,
И букву «
А» она нашла.
Там буква «
А» попала в плен
Меж буквой «
Т» и буквой «Н».

Здесь используются и графическое выделение буквы-орфограммы, и «приемный родственник» — слово «Ната». Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи - разбойники, к которым и попала в плен буква "А". Таким образом, работает не один-единственный прием, а комплекс приемов.

Другой прием — нелепая ситуация.

Для примера выбираем слово «лопата». стихотворение «А лопата лопнула!»

Шёл на дачу в выходной
Я с л
опатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:
Раз! — и л
опнула лопата!

Без «приемного родственника» не обошлось и здесь — слово «лопнула».

Для запоминания слова «маляр» можно взять стихотворение «Маленький маляр». Одновременно с сюжетом и «приемными родственниками» здесь работает ассонанс: краской, красил, шар, маленький, маляр, мал, упал, попал, рука, застряла, мало. Большинство перечисленных слов повторяются в тексте не один раз.

Как-то краской красил шар
Очень м
аленький маляр.
Был м
аляр росточком мал,
Со стремянки он упал.

Со стремянки вниз упал,
В букву «
А» рукой попал.
В букве «
А» рука застряла,
А ему и горя м
ало:

«Ну и что, что я упал?
Ну и что, что ростом м
ал?
А зато я красил шар,
Потому что я м
аляр!»

Очень удобная «зацепка» для памяти — каламбур, однако использовать его сложно, потому что не так просто подобрать каламбур для данного словарного слова. Пример использования каламбура для словарного слова ГОРИЗОНТ.

Стихотворение «Гори, зонт!» Каламбур вынесен в заголовок, в самом же стихотворении трудные буквы обыгрываются в сюжете и в рисунке.

Взгляни скорей на горизонт:
Там между г
ор увидишь зонт!
На солнце зонт г
орит огнём,
Вот буквы «
О» и «И» на нём.

Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «
О», и «И», и… зонт!

Можно привести много примеров, но самим отыскать их будет не менее интересно.

С помощью ассоциаций эмоционально-образная память ребенка включится и заработает. Примеры использования эмоционально-образной памяти можно найти у замечательного автора В.В.Агафонова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование зрительного образа в работе со словарными словами

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»...

Использование занимательного материала при работе над словарными словами на уроках технологии

Уроки технологии интересны, увлекательны особенно при работе над словарными словами. Помогает  в этом занимательный материал: загадки, кроссворды, ребусы, пословицы, викторины, игры.  Данный...

Работа со словарными словами на развитие памяти

Этапы работы с карточками:1) - Прочитайте слова. - По какому признаку они объединены?2) Время на запоминание 2 минуты.3) Ученики записывают слова по памяти.4) Карточка со словами снова демонстрир...

Использование двустиший при работе над словарными словами

Новые приемы работы со словарными словами, используемые в своей практике...

Методическая разработка занятия "Эйдотехнический способ тренировки памяти (работа со словарными словами)"

Цель занятия: развитие познавательных УУД обучающихся начальной школы; использование зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов...

Использование дидактического материала при работе со словарными словами в начальной школе

Данный дидактический материал используется на уроках русского языка, который содержит занимательные задания.С их помощью закрепляется написание словарных слов, расширяется кругозор учеников....