"Деятельность учителя в рамках педагогики сотрудничества на уроках литературного чтения в начальной школе"
статья (4 класс)

Примаченко Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются основые виды деятельности в рамках  педагоги  сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_primachenko.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Примаченко Т.В.,

учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

    Деятельность учителя  в рамках педагогики сотрудничества на уроках литературного чтения в начальной школе.

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды деятельности в рамках педагогики сотрудничества

Ключевые слова: группы,  педагогика сотрудничества,  Е.А. Ильин.

Умножать, а не только уважать человека в человеке

Е.Н. Ильин

      Выстроить урок – общение не всегда просто, но очень нужно и важно.        Поэтому уроки литературы по методике Ильина – это уроки – открытия, на которых обучающиеся открывают для себя не только слово писателя, особенности произведения, героя, они открывают параллельно и себя, свои способности,  раскрывают свое  Я.  Учитель обогащается открытиями своих учеников т.к учится вместе с ними.   Опыт Е. Н. Ильина позволяет выстраивать уроки как общение, в рамках которого  происходит коммуникативный обмен  мыслями, рефлексия, устанавливается отношение участника к собственным действиям.  

       Познакомившись с системой Е. Н. Ильина, я заинтересовалась ее основными положениями и считаю необходимым  использовать ее элементы в   своей педагогической практике. В соответствии с идеями Е. Ильина пытаюсь разрабатывать и  свои уроки. Один из любимых приёмов Е. Ильина, а теперь и  моих— это предложить ученику представить себя писателем или поэтом и проанализировать «собственное» творчество. Попытаться прочувствовать, что именно испытывал автор, о чём он думал, когда создавал то,  или иное произведение. И при желании — что-то в нём изменить.

        Важнейшими для Е. Н. Ильина на уроке были проблема, вопрос и деталь.  

        Для создания проблемных ситуаций использую способ введения обучающегося в структуру материала через деталь, вопрос и проблему. Ответ на поставленные проблемы организую в форме коллективного поиска в   группах (оптимальное количество детей от 4 до 6).  Особое внимание уделяю вопросам и ответам. Ведь в  них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность  и ученик тянется к литературе.    

       Деятельность  в рамках педагогики сотрудничества осуществляю  также в форме работы групп. Это очень эффективная форма работы, требующая, однако, выполнения ряда правил и имеющая ряд особенностей.

Основные виды деятельности в рамках педагогики сотрудничества это:

1. Индивидуальная работа.

2. Соревновательная работа.

3. Кооперативная работа.

Основные элементы обучения в рамках педагогики сотрудничества:

1. Работу групп контролирую на всех этапах

2. В группе  должны  быть сильные и слабые учащиеся. Если в группе возник конфликт, надо дать членам группы самим найти решение.

3. Группы не должны быть постоянными  

     Правила групп:   умение сотрудничать друг с другом – это:

- умение лидировать;

- умение принимать решения;

- умение разрешать конфликты.

      Групповое обсуждение: 

а) каждая группа должна описать действия каждого члена группы, которые помогли всем вместе добиться успеха;

б) подвести итог работы (рефлексия);

в) постоянно наблюдаю за   работой групп и  рассказываю всему коллективу о результатах совместного обучения.

      Отличительные особенности  групп от традиционного урока:

а) все активно работают над заданием;  

б) обсуждают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, задают друг другу вопросы ("Почему так думаешь..."), учатся помогать друг другу  ("А как ты это понимаешь..."); 

в) одаренные учащиеся  могут раскрыть свои способности без привлечения внимания целого коллектива или учителя.  Подростки охотно учатся у своих товарищей;

 г) обучаемые более свободно держатся во время работы в своих группах. Учащиеся, которых обычно не замечают в классе, имеют возможность продемонстрировать свои знания. Здесь он не боятся и не стесняются.      

        Учащиеся  с помощью упражнений формируют и выражают собственное мнение, учатся слушать других, делают выводы, а это -  демократический способ мышления.  

       Главное в уроке литературы – соединить человека с жизнью при помощи книги, сдружить человека с другим человеком, примирить его с самим собой. Уважать человека в человеке и приумножать это качество. Помочь себе и другим очеловечиться. Урок литературы – это как скорая помощь, но для души.

Библиографический список

  1. Е. Н. Ильин. «Путь к ученику», Москва, 1988.
  2. Е. Н. Ильин «Герой нашего урока», Москва, 1991.
  3. Обучение в сотрудничестве//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Е.С. Полат, М.Ю, М.Ю. Бухаркина,  М.В.Моисеев и др.; под ред. Е.С. Полат.- М.,2020.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Мастер-класс Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе

Урок-проект литературного чтения по теме "Обобщение раздела "Люблю природу русскую. Весна"...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают зн...

Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...