«Проблема тревожности младших школьников и способы ее преодоления»
презентация к уроку (1 класс)

Светлана Петровна Будз

Тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Например, иногда случается, что ребенок волнуется перед выступлением на школьном празднике или при ответе у доски, а в другое время в подобных ситуациях остается спокойным – это проявления тревоги. Если же она возникает регулярно и в самых разных обстоятельствах, то это устойчивое психическое состояние – тревожность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проблема тревожности младших школьников и способы ее преодоления» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №6» БУДЗ СВЕТЛАНЫ ПЕТРОВНЫ

Слайд 2

Тревожность индивидуальная психологическая особенность ребенка, проявляющаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают .

Слайд 3

Следует отличать тревогу от тревожности . Тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Например, иногда случается, что ребенок волнуется перед выступлением на школьном празднике или при ответе у доски , а в другое время в подобных ситуациях остается спокойным – это проявления тревоги. Если же она возникает регулярно и в самых разных обстоятельствах, то это устойчивое психическое состояние – тревожность.

Слайд 4

Имея опыт работы с детьми, учителю нетрудно составить портрет тревожного ребенка: он входит в класс, напряженно вглядывается во все, что его окружает, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает неприятностей. Тревожных детей в школе немало, и работать с ними труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладони, а тревожные – замкнуты и молчаливы, стараются держать свои проблемы при себе. Чтобы найти "ключик" к доверию такого ребенка, учитель должен обладать не только способностью к эмпатии, но и высокой профессиональной компетенцией . Портрет тревожного ребенка

Слайд 5

К школьным стрессам относятся патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные: неблагополучным психологическим климатом в классах; конфликтами между учащимися; негативным воздействием учителей; неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся.

Слайд 6

Эмоциональное неблагополучие: ожидание постоянного неуспеха в школе; плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников; боязнь школы, нежелание её посещать .

Слайд 7

Направления работы с тревожным ребенком Три направления работы с тревожным ребенком: повышение самооценки; обучение управлению своим поведением; снятие мышечного напряжения. Повышение самооценки: Как можно чаще называть ребенка по имени; Хвалить ребенка в присутствии других детей; Отмечать достижения и успехи ребенка на специально оформленных стендах; Избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время; Не подгонять и не торопить ребёнка; Проводить с детьми релаксационные игры и упражнения; Предоставлять возможность детям делать выбор; Работа по формированию самооценки должно осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности; Идти путем развития возможностей детей, создавать для них ситуацию успеха.

Слайд 8

Для обучения управлению своим поведением младшего школьника можно использовать следующие условия: Наличие сильного и длительно действующего мотива поведения. Важно учитывать реальные мотивы и интересы ребёнка, чтобы выбрать значимый мотив, который будет стимулировать его к достижению нужного результата. Введение ограничительной цели. Необходимо чётко ставить цели, учитывая объём и задачи предстоящей работы, а также вводить ограничительную цель, чтобы усилить заинтересованность ребёнка в выполнении работы и увеличить её объём. Расчленение выполняемого задания. Сложное или большое по объёму задание должно быть разделено на несколько частей, что будет являться промежуточной целью работы ребёнка. Наличие внешних средств организации поведения. Внешние средства, такие как секундомер или песочные часы, помогут организовать работу без отвлечений и регулировать темп деятельности. Важно проявлять гибкость, терпение и настойчивость, чтобы научить ребёнка самостоятельно контролировать своё поведение.

Слайд 9

Эффективно при работе с тревожными детьми использовать игры, включающие телесный контакт, также полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж. При выполнении упражнений на расслабление рекомендуется использовать элементы музыкотерапии: благоприятное воздействие оказывает прослушивание «мелодии леса», «звуков природы», при этом желательно, чтобы дети принимали удобное положение и закрывали глаза. С нятие мышечного напряжения

Слайд 10

Еще один способ уменьшения тревожности – организовать в классе совместный праздник "Взрослые + дети". Можно отметить так Новый год, праздник Осени, День Именинника, Масленицу. У частие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены их собственными руками, конечно, при участии взрослых, игра или праздник принесут еще большее удовольствие и радость. С нятие мышечного напряжения

Слайд 11

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми Не выделяйте детей при обсуждении неудач класса. При объяснении д/з или перед контрольной работой старайтесь говорить спокойным голосом, не запугивайте их предстоящей работой. - Напоминайте детям, что этот материал они проходили и хорошо в нем ориентируются.

Слайд 12

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми - Не используйте таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся». - Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно сказать «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего результата». - Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

Слайд 13

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми При выставлении отметок, уточняйте, что это оценка их знаний, а не личности в целом. Не стоит критиковать за плохие отметки. Их лучше приободрить. Не сравнивайте такого ученика с другими детьми. Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

Слайд 14

По словам французского детского психолога Ф. Дольто , "жить без тревоги в любом случае невозможно; нужно научиться жить с ней, но так, чтобы она была выносима; она может даже побуждать к творчеству"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников

Возрастно-специфические причины школьной тревожности (из книги Микляевой А.В. «Школьная тревожность», СПб, Речь, 2008)....

Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы.

Проблема успеваемости является одной из наиболее актуальных в школьной практике. Особое значение этот вопрос приобретает и потому, что  очень часто неуспеваемость школьника влечёт за собой целый ...

Особенности тревожности младших школьников с ЗПР и способы ее преодоления

В статье изложены краткие характеристики  тревожности у младших школьников с ЗПР в адаптационный период.А так же даны некоторые рекомендации по снижению уровня тревожности для родителей и учителе...

Причины неуспеваемости младших школьников и способы ее преодоления (материал для родительского собрания)

Проблема неуспеваемости младшего школьника волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с детьми этого возраста. Не секрет, что вопреки ожиданиям родите...

Способы преодоления тревожности младших школьников с ЗПР, посещающих группу продленного дня

Способы преодоления тревожности младших школьников с ЗПР, посещающих группу продленного дня Задержка психического развития — это нарушение нормального темпа психического развития, в результате ч...

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности  младших школьников КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ...