Рабочая программа "Функциональная грамотность" 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Пахомова Марина Александровна

Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» адресована учащимся 1-4 классов общеобразовательной школы. Функциональная грамотность-явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности, и имеет разнообразные формы проявления.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Под функциональной грамотностью понимается уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_funktsional.gramotnost.docx83.71 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, муниципальное образование Мостовский район, станица Махошевская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 15 имени Героя Советского Союза

Василия Петровича Иваненко Муниципального образования Мостовский район

УТВЕРЖДЕНО

  решением педагогического совета

 от 31 августа 2023 года протокол № 1

Председатель _______     Л.А. Шевцова

         Рабочая программа

        внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

       (общеинтеллектуальное направление)

для учащихся 1-4 классов

(135 часов)

Учитель-разработчик программы: Пахомова Марина Александровна,  учитель начальных классов

Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования

2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» адресована учащимся 1-4 классов общеобразовательной школы. Функциональная грамотность-явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности, и имеет разнообразные формы проявления.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Под функциональной грамотностью понимается уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы

  • Создание условий для развития функциональной грамотности.
  • Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Задачи

  • формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором». «комментированное чтение» и др.;
  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный, талант, гений;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.  

         Программа разбита на четыре блока:

- «Читательская грамотность»,

- «Математическая грамотность»,

- «Финансовая грамотность»,

- «Естественно-научная грамотность».

       Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

      Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

     Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

     Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.                                                                                

           Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во втором полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Деловые беседы;
  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
  • Практические упражнения.

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

учащиеся научатся

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за свои поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

                      Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

                     Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;
  • представление о семейных расходах и доходах;
  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
  • представление о различных видах семейных доходов;
  • представление о различных видах семейных расходов;
  • представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Обучение ведется на безотметочной основе.
  • Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

          Поурочное планирование (1 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

0,5

0,5

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

0,5

0,5

В. Сутеев. Живые грибы.

1

0,5

0,5

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

0,5

0,5

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

0,5

0,5

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

0,5

0,5

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

0,5

0,5

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

0,5

0,5

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

0,5

0,5

Про козу, козлят и капусту.

1

0,5

0,5

Про петушка и жерновцы.

1

0,5

0,5

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

0,5

0,5

Про наливные яблочки.

1

0,5

0,5

Про Машу и трех медведей.

1

0,5

0,5

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

0,5

0,5

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

0,5

0,5

За покупками.

1

0,5

0,5

Находчивый колобок.

1

0,5

0,5

День рождения мухи-цокотухи.

1

0,5

0,5

Буратино и карманные деньги.

1

0,5

0,5

Кот Василий продает молоко.

1

0,5

0,5

Лесной банк.

1

0,5

0,5

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

0,5

0,5

Как мужик золото менял.

1

0,5

0,5

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

0,5

0,5

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

0,5

0,5

Про репку и другие корнеплоды.

1

0,5

0,5

Плывет, плывет кораблик.

1

0,5

0,5

Про Снегурочку и превращения воды.

1

0,5

0,5

Как делили апельсин.

1

0,5

0,5

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

0,5

0,5

Иванова соль.

1

0,5

0,5

В. Сутеев. Яблоко.

1

0,5

0,5

Итого:

33

16,5

16,5

              Поурочное планирование (2 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

0,5

0,5

Про беличьи запасы.

1

0,5

0,5

Беличьи деньги.

1

0,5

0,5

Про белочку и погоду.

1

0,5

0,5

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

0,5

0,5

Медвежье потомство.

1

0,5

0,5

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

0,5

0,5

Лесные сладкоежки.

1

0,5

0,5

Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

0,5

Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5

Банковская карта.

1

0,5

0,5

Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5

Николай Сладков. Веселая игра.

1

0,5

0,5

Лисьи забавы.

1

0,5

0,5

Безопасность денег на банковской карте.

1

0,5

0,5

Лисьи норы.

1

0,5

0,5

Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5

Про крота.

1

0,5

0,5

Про кредиты.

1

0,5

0,5

Корень часть растения.

1

0,5

0,5

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

0,5

Про ежа.

1

0,5

0,5

Про вклады.

1

0,5

0,5

Занимательные особенности яблока.

1

0,5

0,5

Полевой хомяк.

1

0,5

0,5

Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

Ловушки для денег.

1

0,5

0,5

Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5

Про бобров.

1

0,5

0,5

Бобры строители.

1

0,5

0,5

Такие разные деньги.

1

0,5

0,5

Материал для плотин.

1

0,5

0,5

Позвоночные животные.

1

0,5

0,5

Встреча друзей.

1

0,5

0,5

Итого:

34

17

17

        

           Поурочное планирование (3 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Про дождевого червяка.

1

0,5

0,5

Кальций.

1

0,5

0,5

Сколько весит облако?

1

0,5

0,5

Хлеб, всему голова.

1

0,5

0,5

Про мел.

1

0,5

0,5

Про мыло.

1

0,5

0,5

История свечи.

1

0,5

0,5

Магнит.

1

0,5

0,5

Дождевые черви.

1

0,5

0,5

Полезный кальций.

1

0,5

0,5

Про облака.

1

0,5

0,5

Про хлеб и дрожжи.

1

0,5

0,5

Интересное вещество мел.

1

0,5

0,5

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

0,5

0,5

Про свечи.

1

0,5

0,5

Волшебный Магнит.

1

0,5

0,5

Проверь себя.

1

0,5

0,5

Что такое «бюджет»?

1

0,5

0,5

Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

0,5

0,5

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

1

0,5

0,5

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

1

0,5

0,5

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

1

0,5

0,5

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

0,5

0,5

Как сэкономить семейные деньги?

1

0,5

0,5

Расходы и доходы бюджета.

1

0,5

0,5

Планируем семейный бюджет.

1

0,5

0,5

Подсчитываем семейный доход.

1

0,5

0,5

Пенсии и пособия.

1

0,5

0,5

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

0,5

0,5

Подсчитываем расходы.

1

0,5

0,5

Расходы на обязательные платежи.

1

0,5

0,5

Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

0,5

0,5

Проверь себя.

1

0,5

0,5

Итого:

34

17

17

              Поурочное планирование (4 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Старинная женская одежда.

1

0,5

0,5

Старинные женские головные уборы.

1

0,5

0,5

Старинная мужская одежда и головные уборы.

1

0,5

0,5

Жилище крестьянской семьи на Руси.

1

0,5

0,5

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  

2

1

1

История посуды на Руси.

1

0,5

0,5

Какие деньги были раньше в России

1

0,5

0,5

Томат.

1

0,5

0,5

Болгарский перец.

1

0,5

0,5

Картофель.

1

0,5

0,5

Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

0,5

0,5

Лук.

1

0,5

0,5

Капуста.

1

0,5

0,5

Горох.

1

0,5

0,5

Грибы.

1

0,5

0,5

Творческая работа.

1

0,5

0,5

Потребительская корзина.

2

1

1

Прожиточный минимум.

1

0,5

0,5

Инфляция.

1

0,5

0,5

Распродажи, скидки, бонусы.

2

1

1

Благотворительность.

1

0,5

0,5

Страхование.

1

0,5

0,5

В бассейне.

1

0,5

0,5

Делаем ремонт.

2

1

1

Праздничный торт.

1

0,5

0,5

Обустраиваем участок.

1

0,5

0,5

Поход в кино.

2

1

1

Отправляемся в путешествие.

1

0,5

0,5

Составляем словарик по финансовой грамотности.

1

0,5

0,5

Итого:

34

17

17

Содержание программы 1 класс (33 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

В. Сутеев. Живые грибы.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Грузинская сказка. Лев и заяц.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Про козу, козлят и капусту.

Про петушка и жерновцы.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

Про наливные яблочки.

Про Машу и трех медведей.

Про старика, старуху, волка и лисичку.

Про медведя, лису и мишкин мед.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

      1

1

1

За покупками.

Находчивый колобок.

День рождения мухи-цокотухи.

Буратино и карманные деньги.

Кот Василий продает молоко

Лесной банк.

Как мужик и медведь прибыль делили.

Как мужик золото менял.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательсдискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Как Иванушка хотел попить водицы.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

Про репку и другие корнеплоды.

Плывет, плывет кораблик.

Про Снегурочку и превращения воды.

Как делили апельсин.

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

Иванова соль.

В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

9

Итого

33

Содержание программы 2 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Михаил Пришвин. Беличья память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Полевой хомяк.

Про бобров.

Позвоночные животные.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8,5

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;Деловые беседы;

Участие в научно-иссл. дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8,5

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Ловушки для денег.

Такие разные деньги.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8,5

4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Материал для плотин.

Позвоночные животные.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8,5

Итого

34

Содержание программы 3 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи.

Магнит.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Про свечи.

Волшебный Магнит.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательсдискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

4.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

5

Проверочные работы

2

Проверь себя

Итого

34

Содержание программы 4 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

2

1

1

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук.

Капуста.

Горох.

Грибы.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

2

1

1

2

1

1

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность.

Страхование.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

4.

Математическая грамотность

1

2

1

1

2

1

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в путешествие.

Библиотечные уроки;Деловые беседы;

Участие в научно-иссл. дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

Творческие работы

1

1

По выбору.

Составляем словарик по финансовой грамотности.

Итого

2

Итого

34

                              Содержание курса 

Блок I «Читательская грамотность» - 1 класс, 33 часа

 

1. В. Бианки. Лис и мышонок. (1 ч.)

Вводное слово учителя.

Чтение сказки по цепочке.

Выполнить задания по сказке в рабочем листе, проверка с учителем.

Задания: определить жанр произведения, назвать героев сказки, дополнить предложения; пользуясь информацией из текста дать характеристику героям; определить последовательность событий и рассказать сказку; составить из частей пословицы и определять их соответствие произведению; различить научно-познавательный текст и художественный, определять, чему учит сказка.

2. Русская народная сказка. Мороз и заяц. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение сказки «Мороз и заяц».

Выполнить задания в рабочем листе.

Задания: определить национальную принадлежность сказки по информации в заголовке, дать характеристику героям сказки; устанавливания истинности и ложности высказываний.

Сказочная викторина по сказке.

3. Владимир Сутеев. Живые грибы. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: выбрать соответствующую к сказке характеристику героям; дополнять предложения на основе сведений из текста; определить последовательность событий и рассказать сказку по плану, на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. Составление вопросов по содержанию сказки.                      

4. Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение сказки «Петушок и солнышко».

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: определять вид сказки; назвать героев сказки, находить среди них главного героя; чтение сказки по ролям; прочитать и объяснить смысл пословиц.

Литературная викторина.

5. М. Пляцковский. Урок дружбы. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение сказки.

Выполнение задания в рабочем листе.

Творческое задание нарисовать комикс (рисованный рассказ в картинках) на тему: «Дружба».

6. Грузинская сказка. Лев и заяц. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение сказки «Лев и заяц».

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: определить жанр сказки; выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; найти слова близкие по значению; ответить на вопросы по сказке.

Творческое задание придумать свою сказку про животных, о дружбе.

7. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение русской народной сказки «Как лиса училась летать».

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: соотнести слова-характеристик с рисунками героев; расположение в правильной последовательности событий по сказке, формулирование и запись вопроса к сказке; работа с пословицами.

Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к сказке «Как лиса училась летать?»

8. Евгений Пермяк. Четыре брата. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение сказки «Четыре брата».

Выполнение задании в рабочем листе.                          

Задания: соотнести слова-характеристик с рисунками героев; расположение в правильной последовательности событий по сказке, разгадать ребусы, найти соответствие.

Заключительная интерактивная игра «Путешествие по сказкам».

                              Блок «Математическая грамотность» 

9. Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Устный счёт, решение математических задач.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: определить количество предметов при счёте; составить и решить выражения с ответом 5; решение задач на уменьшение числа на несколько единиц; соединять с помощью линейки точки; решение задач в два действия.

10. Про козу, козлят и капусту. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Устный счёт, решение математических задач.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: определять количество предметов при счёте; образовывать число 8; составить и решить выражения с ответом 9; решить задачу в два действия; находить остаток числа; соединить с помощью линейки точки и назвать геометрическую фигуру – ломаную.

11. Про петушка и жерновцы. (1 ч.)

Вводное слово учителя.

Устный счёт, решение математических задач.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: разложить число 9 на два слагаемых; ответить на вопросы на основе условия задачи. работа в группе.

12. Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Устный счёт, решение математических задач.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; раскладывать число 10 на три слагаемых; раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

13. Про наливные яблочки. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Устный счёт, решение математических задач.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; определение истинности/ложности высказываний. 14. Про Машу и трёх медведей. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Устный счёт, решение математических задач.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; решать задачи на нахождение 9 суммы; чтение таблицы, дополнение недостающей в таблице данных; устанавливание закономерности.

15. Про старика, старуху, волка и лисичку. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Устный счёт, решение математических задач.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи на нахождение части числа: читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; практическая работа с круговыми диаграммами, сравнивание сектора круговой диаграммы; сравнивание числовых выражении, составление по рисункам; нахождение прямоугольников на рисунке.

16. Про медведя, лису и Мишкин мёд. (1ч). 

Вводное слово учителя.

Устный счёт, решение математических задач.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; чтение таблицы, заполнение недостающих данных в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам.

                                       Блок «Финансовая грамотность» 

17. За покупками. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

 Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об умении экономно тратить деньги, решение задач.

Работа понятиями: цена, товар, спрос.

Отгадывание загадок.

18. Находчивый колобок. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

 Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об товаре и услуге, решение задач.

Работа понятиями: товар и услуга.

Отгадывание загадок.

19. День рождения Мухи-Цокотухи. (1ч)

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об товаре и стоимости, решение задач.

Работа понятиями: товар и стоимость.

Работа с пословицами.

20. Буратино и карманные деньги. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об товаре и услуге, решение задач.

Работа понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

Ролевая игра «Магазин».

21. Кот Василий продаёт молоко. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения о рекламе, решение задач.

Работа понятиями: реклама.

Творческое задание нарисовать рекламу молока для кота Василия.

22. Лесной банк. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

 Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения.

Работа понятиями: финансы, банк.

Ролевая игра «Банк».

23. Как мужик и медведь прибыль делили. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения о доходе, затраты и как получают прибыль, решение задач.

Работа понятиями: доход.

24. Как мужик золото менял. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об бартере, решение задач.

Работа понятиями: равноценный обмен.

                                    Блок «Естественно-научная грамотность» 

   

25. Как Иванушка хотел попить водицы. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: наблюдать над свойством воды – прозрачность; определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды.

Подведение итогов.

26. Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; показывать, что шарик можно наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; объяснять, почему шарик не тонет в воде; рассказывать, в каком случае шарик может летать; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

Подведение итогов.

27. Про репку и другие корнеплоды. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: описывать и характеризовать овощи корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Подведение итогов.

28. Плывёт, плывёт кораблик. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: – определять плавучесть металлических предметов; объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему случаются кораблекрушения; объяснение что такое ватерлиния; определять направление ветра. Подведение итогов.

29. Про Снегурочку и превращения воды. (1ч)

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: объяснять, что такое снег и лёд; объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; наблюдать над формой и строением снежинок; составлять кластер; проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

Подведение итогов.

30. Как делили апельсин. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; объяснять, почему не тонет кожура апельсина; объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; определять в каком из апельсинов больше сока; познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек, проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.

Подведение итогов.

31. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; наблюдать многократность отражений; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Подведение итогов.

32. Иванова соль. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: – Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;.

Подведение итогов.

33. Владимир Сутеев. Яблоко. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; доказывать, что существует сила притяжения; пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; соединять части текста и рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; давать характеристику герою; определять стоимость части от целого; придумывать рекламу-упаковку; определять профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка.

Подведение итогов.

                    Блок I «Читательская грамотность» - 2 класс, 34 часа 

1. Михаил Пришвин. Беличья память. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

 Чтение сказки.

Выполнить задания по сказке в рабочем листе, проверка с учителем.

Задания: определить жанр произведения, назвать героев сказки, дополнить предложения; пользуясь информацией из текста дать характеристику героям; определить последовательность событий и рассказать сказку; составить из частей пословицы и определять их соответствие произведению; различить научно-познавательный текст и художественный, определять, чему учит сказка.

2. И. Соколов-Микитов. В берлоге. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение сказки «Мороз и заяц».

Выполнить задания в рабочем листе.

Задания: определить национальную принадлежность сказки по информации в заголовке, дать характеристику героям сказки; устанавливания истинности и ложности высказываний.

Решение ребусов. Викторина по сказке. 

3. Лев Толстой. Зайцы. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: выбрать соответствующую к сказке характеристику героям; дополнять предложения на основе сведений из текста; определить последовательность событий и рассказать сказку по плану, на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. Составление вопросов по содержанию сказки.

4. Николай Сладков. Веселая игра. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение произведения «Весёлая игра».

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: определять вид сказки; назвать героев сказки, находить среди них главного героя; чтение сказки по ролям; прочитать и объяснить смысл пословиц.

Литературная викторина.

5. Обыкновенные кроты. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение сказки.

Выполнение задания в рабочем листе.

Творческое задание нарисовать комикс (рисованный рассказ в картинках) на тему: «Обыкновенные кроты».

6. Эдуард Шим. Тяжкий труд. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение произведения «Тяжкий труд».

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: определить жанр произведения; выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя; найти слова близкие по значению; ответить на вопросы по сказке.

7. Полевой хомяк. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение произведения.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: соотнести слова-характеристик с рисунками героев; расположение в правильной последовательности событий по произведению, формулирование и запись вопроса к сказке; работа с пословицами.

8. Про бобров. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение произведения.

Выполнение задании в рабочем листе.

Задания: ответить на вопросы.

9. Позвоночные животные (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Чтение произведение «Позвоночные животные».

Выполнение задании в рабочем листе.

Ответить на вопросы.

                            Блок «Математическая грамотность» 

10. Про беличьи запасы. (1 ч.)

Вводное слово учителя.

Работа с таблицами: интерпретировать и дополнять данные; выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100; объяснять графические модели при решении задач; анализировать представленные данные, устанавливать закономерности; строить ломаную линию.

11. Про беличьи запасы. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; дополнять недостающие на диаграмме данные; отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; решать логические задачи на практическое деление; находить периметр треугольника; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

12. Про зайчат и зайчиху (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять количество часов в сутках; находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел; решать логические задачи по данному условию; составлять элементарную диаграмму.

13. Лисьи забавы. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять дату по календарю; находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; записывать краткую запись и решение задач; решать логические задачи с помощью таблицы; анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные; составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи.

14. Про крота. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Решать задачи логического характера; решать задачи с использованием данных таблицы; решать задачи на основе данных диаграммы; решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

15. Про ежа. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого; определять время с помощью скорости и расстояния; определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; отвечать на вопросы на основе полученных данных; определять последовательность маршрута на основе схемы; записывать слова с помощью кода; называть месяцы, сравнивать количество месяцев.

16. Про полевого хомяка. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; записывать именованные числа в порядке возрастания; строить четырёхугольники по заданному условию.

17. Встреча друзей. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Находить необходимую информацию в тексте задания; понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; анализировать и дополнять недостающие в таблице данные; выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.

                                    Блок «Финансовая грамотность» 

18. Беличьи деньги. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; находить у монеты аверс и реверс; выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение; готовить небольшое сообщение на заданную тему.               19. Повреждённые и фальшивые деньги. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Правила использования поврежденных денег; находить и показывать средства защиты на российских банкнотах; находить необходимую информацию в тексте; отвечать на вопросы на основе полученной информации.

20. Банковские карты. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе, давать характеристику наличным деньгам; рассказывать о дебетовой банковской карте; объяснять, что обозначают надписи на карте; объяснять, как производить покупку в магазине; объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты; рассказывать о кредитной банковской карте.

21. Безопасность денег на банковской карте. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять 17 их назначение; находить необходимую информацию в тексте задания; формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.

22. Про кредиты. (1 ч.)

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Объяснять, что такое «кредит»; определять виды кредитов; понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; определять сумму переплаты по кредиту; определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты; определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.

23. Про вклады. (1 ч.)

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Давать определение вклада; называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; объяснять, что такое банковский процент по вкладам; объяснять, как считают банковский процент по вкладам; объяснять, почему банки выплачивают проценты.

24. Ловушки для денег. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять доходы, расходы и прибыль; отличать желаемые покупки от необходимых; рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; объяснять, что такое дефицит и профицит; рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

25. Такие разны деньги. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Иметь представление о валюте как национальной денежной единице; находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям; устанавливать принадлежность денежной единицы стране; иметь представление о банковской операции «обмен валюты».

                                  Блок «Естественно-научная грамотность» 

26. Про белочку и погоду. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»; объяснять, что такое «оттепель», «наст»; работать с таблицами наблюдений за погодой; высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; работа в парах.

27. Лесные сладкоежки. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Проводить несложные опыты с мёдом; определять последовательность действий при проведении опытов; делать выводы по результатам опытов; различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; анализировать данные таблицы; строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи.

28. Про зайчишку и овощи. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи; выделять среди овощей корнеплоды, проводить опыт по 18 проращиванию моркови, определять цвет сока овощей опытным путём; сравнивать свойства сырой и варёной моркови.

29. Лисьи норы. (1ч)

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Иметь представление об устройстве лисьих нор; проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.

30. Корень-часть растения. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Называть части цветочных растений; объяснять, для чего растению корень; доказывать, что рост растения начинается с корня; называть виды корневых систем; называть видоизменённые корни.

31. Занимательные особенности яблока. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Выполнение задании в рабочем листе.

Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; объяснять, почему яблоко плавает; объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита; объяснять, почему неспелое яблоко кислое; находить на срезе яблока рисунок звезды.

32. Про хомяка и его запасы. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка; объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян; объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах.

33. Материал для плотин. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Иметь представление о составе древесины, проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев; делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.

34. Позвоночные животные. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Называть признаки пяти групп позвоночных животных; определять название животного по описанию; выбирать признаки земноводного животного; выбирать утверждения, которые описывают признаки животного; выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте.

                 Блок I «Читательская грамотность» - 3 класс, 34 часа

1. Про дождевого червяка. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять тип текста; дополнять предложение словами из текста; определять периоды развития дождевого червя на основе теста; объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй; определять на основе теста способ питания дождевых червей; находить предложение, соответствующее рисунку; выбирать утверждения, соответствующие тексту; составлять вопрос по содержанию текста; называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.

2. Кальций. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Работать с кластером; дополнять предложение словами из текста; определять, что такое минерал; называть стройматериалы, содержание; выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; составлять предложения по рисунку; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

3. Сколько весит облако? (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; дополнять предложения; выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; дополнять план текста; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; определять название книг с достоверными сведениями. 4. Хлеб всему голова. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять тип текста; определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; записывать пословицы о хлебе; записывать предложение, которое соответствует рисунку; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; работать с толкованием слова; определять порядок следования предложений; называть хлебобулочные изделия.

5. Про мел. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Заполнять кластер о происхождении мела; составлять вопрос по готовому ответу; давать определение слова; работать с толковым словарём; работа с толкованием слова; соединять части предложений и определять их порядок; составлять план текста в виде вопросов; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

6. Про мыло. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Дополнять предложение; давать определение слова; работать с толковым словарём; соединять части предложений и определять их порядок; находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; находить в тексте предложение по заданному 21 условию; дополнять текст по заданному условию; определять даты принятия гербов.

7. История свечи. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Давать определение слова; записывать ответ на поставленный вопрос; определять слово по его лексическому значению; называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; составлять вопросы и находить ответы в тексте; соединять части предложений и определять их порядок; заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; называть правила безопасности при использовании свечей; рассказывать о прочитанном произведении; отвечать на поставленный вопрос.

8. Магнит. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Давать определение слова; дополнять предложение; находить ответ на поставленный вопрос; объяснять значение словосочетания; с помощью текста находить отличия между предметами; называть предметы, о которых говорится в тексте; рассказывать о прочитанном произведении.

                                   Блок «Математическая грамотность» 

9. Расходы и доходы бюджета. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять дефицитный и профицитный бюджет; анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; выполнять вычисления по таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; составлять задачу по предложенному решению; формулировать вопрос задачи.

10. Планируем семейный бюджет. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; анализировать данные столбчатой диаграммы; выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.

11. Подсчитываем семейный доход. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; выполнять сложение круглых многозначных чисел; находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; самостоятельно составлять круговую диаграмму.

12. Пенсии и пособия. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Анализировать данные, представленные в таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; вычислять, 22 на сколько увеличилась пенсия за определённый период; заполнять таблицу на основе текстового материала; подсчитывать доход семьи от детских пособий.

13. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. (1 ч.)

Вводное слово учителя.

Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.

14. Подсчитываем расходы. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Анализировать данные инфографики;

находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.

15. Расходы на обязательные платежи. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять, какие налоги должна платить семья; анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; пользоваться калькулятором; объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

                                  Блок «Финансовая грамотность» 

16. Что такое «бюджет»? (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; уметь слушать и слышать собеседника.

17. Семейный бюджет. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; понимать, как в семье появляются доходы; делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; заполнять кластер; формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.

18. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; анализировать данные, представленные в виде графика; приводить примеры различных профессий; объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.

19. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия (1 ч.) Вводное слово учителя.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; называть пособия, которые получают граждане нашей страны; определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.

20. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш (1 ч.) Вводное слово учителя.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; понимать, что выигрыш облагается налогом; иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; называть предметы, которые человек может получить в наследство.

21. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы» «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», определять, к какой группе относятся те или иные расходы.

22. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи (1ч.) Вводное слово учителя.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.

23. Как сэкономить семейные деньги? (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; формулировать простые правила экономии семейного бюджета; на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет.

                           Блок «Естественно-научная грамотность» 

24. Дождевой червь. (1ч) 

Вводное слово учителя.

Называть части тела дождевого червя; объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; рассказывать, чем питается дождевой червь; объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.

25. Полезный кальций. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Заполнять таблицу; дополнять предложение; определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; составлять суточное меню с молочными продуктами; дописывать вывод о необходимости кальция для организма.

26. Про облака. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

С помощью опыта показывать образование облаков; объяснять, почему облака увеличиваются в размере; называть явления природы; называть виды облаков; определять погоду по облакам.

27. Про хлеб и дрожжи. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; давать определение слову «дрожжи»; проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.                       28. Интересное вещество-мел. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять внешние признаки мела; доказывать, что мел не растворяется в воде; называть, из чего состоит мел; доказывать, что мел содержит карбонат кальция; определять состав мела; называть области применения мела.

29. Чем интересно мыло и как оно «работает». (1ч) 

Вводное слово учителя.

Называть виды мыла; исследовать мыло в сухом виде; показывать, что при намокании мыла появляется пена; проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.

30,31. Про свечи. (2 ч.) 

Вводное слово учителя.

Рассказывать о строении свечи; рассказывать о зонах пламени свечи; объяснять, почему гаснет свеча; объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; объяснять, почему происходит возгорание дыма.                              32, 33. Волшебный магнит. (2ч.) 

Вводное слово учителя.

Называть виды магнитов; определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; показывать с помощью опыта, как можно создать компас.

34. Проверь себя. (1ч.) 

Проверочная работа.

                Блок I «Читательская грамотность» - 4 класс, 34 часа

1. Старинная женская одежда. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять лексическое значение слова; озаглавливать текст; определять тему; определять главную мысль; составлять план в виде вопросов; с помощью текста определять название женской одежды; с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; объяснять значение слова; приводить примеры современной женской одежды.

2. Старинные женские головные уборы. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета.

3. Старинная мужская одежда и головные уборы. (1 ч.)

Вводное слово учителя.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета.

4. Жилище крестьянской семьи на Руси. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря; рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; отвечать на вопросы по тексту; рассуждать, давать определение слова; называть элементы оформления избы.

5, 6. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. (2 ч.) Вводное слово учителя.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря; письменно отвечать на вопросы; называть предметы печной утвари; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; соотносить описание предметов с их рисунками; описывать назначение предметов; составлять обобщающий план.

7. История посуды на Руси. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря; соотносить рисунок и его название; работать с толковым словарём; рассуждать и записывать ответ на вопрос; записывать ответ на вопрос по его началу; определять части предмета, называть их; определять порядок предложений в тексте; дополнять текст по заданному условию.

8. Какие деньги были раньше в России. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; определять тему текста; составлять план текста; находить информацию в Интернете; 28 записывать названия монет в порядке их возрастания; указывать названия современных денег.

                                Блок «Математическая грамотность» 

9. В бассейне. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; решать задачи на определение стоимости покупки; определять, какая из двух покупок является более выгодной; решать задачи на определение скорости плавания; решать логические задачи.

10. Делаем ремонт. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать, что такое «смета»; решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

11. Праздничный торт. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Работать с таблицами; подсчитывать стоимость продуктов для торта; определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

12. Обустраиваем участок. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Читать простой чертеж и определять его масштаб; находить площадь и периметр участка и построек на нём; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

13. Поход в кино. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

14. Отправляемся в путешествие. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

15. Составляем словарик по финансовой грамотности. (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать значение и правильно использовать финансовые термины; иллюстрировать изученные понятия; составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами; работать самостоятельно и в парах; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

                                  Блок «Финансовая грамотность» 

16. Потребительская корзина (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Термин «потребительская корзина»; понимать, почему подсчитывается прожиточная 29 корзина для трёх категорий населения; объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

17. Прожиточный минимум (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; объяснять, на что влияет прожиточный минимум; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны.

18. Инфляция (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; называть уровни инфляции; понимать значение инфляции для экономики.

19, 20. Распродажи, скидки, бонусы (2 ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; формировать навыки грамотного покупателя.

21. Благотворительность (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.

22. Страхование (1 ч.) 

Вводное слово учителя.

Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; называть виды страхования; называть различные страховые риски. Блок «Естественно-научная грамотность».

23. Томат. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Называть части растения; объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; определять горизонтальный и вертикальный срез; указывать количество гнёзд; объяснять, почему плоды у помидора – это ягода; называть части плода помидора; объяснять, что такое пасынок у помидора; работать с таблицей.

24. Болгарский перец. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Объяснять, что такое паприка; называть части растения; рассказывать о строении плода перца; определять форму плода перца; рассказывать о строении семени перца; делать выводы на основе полученной информации. 25. Картофель. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Называть части растения; объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; объяснять, какой вывод сделали и почему; объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; объяснять, что такое крахмалистость; определять срок созревания картофеля; объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; называть способы размножения картофеля.

26. Баклажан. Семейство Паслёновые. (1ч.) 

Вводное слово учителя.

Называть представителей семейства Паслёновые; объяснять, что такое соланин; называть благоприятные условия для прорастания семян; определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; определять глубину посева семян; заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

27. Лук. (1ч.)

Вводное слово учителя.

Называть части лука; называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; называть этапы выращивания лука; наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

28, 29. Капуста. (2 ч.) 

Вводное слово учителя.

Называть виды капусты; отвечать на вопросы по содержанию текста; называть части капусты; исследовать капусту в разрезе; рассказывать о размножении капусты; проводить опыты с цветной капустой.

30, 31. Горох. (2 ч.) 

Вводное слово учителя.

Рассказывать о строении гороха; рассказывать о строении семени гороха; объяснять, почему горох обладает взрывной силой; определять, что горох является холодостойким растением; проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.

32, 33. Грибы. (2 ч.) 

Вводное слово учителя. Называть части гриба; называть виды грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибы-невидимки; проводить опыт по выращиванию плесени; называть грибы-паразиты.

34. Творческая работа. (1ч.) Представление творческого проекта.

                                Планируемые мероприятия

№ п/п

Название мероприятия

Форма мероприятия

«Осенние страницы» (возможны другие варианты)

тематический конкурс чтецов

«Заседание Учёного совета лексикографов»

ролевая игра

«Аукцион вопросов и ответов»

игра-состязание

«Мои достижения»

портфолио-отчёт (портфолио достижений)

Формы и виды контроля

          Контроль проводится в течение четверти. Он информирует учащихся, насколько правильно они выполняют задания в период изучения материала, так же информирует учителей о прогрессе учащихся для коррекции прогресса преподавания.

Роль ученика:

-активное участие в обучении;

-понимание критериев оценивания /дескрипторов; самооценивание/ взаимооценивание.

Роль учителя:

-четкое формулирование критериев оценивания в соответствии с целями обучения;

-составление заданий в соответствии с целями обучения и критериями оценивания;

-разработка дескрипторов с заданиями;

-обеспечение учащихся эффективной обратной связью;

-корректировка процесса преподавания и оценивания.

Формы проведения:

-индивидуальная;

-в парах;

-в группах;

-в группах сменного состава.

            В педагогической науке выделяются следующие виды контроля:

- текущий,

- периодический,

- итоговый.

Текущий контроль+ формативное оценивание

Периодический контроль+ суммативное оценивание

Итоговый контроль+ суммативное оценивание

Формы контроля:

По способу предъявления- письменный, устный.

По числу проверяемых- индивидуальный, групповой, фронтальный.

По месту проведения – в классе, дома.

По степени дифференцируемости оценки – дифференцируемый или не дифференцируемый.

По объему контролируемого материала- итоговый или промежуточный.

По характеру предъявляемых заданий- вопросы, схемы, таблицы, работа с печатными средствами, работа над ошибками.

Материально-техническое обеспечение

Литература для учащихся

  1. Патрикеева И.Д., Панкова О.Б. Рабочая тетрадь «Функциональная грамотность». Тренажер для школьников: 1-4 классы. - МЦ «Глобус», 2023год.

Литература для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная начальная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 1-4 классы.— М.: Просвещение, 2013.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  2. Функциональная грамотность, справочная литература http://www.slovari.ru
  3. Библиотека http://lib.ru
  4. Википедия https://ru.wikipedia.org
  5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru
  6. Лаборатория функциональной грамотности:

 https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...