Обобщение опыта по теме ВПР по математике: методические рекомендации
статья (4 класс)

Гераськина Татьяна Анатольевна

Методические рекомендации помогут учителю планомерно подготовить обучающихся 4 классов к успешному написанию ВПР по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВПР по математике: дидактические подходы и методические рекомендации

 Анализируя результаты работ ВПР по математике за предыдущие годы, существуют проблемы подготовки учащихся в части формирования таких предметных результатов по математике:

- умения выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями

- умения соотносить величины(час – минута, минута – секунда) и применять в решении задач;

- умения устанавливать зависимость между числами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- умения интерпретировать информацию, заданную в таблице, схеме, диаграмме

Поэтому в процессе обучения математике в начальной школе надо обратить особое внимание на изучение следующих разделов содержания курса: «Величины», «Арифметические действия», «Арифметические задачи».

Задания 1-3 в ВПР простые, направленные на проверку вычислительных навыков.  Приемы вычислений отрабатываются на каждом уроке в устном счёте.

1) Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач

Прием «Блиц-турнир»

2)  Нахождение ошибок  в вычислениях, почему допущены такие ошибки? (нарушил порядок действия, не знает таблицы умножения)

3)Предлагаю практические задания и задания, связанные с повседневной жизнью, требующие выполнения сложения и вычитания величин

-использование ролевых игр, моделирование жизненных ситуаций « В магазине», «В Кафе» Например:

4)  Обратить особое внимание на сложение и вычитание единиц времени. Основные трудности вызывают задачи на определение начала и конца событийЭта работа хорошо проходит в парах. Предлагается из нескольких моделей выбрать  ту, которая подходит к задаче

Задача: Во сколько начались занятия спортивной секции, если они длились 1 час 30 минут и закончились в 17 часов 15 минут?

Х+1час30мин=17ч15 мин       17 ч 15 мин-Х=1ч15 мин  

17ч15 мин-Х=1ч30мин             17ч15 мин – 1ч30мин=Х

5) Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием №5 Оно состоит из двух пунктов.  Пункт 1 связан с вычисление периметра, площади прямоугольника и квадрата по готовому чертежу.

Пункт 2 задания5 предполагает построение геометрических фигур с заданными измерениями.

Практика показывает, что данный материал является одним из трудных в изучении разделов начального курса математики. Поэтому на уроках предлагаю учащимся разнообразные формулировки заданий на действия с величинами. Например:

Начерти прямоугольник с таким же периметром, но с другими длинами сторон, каждая из которых больше 1 см.

  • На клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображена фигура. Изобрази на рисунке прямоугольник площадью 8 см2 так, чтобы он весь был частью данной фигуры.

На разных этапах урока обучающимся предлагаю следующие задания: Задания для устного счета.

  1. Вставьте в окошко число: 8 м= …дм, 2ч 15 мин = …мин
  2. Запишите величины в порядке уменьшения (увеличения):
  3. 5085 см, 5085 дм, 5085 км, 5085 м.
  4. Составь по правилу столбики для величин: 9 км 1 сут 80 кг
  5. Выбери единицы массы (времени, длины, площади): 5 дм, 1 т, 9 ч, 100 кг
  6. Какая величина лишняя? 3080 см, 5407 км, 4078 кг, 19063 м
  7. Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм
  8. Задачи на построение (Методический кейс «Задачи на построение»)

4) Работа над формированием у младших школьников общего умения решать задачи (анализ текста, моделирование условия, планирование решения, запись решения и ответа задачи). Существует огромное количество приемов. Например:

а) Приём «Составление краткой записи» - использую на уроках разный вид краткой записи ( рисунок, чертёж, схема, словесная краткая запись, таблица)

Особое внимание на запись данных в таблицу. Она помогает построить план  решения. (отданных к вопросу или от вопроса к данным) Например, как можно построить работу над задачей

Масса винограда в 1 коробке

Количество коробок

Общая масса

Черный виноград

9 кг

16 коробок

?           ?

Зеленый виноград

8 кг

?

Приемы:

-Заполни таблицу по условию задачи

 -составить задачу по готовой таблице

- подписать шапку к заполненной таблице

-Проверь, правильно ли заполнена таблица

б) Приём «Множественного выбора»Например,  

выбрать к задаче числовое выражение из предложенных;

 выбрать схему, подходящую к условию задачи;

выбрать правильно заполненную таблицу по условию задачи

в) Задача с несколькими решениями. Выбор правильного или рационального решения

5) Обратить внимание на усвоение младшими школьниками алгоритмов письменных вычислений (сложение, вычитание, умножение и деление), используя продуктивные задания, работать на понимание и усвоение учащимися каждого шага данных алгоритмов.

Приемы:

-Найди ошибку

-Интересны и полезны для развития мышления детей, включенные в учебник арифметические ребусы-задания, в которых требуется восстановить пропущенные цифры.

-Проверка вычислений обратными действиями

Умение «читать» таблицы, получать из них информацию является универсальным действием, необходимым  как для решения учебных задач, так и в повседневных, бытовых ситуациях

6) Использовать на уроках и во внеурочной деятельности разные способы представления информации: текст, таблица, схема. Предлагать учащимся задания, связанные с переводом информации из одной формы в другую.

  • Хватит ли Жене на покупку билетов в кино в понедельник, если ему нужно купить билеты себе, маме и другу Васе, а у него есть 400 рублей?
  • Сколько денег останется у Жени?
  • Сколько денег нужно взять с собой, чтобы Маша могла пойти с мамой в кино в среду?
  • В какой день могут пойти в кино Миша и Саша, если у них есть на двоих 300 рублей?
  • Аня утверждает, что детский билет в среду стоит 150 рублей. Права ли Аня и почему?
  •  У Вити есть 200 рублей. Он сказал, что ему хватит денег на кино, если он с другом пойдёт смотреть его в понедельник. Прав ли Витя? А если Витя пойдёт в кино с мамой, хватит ли ему денег?

а) Прочитай текст и выполни задание по плану.

 У бабушки на даче 3 цветочные клумбы. Площадь первой клумбы - 3 м², а ширина 1м. Длина второй клумбы-2 м, а ширина-1 м. Площадь третьей клумбы-4 м², а длина 2 м².

План. 1) Подчеркни синим карандашом то, что известно о 1 клумбе.

2) Подчеркни зеленым карандашом, что известно о 2 клумбе.

3) Подчеркни красным карандашом, что известно о 3 клумбе.

4) Заполни таблицу

Клумба

Длина

Ширина

Площадь

5) Какая клумба по площади больше? Какая меньше?

6) Какая клумба по длине больше остальных?

в) Найди информацию и ответь на вопросы:

Петя ездил к бабушке в гости. Рассмотри билет и ответь на вопросы.

1) Какого числа Петя ездил к бабушке?

 2) В какое время отправлялся поезд?

3) Во сколько он прибыл?

 4) Сколько стоил билет?

5) В какой город он ездил?

6) Если обратно он поедет в 18:30, то, во сколько он приедет домой?

Картинки по запросу картинки билет на поезд

7) В курсе  внеурочной деятельности  мы с детьми выполняем задания  на развитие математических способностей, геометрических и пространственных представлений, решение нестандартных задач.

Математика – один из главных предметов в начальной школе, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...

Обобщение опыта по теме: "Развитие логического мышления на уроках математики"

Данный материал содержит ряд заданий на развитие логического мышления у детей на уроках математики....

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме

Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших  школьников на уроках  математики". Также даётся конспект урока по данной теме...