«Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ»
статья

Говорина Елена Михайловна

 Направление деятельности школьной психолого-педагогической службы, в  условиях реализации ФГОС включают: сопровождение обучающихся, просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. Диагностика школьников на этапе поступления в школу и мониторинг формирования «умения учиться» у первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_raboty_po_psihologo.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ»

 Учитель-дефектолог: Говорина Е.М.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №6»

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления работы по психоло- го-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, психолого- педагогическое сопровождение, школьная адаптация.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на интеграцию детей с огра- ниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) в массовую школу. Независимо от социального положения, физических и умственных способно- стей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образова- тельного учреждения представляется практически невозможной без специ- ального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного про- цесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.

Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получения качественно- го образования детьми в условиях общеобразовательного учреждения.

Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:

  • координация деятельности педагогов и специалистов образовательно- го учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;
  • психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);
  • создание оптимального уровня психологического комфорта в образо- вательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов, роди- телей.

Направление деятельности школьной психолого-педагогической службы, в  условиях реализации ФГОС включают:

  • сопровождение обучающихся.

Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим ас- пектам новых образовательных стандартов. Диагностика школьников на этапе поступления в школу и мониторинг формирования «умения учиться» у пер- воклассников.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осу- ществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической ко- миссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразователь- ной школе:

  • на них составляется индивидуальный маршрут развития ребенка;

-с ними организуются коррекционно-развивающие занятия по допол- нительным программам: «Развитие высших психических функций у детей с ОВЗ».

  • проводятся тренинговые занятия с обучающимися, направленные на личностное развитие, на развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
  • выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предо- ставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности обучения.
  • психологическая поддержка педагогов в сложной ситуации, связанной с коренными изменениями в организации учебно-воспитательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.

Деятельность психолого-педагогической службы школы выстроена в соответствии со следующими этапами:

I этап психолого-педагогического сопровождения оценка исход- ного уровня сформированности универсальных учебных действий у де- тей при поступлении в школу. В рамках этого этапа проводится психолого- педагогическая диагностика, направленная на определение готовности ре- бенка к обучению в школе и оценку сформированности универсальных учеб- ных действий учащихся. Используются адаптированные диагностические материалы для школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития, легкой и умеренной умственной отсталостью) - пакет диагностических методик, необходимый для работы дефектолога в образовательных учреждениях.

На каждого обучающегося с ОВЗ заполняется и ведется в течение всего времени обучения лист наблюдения, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован «сам по себе», отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка, по- этому целью психологической работы с родителями в нашей школе, стано- вится создание условий для социальной адаптации семей с «особым» ребенком.

Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с роди- телями в нашей школе являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-тренингах ро- дители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях разви- тия ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мо- тивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую под- держку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формиру- ется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, рас- крываются новые ресурсы.

На II этапе содержанием психолого-педагогической работы является первичная адаптация детей к школе, обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД. (с сентября по декабрь). Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в дошкольном учреждении является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально- психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуве- ренность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Психолого-педагогическая поддержка школьников проводится психо- логом во внеурочное время за счет часов внеурочной деятельности, один раз в неделю. В период адаптации работа ведется по программе, разработанной психологами, «Я познаю этот мир» (составитель Рудякова О.Н.).

Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобран- ные и проводимые в определенной логике, они помогают детям быстрее  узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формируют у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказывают помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируются внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка, познавательные действия, необходимые для успешного обучения в начальной школе.

Психическое и физическое здоровье ребенка-инвалида и с ОВЗ силь- нейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное при- влечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными воз- можностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.

На III этапе – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации:

•        проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

•        выявление детей с ОВЗ в ОУ, осуществление психолого-медико- социального сопровождения.

•        индивидуальные и групповые консультации и просвещение родителей по результатам диагностики.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полуго- дия 1-го класса по программе: «Социально-психологическая адаптация пер- воклассников». Эта программа способствует формированию жизненно необ- ходимых навыков, что позволит избежать дезадаптацию и снизить ее риск.

Реализация комплекса мер по психолого-педагогическому сопровожде- нию обучающихся осуществляется следующими специалистами:

-        администрация школы – директор и заместитель директора: организуют необходимую материально-техническую и нормативно-правовую базу, обеспечивают методическое оснащение процесса сопровождения, координируют и контролируют работу всех специалистов сопровождения.

-        педагог-психолог проводит углубленную диагностику психической сферы (памяти, внимания, воображения, мышления, речевого развития), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер, а также диагностику межличностных взаимоотношений. Составляет рекомендации педагогам и родителям по коррекции нарушений развития детей, участвует в разработке специальных индивидуальных программ развития. Отслеживает динамику развития обучающихся. На основе результатов диагностики, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, а также актуальных проблем составляет и реализует программу коррекционной работы с каждым классом на текущий учебный год.

-  учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование школьников с целью определения уровня готовности к школьному обучению и в дальнейшем осуществляется динамическое наблюдение их обучаемости. В случае неуспеваемости, представление их на ПМПК для определения дальнейшего маршрута обучения и по рекомендациям ПМПК зачисление в группу для проведения коррекционно-развивающих занятий.

-        учитель-логопед проводит логопедическое обследование детей, выявляя речевые нарушения для выявления обучающихся, нуждающихся в оказании логопедической помощи. Ведёт работу по коррекции речевого развития детей во взаимодействии с педагогами и родителями.

-        социальный педагог участвует в изучении обучающихся и их семей, в составлении специальных индивидуальных программ развития, индивидуальных программ реабилитации и сопровождения «трудных подростков», семей, находящихся в социально-опасном положении, осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся, изучает социально-педагогические особенности личности и окружающей еѐ микросреды, условия жизни, организует различные виды социально важной деятельности обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных акций, программ и проектов, участвует в их разработке, утверждении и реализации, способствует социализации, формированию общей культуры личности ребенка, контролирует успешность освоения предметных коррекционно- развивающих программ.

На IV этапе – обеспечивается контроль динамики результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий;

-        коррекционная и развивающая работа с детьми с ОВЗ, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий.

 

Он рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуально- психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.

Таким образом, основные принципы психолого-педагогического со-провождения:

-        рекомендательный характер советов сопровождающего;

-        приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения;

-        мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения в нашем учреждении – обеспечение наилучших условий для обучения, развития, воспитания и адаптации ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности. Данная цель достигается путем создания условий для развития не только определенных личностных качеств (коммуникабельность, социально- психологическая умелость, ответственность, активность), но и личностных установок, адекватных требованиям общества, потребностям каждого конкретного человека и способных обеспечить достойное качество жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: мето- дические рекомендации. – Москва: Издательский дом «Новый учебник», 2005. – (Библио- тека федеральной программы развития образования).

2.        Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – Москва: Аркти, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика ученицы, обучающейся по специальной индивидуальной программе развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Конспект психолого-педагогического занятия с обучающимися 10-12 лет с умеренной умственной отсталостью тема: «Капель сотрудничества».

Цель: Способствовать развитию навыков межличностных отношений и социального доверия.Задачи:1.Содействовать проявлению внимания к сверстникам, повышению уровня личной значимости в классе, умению сотруд...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Психолого-педагогическая карта для обучающихся, испытывающих затруднение в обучении 1 - 4 класс

Данная карта позволит педагогу увидеть динамику продвижения ребенка, испытывающего затруднение в обучении. можно использовать при подготовке документов на ПМПК....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...