Специальная индивидуальная прграмма развития (СИПР)
рабочая программа

Говорина Елена Михайловна

Данная специальная индивидуальная программа развития (СИПР) позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий её состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к её индивидуальным возможностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr.docx61.8 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНА                            

председатель психолого-медико-педагогического консилиума

 

Протокол №___от

«___»  ______  20____ г.      


УТВЕРЖДЕНА                                  

Директор                          

Приказ от «___» _____ 20____ г. № _____

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

 учащегося   4 «Б»  класса

 Гульковой Александры Денисовны

(фамилия, имя, отчество)

Сроки реализации: 2019- 2020 учебный год

                         Структура СИПР

 1. Общие сведения о ребёнке.

2.  Характеристика обучающейся

3. Индивидуальный учебный план..

4. Содержание образования.

4.1. Содержание учебных предметов.

5. Программа сотрудничества с семьей.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

7. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.                                                                                                                                                              8. Необходимые технические средства и дидактических материалов.                                                                     9. Средства мониторинга и оценки динамики развития.

1. Общие сведения о ребенке.

Ф.И.О.     Гулькова Александра Денисовна                       

Сведения о ребёнке 15 лет  (03.11.2003 г.)                                     

Домашний адрес    г.Тулун ул.Жданова                   

Сведения о родителях:

Мать    Рубан Оксана Николаевна

Отец   ---------------     

Год обучения в МБОУ «СОШ №6»: 4

Ступень обучения: 4

Группа (особые потребности): 1
       

Заключение ПМПК по результатам обследования ПМПК, установлен статус ребёнка ОВЗ, выявлены трудности  в обучении, обусловленные, интеллектуальными нарушениями  МКБ 10 F73.04 ( умственная отсталость глубокая )

2.  Характеристика обучающейся.  

 Обучается в школе 4-ый год по специальной индивидуальной программе развития, составленной на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Семья неполная, состоит из 3-х человек. Мама – находится в отпуске по уходу з ребёнком.   Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире. Члены семьи доброжелательно относится к девочке. Мама заинтересована в успешном развитии ребенка, много времени уделяют занятиям с ребенком дома. Саша крупного телосложения, со спокойной мимикой лица, доброжелательным взглядом, с характерными особенностями ребёнка Дауна. В контакт вступает избирательно, по настроению. Эмоциональная заинтересованность   к получению знаний недостаточная, эпизодическая.  Работоспособность снижена, иногда отказывается от выполнения заданий. Словесные инструкции понимает недостаточно, требуются показ, либо действия «рука в руке». Действия нецеленаправленные, предпочитает выполнять действия, связанные с перекладыванием предметов или другие подобные. Есть нарушения общей координации движений, не развита мелкая моторика пальцев. Представления об окружающем мире сформированы крайне слабо. Знает своё имя, не знает возраст. Навыками самообслуживания владеет слабо.  Саша недостаточно хорошо понимает обращённую речь, требуется показ-образец. В речи присутствуют лепетные, некоторые понятные и непонятные звукоподражания, отрывки слов, некоторые обиходные слова, имена родных, животных.

 Узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, может назвать некоторые из них. Не договаривая окончания или наоборот выпуская первые слоги. Действия предметов сама не понимает, нужны разъяснения. Мыслительные операции сформированы  слабо. Объём внимания низкий. Быстро утомляется, отвлекается, неусидчива, бывает упряма.                                                  Элементарными математическими навыками владеет незначительно. Различает величину предметов: большой, маленький; геометрические фигуры: круг, квадрат.  Почтовый ящик собирает методом проб и ошибок. Временные понятия сформированы на наглядном материале.

Любит играть с мячом.  

Требуется постоянный контроль со стороны взрослого.                                                                 Испытывает трудности  в звукопроизносительной  стороне речи, в развитии мыслительных операций и всех психических процессов.

3. Индивидуальный учебный план.

 

 Предметы

         I

          II

          III

          IV

  Речь и альтернативная коммуникация

16

16

22

13

   Математические представления

16

16

22

14

  Окружающий природный мир

4

4

5

4

Человек

4

5

6

4

Окружающий социальный мир

4

4

5

4

Музыка и движение

4

4

5

4

Изобразительная  деятельность

4

4

5

4

  Адаптивная физкультура

4

4

5

3

 Предметно -практические действия

8

8

10

7

Сенсорное развитие

8

8

10

7

3.1. Режим посещения : (обучение на дому)

3.2.   Расписание индивидуальных занятий со специалистами (указать дни и время):

Предмет

Кол.часов

Понедельник

Четверг

Речь и альтернативная коммуникация

2

13.00-13.40

                13.00-13.40  

Математические представления

2

13.45 -14.25

13.45 -14.25

Окружающий природный мир

0,5

14.30-15.10                           (1,3 неделя)

Человек

0,5

14.30-15.10                           (1,3 неделя)

Окружающий социальный мир

0,5

14.30-15.10                           (1,3 неделя)

Музыка и движение

0, 5

 

 15.15- 15.55                                     (1, 3 неделя)

Изобразительная деятельность

0, 5

14.30-15.10                           (1,3 неделя)

Адаптивная физкультура

0, 5

  15.15- 15.55                                     (2, 4 неделя)

Предметно -практические действия

1

        15.15- 15.55

 

Сенсорное развитие

1

 

 16.00- 16.40

 

*Учебные предметы: Окружающий природный мир, Человек, Окружающий социальный мир, Музыка и движение, Изобразительная деятельность, Адаптивная физкультура,  на которые отведены 0,5 часа проводятся один раз в две недели, т.е 1 урок (40минут).  

4. Содержание образования.

4.1. Содержание учебных предметов.

 Базовые учебные действия:

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

- направленность взгляда:

- на говорящего взрослого

 на задание

- выполнение инструкций педагога:

«Возьми»

 «Посмотри на меня»

 «Покажи»

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение действия

по подражанию

по образцу

по инструкции

- выполнение задания от начала до конца

 Программы учебных предметов и коррекционных занятий (Приложение к СИПР)

Содержание

1 полугодие

2

полугодие

Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

- обращение по имени к собеседнику

- приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

жестом (помахать рукой из стороны в сторону)

словом «Привет»

Поддержание контакта

- выражение своих желаний («Дай»)

- выражение просьбы о помощи  («Помоги»)

- выражение согласия:

жестом (кивок головы)

словом («Да»)

- выражение несогласия:

жестом (покачать головой из стороны в сторону)

словом («Нет»)

Завершение контакта

- прощание с собеседником:

жестом (помахать рукой)

 словом  («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

  • понимание имен:

педагогов занимающихся с ребенком

членов семьи

  • понимание названий предметов по темам: «Семья» «Игрушки» «Овощи» «Фрукты» «Одежда»

  • понимание названий действий

  • понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит и др.)

Экспрессивная речь

  • употребление отдельных звуков (а, у и др.)

  • употребление звукоподражаний животным

  • употребление простых слов ( дай и др.)

  • называние своего имени

  • употребление простых просьб («Оля, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

  • нахождение одинаковых объектов:

предметов

изображений

  • различение множеств

один

много

пусто

Пространственные представления

  • составление упорядоченного ряда из однородных предметов

  • составление предмета (изображения):

из 2-х частей

из 3-х частей

Представления о цвете

  • различение цвета предмета:

красный

желтый

зеленый

синий

  • группировка предметов по цвету

Представления о форме

  • группировка предметов по форме

  • соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

 Представления о величине

  • группировка предметов по величине

 Окружающий природный мир

 Животный мир

  • различение диких животных:

лиса

заяц                                                                                      

волк

медведь

различение домашних животных:

корова

свинья

лошадь                                                                            

кот

собака

 

Растительный мир

  • различение отдельных фруктов:

яблоко

груша

банан

лимон

апельсин

 

  • различение отдельных овощей:

помидор

огурец

капуста

морковь

 

Человек

 

Самообслуживание

Прием пищи

  • еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

  • снятие отдельных предметов одежды:

свитер

футболка

  • расстегивание:

молнии

кнопок

 

Одевание

  • застегивание:

липучек

кнопок

        

пуговиц

молнии

 

Туалет

 

  • сообщение о желании сходить в туалет

Гигиена тела

Уход за полостью рта

  • чистка зубов

 

  • полоскание полости рта

  • соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:

открывание тюбика с зубной пастой

намачивание щетки

выдавливание зубной пасты на зубную щетку

чистка зубов

полоскание рта

закрывание тюбика с зубной пастой

 

Уход за волосами

  • расчесывание волос

Представление о себе

  • различение частей тела:

рука

нога

туловище

живот

голова

шея

волосы

уши

 

  • различение частей лица:

нос

рот

глаза

брови

зубы

язык

 

Окружающий социальный мир

  • узнавание предметов одежды:

куртка

брюки

шапка

шарф

свитер

футболка

 

  • узнавание предметов обуви:

сапоги

ботинки

кроссовки

тапки

сандалии

 

  • узнавание предметов мебели:

стол

стул

шкаф

кровать

диван

 

  • узнавание учебных принадлежностей:

кисточка

краски

карандаши

пластилин

бумага

ножницы

 

 

 

  • узнавание предметов посуды:

кружка

тарелка

ложка

вилка

нож

кастрюля

чайник

 

  • узнавание предметов бытовой техники:

телевизор

утюг

холодильник

компьютер

 

Музыка и движение

  • узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

барабан

маракас

бубенцы

бубен

 

  • различение музыкальных инструментов, контрастных по звучанию:

барабан – маракас

барабан – бубенцы

барабан – бубен

маракас – бубенцы

маракас – бубен

 

  • различение тихого и громкого звучания музыки

Движение под музыку

  • выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

топанье

хлопанье

покачивание с одной ноги на другую

прыганье

кружение

приседание

 

  • соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

  • ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

соблюдение последовательности действий при работе с красками:

опускание кисти в баночку с водой

снятие лишней воды с кисти

опускание ворса кисти в краску

снятие лишней краски о край баночки

рисование на листе бумаги

опускание кисти в воду и т.д

 

Рисование основных элементов

  • рисование точек

  • соединение точек

  • рисование линий

вертикальных

горизонтальных

Предметное рисование

  • рисование контура предмета:

по контурным линиям

по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

  • закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

  • разминание материала

Деление на части

  • отрывание куска материала от целого куска

  • откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

  • катание шарика

  • катание колбаски

  • выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

  • сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

  • сминание бумаги

  • разрывание бумаги

Работа с клеем

  • намазывание всей поверхности клеем

Составление аппликации

  • сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физкультура

Физическая подготовка

  • ходьба  

  • бег  

Общеразвивающие упражнения

  • вдох и выдох через рот

  • вдох и выдох через нос

  • сжимание и разжимание кистей рук

  • круговые движения кистью

  • движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

  • круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

  • наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения

  • наклоны и повороты туловища  

  • наклоны туловища вперед, назад, в стороны

  • ходьба с высоким подниманием колен вверх

  • полуприсед

  • поднимание на носках в положении «стоя»

  • прыжки на двух ногах:

  • ходьба по кругу, взявшись за руки

  • броски мяча двумя руками:

 

  • ловля мяча двумя руками

Санки

  • передвижение санок за веревку

  • сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения

  • удержание равновесия при спуске санок с горы

  • подъем после падения с санок

Спортивные и подвижные игры

  • соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

-соблюдение правил игры «Строим дом»:

- соблюдение очередности при переносе модулей

-составление «башни»

Предметно-практические действия

Действия с материалами

  • разминание материала (тесто, пластилин)

  • сминание материала (бумага)

  • разрывание материала (бумага)

  • переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую

пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую

наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити)

Действия с предметами

  • сжимание предмета:

мокрая губка

прищепка

 

- нанизывание предметов на нить

  • вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия)

  • вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)

  • закрывание предмета:

коробок

банок (с капроновыми крышками)

Альтернативная коммуникация

- адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновение человека

- адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию человека  

- адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания

- использование изображения (фотография, картинка, пиктограмма) как средства коммуникации

6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

Учитель-дефектолог

 7. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Знакомство и обучение родителей  об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка оказания психолого-педагогической помощи  детям с проблемами в развитии.

Консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях», «Использование метода базальной стимуляции в работе с ребенком», «Особенности  развития ребенка»

 

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

 Участие родителей в разработке СИПР. Посещение родителями уроков/занятий.

 Консультирование.

родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях.

Выбор единых подходов и приемов работы.

Домашнее визитирование

 

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

Привлечение к оказанию помощи в решении   вопросов организации обучения.

Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания ребёнка, информация о результатах обучения

 

 

 8. Необходимые технические средства и дидактические материалы.

Средства обучения, используемые на уроке:  

наглядные, ТСО, дополнительные пособия:

- строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);

- наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;

- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

- наборы палочек; магнитные доски;

- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

- наборы геометрических фигур; штампы, трафареты;

- пуговицы разного размера и различных цветов;

- природный материал: ракушки, камушки, шишки;

- муляжи овощей и фруктов;

- материал для лепки: тесто, пластилин;

- палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;

- наборы карандашей, фломастеров, мелков;

- трафареты;

- детские музыкальные инструменты;

- дидактические игры по темам;

- настольно-печатные игры

Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.

 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

В течение года мониторинг динамики обучения ребенка ведется посредством структурированного наблюдения. По итогам психолого-педагогической диагностики в середине и в конце учебного года педагогом, работающим с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего дается оценка эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.

Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

-выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Динамика состояния ребёнка:

Результативность обучения (на конец учебного года) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-дефектолог: Говорина  Е.М.        /ФИО  

 

Родители:_ _Рубан О.Н.______/ФИО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА (ОВЗ)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)ОБУЧАЮЩЕГОСЯ   3   КЛАССА...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.2

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...