О развитии функциональной грамотности младших школьников на уроках математики
учебно-методический материал

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Математическая грамотность - это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять математику для решения проблем реального мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funk.odt27.2 КБ

Предварительный просмотр:

О развитии функциональной грамотности

младших школьников на уроках математики

           Всем известно, что современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре. Важными являются  ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности. Мы должны воспитать всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. Поэтому формирование функциональной грамотности у учащихся становится  важной целью для любого педагога. На уроках математики чаще, чем на других уроках, учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

                Математическая грамотность - это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять математику для решения проблем реального мира. Учащиеся часто испытывают затруднения, связанные с чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Часто ребят пугает большое количество данных и большой объём текста. Включаю в уроки нестандартные задания, тексты, организуя с учащимися различные проекты, так решаю проблему формирования математической функциональной грамотности. Участие в проектной деятельности  мотивирует и учит ребёнка работать с информацией, представленной в разных  источниках, жизненными задачами, переводить их на математический язык и интерпретировать данные.  Преимущество проектной деятельности в том, что большая часть работы происходит вне урока, в самостоятельной  деятельности ученика во внеурочной деятельности. Это позволяет меньше времени тратить на уроке на решение подобных задач. Но  все результаты проектной деятельности нужно представить в классе.

На уроках математики часто использую нестандартные задачи. Типы рассматриваемых задач: межпредметные, практико-ориентированные, ситуационные.

 Оцениваю активную работу учащихся, отмечаю учащихся, решивших сложные задачи, высказавших свои идеи. Так  на уроках математики, можно организовать работу с учащимися по формированию их функциональной грамотности. Функциональная грамотность — это основа жизненной и профессиональной успешности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прект "Активизация познавательнойй деятельности и развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики"

Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности  являются  объективными  условиями сознательного  и прочного усвоения школьниками  знаний, умений и навыко...

Развитие мышления младших школьников на уроках математики через использование активных форм работы

Работа о системе активных методов обучения, направленных на развитие мышления младших школьников на уроках математики...

Выступление на М.О. по теме" Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках математики"

Стать самостоятельным это объективная необходимость  и потребность ребёнка....

Развитие мышления младших школьников на уроках математики

В статье приведены примерные задания по развитию мышления на уроках математики....

Развитие познавательных процессов школьников на уроках математики

Развитие познавательных процессов школьников на уроках математики...

Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики

Игровые технологии,  как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики...

«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках окружающего мира»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней....