Выступление на РМО "ФГОС нового образца: какой будет школа в 2021 году?" 2021-2022
материал

Муленкова Ирина Анатольевна

Из опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_fgos.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Муленковой И.А.

                     ФГОС нового образца: какой будет школа в 2021 году?

                                  Что такое ФГОС третьего поколения?

ФГОС представляет собой перечень сведений, необходимых для составления учебной программы конкретной школы. Он унифицирует образовательную систему во всей стране, задаёт обязательные нормативы. И всё-таки главная цель ФГОС – школьники и комфортность их обучения в любой школе стране, независимо от её расположения. 

Иными словами, ФГОС стремится к созданию единого образовательного пространства.

На основе рекомендаций ФГОС составляют учебники и учебно-методические пособия для учителей, задания для итоговой аттестации школьников. А ещё именно ФГОС становится мерилом школьного времени: по стандарту решают, сколько времени нужно уделить определённому учебном предмету. 

Стандарт закладывает преемственность ступеней образования. На каждой из них ученик должен получить те знания, которые станут основой его обучения на следующем этапе. В общем, без освоенного курса начальной школы в 5 классе ученик не справится. Кроме того, именно ФГОС разъясняет, что получит ученик, освоив ту или иную ступень образования.

Образовательные учреждения должны следовать ФГОС на всех уровнях образования, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Такая обязанность есть у всех учебных заведений, как государственных, так и нет, ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

У всех ступеней образования есть свои стандарты. В школе ориентируются на следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Найти их можно на официальном сайте.

Зачем нужны новые версии ФГОС

ФГОСы, которые появились ещё в 2004 году, необходимо обновлять. Изменения фиксируют и перемены в обществе, притом не только внутри института образования. 

ФГОС становится зеркалом для социума как такового, и он должен успевать за временем.

Минпросвещения РФ постоянно мониторит ситуацию и старается максимально быстро вносить поправки в существующий стандарт. Тем не менее мгновенно подстроиться образовательная система не может: на введение нового ФГОС необходимо по крайней мере два учебных года, в течение которого нововведения тестируются и корректируются, если это необходимо.

Формулировки ФГОС модифицируется последние 20 лет, и за это время сменилось несколько поколений стандартов:

  • Первое поколение содержало конкретные требования к освоению каждой из школьных дисциплин; 
  • Второе поколение завершается выпуском детей 2020 учебного года. Оно делало акцент на как предметных, так и междисциплинарных знаниях. Именно та версия привнесла в школу проектную деятельность и повышенное внимание к информационным технологиями;
  • Новейшее, третье поколение будет отличаться от первых индивидуальным подходом и конкретизацией требований по результатам образовательного процесса.

Что есть в новых стандартах

Стандарты третьего поколения, более конкретные и чёткие, должны оптимизировать работу образовательной системы. Например, если раньше родители могли полагаться только на субъективные ощущения, сейчас они смогут наверняка понять, насколько профессионально работают учителя и есть ли в классе достаточное техническое оснащение.

Конкретизация помогает и школьникам. Теперь их учебные достижения будет проще оценивать при переходе из класса в класс.

ФГОС 2020/2021: изменения

  • Прописаны конкретные обязательства образовательных учреждений перед школьниками и их родителями.
  • Учитываются возрастные и психологические особенности развития школьников. Более сбалансированный подход должен обеспечить комфортное прохождение программы.
  • Акцент сделан на развитие soft skills, то есть междисциплинарных и коммуникационных навыков.
  • Есть чёткий перечень навыков, который должен обучиться каждый школьник в рамках дисциплины.
  • Поясняется, какой именно формат работы позволит достичь удовлетворительных результатов по освоению навыков (внеурочная деятельность, проекты и лабораторные работы).
  • Фиксируются контрольные точки, которые позволяют мониторить результаты учеников. 
  • Обозначается, какие именно темы дети должны освоить в конкретный год обучения.
  • Есть базовое содержание программы воспитания, уточняются задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

А ещё в новом ФГОСе не рекомендуют менять темы местами – раньше это позволялось.

Из чего состоит ФГОС?

Все федеральные государственные образовательные стандарты состоят из 4-х разделов:

  1. Общие положения — что включает в себя, на чём основан, на что направлен зачем создан документ и так далее.
  2. Требования к результатам освоения основных образовательных программ — какими навыками и знаниями (личностными, метапредметными, предметными) должны обладать учащиеся после прохождения обучения.
  3. Требования к структуре основных образовательных программ — цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организационный процесс.
  4. Требования к условиям реализации основных образовательных программ — о том, по каким принципам организовывать образовательную среду (кадровые, финансовые, материально-технические и прочие условия).

Как разобраться в понятиях и формулировках ФГОС?

Расскажем о некоторых понятиях, встречающихся в стандартах образования, но в которых не так просто сразу разобраться:

  • ООП — основная образовательная программа, определяющая цели, задачи, результаты, содержание и организацию образовательного процесса и реализуемая с соблюдением всех правил и нормативов.
  • Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательной организации, который описывает всю систему организации образовательной деятельности педагога в конкретном учебном заведении по конкретному учебному предмету. 
  • УУД — универсальные учебные действия; совокупность действий учащегося, которые обеспечивают его самостоятельное продолжительное развитие.
  • Вариативность образования — способность образовательной программы соответствовать требованиям и возможностям разных групп учащихся и их индивидуальным особенностям.
  • Стандартизация образования — ограничения, которые накладываются на вариативность образования для обеспечения равенства возможностей учащихся.
  • Компетенция — способность применять имеющиеся знания и навыки для решения задач.
  • Метапредметный — основанный на знаниях из разных предметных областей.

Для понимания сложных формулировок рекомендуем к прочтению книгу «Нестандартно о стандарте» издательства «Эврика».

Среди авторов книги — ректор МГПУ, психолог РГГУ и выпускающий редактор газеты «Вести образования». Они перевели ФГОС на человеческий язык:

Изменения, касающиеся учителей

Какие изменения ожидают учителей? Для преподавательского состава тоже есть некоторые нововведения. Первое – повышение профессиональной квалификации. Теперь педагоги должны будут доказывать компетенцию, причем Министерством просвещения готовится единая стандартная модель, включающая пять отдельных блоков: методический, стажировочный, предметный, воспитательный и психолого-педагогический.

На полноценное подтверждение классификации будет отводиться не менее 144-х часов.

Второе нововведение – программа под названием «Земский учитель». Этот проект реализуется в целях обеспечения педагогами школ в сельских или отдаленных местностях Российской Федерации. Все желающие учителя, соответствующие определенным требованиям, смогут подавать заявки на официальном сайте программы (он должен в скором времени заработать). Помимо предоставления вакансий в образовательных учреждениях полагаются денежные выплаты в размере 1 миллиона рублей, а для территорий Дальнего Востока – до двух миллионов.

На некоторые особо востребованные и престижные должности могут объявляться конкурсы, по итогам которых до 15-го мая определятся победители. В срок до двадцатого июля 2020-го года школы должны заключать с выбранными педагогами трудовые договоры. А до начала декабря все переехавшие в сельские местности учителя получат гарантированные государством выплаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" Технология (2021-2022 уч г)

Планирование составлено на основе:авторской программы  Е. А. Лутцевой «Технология»,   (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI ...

КТП 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" ИЗО (2021-2022 уч г)

Планирование составлено на основе:программы по изобразительному искусству (1-4 классы),  авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская (УМК «Начальная школа XXI века», руководитель - доктор...

Рабочая программа за 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" за 2021-2022 учебный год

Рабочая программа за 3 класс  УМК "Начальная школа 21 века" за 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа УМК "Школа России" 1 класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год. УМК "Школа России" 1 класс...