Опыт развития исторической памяти учащихся начальной школы через социальное партнерство с детской библиотекой Охинского района Сахалинской области.
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_razvitiya.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО С ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ ОХИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Абрамова Татьяна Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Охи имени кавалера Мужества Алексея Викторовича Беляева

Проблема развития исторической памяти – одна из самых востребованных в современном гуманитарном знании. Она привлекает внимание ученых разных специальностей, в том числе педагогов.

Память – это непрерывный ход мыслей, и она сохраняется только в сознании той группы, которая ее поддерживает. Забвение событий и фигур вызвано не антипатией, отвращением или безразличием, а исчезновением тех групп, которые хранили память о них. Другими словами, историческая память «конечна», она «умирает» с естественным уходом тех групп, которые являлись ее непосредственными или ближайшими носителями. В одно время могут существовать несколько вариантов коллективной памяти о прошлом. Это определяется одновременным существованием многих групп, и в жизни человек оказывается связанным не с одной, а многими из них.

Историческая память, несмотря на свою определенную неполноту и противоречивость, обладает большой потенциальной силой, способностью сохранять в сознании людей оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей.

Сохранение исторической памяти – это общенациональная проблема, решение которой выходит на уровень государственной политики.

Структура исторической памяти как совокупности составляющих ее элементов включает в себя знания, язык, традиции, обряды, обычаи, ритуалы, ценности, символы, устное народное творчество и социально – исторические образы

Историческая память - основа сознания общества. Без неё общество было бы лишено самоопределения и самоидентификации. Основу исторической памяти человека формирует среда, в которой он живет - круг общения, система образования, средства массовой информации. Качество получаемой информации формирует нравственный облик человека и общества в целом.

Далеко не простая задача сформировать в детях основу взаимоотношений между людьми - взаимоуважение, терпимость, ответственность за свои слова и поступки, умение критически мыслить. Одним из факторов, влияющий на формирование этих качеств – положительный пример для подражания.

Историческая память в узком понимании слова, это способность общества передавать из поколения в поколение знания о событиях прошлого, о героях, традициях, опыте прошлых поколений. Гуманитарное знание определяет память как жизненный опыт конкретного человека на основе пережитых событий, выраженных эмоционально. Память позволяет нам осмысленно относиться к окружающей действительности, событиям прошлого и настоящего, саморазвиваться. Человек во многом отличается от других живых существ именно наличием памяти, возможностью анализировать события и мыслить критически. Историческая память – понятие более масштабное. Это некий коллективный опыт поколений. Он может быть опытом одной конкретной семьи, а может быть опытом целого народа.

В нынешних условиях современной России, с ее многонациональным составом населения, имеющим свои традиции и ценностные ориентиры, формирование исторической памяти – процесс не простой. Одним из способов воспитания подрастающего поколения в рамках традиционных ценностей является систематическое изучение исторических событий. В этом процессе роль педагога - огромна.

Ключевую роль в процессе формирования исторической памяти у учащихся начальной школы играет и сотрудничество с детской библиотекой.

Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

      Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.

В последнее время воспитание патриотических чувств у детей находится в центре внимания. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с модельной детской библиотекой № 13 г. Охи.

Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что они могут предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи - основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.

На библиотечных уроках у ребят формируется:

- активная жизненная позиции гражданина - патриота, гордящегося своей Родиной;

- любовь к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству. 

Основные   задачи, которые   ставим мы с библиотекарями при разработке мероприятий:

- формирование у подрастающего поколения чувство любви к Родине и гордости за свою страну, уважительное отношение к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

- знакомство обучающихся с боевыми традициями вооружённых Сил, примерами мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;

- сохранить память о коренных малочисленных народах севера, населяющих территорию нашего района;

- изучение истории и культуры родного края;

- изучение художественных произведений писателей Охинского района и Сахалинской области.

Эти задачи взаимосвязаны и реализуются только в единстве педагога, библиотекаря, семьи обучающихся.

Среди направлений, по которым в детской библиотеке ведётся работа по развитию исторической памяти, можно выделить следующие:

1. Историко-краеведческое направление  

Цель: формирование гордости за историческое прошлое своей Родины и края, уважения к российской культуре и традициям предков.

Задачи:

- формировать чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

- изучать историю своей страны, родного края.

На протяжении двух последних лет мы с ребятами посещаем модельную библиотеку № 13 во время внеурочной деятельности по курсу «Краеведение». Ребята очень многое узнали о жизни коренных малочисленных народов севера, а также провели виртуальную экскурсию по историческим и памятным местам нашего города.

2.Литературное краеведение      

Цель: знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов Охинского района и Сахалинской области.

Задачи:

- пробудить интерес к культуре родного края  

- расширить и обогатить знания школьников о родных местах.  

Формы библиотечной работы, которые используются в формировании патриотического воспитания школьников, разнообразны.  Это: громкие чтения, виртуальные экскурсии, фотовыставки, интерактивные выставки, тематические вечера, устные журналы, театрализованные   представления, беседы, и т.д.

Ребята познакомились с творчеством писателей коренных малочисленных народов севера, принимали участие в видеопоздравлении к 75-летию Сахалинского писателя-натуралиста Анатолия Михайловича Орлова.

Традиционными методами для библиотек являются:

- книжные выставки, которые позволяют познакомить читателей с военно-историческим прошлым Родины, примерами мужества сверстников. Целесообразно привлекать самих ребят к формированию таких выставок.

Например, выставка, посвященная героям Великой Отечественной войны показала высокий интерес учащихся к данной теме. В библиотеке проходила выставка рисунков «Дети и война», которая не только развивала художественно-эстетический вкус, но и вызывала чувство сопереживания.

Также ребята узнали о героическом подвиге летчика Борисе Кузьмиче Плужникове.

- Часы памяти и уроки мужества, на которые приглашаются участники войны и труда, труженики тыла, участники боевых действий. Это мероприятия, которые могут строиться по принципу воспоминаний о подвигах героев прошлых лет, а также тех, кто совершает подвиги уже в наше время. Крайне важно, чтобы младшие школьники могли равняться на своих выдающихся современников.

Особо ребятам запомнилась встреча с участником боевых действий в Чечне Набоковым Иваном Анатольевичем.

Очень актуально воспитание школьников на примере исторического опыта Великой Отечественной войны, так как неразрывно связано с изучением истории Отечества, славных страниц героического прошлого. Изучение истории способствует формированию исторической памяти. Историческая память является эмоциональным и интеллектуальным событием прошлых веков, но обращена к опыту настоящей жизни и будущему страны.

Деятельность библиотеки, направленная на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий, очень разносторонняя.

Это:

1. различные зрелищные мероприятия, направленные на вызов сильных положительных эмоций, которые способствуют закреплению интереса к теме;

2. информационно-просветительские мероприятия, заставляющие думать и анализировать;

3. игры и викторины, повышающие интерес к теме, основанные в духе соревнования;

4. дискуссии, формирующие умение обосновать свою точку зрения, выработать правильную позицию;

5. флешмобы для привлечение внимания;

6. создание арт-объекта с целью участия в деятельности, направленной на формирование патриотизма.

Всё это, в совокупности с интерактивными формами, может воспитывать и постепенно формировать модель поведения гражданина с активной жизненной позицией, а также развитие исторической памяти.

Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.

  Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики.

Вся система эффективна при непрерывном процессе на протяжении школьного обучения.

Задача педагога и сотрудников библиотеки состоит не только в том, чтобы сохранить, но и передать молодому поколению то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им.

Сегодня огромный поток информации, идущий с экранов телевизоров, из интернета вносит смуту в умы молодого поколения, способствует накоплению ненужного и вредного эмоционального опыта, «забивает» головы подростков лишней информацией. Как юному человеку разобраться в том, где - правда, а где ложь? Подобные проблемы должны быть решены в рамках образовательного процесса. И огромную роль здесь играют общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования.

Необходимо объяснять детям, что мир можно и нужно менять в лучшую сторону. Но начать каждый должен с себя, с родной семьи, со своей школы, района. Дети должны осознать, что хорошо, а что плохо, что несёт в себе добро, а что наоборот - зло и разрушение. И семья в этом процессе тоже играет огромную роль. Её уклад и традиции воспитывают нравственные качества детей, закладывают в них определенные знания, передают семейный опыт.

Совместная работа родителей, педагогов, библотекарей своим участием должны способствовать воспитанию молодых людей патриотами и защитниками своего Отечества, формировать в юных сердцах чувство любви к Родине, уважение к своим и чужим традициям и культуре. Именно эти качества пробуждают в сознании молодых людей чувство гордости и ответственности за свой народ и страну.

  1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Издательство «Питер», 2011. – 304 с.
  2. Дмитриева, М.Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества / М.Г. Дмитриева: автореф. дисс. … канд. соц. наук. Москва, 2015. – С. 12 – 13.
  3. Нефедова Г.М. Краеведческая работа библиотек Сахалинской области в новых условиях / Сахалинская областная научная библиотека. Отдел краеведения / Г.М.Нефедова – г.Южно-Сахалинск, 2006, 104 с.
  4. Новикова Т.И. Роль библиотеки в патриотическом воспитании детей и подростков: материалы науч.-практ.конференции / ОГУК «Сахалин.обл.дет.б-ка». – г.Южно-Сахалинск, 2010, 85 с.
  5. Ускова Д.А., Рязанова М.Г. Роль библиотек в сохранении и популяризации культурного наследия региона /М-во культуры и архивного дела Сахалин.области,- г.Южно-Сахалинск, 2017. – 113с.
  6. Хоменко Е.С. Библиотеки в истории Сахалинской области. / Управление культуры Сахалинской области универс.науч.б-ка – г.Южно-Сахалинск, 2009, 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов через технологию Г.Селевко.

Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И.Шамова, А.К.Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К.Сел...

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.

Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...

Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов.

Данная статья была опубликована в журнале "Известия" (2010 год). В ней учебный проэкт представлен как эффективное средство развития исследовательских умений....

Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.

Современное образование  ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. П...

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....

Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. ...

Приемы мнемотехники для развития памяти учащихся начальной школы

Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая пам...