Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов .
статья

Фомичева Ирина Арнольдовна

В статье освещены вопросы о инновационных педагогических технологиях в практике работы учителя в свете подготовки к работе по ФГОС 3 поколения .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                      Фомичева Ирина Арнольдовна

                                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                                                   ГБОУ ФМЛ №366

                                                                                        Московского района Санкт-Петербурга

Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов.

   Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие. Педагогическая деятельность должна носить творческий характер и вовлекать учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы.

Понятие «инновационная педагогическая деятельность» означает новый подход к организации учёбы и воспитания. Инновационное обучение подразумевает поиск и применение новых идей.

В своей работе учителя начальной школы используют самые разнообразные технологии :

-технология личностно-ориентированного образования

- применение современных информационных технологий(ИКТ)

- развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- проектное обучение;

- проблемное обучение

-технология игрового обучения

-здоровьесберегающие технологии

        Одним из распространённых методов в педагогической практике учителя начальной школы является метод проектов. Метод проекта подразумевает использование полученных знаний в конкретных целях для решения практической задачи. Учитель ввыступает как эксперт и организатор проектной деятельности. Данный метод учит анализировать информацию и работать в команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект).

 Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.

Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Метод творческих проектов, наряду с другими активными методами, эффективно применяется в начальных классах.

ПОРТФОЛИО.

Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути

По содержанию можно также выделить три основных типа портфолио:

  1. Портфолио документов
  2. Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика: участие  конкурсах, спортивных и художественных достижений).
  3. Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов».

Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна представлять собой интегрированный или комбинированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов).

Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

     «Портфолио» в начальной школе, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной

Исследовательская деятельность

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Родители, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом.

Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал оформляется, и ребенок готовится выступать на классном часе или на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат

Использование ИКТ

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

 Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

 Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

 Повышение эффективности урока за счет наглядности.

 Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

 Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся.

Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий...

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы.

Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы. Материал может быть использован при подготовке к урокам, выступлениям на методических объединениях школы....

Аналитический отчет "Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУГУЛЫМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МКОУ ЯДРЫШНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 АН...

«Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов»

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства  в здоровьесберегающем образовании.Одной из приоритетных задач реформирования сист...